Научная статья на тему 'Подвижные игры как средство интеграции глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста'

Подвижные игры как средство интеграции глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4217
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛУХИЕ И СЛАБОСЛЫШАЩИЕ ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТЕСТИРОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / DEAF AND HARD OF HEARING CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / PHYSICAL ACTIVITY / TESTING OF COORDINATION ABILITIES / OUTDOOR GAMES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мукина Екатерина Юрьевна, Карвацкий Александр Владимирович

Представлены особенности двигательной сферы глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста, показана взаимосвязь между состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора, выявлено влияние подвижных игр на глухих слабослышащих детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мукина Екатерина Юрьевна, Карвацкий Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOVEMENT GAMES AS MEANS OF DEAF AND HARD OF HEARING CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE INTEGRATION

The features of motor areas of the deaf and hard of hearing children of primary school age the relationship between the state of the motor analyzer, the degree of functional activity of the vestibular apparatus is shown, impact of mobile games in the back of hearing children of primary school age revealed.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры как средство интеграции глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста»

УДК l59.9

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ИНТЕГРАЦИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛА ДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Екатерина Юрьевна МУКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры адаптивной физической культуры, e-mail: [email protected] © Александр Владимирович КАРВАЦКИЙ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра адаптивной физической культуры,

e-mail: [email protected]

Представлены особенности двигательной сферы глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста, показана взаимосвязь между состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора, выявлено влияние подвижных игр на глухих слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: глухие и слабослышащие дети младшего школьного возраста; двигательная активность; тестирование координационных способностей; подвижные игры.

Отсутствие слуховых ощущений, нарушение функции вестибулярного аппарата, недостаточное речевое развитие затрудняют восприятие мира для глухого или слабослышащего ребенка и ограничивают возможности его общения с окружающими, что отражается на его здоровье, психомоторном и физическом развитии. Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, низкой работоспособности, быстрой утомляемости, нарушении осанки, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости.

Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития детей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимозависимость.

Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих детей:

- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;

- относительная замедленность овладения двигательными навыками;

- трудность сохранения у глухих статического и динамического равновесия;

- относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;

- замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;

- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, пе-реключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;

- отставание в развитии жизненно важных физических способностей - скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков [1].

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.

Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, т. к. они реализуются на дефектной ос-

l99

нове сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени, имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам [2].

При нарушении равновесия у глухих детей младшего школьного возраста отмечается замедленность, скованность и малая амплитуда движений.

Врожденные или ранние нарушения функций слухового и вестибулярного анализаторов приводят к снижению чувства пространственной ориентировки глухих, что проявляется в ходьбе, беге, ориентации в схеме тела, упражнениях с предметами.

Потеря слуха оказывает значительное влияние на функциональное состояние всех систем. Накопленный материал неврологической симптоматики глухих детей позволяет выделить некоторые поражения периферических и центральных структур, проявляющиеся в замедленном движении глаз (0,9 %), языка (2,7 %), акта жевания (0,3 %), иннервируемых двигательными черепно-мозговыми нервами. Характерная замедленность двигательных актов у большинства неслышащих может быть вызвана и нарушениями механизмов координации двигательных реакций [2].

Эти нарушения прямо или опосредованно влияют на двигательные способности, связанные с быстротой реагирования, темпом движений, скоростными качествами.

В игровой деятельности, где требуется комплексное проявление скоростных качеств, самое большое отставание от слышащих школьников по уровню развития быстроты наблюдается в младшем и частично в среднем школьном возрасте. Скорость движений, прыгучесть, мышечная сила у них на 20-60 % ниже. Поэтому именно эти качества и координационные способности нужно развивать в младшем и среднем школьном возрасте [3].

В жизни ребенка с нарушенным слухом огромную роль отводится подвижным играм, т. к. они являются основой для развития воображения, образного мышления, речевого общения.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Подвижные игры проводятся на занятиях по физическому воспитанию, на прогулках, в свободное время [4].

При правильном и последовательном руководстве взрослых игра становится важным средством нравственного, умственного и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Через формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на те стороны развития неслышащего ребенка, которые страдают из-за снижения слуха.

Подбор тематики, определение содержания игр расширяют представления детей об окружающем мире и тех сторонах действительности, которые малодоступны в повседневной жизни. В процессе действий с предметами и игрушками наиболее полно познаются их назначение, свойства и отношения.

Игра как ведущая линия развития ребенка с нарушением слуха обладает важнейшей особенностью, отличающей ее от других видов деятельности, - в ней ребенок овладевает механизмом замещения. В игре смысловая сторона слова является господствующей, определяющей его поведение, в игре происходит отрыв значения от реальной вещи. Этот процесс очень важен для практического овладения ребенком знаковой функцией слова. У слышащего ребенка этот процесс протекает спонтанно, предметно-действенное замещение связано с речью. Для детей с нарушениями слуха овладение замещением требует специального методического руководства со стороны взрослых.

В игре детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, сформирована предметная отнесенность, что позволит в дальнейшем, в процессе систематического развития речи, повысить уровень отработки значений. В процессе игры дети младшего школьного возраста с нарушением слуха вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому здесь наиболее мотивированно и естественно может быть организовано их общение [5].

Дети с нарушением слуха нередко воспроизводят в играх второстепенные, пре-

имущественно предметные детали, не отражая существенные элементы, не постигая внутренние смысловые отношения. Наблюдается тенденция к однообразному, механическому повтору знакомых игр. Наиболее характерны для детей со сниженным слухом трудности игрового замещения, когда осуществляется перенос игровых действий на предметы, выполняющие в быту другие функции. Отвлечься от данного предмета, перенести слово в новую ситуацию, нетипичную для употребления (например, использовать палочку в качестве термометра), очень сложно, т. к. слово длительное время было закреплено за одним предметом.

Руководство играми происходит в процессе свободной деятельности детей, а также на специальных занятиях, где предусмотрено обучение подвижной игре.

Подвижные игры являются сильнейшим средством всестороннего развития и воспитания слабослышащих и глухих детей.

Игры должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям слабослышащего ребенка. Вожатым и педагогам необходимо знать содержание каждой игры и степень ее влияния на функциональное состояние организма детей. При этом следует учитывать и специфические отклонения в физическом развитии слабослышащего ребенка [6].

Потеря слуха на основе органических нарушений замедляет физическое формирование ребенка, затрудняет подражание и овладение пространственными представлениями. У ребенка со слуховой патологией ограничена двигательная и познавательная деятельность, нарушена координация движений.

Двигательная активность является врожденной, жизненно важной потребностью человека, степень удовлетворения которой во многом определяет характер физического развития ребенка. Уровень обменных процессов и формирование органов и систем в каждом возрастном периоде определяются объемом двигательной активности. Существует оптимум для каждого возраста. При двигательной активности в границах ниже оптимума наблюдается задержка роста и развития, снижаются адаптивные возможности организма [7].

У детей с нарушениями в развитии дефицит движения приводит к выраженным функциональным и морфологическим изме-

нениям. Отмечено, что при гипокинезии (малоподвижности) у детей снижается активность биохимических процессов, ослабевает иммунитет к простудным и инфекционным заболеваниям, сужается диапазон возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем, ослабляется нервно-мышечный аппарат, формируются различные дефекты осанки, что приводит к мышечной гипотонии, уменьшению подвижности грудной клетки во всех ее отделах, общему ослаблению организма и снижению жизненного тонуса. Характерным следствием указанных нарушений в функционировании различных систем и органов является ухудшение физических и психомоторных качеств: координации, точности и быстроты движений, скорости двигательной реакции, подвижности в суставах, равновесия, силы мышц, выносливости и общей работоспособности.

Единственной мерой предупреждения и ликвидации отрицательных последствий гипокинезии, особенно в условиях летнего отдыха, является расширение двигательной активности детей и подростков, закаливание, широкое применение подвижных игр и игр спортивного характера на свежем воздухе с использованием основных спортивных движений, обеспечивающих оздоровительный, общеукрепляющий эффект.

Целью исследования явилось изучение влияния подвижных игр на глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Исходя из цели, были сформированы следующие задачи исследования:

- изучить отечественный и зарубежный опыт, использования подвижных игр в реабилитации глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста.

- выявить влияние подвижных игр на развитие и совершенствование движений глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе ТОГБОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната г. Рассказова» в период с сентября 2011 г. по апрель 2012 г. В эксперименте принимали участие 6 детей (2 девочки и 4 мальчика) в возрасте 7-8 лет.

На первом этапе (сентябрь 2011 г.) определялось общее направление исследова-

ния, выделялась и уточнялась проблема. Проводился анализ данных научно-методической литературы по вопросам использования подвижных игр в реабилитации глухих и слабослышащих детей 7-8 лет.

Второй этап исследования (сентябрь

2011 г. - март 2012 г.) подбирались игры для глухих и слабослышащих детей 7-8 лет, а также непосредственное проведение занятий. Определялось влияние подвижных игр на глухих и слабослышащих детей.

Третий этап работы (март 2012 - апрель

2012 г.) выражался в обработке и интерпретации результатов исследования.

Специально организованную игровую деятельность, включающую подвижные игры, эстафеты, спортивные игры по упрощенным правилам, игровые задания и игровые композиции относят к игровому методу. Создается условная ситуация, в которой взаимодействие детей друг с другом осуществляется по правилам. Игровыми средствами являются основные движения: ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, метание, переноска груза, упражнения, сопровождаемые речитативами, с предметами и без них, выполняемые в помещении или на свежем воздухе: на поляне, игровой площадке, в лесу, на пляже, в воде и т. п. [8].

Игровой метод широко используется в физическом воспитании глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста. При этом подвижные игры имеют столь широкий диапазон воздействия на организм и личность ребенка, что создаются неограниченные возможности влияния на все сферы жизнедеятельности глухих и слабослышащих детей. Целенаправленно подобранные подвижные игры развивают у глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста мелкую моторику, равновесие, координацию и точность движений, улучшают качество внимания, звукопроговаривание, помогают освоению элементарных математических представлений о величине, расстоянии, скорости, весе, объеме, т. е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей [9].

Естественно, что в группах с разными видами заболеваний содержание игровой деятельности неодинаково (по направленности, сложности, продолжительности) и лимитируется моторной мобильностью, двига-

тельным опытом, физической подготовленностью, возрастом и другими факторами. Тем не менее, все дети, независимо от характера нарушений, предпочитают игру другим формам двигательной активности, т. к. она удовлетворяет естественную потребность в эмоциях, движении и является прекрасным средством самовыражения [10].

По количественному составу участников подвижные игры могут быть индивидуальными, парными и коллективными. В индивидуальных играх каждый ребенок сам устанавливает для себя правила и изменяет их по своему желанию.

Для того чтобы удачно подобрать подвижную игру, важно учитывать не только интересы детей, но и возрастные особенности их физического и психического развития. Так, дети младшего школьного возраста отличаются особой подвижностью, неустойчивостью внимания, постоянной потребностью в движении. Однако их организм еще не готов к длительному напряжению, силы таких детей быстро истощаются, но после игры довольно быстро восстанавливаются. Детей этого возраста больше всего привлекают игры имитационные, сюжетные, с пробежками, увертыванием от водящего, прыжками, ловлей и бросанием разнообразных предметов («День и ночь», «Салки», «Мяч соседу», «Прыжки по полоскам» и др.) [11].

Младший школьный возраст - это и период совершенствования речевого аппарата. Многие дети с нарушениями в развитии -глухие и слабослышащие, имеют серьезные речевые нарушения: неверные звукопроиз-ношение и фонематическое восприятие, малый словарный запас, неумение передавать свои мысли, что приводит к затруднению в общении, снижению интеллектуальных возможностей. Поэтому включение в подвижные игры речитативов, песен, стихотворений, скороговорок, считалок, загадок, имитации звуков, характерных для насекомых, птиц, зверей и т. п. полезно для коррекции речи.

Для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста игровой метод представляется наиболее целесообразным. Отсутствие нормальных контактов со сверстниками, вызванное дефектом, незрелость эмоциональной и волевой сфер, недостаточная самостоятельность, неумение преодолевать трудности и ориентироваться в жизнен-

ных ситуациях, нереализованная потребность в признании и самоутверждении - все это отчетливые признаки социально-психической дезадаптации. Целенаправленно подобранные подвижные игры способны развивать у глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, времени и пространства, улучшать качество внимания, зву-копроговаривания, они помогают также освоению элементарных математических представлений и т. п., т. е. стимулируют развитие физических, психомоторных и интеллектуальных способностей детей [12].

Организация подвижных игр глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста в условиях летнего оздоровительного лагеря имеет свои особенности, которые, прежде всего, обусловлены составом отдыхающих, характеризующимся:

- большим возрастным диапазоном;

- разными формами патологии и, следовательно, разными медицинскими показаниями и противопоказаниями к тем или иным физическим упражнениям;

- разным состоянием сохранных функций;

- разным уровнем двигательного опыта, развития физических и психомоторных качеств;

- разным отношением к двигательной активности, в т. ч. к подвижным играм;

- наличием здоровых детей, родителей, помощников.

Указанные особенности должны учитываться при организации и проведении подвижных игр для глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста [12].

Наши исследования показали, что игра создает благоприятные условия для развития и совершенствования движений глухих и слабослышащих детей, а также в ходе игры совершенствуется моторное развитие ребенка.

В ходе исследования применялись тесты для оценки координационных способностей; тесты для определения способности к комплексной реакции; тесты для оценки статического равновесия.

В результате исследований был получен материал, характеризующий в численном вы-

ражении результаты эксперимента (табл. 1). Таким образом, можно проследить динамику тестирования.

До эксперимента (сентябрь 2011 г.) результаты теста метания теннисного мяча на дальность ведущей рукой (из положения сидя ноги врозь) составлял в среднем 7,5 м и

5.3 м неведущей рукой у мальчиков и 4,7 м ведущей рукой и 4 м неведущей рукой у девочек, что соответствует неудовлетворительной оценке.

После эксперимента (апрель 2012 г.) средние показатели результата теста метания теннисного мяча на дальность (из положения сидя) для мальчиков составлял 8,9 м ведущей рукой и 6,3 м - неведущей рукой. Для девочек аналогичные показатели составили 5,8 и 5,1 м соответственно. Средняя разница между результатами после и до эксперимента у мальчиков составила: для ведущей руки -

1.4 м и для неведущей руки - 1 м, у девочек и для ведущей, и для неведущей руки разница составила 1,1 м.

Средний результат теста «Падение палки» и для мальчиков, и для девочек составил 150 см, что соответствует неудовлетворительной оценке. Данные результаты характеризуют низкую реакцию. После эксперимента средний результат для мальчиков составил 170 см. Результат является удовлетворительным, но оценивается как низкий. Для девочек - 155 см. Данные результаты характеризуют улучшение реакции. Средняя разница между результатами до и после эксперимента у мальчиков составила - 20 см, а у девочек -10 см.

Результат теста «Отпускание палки» для мальчиков до эксперимента (сентябрь 2011 г.) в среднем составлял 43,6 см. После эксперимента (апрель 2012 г.) - 25,2 см. У девочек средние результаты составляли до эксперимента (сентябрь 2011 г.) 47,5 см, после эксперимента (апрель 2012 г.) 37,1 см. Как видно из динамики экспериментальных данных произошло улучшение реакции как у мальчиков, так и у девочек. Средняя разница между результатами до и после эксперимента у мальчиков составила 18,3 см, у девочек -

10.4 см.

Таблица 1

Динамика показателей тестов оценки координационных способностей глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста

Пол Возраст До эксперимента (сентябрь 2011 г.) После эксперимента (апрель 2012 г.) Д, м До эксперимента (сентябрь 2011 г.) После эксперимента (апрель 2012 г.) Д, м

Метание теннисного мяча на дальность ведущей рукой (из положения сидя ноги врозь), м Метание теннисного мяча на дальность неведущей рукой (из положения сидя ноги врозь), м

Д 7 4,2 5,3 1,1 3,8 4,8 1

Д 8 5,1 6,2 1,1 4,2 5,4 1,2

М 7 7 8,3 1,3 4,7 5,5 0,8

М 7 5,2 6,2 1 4,4 5,3 0,9

М 8 9,6 11,1 1,5 6,1 7,1 1

М 8 8,3 10 1,7 5,9 7,3 1,4

Падение палки, см Опускание палки, см

Д 7 - 150 53,3 45 8,3

Д 8 150 160 10 41,7 29,2 12,5

М 7 150 160 10 36,7 10,8 25,9

М 7 150 150 0 45 27,5 17,5

М 8 150 160 10 39,2 22,5 16,7

М 8 150 170 20 53,3 40 13,3

Стойка на одной ноге, с Стойка на одной ноге на планке, с

Д 7 0,34 0,55 0,21 1,56 2,11 0,21

Д 8 0,71 0,97 0,26 3,09 5,8 0,26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М 7 1,07 1,26 0,19 6,56 8,59 0,19

М 7 0,51 0,97 0,46 1,69 2,06 0,46

М 8 1,42 1,58 0,16 6,34 11,82 0,16

М 8 0,85 1,08 0,23 3,85 8,45 0,23

Средние результаты теста «Стойка на одной ноге» для мальчиков до эксперимента составляли (сентябрь 2011 г.) 0,96 с. После эксперимента (апрель 2012 г.) 1,22 с. Для девочек до эксперимента (сентябрь 2011 г.) результаты составляли 0,53 с, после эксперимента (апрель 2012 г.) - 0,76 с. Средняя разница между результатами до и после эксперимента у мальчиков составила 0,26 с, у девочек - 0,24 с. Результаты пробы характеризуются положительной динамикой, что указывает на улучшение статического равновесия.

До эксперимента (сентябрь 2011 г.) средние результаты «Стойка на одной ноге на планке» для мальчиков составляли 4,61 с, после эксперимента (апрель 2012 г.) - 7,73 с. До эксперимента для девочек средние результаты составили 2,33 с, после эксперимента 3,96 с. Средняя разница между результатами до и после эксперимента у мальчиков составила - 3,12, у девочек - 1,63 с. Улучшение результатов «Стойка на одной ноге на планке» свидетельствует об улучшении статического равновесия.

Подводя итог по результатам тестов, можно сказать, что все тесты имели положительную динамику. Таким образом, подвижные игры удовлетворяют естественную потребность в эмоциях, движении и являются прекрасным средством самовыражения детей с нарушением слуха.

Целенаправленное применение подвижных игр способно развивать у глухих и слабослышащих детей мелкую моторику, координацию движений, равновесие, точность, дифференцировку усилий, времени и пространства, улучшать качество внимания, стимулирует развитие физических и психомоторных способностей детей с проблемами слуха. Кроме того, подвижные игры создают благоприятные условия для приобщения детей с ограниченными функциональными возможностями к систематическим занятиям физическими упражнениями, что является важнейшим фактором интеграции глухих и слабослышащих детей в общество здоровых сверстников.

1. Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

2. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под общ. ред. Л.В. Шапковой. М., 2002.

3. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. М., 2009.

4. Костина Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб., 2001.

5. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения. М., 1998.

6. Репринцева Г. И. Играют младшие школьники. Ярославль, 1991.

7. Петрусинский В.В., Розанова Е.Г. Развитие и воспитание в играх. М., 2010.

8. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / пер. с англ. М., 1994.

9. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2003.

10. Матвеев В.Ф. Коллективные творческие игры и их классификация // Начальная школа. 1984. № 1.

11. Игры - обучение, тренинг, досуг... / под ред. В.В. Петрусинского // Книги 1-7. М., 1998.

12. Романов А.А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: альбом диагностических и коррекционных методик. М., 2001.

Поступила в редакцию 5.10.2012 г.

UDC 159.9

MOVEMENT GAMES AS MEANS OF DEAF AND HARD OF HEARING CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE INTEGRATION

Ekaterina Yuryevna MUKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Associate Professor of Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]

Aleksander Vladimirovich KARVATSKIY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Adaptive Physical Culture Department, e-mail: [email protected]

The features of motor areas of the deaf and hard of hearing children of primary school age the relationship between the state of the motor analyzer, the degree of functional activity of the vestibular apparatus is shown, impact of mobile games in the back of hearing children of primary school age revealed.

Key words: deaf and hard of hearing children of primary school age; physical activity; testing of coordination abilities; outdoor games.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.