Научная статья на тему 'Развитие креативного мышления на занятиях по иностранному языку со студентами экономических специальностей'

Развитие креативного мышления на занятиях по иностранному языку со студентами экономических специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / PROFESSIONAL COMMUNICATION / КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVE THINKING / ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / FOREIGN LANGUAGES / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / COMMUNICATIVE COMPETENCE / ЭКОНОМИСТ / ECONOMIC SPECIALTY / ECONOMISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковский Станислав Леонидович

В статье рассматривается креативное мышление как средство формирования коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей на занятиях по иностранным языкам. Интерпретируются основные элементы креативного мышления, его отличие от логического мышления, а также создание более благоприятных условий для изучения иностранного языка для студентов экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative Thinking Development for Students of Economic Specialties in Foreign Language Studying Process

This article presents creative thinking as the means of communicative competence formation for students of economic faculty in foreign language studying process. The article interprets definition, main elements of creative thinking and its difference from logical thinking, creation of conditions in foreign language studying process which would be favorable for better foreign language studying.

Текст научной работы на тему «Развитие креативного мышления на занятиях по иностранному языку со студентами экономических специальностей»

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СО СТУДЕНТАМИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

С. Л. Буковский

Аннотация. В статье рассматртвается креативное мышление как средство формирования коммуникативной компетенции студентов экономических специальностей на занятиях по иностранным языкам. Интерпретируются основные элементы креативного мышления, его отличие от логического мышления, а также создание более благоприятных условий для изучения иностранного языка для студентов экономических специальностей.

Ключевые слова: профессиональное общение, креативное мышление, иностранные языки, процесс обучения, коммуникативная компетенция, экономист

Summary. This article presents creative thinking as the means of communicative competence formation for students of economic faculty in foreign language studying process. The article interprets definition, main elements of creative thinking and its difference from logical thinking, creation of conditions in foreign language studying process which would be favorable for better foreign language studying.

Keywords: professional communication, creative thinking, foreign languages, educational process, communicative competence, economic specialty, economists.

173

В обучении иностранному языку проблема обучения общению связана с формированием языковых и речевых фонетических, грамматических и лексических навыков и творческих умений в различных видах речевой деятельности - чтении, говорении, аудировании и письме. Это и обусловило широкое введение терминов «коммуникация», «обучение коммуникативному общению» как способности обмениваться различного рода информацией на иностранном языке [1, с. 150]. Необходимо принимать во внимание и такое понятие как коммуникативная компетенция,

4 / 2011-

то есть способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни; умение учащегося пользоваться фактами языка и речи для реализации целей общения.

Коммуникативная компетенция -это способность реализовывать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения. Учащийся владеет коммуникативной компетенцией, если он в условиях прямого или опосредованного контакта успешно решает задачи взаимопонимания и взаимодей-

Преподаватель |_

Ф

ствия с носителями изучаемого языка в соответствии с нормами и традициями культуры этого языка. С психологической точки зрения коммуникативная компетенция - это прежде всего способность человека организовать свою речевую деятельность в ее продуктивных и рецептивных видах адекватно ситуации общения [2, с. 98]. В этой связи необходимо помнить, что иногда владеющий небольшим набором иноязычных слов и конструкций, но достаточно коммуникабельный человек, активно пользующийся мимикой и жестикуляцией, богатством интонаций, житейским опытом, позволяющим ориентироваться в непростых ситуациях общения, находит большее понимание в иноязычной среде, чем студент языкового факультета с обширным словарным запасом и грамотной, чаще всего книжно-письменной речью, изобилующей фразеологическими оборотами, идиоматическими выражениями и разговорными клише [3, с. 151]. Поэтому одной из проблем обучения иностранному языку является не только отбор и организация речевого и языкового ма-1/4 териала по этапам обучения, но и изучение содержания понятия «общение» в единстве его сторон, видов, функций и норм, а также формирование коммуникативной компетенции.

Преподаватели вполне оправданно уделяют наибольшее внимание усвоению и тренировке грамматического и лексического материала, организованного по тематическому принципу на основе языковых, условно-речевых и речевых упражнений, ситуаций и ролевых игр. Часто это принимает форму обмена информацией, облеченной в нужную грамматическую форму с использованием лексики по определенной теме, что можно назвать «общением на коммуни-

кативной основе». Но общение, в свете психологических, социологических и лингвосоциологических исследований, представляет собой единство трех сторон: коммуникации, интеракции и перцепции - что связано не только с обменом информацией (коммуникация), но и с выполнением совместной деятельности (интеракция), одним из средств осуществления которой является речевая деятельность, а также личностным восприятием собеседников не только как речевых партнеров, но и как единомышленников, друзей, оппонентов, противников, то есть личностей, помогающих или затрудняющих осуществление той или иной деятельности (перцепция) [1, с. 152].

Для такого плодотворного общения необходимо формировать коммуникативную компетенцию при помощи развития и активизации творческого (креативного) мышления. Однако многие выпускники экономических вузов не умеют креативно мыслить, не готовы самостоятельно принимать решения, а стало быть, такой выпускник не сможет свободно ориентироваться в потоке информации на иностранном языке, успешно применяя полученные знания в своей профессиональной деятельности. Следовательно, конечные требования предусматривают наличие коммуникативной компетенции, необходимой для иноязычной деятельности по изучению и творческому осмыслению зарубежного опыта в профилирующей и смежных областях науки, а также для делового общения.

В целом креативность можно определить как комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исход-

Преподаватель XX

4 / 2011

ф

ных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем [4, с. 15].

Согласно концепции Дж. Гилфорда [3] и Э. Торренса [5], креативность рассматривается как самобытная разновидность мышления - так называемое дивергентное («расходящееся, идущее в разных направлениях») мышление, которое допускает варьирование путей решения проблемы, приводит к неожиданным выводам и результатам. Такое мышление противопоставляется конвергентному («сходящемуся»), направленному на поиск единственно правильного решения на основе анализа множества предварительных условий. Дивергентное мышление ориентируется не на известное или подходящее решение проблемы, а проявляется тогда, когда проблема еще не раскрыта и неизвестен путь ее решения [4, с. 17].

Мы выделяем, в частности, такие компоненты креативности:

• способность к обнаружению и постановке проблем;

• беглость - способность к генерированию большого числа идей;

• гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи, относящиеся к различным смысловым категориям;

• оригинальность - способность выдвигать нестандартные, редкие идеи;

• способность к решению проблем на основе анализа и синтеза ин-фор мации;

• способность усовершенствовать объекты или идеи, добавляя детали.

Креативное мышление, как уже было сказано выше, во многом отличается от вертикального - традиционного типа мыслительной деятельности. При вертикальном мышлении человек продвигается вперед, делая последовательные шаги, каждый из которых должен быть оправдан.

При креативном мышлении человек использует поступающую информацию не ради нее самой, а ради результата, который она может принести. При этом типе мышления вполне допустимо ошибаться на каком-то этапе, но в итоге все же прийти к правильному решению. При вертикальном мышлении (в логике или математике) такое исключено: ошибка на любом этапе чувствительно скажется на итоге.

При креативном мышлении намеренно изыскивают постороннюю информацию. При вертикальном мышлении выбирают только то, что имеет прямое отношение к делу [6, с. 13].

Логическое (вертикальное) мышление избирательно; креативное (творческое, «горизонтальное») мышление имеет более общий характер. Вертикальное мышление допускает существование только одного пути и отрицает все остальные направления. Горизонтальное (креативное) мышление рассматривает и сравнивает все возможные пути, обращает особое внимание на новые направления и всегда оставляет возможность для нового выбора. Следует помнить, что лучше большой выбор, чем никакого.

Вертикальное мышление признает только отдельные последовательные шаги; креативное допускает логические прыжки (логика при этом может быть оттеснена на задний план).

При вертикальном мышлении каждый шаг должен быть правильным; при креативном мышлении важен лишь итоговый результат. Точно так же при сооружении моста его части не должны поддерживать друг друга до момента окончания строительства.

Вертикальное мышление «отрабатывает» те направления, которые не гарантируют быстрого успеха; в креа-

4 / 2011

Преподаватель XXI

Ф

176

тивном мышлении не отбрасывается ничего. Каждый путь потенциально ведет к успеху, даже если его плюсы остаются в тени до настоящего момента. Здесь следует помнить, что не существует неудач, есть только обратная связь.

Вертикальное мышление склонно слишком быстро наклеивать ярлыки и давать категоричные оценки; креативное мышление стремится избегать шаблонов и жестких схем.

Вертикальное мышление придерживается давно проложенного, наиболее легкого пути; креативное - пути, который на первый взгляд кажется наименее обещающим. Некоторые из техник специально предназначены для того, чтобы, образно говоря, «переворачивать» вещи на 180 градусов (и получать при этом прекрасный результат) [7, с. 12].

Креативное мышление не подменяет вертикальное. Необходимы оба. Они дополняют друг друга. Для креативного мышления характерна созидательность, для вертикального - избирательность.

При вертикальном мышлении можно прийти к определенному заключению, сделав ряд обоснованных шагов. Поскольку эти шаги выглядят разумными, человек полностью уверен в правильности своего вывода. Креативное мышление заставляет усомниться в любом строгом выводе, каким бы оправданным и обоснованным он ни казался.

Следует помнить и о том, что для развития креативности у учащихся преподавателю необходимо создать конкретные условия, в которых студент мог бы проявить себя как личность высококреативную. На наш взгляд, практическая реализация креативности возможна при учете некоторых требований к процессу обучения. Это прежде всего создание здорового психологического климата в коллективе, климата

взаимного доверия и понимания. Эта задача должна решаться педагогами -преподавателями и психологами. Условия развития креативности взаимосвязаны с взаимодействием между членами группы. В данном случае речь идет о студенческом коллективе. Эти принципы предполагают следующее: восхищение каждой идеей, аналогичное восхищению первым шагом ребенка, то есть оно предполагает позитивное подкрепление всех идей и ответов; использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное; создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности; обеспечение независимости в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельного контроля за собственными продвижениями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Обучение иностранным языкам в школе и вузе. - СПб.: «Каро», 2001. - 240 с.

2. Азимов Э. А.; Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). -М.: Изд-во ИКАР, 2009. - 448 с.

3. Guilford L., Hoepfher R. The analysis of intelligence. - New-York, 1971.

4. Грецлов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2007. - 208 с.

5. Torrance E. Paul Education and the creative potential. - The university of Minnesota press, Minneapolis, 1963.

6. Де Боно Э. Латеральное мышление -СПб.: Питер Паблишинг, 1997. - 320 с. -(Сер. «Мастер психологии»).

7. Кипнис М. Тренируем интеллект, эффективные стили общения и креативного поведения. 60 лучших игр и упражнений для развития творческого мышления - М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. - 182, [10] с. ■

Преподаватель

4 / 2011

ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.