Научная статья на тему 'Развитие контест-туризма в условиях сочинской туристской дестинации'

Развитие контест-туризма в условиях сочинской туристской дестинации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
260
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Ключевые слова
СОБЫТИЙНЫЙ ТУРИЗМ / КОНТЕСТ-ТУРИЗМ / СОВОКУПНЫЙ СПРОС / ТУРИСТСКАЯ ДЕСТИНАЦИЯ / EVENT TOURISM / CONTEST TOURISM / TOURIST DESTINATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Здоров А. Б., Здоров С. А.

Автор рассматривает феномен контест-туризма как разновидности событийного ту ризма и анализирует его возможности в развитии сочинской туристской дестинации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a contest-tourism in the tourist destination of Soch

The author examines the phenomenon of the contest-tourism as a kind of event tourism and analyzes its potential in the development of thе tourist destination of Sochi

Текст научной работы на тему «Развитие контест-туризма в условиях сочинской туристской дестинации»

15. URL: http://www.sochi.ru

16. URL: http://www.bigyalta.net

17. URL: http://www.yalta.com.ua

18. URL: http://www.sotur.ru

19. URL: http://businessrest.ru/cjntent/do-kument

20. URL: http://old.sochiadm.ru/upload

21. URL:http://www.nr2.ru/moskow/328974. html/print/

22. URL: http://vz.ua/novosti/obshchestvo/ skolko_stoit_otpusk_v_krymu

УДК 338.48:640.4

А.Б. ЗДОРОВ, С.А. ЗДОРОВ

РАЗВИТИЕ КОНТЕСТ-ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ СОЧИНСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ

Автор рассматривает феномен контест-туризма как разновидности событийного туризма и анализирует его возможности в развитии сочинской туристской дестинации

Ключевые слова: событийный туризм, контест-туризм, совокупный спрос, туристская де-стинация.

The author examines the phenomenon of the contest-tourism as a kind of event tourism and analyzes its potential in the development of the tourist destination of Sochi.

Keywords: event tourism, contest tourism, tourist destination.

Согласно Кейнсианской экономической школе, если реальный совокупный расход превышает запланированный (т.е. уровень выпуска больше уровня полной занятости ресурсов), то это означает, что фирмы не смогли продать столько, сколько планировали. Это влечет за собой уменьшение выпуска продукции, увеличение уровня циклической безработицы, а следовательно, в стране наблюдается рецессия [1, с. 353-358]. Подобная закономерность прослеживается и на микроэкономическом уровне - чрезмерное производство продукции или формирование услуг приводит к затовариванию в организации и, как следствие,

© Здоров А.Б., Здоров С.А., 2014

снижению прибыли либо наличию убытков и, в конечном счете, банкротству предприятия, т.е. локальному экономическому кризису.

По Кейнсу, проблему равновесия в макроэкономике следует решать с позиции «эффективного спроса», который выражает равновесие между потребителем и производством, доходом и занятостью. Другими словами, в складывающейся кризисной ситуации Дж. Кейнс рекомендует стимулировать государством совокупный спрос, что, по его мнению, позволяет преодолеть кризис [2, с. 28-29]. Иной точки зрения придерживался М. Фридман, который утверждал, что современные рыночные отношения - это устойчивая, саморегулирующаяся система, по-

этому рынок должен быть свободным, не регулируемым государством, вмешательство которого ограничивается только поддержанием стабильности денежно-кредитных отношений через регулирование денежной массы [3, с. 118-119].

С учетом специфики социально-экономического развития России целесообразно предложить макроэкономическую модель, которая генерирует положительный опыт стран, использовавших кейнсианскую и монетаристскую теории. Рассмотрим указанную консолидацию на примере туризма как одной из самых значительных отраслей экономики в мире, а для некоторых развивающихся стран - основной экономической отрасли (Кипр, Турция, Таиланд и др.).

Сегодня одной из важнейших задач для туристской отрасли России является развитие сочинской дестинации. Многомиллиардные инвестиции в этот регион привели к значительному преобладанию предложения над спросом, что в настоящее время характеризуется отсутствием приращения капитала. Исходя из этого, задачей современной экономики туризма является разработка мероприятий, направленных на увеличение показателя капита-лоотдачи объектов туристского показа в Сочинской туристской дестинации.

Методика создания «совокупного спроса» в современном отображении претерпевает определенные изменения, связанные с появлением и развитием постиндустриального общества, а также увеличением удельного веса сферы услуг в структуре мировой экономики. Невмешательство государства предполагает мобилизацию частного предпринимательского капитала, динамика которого, согласно теорети-

ческим взглядам Й. Шумпетера, зависит от распространения нововведений в различных сферах хозяйственной жизни, в том числе туризме [4, с. 312]. «Невидимая рука рынка» А. Смита направит финансовые активы частных инвесторов в сочинскую туристскую дестинацию только при условии создания и внедрения инновации в туристскую отрасль России.

Событийный туризм как одно из инновационных направлений отрасли является сравнительно молодым и чрезвычайно интересным. Основная цель поездки событийных туров приурочена к какому-либо событию. Уникальные туры, сочетающие в себе традиционный отдых и участие в самых зрелищных мировых мероприятиях, постепенно завоевывают все большую популярность. Событийный туризм -это прежде всего непреходящая атмосфера праздника, индивидуальные условия отдыха и незабываемые впечатления. Целевой аудиторией событийного туризма выступают обеспеченные туристы с доходом выше среднего, а также компании, состоящие из нескольких пар. Участники событийных туров предъявляют повышенные требования к средствам размещения, особенно к их классическому типу -гостиницам, транспорту (удобство доставки к месту события), предприятиям общественного питания и к услугам гидов-переводчиков. Особенность событийного туризма состоит в том, что ежегодно он пополняется новыми событийными турами, которые из случайных переходят в разряд регулярных [6].

Олимпийским и Паралимпийским зимним играм, прошедшим в 2014 г. в Сочи, предшествовало значительное вливание частных и государственных

инвестиций. В январе 2014 г. председатель Правительства РФ Д. Медведев назвал цифру затрат, равной 6,4 млрд долл., отметив, что цифра в 50 млрд долл. включает не только и не столько строительство олимпийских объектов, сколько строительство инфраструктуры с нуля [6]. Развитие событийного туризма сопровождается рядом социально-экономических проблем: во-первых, «несистематическое» получение доходов - некоторые события происходят только один раз в год (или реже); во-вторых, событийный туризм требует определенных ресурсов (финансовых, временных, морально-этических и т.п.); в-третьих, потребитель «привязан» к конкретному месту и времени проведения мероприятия; в-четвертых, сокращение коэффициента фондоотдачи при эксплуатации значительной части созданной инфраструктуры после проведения мероприятия и др.

Помимо принятых решений по транспортировке некоторых строений олимпийской инфраструктуры и перепрофилирования ряда объектов, одним из решений указанных проблем способен стать контест-туризм. Являясь разновидностью событийного туризма, контест-туризм предполагает участие определенной сравнительно небольшой группы туристов в конкретном событии, которое, в свою очередь, является предметом возникновения конкурса, соревнования. Особенность такого туризма заключается в том, что он неэластичен к факторам времени и месту проведения мероприятия, однако организация и проведение контест-туров имеют особый резонанс при использовании созданной инфраструктуры, необходимой для событийного туризма.

Слово «контест» происходит от английского contest - конкурс, соперничество, соревнование, борьба, противоборство. Примерами контест-туризма могут служить: турнир по мини-футболу, хоккею на любительском уровне, иные спортивные мероприятия, не имеющие массового характера, проводимые регулярно (как правило, не реже одного раза в месяц). Отличительная особенность контест-туров - формирование группы участников состязаний, имеющих относительно общий уровень профессиональной подготовки в том или ином виде деятельности. К другим примерам контест-туров следует отнести соревнования по кроссфиту, маунтин-байку и более доступные конкурсы, такие как перетягивание каната, бои на подушках, турнир по подкидному дураку, русским шашкам, исполнение популярных песен в караоке, инструментальное исполнение музыкальных композиций и др. Тематика конкурсов зависит от группы, времени года и ряда других факторов. Кроме того, большое значение приобретают организаторские способности устроителей контест-туров (организаторов конкурсов), которые должны следить за мотивацией участников, безопасностью проведения соревнования, привлечением болельщиков, освещением результатов в СМИ и др.

Для сочинской туристской дестина-ции проведение и развитие контест-туров способны увеличивать не только количество локальных потребителей туруслуг, но и турпоток из других регионов России и зарубежных стран, что позволит увеличить окупаемость инвестиций в олимпийские объекты, доходы бюджета, создаст дополнительные рабочие места, а главное - ис-

пользовать спортивно-туристскую инфраструктуру по профильному назначению.

Таким образом, сегодня контест-туризм способен стать катализатором совокупного спроса в сочинской туристской дестинации, что приведет к

достижению и приобретению определенных экономических и социальных благ и выгод для населения региона, позволит собственникам туристской инфраструктуры получать прибыль, а туристам - соревноваться на аренах мирового уровня.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Базилевич В.Д. Неортодаксальна теория Й.А. Шумпетера // ¡стор^я eK0H0Mi4Hux учень: У 2 ч. 3-е изд. К.: Знания, 2006. Т. 2. С. 312-324.

2. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2009. С. 118-119.

3. Матвеева Т.Ю. Введение в макроэкономику. 5-е изд., испр. М.: ИД ГУ-ВШЭ, 2007. С. 28-29.

4. Begg D, Fisher S, Dornbusch R. Econom-

ics. 8. London: McGraw-Hill Company, 2005. 674 c.

5. Все о туризме. Туристическая библиотека //А.В. Бабкин. Специальные виды туризма [сайт]. URL: http://tourlib.net/books_tourism/ babkin09.htm (дата обращения: 14.04.2014).

6. РБК daily. Ежедневная деловая газета // РБК daily. Медведев оценил затраты на развитие Сочи в 50 млрд долларов [сайт]. URL: http://rbcdaily.ru/politics/ 562949990327942 (дата обращения: 14.04.2014).

УДК 338.48-2-056.26:316

Ю.А. КИРЕЕВА

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЕЗБАРЬЕРНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ

Анализируется состояние и проблемы развития безбарьерного туризма в России, поднимается вопрос о понятийном аппарате туризма для обслуживания туристов с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: туризм, безбарьерный туризм, социальная защита инвалидов, доступность туристских объектов.

The paper analyzes the problems of the development of an accessible tourism in Russia and its technical terms.

Keywords: tourism, accessible tourism, social protection, accessibility of tourist sites.

Согласно данным барометра междуна- число международных туристских родного туризма - Всемирной турист- прибытий возросло более чем на 4% ской организации (ЮНВТО), в 2011 г. и составило 981 млн. Доходы от меж__дународного туризма в 2012 г. в раз© Киреева Ю.А., 2014 ных странах составили (в млрд долл.):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.