Научная статья на тему 'Развитие координационных способностей у обучающихся младших классов на уроках физической культуры при помощи русских народных игр'

Развитие координационных способностей у обучающихся младших классов на уроках физической культуры при помощи русских народных игр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1600
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ / ЛОВКОСТЬ / МЕТОДИКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чашкина О.Н.

В данной статье рассматривается методика применения народных игр на уроках физической культуры с обучающимися младшего школьного возраста. В ходе педагогического эксперимента разрабатывались комплексы упражнений на основе русских народных игр и определялось их влияние на развитие координационных способностей детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие координационных способностей у обучающихся младших классов на уроках физической культуры при помощи русских народных игр»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070

эффективного поведения в ситуации межкультурного взаимодействия и его сознательного моделирования.

Таким образом, формирование этнокультурной компетентности у студентов-иностранцев предполагает интеграцию знаний, полученных ими из разных источников в процессе изучения русского языка, и способность решать задачи межкультурного взаимодействия. При этом отправной точкой для вхождения в этнокультуру носителей изучаемого языка, для развития способности к межкультурному пониманию и диалогу является сохранение ценностей собственной культуры иностранного учащегося и их соотнесение с культурными ценностями русского народа. Список использованной литературы:

1. Афанасьева А.Б. Этнокультурное образование как проблема современной педагогической науки - С.-П.: Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 68 с.

2. Коновалова Л.В. Прикладная этика: инновационный курс для магистрантов и профессоров (Часть первая): монография. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. - 274 с.

3. Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: МАКС Пресс, 2011. - 234 с.

4. Поштарева Т. В. Формирование этнокультурной компетентности учащихся в полиэтнической образовательной среде: диссертация. - Владикавказ, 2009.- 383 с.

5. Словарь иностранных слов. СПб: Изд. Полиграфуслуги, 2005. - 816 с.

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Практикум. М.: Аспект Пресс, 2008. - 208 с.

©Хабарова К.В., Н.А.Тимофеева, Н.А. Малышева,2017

УДК37

Чашкина О.Н.,

магистрант 2-го года обучения Научный руководитель: Коробейников П.В., к.п.н., старший преподаватель

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШ ИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПОМОЩИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР

Аннотация

В данной статье рассматривается методика применения народных игр на уроках физической культуры с обучающимися младшего школьного возраста. В ходе педагогического эксперимента разрабатывались комплексы упражнений на основе русских народных игр и определялось их влияние на развитие координационных способностей детей.

Ключевые слова

Русские народные игры, ловкость, методика, координационные способности.

Физическая культура является одним из важнейших условий разностороннего развития личности детей. Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития многих физических качеств и приобретения двигательных навыков. В то же время большинство современных школьников ведет сидячий образ жизни, проводя неоправданно большое количество часов за телевизором и компьютером, вследствие чего их организм ослабевает физически и психически. Именно потому проблема формирования мотивационных ценностей у детей к занятиям физическими упражнениями становится особенно актуальной в наши дни.

Основным методом физического воспитания в младшем школьном возрасте является игровой метод,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

который не только развивает у обучающихся физические качества, но и повышает уровень мотивации детей к занятиям физической культурой. Необходимость внедрения новых комплексов игровых упражнений, в том числе на основе русских народных игр в практику преподавания на уроках физической культуры и обуславливает актуальность нашего исследования.

Объект исследования - уроки физической культуры у младших школьников.

Предмет исследования - методика развития координационных способностей у детей при помощи русских народных игр.

Цель исследования - совершенствование процесса физического воспитания у обучающихся младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования - предполагаем, что разработанный комплекс упражнений на основе русских народных игр повысит уровень координационных способностей у детей 7 лет.

Практическая значимость исследования: разработанные методические рекомендации могут использоваться на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Разработать комплекс игровых упражнений для детей 7 лет.

2. Выявить влияние разработанной методики на развитие координационных способностей у обучающихся.

Организация исследования. Исследование проводилось в школе № 27 города Мытищи. В нем принимали участие дети возраста 7 лет в количестве 20 человек, а так же были опрошены учителя физической культуры и родители. В качестве методов исследования использовались: анализ литературы, педагогическое наблюдение, тестирование и методы математической статистики.

Русские народные игры на протяжении многих столетий являются мощным средством воспитания детей. Они способствуют развитию всех физических качеств, формированию различных двигательных навыков, повышают интерес обучающихся к занятию спортом. Игровые задания повышают такие необходимые качества, как смелость и сообразительность, умение правильно действовать в сложной или неожиданной ситуации. В то же время далеко не все русские народные игры соответствуют современным стандартам, которыми должен руководствоваться педагог по физической культуре. Поэтому учитель должен подбирать такие упражнения, которые могли бы легко выполнить дети с разным уровнем физической подготовленности и которые не были бы травмоопасными [1].

Наиболее простыми и любимыми для детей являются игры, в которых водящий должен «осалить» других участников. Существует множество вариаций классической игры в «салки», которые учитель может применять на уроке физической культуры. Например, игры «белые медведи» позволяет учащимся отработать командное взаимодействие при беге в парах. Игра «выше ножки от земли» позволяет обучающимся не только развивать скоростные и координационные качества, но и взрывную силу. При этом необходимо учитывать тот факт, что в детском возрасте большое значение играет образное или ассоциативное мышление. Поэтому название игровых упражнений и их описание должно вызывать интерес у обучающихся младших классов [2].

Умение ориентироваться в пространстве развивают комплексы игровых упражнений на увороты [1]. Для этого применяются такие игры, как «перестрелка», «охотники и утки» и всевозможные разновидности традиционных «вышибал». Особо следует выделить игру в «чехарду», которая развивает координационные способности во взаимосвязи со скоростно-силовыми качествами, формирует у детей мужество и чувство ответственности. Особый интерес у школьников вызывает «русская лапта». Ее преимущество заключается в том, что ее можно проводить в зале и на улице и для этого не требуется сложного оборудования. Данная игра способствует развитию точности движений и формированию навыков метания мяча, что является необходимым для освоения программы по физической культуре [2].

В младшем школьном возрасте одним из важнейших навыков является ловля мяча. Для формирования данного умения можно применять такие игровые задания, как «забросай соперника мячами» или «перебрось-поймай». Данные упражнения могут быть подводящими к игре в пионербол, однако в них используются много мячей, и потому могут быть одновременно задействованы все дети.

В качестве упражнений на равновесие можно давать игровые задания, такие как лазанье с предметами

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-2/2017 ISSN 2410-6070_

или перебежки с мешочком на голове. Цель учащихся - не уронить предмет. Данные задания способствуют выработке умения сохранять внимание и концентрацию, чего часто не хватает детям во время учебы.

Следует отметить, что при выборе подвижных игр или игровых заданий необходимо учитывать не только условия для занятий, но и количество занимающихся. Существуют игры, предназначенные только для большого количества детей, или, напротив, для малого. Поэтому учителю при подготовке к уроку необходимо разрабатывать различные варианты проведения подвижных игр.

Тестирование координационных способностей обучающихся проводилось в начале и конце учебного года. В качестве тестирований в нашем исследовании использовался челночный бег 3х10 м, бег к пронумерованным мячам и стойка на одной ноге. Достоверность различий между начальными и конечными результатами определялась по Т-критерию Вилкоксона. В конце года во всех показателях произошли достоверные положительные сдвиги, что свидетельствует об эффективности предложенной нами методики применения русских народных игр на уроках физической культуры. В тесте на челночный бег прирост составил 14%, в беге к пронумерованным мячам на 20%, в упражнении на равновесие на 33%. Учащимися были освоены такие навыки, как лазание по шведской стенке, метание мяча в цель и на дальность, различные упражнения на равновесие. Выводы.

1. Для эффективного применения игрового метода на уроках физической культуры у младших школьников целесообразно разрабатывать комплексы игровых заданий на основе русских народных игр. Данные упражнения должны отбираться таким образом, чтобы в учебный процесс мог быть вовлечен одновременно весь класс, при этом задания должны доступными детям, интересные и нетравмоопасные.

2. Методика, в основу которой входили комплексы упражнений на равновесие, точность движений, увороты и командное взаимодействие между игроками доказала свою эффективность. Учащиеся к концу года существенно прибавили в тестах на координационные способности.

Список использованной литературы:

1. Коробейников, П.В. Методика развития координационных

способностей на занятиях Ашихара каратэ у детей 7-9 лет. - Перспективы науки: Изд. «ТМБпринт», 2012 № 8.- С. 28-32

2. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры в спортзале. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 156 с.

©Чашкина О.Н., 2017

УДК 376

О.А. Чигина старший воспитатель Л.Б. Баранова воспитатель И.Е. Чупахина воспитатель Т.Н. Ермилова учитель-логопед Г.В. Торопынина физ. инструктор ГБОУ СОШ .№1 п.г.т. Суходол Самарской области СП д/с «Сказка»

ИГРОВОЙ КАЛЕЙДОСКОП ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «ИГРА - СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

Аннотация

В данной статье мы ходим поделиться опытом работы с родителями, дети которых посещают логопедическую группу. Нами были подобраны ряд игр для того, чтобы ознакомить родителей с формами работы с детьми, через игру, в разных видах деятельности; сформировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности; показать родителям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.