Научная статья на тему 'Развитие креативной межкультурной коммуникации в подготовке кадров для металлургических предприятий'

Развитие креативной межкультурной коммуникации в подготовке кадров для металлургических предприятий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие креативной межкультурной коммуникации в подготовке кадров для металлургических предприятий»

управлению конфликтами в процессе профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Борытко Н.М., Моложавенко A.B., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: учеб. пособие для вузов. Волгоград: ВГПКРО, 2005. 132 с.

2. Десслер Г. Управление персоналом. М.: БИНОМ, 1997. 432 с.

3. Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. М.: Инфра-М, 2002. С.293-295.

4. Маншукова Н.Д. Организация внутрифирменного обучения персонала. Ярославль: ГОУДПО ЯрИПК, 2002. 78 с.

5. Пригожин А.И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003. 864 с.

6. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / пер. с англ. Б. Пинскера, И. Татариновой. М.: Олимп-Бизнес, 2011. 417 с.

7. Цой Л.Н. Практическая конфликтология. Книга первая. М., 2001. 230 с.

8. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 3б5 с.

УДК 316.74:378 A.A. Журавлева

ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Современные условия процессов интеграции в мировое сообщество, вступление России в Евросоюз, деловые отношения с представителями иных культур внутри нашей страны, а также стремительное обновление производственных технологий требует от студентов технического вуза тесного общения с представителями инокультур, способности к бесконфликтному, конструктив-

но

ному межкультурному диалогу. В качестве одного из способов общения с представителями инокультур, направленного на достижение поставленной цели, мы рассматриваем креативную межкультурную коммуникацию.

Под креативной межкультурной коммуникацией мы понимаем способность и готовность студентов ктворческому применению полученных знаний о мире и культуре иноязычного партнера, способность гибко реагировать на коммуникативную ситуацию, переступать через имеющиеся стереотипы поведения, использовать нестандартные способы обращения в зависимости от ситуации, поиск оригинальных идей для построения ситуаций эффективного взаимодействия, в которых осуществляется адекватное взаимопонимание двух и более коммуникантов, принадлежащих к разным национальным культурам.

Овладение данным качеством личности зависит от комплексного развития его составляющих: когнитивного, технологического, эмоционального, поведенческого и творческого в условиях реализации разработанных нами педагогических условий, подборе методов, приемов, средств и форм развития креативной межкультурной коммуникации, которые в совокупности составляют методическую систему.

Под методической системой мы понимаем единство целей, содержания, внутренних механизмов, методов и средств конкретного способа или типа обучения, воспитания, развития личности. В методической системе методы, приемы, средства являются методическими механизмами реализации цели и содержания на конкретных этапах педагогического процесса [6].

Педагогические условия мы трактуем как совокупность целенаправленно созданных обстоятельств, элементов содержания, методов, приемов, а также организационных форм обучения, которые сопровождают образовательный процесс, определенным образом структурированы, направлены на достижение цели. [1, 2, 4, 5]. Комплекс - это совокупность связанных друг с другом объектов для решения поставленной педагогической задачи, поскольку, как отмечает ряд исследователей - В.А. Беликов, А.Я. Найн, О.В. Лешер и другие, взаимозависимость педагогических условий обеспечивает отбор содержания, форм и методов обучения и воспитания студентов для решения поставленной педагогической задачи [2-4].

Нами разработана модель эффективного развития креативной межкультурной коммуникации, реализация которой зависит от комплекса разработанных педагогических условий: развитие мо-

тивации студентов к межкультурной коммуникации; актуализация рефлексивной позиции студентов в процессе креативной межкультурной коммуникации; разработка и реализация спецкурса «Развитие креативной межкультурной коммуникации в процессе изучения иностранного языка».

Данные условия рассматриваются нами в комплексе, поскольку именно их взаимосвязь обеспечивает достижение поставленной цели, а именно формирование креативной межкультурной коммуникации студентов вузов в процессе изучения иностранного языка.

Так, реализации первого педагогического условия развития креативной межкультурной коммуникации студентов вузов, развития мотивации студентов в процессе изучения иностранного языка способствуют, используемые нами:

• метод ролевых игр, предполагающий наличие игрового переживания, познание интересов представителей разных культур, создание ситуаций успеха на занятиях по иностранному языку;

• прием «Диалоговая страница» (организация диалога при помощи электронной почты), прием «Мини-драма», прием «Оживление портрета»;

• средства - ресурсы сети Интернет (электронная почта, ICQ, информационные сайты, технологии FAQ (часто задаваемые вопросы), электронная библиотечная система ИРБИС, электронные энциклопедии); информационные сайты (www.altavista.com; www.xiangtan.co.uk; www.wood-lands-junior.kent.sch.uk/customs/index.html); презентации Power Point, электронное пособие «Creative Intercultural Communication»;

• форма игры, парная и групповая работа, проблемная лекция, лекция - диалог, электронная лекция, слайд-лекция, аудио-лекция, видео-лекция; семинар генерации идей, поисковый семинар, семинар в группах по выбору, подготовка обучаемыми выступлений.

Реализация второго педагогического условия развития креативной межкультурной коммуникации студентов вузов, актуализация рефлексивной позиции студентов в процессе креативной межкультурной коммуникации основывается на следующих методах, приемах, средствах и формах:

• методе творческих заданий на анализ и синтез межкультурной ситуации; проектных заданиях; создании проблемных межкультурных ситуаций, ситуаций свободного выбора в условиях межкультурной коммуникации;

• приемах «Какой я?» (возможность студента увидеть себя в глазах окружающих), «История и тайна английских слов» (сравнение русских и английских пословиц, поговорок, реалий и анализ их значений), «рефлексивной анимации», «Я - такой, он - иной», направленном на актуализацию рефлексивной позиции посредством сравнения себя с другими и уточнения мнения окружающих о себе в межкультурной ситуации;

• средствами являются аутентичные английские пособия, серия учебных пособий «Cutting Edge» зарубежного издательства Cambridge University Press; «Real Life» издательства Longman, «Rising Star» (McMillan), серия учебных пособий «Discover» (Longman); обучающие программы и фильмы (Window on Britain, National Geographic, English Through Radio Programs); электронные приложения к учебникам «Real Life» и «Discover», электронный образовательный ресурс (методические указания) к спецкурсу «Creative Intercultural Communication», печатное пособие к спецкурсу «Creative Communication»;

• формами являлись дискуссия, парная и групповая работа, подготовка обучаемыми выступлений, взаимообучение групп, групповая работа по общей теме, игра, олимпиады и конкурсы, конференции, консультации, семинар генерации идей, поисковый семинар, семинар в группах по выбору.

Третье педагогическое условие развития креативной межкультурной коммуникации - разработка и реализация спецкурса «Развитие креативной межкультурной коммуникации в процессе изучения иностранного языка» - включает в себя:

• метод доступного изложения материала по проблемам развития креативной межкультурной коммуникации, метод проектов, метод ролевых игр, проблемный и эвристический метод подачи учебного материала, метод самооценки, метод «Портфолио», метод «Незаконченного предложения»; диалоговый метод;

• приемы - «Проект», «Рефлексивная анимация», причинно-следственных цепочек, «Социокультурный портрет», «Погружение в реальную ситуацию», «Shoulds» («шуддизмы»), «Мета-план»;

• учебные пособия - «Теория и практика межкультурной коммуникации», «Тренинг креативности для старшеклассников и студентов» (А. Г. Грецов), «Amusing Stories for Serious Discussion» (H.M. Ольсен), «Brevity is the Soul of Wit. Английские пословицы, поговорки, крылатые выражения» (Л.Васильева), серия учебных пособий «Cutting Edge» зарубежного издательства Cambridge University Press; «Real Life» издательства Longman, «Rising Star»

(McMillan), серия учебных пособий «Discover» (Longman); обучающие программы и фильмы (Window on Britain, National Géographie, English Through Radio Programs) и ресурсы сети Интернет; электронное пособие к спецкурсу «Creative Intercultural Communication», печатное пособие к спецкурсу «Creative Communication»;

• формы - коллективная и индивидуальная работа, парная и групповая дискуссия, ролевая и деловая игра, лекция (электронная, слайд-лекция, аудио-лекция, видео-лекция), консультация, самостоятельная работа, поисковый семинар, семинар генерации идей, парное взаимообучение, семинар генерации идей, семинар в группах по выбору, подготовка обучаемыми выступлений.

Методика развития креативной межкультурной коммуникации основывается на применении активных методов обучения, поскольку их реализация в учебном процессе способствует развитию творчества в процессе коммуникации и достижению одной из главных целей обучения иностранному языку - умению вести конструктивный межкультурный диалог с использованием творческих навыков для достижения поставленных целей, что соответствует современным требованиям к подготовке специалистов для осуществления профессиональной деятельности в условиях поликультурной среды.

Список литературы

1. Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 606 с.

2. Беликов В.А. Философия образования личности: Деятельност-ный аспект: монография. М.: Владос, 2004. 357 с.

3. Лешер О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитоорск: МаГУ, 2009. 315 с.

4. Найн А.Я. Культура делового общения. Челябинск, 1997. 256 с.

5. Яковлева И.В. Подготовка студентов к творческой воспита-тельнойдеятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. 181 с.

6. Чистюлина Е.В. Развитие творческого мышления студентов университета на занятиях иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук: Магнитогорск, 2010. 174 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.