Научная статья на тему 'Развитие критического мышления как средство формирования коммуникативных навыков на начальном этапе обучения английскому языку'

Развитие критического мышления как средство формирования коммуникативных навыков на начальном этапе обучения английскому языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2650
1994
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СТАДИЯ ВЫЗОВА / СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ / СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / РОЛЕВАЯ ИГРА / ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихалеева Элла Евгеньевна

В статье предлагается технология развития критического мышления при обучении английскому языку младших школьников. Раскрываются технологические этапы (стадии, фазы) предлагаемой технологии, используемые и возможные методические приемы и игровые методы. В приложении приведены примеры игровых приемов и стратегий. Об эффективности технологии можно судить по данным мониторинга, которые показывают, что выпускники 3-х классов достигают высокого уровня обученности английскому языку по основным видам речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления как средство формирования коммуникативных навыков на начальном этапе обучения английскому языку»

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

тика естественным образом предполагает активное формирование и реализацию УУД ученика, а УУД, их свойства и качества естественным образом определят эффективность образовательного процесса.

Литература

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2008.

2. Васильева М. В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах // Муниципаль-

ное образование: инновации и эксперимент.- 2011.— № 3.

3. Петерсон Л. Г. Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...». Просвещение непрерывной среды образования. М.: АПКиППРО, УМЦ «Школа 2000.», 2007.

4. Селевко Г. К., Марков Н. Н., Левина О. Г. Научи себя учиться. М.: Народное образование, 2001.

5. Фридман Л. М., Кулагин И. Ю. Психологический справочник учителя. М.: Просвещение, 1991.

6. Хазанкин Р. Г., Зильберберг Н. И. Зачетные уроки в процессе обучения, воспитания и развития школьников // Учитель Башкирии.— 1987.— № 2.

Шихалеева Элла Евгеньевна

учитель английского языка МБОУ СОШ № 20 г. Екатеринбург E-mail: mou202003@mail.ru

J ^

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО

ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Л__________________________________________с

Аннотация. В статье предлагается технология развития критического мышления при обучении английскому языку младших школьников. Раскрываются технологические этапы (стадии, фазы) предлагаемой технологии, используемые и возможные методические приемы и игровые методы. В приложении приведены примеры игровых приемов и стратегий. Об эффективности технологии можно судить по данным мониторинга, которые показывают, что выпускники 3-х классов достигают высокого уровня обученности английскому языку по основным видам речевой деятельности.

Ключевые слова: критическое мышление, стадия вызова, стадия осмысления, стадия рефлексии,

коммуникативные навыки, коммуникативная компетенция, методические приемы, ролевая игра, игровые приемы и стратегии.

ктуальность темы заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в младшем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормативно, мышление развивается на основном усвоении знаний, и если нет последних, то нет и основы для развития мышления, и оно не может созревать в полной мере. Распространенным явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остается невостребованным такое качество мышления как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаком его самостоятельности.

Проблема — развитие критического мышления на уроках английского языка на начальном этапе формирования коммуникативных навыков.

Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой,—учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой — всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников [2,3].

Широкие возможности в развитии логического мышления младших школьников открываются в игровой деятельности. Игра в жизни ребенка 8—9 лет все еще занимает значительное место, использование игр

22

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

на уроках приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные данные в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Более того, игры - это всегда интересно и познавательно, и они способны внести в учебный процесс стремление к знаниям и желание учиться [1]. Потребность в игре и желание играть необходимо использовать и направлять в целях решения определенных развивающих задач.

Гипотеза - процесс формирования коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения английскому языку будет эффективнее при использовании технологии развития критического мышления, чем при использовании методик, основанных на традиционных подходах [4].

Цель - формирование коммуникативных навыков на начальном этапе обучения английскому языку, используя методы и приемы технологии развития критического мышления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить методическую и теоретическую литературу по теме и опыт использования технологии развития критического мышления на уроках английского языка.

2. Изучить возможности технологии развития критического мышления как средства формирования коммуникативных навыков.

3. Апробировать существующие методы развития критического мышления детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.

4. Апробировать методику мониторинга развития критического мышления и внедрить ее для формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста на уроках английского языка.

5. Экспериментально подтвердить и обосновать эффективность применения технологии развития критического мышления для формирования коммуникативных навыков на уроках английского языка в начальной школе.

Ссылаясь на справочники и словари М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбовича, рассмотрим следующие понятия.

Процесс формирования - это длительный процесс, в ходе которого происходит овладение знаниями, умениями и навыками, изменяя психику ребенка в процессе активного воздействия.

Коммуникативные навыки - автоматизированные действия говорения, совершаемые без заметного участия сознания, рационально, достаточно быстро и правильно, без лишних затрат физической и психической энергии.

Термин «критическое мышление» известен очень давно из работ таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский. В профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мыш-

ление - отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Критическое мышление - это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что отвергнуть.

Стадия вызова. Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания по данной теме, обращаясь к их собственному опыту. На этой стадии озвучивается цель урока, учащиеся ее принимают, происходит мотивация их дальнейшей деятельности.

Стадия осмысления (или смысловая стадия). Этот этап предполагает знакомство с новой информацией. На стадии осмысления учащиеся сталкиваются с новой информацией; они пытаются решить поставленную проблему, опираясь на сведения, предоставленные учителем, текст учебника или документа. Школьники высказывают собственные идеи и аргументируют их.

Стадия рефлексии. Данная стадия включает размышления, анализ, творческую интерпретацию. На стадии рефлексии происходит корректировка взглядов учащихся на основании полученной ими новой информации, присвоение нового знания.

В процессе мониторинга использовались методы сравнения анализа деятельности учащихся и своей собственной, диагностируется развитие умений и навыков за определенный период:

• творческие работы учащихся;

• срезы знаний;

• олимпиады, конкурсы;

• тестирование;

• анкеты по определению рейтинга.

В начале исследования была проведена входная диагностика по исследуемым параметрам коммуникативных навыков:

• аудирование;

• монологическая речь;

• диалогическая речь.

Большинство авторов, такие как М. А. Ариян, Р П. Мильруд, В. М. Филатов рассматривают ролевую игру с точки зрения развития коммуникативных способностей школьника, что нашло широкое применение в практике языкового обучения [1]. В технологии развития критического мышления при обучении английскому языку также применяются игровые методы: примеры игр, игровые приемы и стратегии приведены в Приложении.

В результате повторной диагностик, в конце учебного года, по результатам годовой контрольной работы значительно улучшились показатели по всем трем параметрам. Данные мониторинга показывают, что выпускники 3-х классов имеют высокий уровень обученности английскому языку по основным видам речевой деятельности:

• Монологическая речь - 83% на «4» и «5» (в ходе контроля предлагались 11 тем для высказывания, необ-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

23

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Технология развития критического мышления - стадии и методические приемы

Технологические этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы

I стадия (фаза) Вызов (evocation): - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения. Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. - составление списка «известной информации»; - рассказ-предположение по ключевым словам; - систематизация материала (графическая), кластеры, таблицы; - верные и неверные утверждения; - перепутанные логические цепочки и др.; - инвентаризация - составление списка известной информации; - парная «мозговая атака», «мозговой штурм»; - «толстые и тонкие» вопросы.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия Осмысление содержания (realization of meaning): - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения. Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому». Ученик слушает текст, используя предложенные учителем активные методы. Методы активного разговорной деятельности: - дидактическая игра; - ролевая игра; - ассоциации; - закончи предложение; - составь слово; - найди рифму; - воссоздай стихотворение.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента - индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями.

III. Рефлексия (reflection): - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения. Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания. - диалог между учениками; - отдельные реплики учеников; - заполнение кластеров, таблиц; - установление причинно-следственных связей; - возврат к ключевым словам, верным - неверным суждениям; - ответы на поставленные вопросы; - организация устных круглых столов; - организация различных видов дискуссий; - написание творческих работ; - создание проектов; - исследования по отдельным вопросам темы.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.

ходимо было составить рассказ из не менее 10 фраз, правильно оформленных в языковом отношении). Диалогическая речь - 84% на «4» и «5» (в ходе контроля предлагались различные темы для диалога,

необходимым минимумом было по 10 фраз с каждой стороны).

Аудирование - 84% на «4» и «5» (в ходе контроля был предложен текст с заданиями).

Результаты использования технологии развития критического мышления

Для учащихся Для учителя

- повышение эффективности восприятия информации; - повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение критически мыслить; - умение ответственно относиться к собственному образованию; - умение работать в сотрудничестве с другими; - повышение качества образования учеников; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. - умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества; - возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; - стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; - стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Выводы: В процессе применения технологии развития критического мышления:

• происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

• появляется возможность объединения отдельных дисциплин;

• создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

• формируется направленность на самореализацию, выработку собственной технологии обучения;

• у учащихся конструируются собственные знания в рамках своей собственной поисковой деятельности;

• повышается качество образования;

• повышается уровень удовлетворенности успехами в обучении.

Подводя итог, скажу, что критическое мышление -это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «Я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.

Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении английскому языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом.

Приложение

Пример стратегии «Кластеры»

Правила очень простые. В центре - это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Например:

Subjects

Uniform

School actions

Types of schools

Прием «концептуальное колесо» эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необхо-

димо подобрать синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.

Можно в центре написать любое понятие, например: week, а по осям виды деятельности, распределив их по дням недели при изучении темы «Дни недели» в 3-м классе. По окончании урока, заполнив это колесо, подвести их к монологическому высказыванию «Моя неделя».

Приемы работы по стратегии «Ассоциации»:

- учитель произносит слово или фразу на английском языке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме;

- ключевое слово или фраза пишутся в центре листа бумаги или как заглавие на доске;

- учащиеся озвучивают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время.

Пример стратегии «Ассоциации»

- слово «Summer»

- тема: Vocation

1 группа - the sun, rainbow, rain, butterflies, swimming, a boat, a river, a bridge, a fish, a camp, a long day, a short night, blue sky, hot weather, wind.

2 группа - ice-cream, apples, berries, a forest, cinema, games, bicycle, village, a kite, birds, water, travel, mushrooms, flowers, friends, free time.

Прием речевой зарядки проводится учителем в начале урока. Учащиеся, таким образом, получают материал и для восприятия речи на слух, и для говорения. В ходе такой зарядки в классе с первых минут урока создается языковая среда, причем все учащиеся занимаются речевой деятельностью. Она может проводиться в форме игры «Угадай слово» между двумя группами детей.

Пример стратегии «Логические цепочки» -

игра «Снежный ком». Эту игру любят дети всех возрастов, не задумываясь о том, что она очень активизирует их знания. Ее можно проводить при изучении любой темы, так как изучение любой новой темы предполагает вызов из памяти детей уже имеющихся знаний.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

25

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Пример стратегии «Перепутанные логические цепочки»

Соотнесите друг с другом элементы (начало и конец предложения) и объедините их в пары.

Учащиеся соединяют обе части предложения, соблюдая рифму:

1. Red, white, blue - a) Where have you been?

2. Yellow, grey, green - b) To London down and back.

3. Purple, orange, black - c) How do you do?

По теме «Цвета радуги»

Учащимся предлагается выбрать из предложенных рисунков о природе те, которые могут служить иллюстрациями к стихотворению (на экране - слайд презентации по теме «Времена года»), которое они слушают:

1. Yellow leaves, orange leaves,

Red and green and brown.

Rainy time, windy time,

Autumn comes to town.

2. The snow is falling,

The wind is blowing.

The ground is white All day and all night.

Учащиеся воссоздают текст стихотворения из предложений, порядок которых был преднамеренно нарушен при предъявлении материала:

1. I've got a dog 8. We run and play.

5. I take him out 2. His name is Jack.

12. He loves me, too!

4. His nose is black.

11. I love my dog!

7. Such fun we have!

9. Such clever tricks 3. His head is white, 6. Every day,

10. My dog can do.

Прием «мозгового штурма» в виде ролевой игры, когда все учащиеся задают вопросы одному ученику (дежурному) или в форме игры «Вопрос - ответ» между двумя группами - этот прием активизирует учеников к общению на английском языке. Его возможно использовать в начале каждого урока.

На уроках постоянно используются различные приемы технологии развития критического мышления и, конечно же, все проводится в форме игры. С помощью приема «Кластеры» или «Грозди» можно воссоздать в памяти те знания, которыми владеет ученик. При изучении темы «Дни недели» в 3-м классе дети вначале темы воссоздают в памяти те виды деятельности, которыми они любят заниматься, чтобы потом распределить их по дням недели. Или при изучении темы «Части тела», ребятам надо вспомнить названия животных, это тоже можно сделать с помощью приема «Кластеры».

Диаграмму Венна очень любят младшие школьники. Она помогает разграничить понятия о чем-либо. Например: сравнить погоду в Великобритании и в России (4 класс), один круг - это погода в Великобритании,

а другой круг - погода в России, а их пересечение - это одинаковая погода и в России, и в Великобритании.

Кроме того, используются и другие приёмы работы, способствующие развитию коммуникативных навыков у младших школьников: «Верные и неверные утверждения», «Ключевые термины» и др.

ИГРА - одна из важнейших форм релаксации.

Для начального этапа обучения иностранному языку очень часто применяются проектные задания. Для этого детям предлагаются различные варианты анкетного опроса. Например: «Опроси своих друзей, а затем расскажи, кто что ест (пьёт) за завтраком (обедом, ужином). Заполни следующую анкету» (пишет на доске):

Name like Don't like

Dima Milk, ice - cream, fish Meat, sweets, tomatoes

Sveta

Sasha

Это задание активизирует взаимодействие учащихся.

Целью урока по теме «My friend», была автоматизация навыков в употреблении общих вопросов. Для повторения вопроса: Would you like...? Дети отгадывали желания друг друга: «волшебная палочка» передавалась по цепочке.

Игра - пантомима:

При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).

Ученик (и) у доски выполняет (ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

- При изучении темы «My pet» изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

- При изучении темы «My day» изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

Песня на уроке - хороший вид релаксации, дает возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.

Литература

1. Анисимова А. А. Использование игровой технологии как средства билингвального обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент,- 2012.- № 3.

2. Дубровка А. М. Технология развития критического мышления учащихся на уроках химии как средство формирования навыков самообразования и повышения качества образования // Эксперимент и инновации в школе.-2010.- № 3.

3. Истомин А. В. Инновационная педагогическая технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Эксперимент и инновации в школе. - 2009.-№ 6.

4. Лаврищева М. Ю. Методическая разработка по формированию звукопроизносительных компетенций на начальном этапе обучения английскому языку // Эксперимент и инновации в школе.- 2012.- № 4.

26

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.