Научная статья на тему 'Развитие конституционных основ созидательной функции Советского государства'

Развитие конституционных основ созидательной функции Советского государства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
303
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / SOVIET STATE / ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА / DICTATORSHIP OF THE PROLETARIAT / ОБЩЕНАРОДНОЕ ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / CREATIVE FUNCTION OF THE STATE / СОЗИДАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / CONSTITUTION / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ / CONSTITUTIONAL FRAMEWORK / NATION-WIDE STATE / FUNCTIONS OF THE STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Д.В. Пожарский

Автор рассматривает становление и развитие конституционных основ созидательной деятельности Советского государства, прослеживает закономерности изменения ее объема, содержания и структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of constitutional foundations of the creative function of the Soviet State

The establishment and development of constitutional foundations of creative activity of the Soviet State are considered, the patterns of the change of its length, content and structure are traced.

Текст научной работы на тему «Развитие конституционных основ созидательной функции Советского государства»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

правоохранительных органов

Д.В. ПОЖАРСКИЙ,

докторант* кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

Развитие конституционных основ созидательной функции Советского государства

Автор рассматривает становление и развитие конституционных основ созидательной деятельности Советского государства, прослеживает закономерности изменения ее объема, содержания и структуры.

Советское государство, диктатура пролетариата, общенародное государство, функция государства, созидательная функция, Конституция, конституционные основы.

Положение о наличии органической связи между государством и правом в юридической науке имеет характер аксиомы. Данная закономерность характеризуется множеством форм проявления, включая закрепление в Конституции основ функционирования и структуры государства, связей между ее элементами. Нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, должен содержать положения о функциях государства, поскольку структура конституции, накладываясь на государство, интегрирует его как систему, по отношению к которой функции выполняют особую «цементирующую» роль [16, с. 118], обеспечивая ее целостность.

Теория функций социалистического государства, сформированная советскими правоведами, отразила историко-политические закономерности развития Советского государства. Таким образом, опыт социалистического строительства, закономерности формирования и развития конституционных основ функционирования государства представляют особую познавательную ценность. Однако интерес, проявляемый современной российской наукой к опыту социалистического развития, не в полной мере соответствует его всемирно-историческому

* Начальник кафедры гуманитарных дисциплин Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказания России.

значению. Иногда создается впечатление, что за рубежом историческими успехами и ошибками Советского государства интересуются с большей энергией, извлекая определенные дивиденды. Созданная Советским государством система управления социумом и поведением человека, трансформировавшаяся в систему коммунистического управления, в современной западной науке представляется в качестве социально-политической инновации [19, с. 33].

Не имея возможности рассмотреть особенности конституционно-правового регулирования всех функций Советского государства, сосредоточим внимание на созидательной функции.

Предварительно необходимо указать на два важных момента. Первый заключается в технико-юридической специфике конституционного регулирования. Из всех отечественных конституций термин «функция государства» использовался только в Конституции (Основном Законе) СССР 1977 г. При анализе Конституций 1918, 1924, 1936 гг. необходимо считаться с синонимией, выступающей неотъемлемым свойством естественно-языковой системы [13, с. 63]. При закреплении основ рассматриваемой функции использовались синонимы глагола «созидать»: «укреплять», «преумножать», «создавать», «гарантировать», «обеспечивать», «строить», «заботиться» и т. п.

Вторая особенность состоит в том, что в советской юридической науке термин «созидательная функция государства» не использовался. Вместе с тем при описании традиционно выделяемых функций (культурно-воспитательной, хозяйственно-организаторской, функции охраны и преумножения социалистической собственности, функции оказания социальных услуг, борьбы за мир и мирное сосуществование и др.) речь шла о созидательной деятельности государства [20, с. 3-15; 23, с. 3-18].

Созидательная функция — это комплексная, сложноорганизованная деятельность государства,

03 О X

£ а

0

X

1

л

<

S I

л X о

0 ва

л С

S

5

а

6

и S

3 э

5

1

6

и

98

обусловленная целью обеспечения социального благополучия и поступательного развития общества. Комбинации и приоритеты различных элементов в ее структуре определяются конкретными историческими условиями, в большей степени — социально-экономическими. Созидательная функция генетически связана с охранительной функцией и совместно с ней обеспечивает безопасность общества и сохранение достигнутого уровня социального развития.

В период диктатуры пролетариата значение и содержание созидательной деятельности коренным образом отличались от аналогичных характеристик созидательной функции общенародного государства. Необходимо учесть, что в рассматриваемый период государства в своем строгом значении этого термина не было. В. И. Ленин характеризовал государство диктатуры пролетариата как «полугосударство», «государство переходного периода» [11, с. 18, 90].

Для осуществления крупномасштабной созидательной деятельности Советской власти необходимо было решить комплекс первоочередных политических, идеологических и экономических задач, создать прочный фундамент для дальнейшего социалистического развития. Неокрепшее государство пролетариата главным образом было озабочено борьбой с противниками революции как внутри страны, так и за ее пределами. «Советская власть еще не утвердилась на всей территории страны, революция в деревне вообще только начиналась, государственный аппарат был только в стадии становления, наконец, война с Германией еще не закончилась, даже перемирие было ненадежным» [14, с. 6]. Но все же классовая борьба в конечном счете носила созидательный характер, поскольку своей главной целью имела создание нового строя. Диктатура — это не только и не столько подавление и насилие, сколько организация новых форм жизнедеятельности общества.

Рассматривая особенности пролетарского государства, Н.П. Фарберов отмечает, что «главным в его деятельности является творческая, созидательная (выделено нами — Д.П.) направленность в интересах всего общества» [17, с. 9]. Аналогичную точку зрения высказывает В.Е. Чиркин, отмечая, что «функции социалистического государства своим главным назначением имеют преобразовательную роль, вытекающую из активной, творческой роли этого государства. Его главная историческая миссия состоит в ликвидации эксплуататорского строя и построении в конечном счете бесклассового коммунистического общества» [18, с. 99]. Отметим, что правопорядок, обычно рассматриваемый в качестве объекта охраны, для власти Советов представлял объект созидания, поскольку утверждалось качественно новое явление — социалистический правопорядок.

Первыми правовыми актами, закрепившими основы созидательной деятельности Советского государства, были декреты. В силу первостепен-ности и важности регулируемых отношений, многие из них имели конституционное значение, носили учреждающий характер и были направлены на утверждение основ нового общественного строя.

Наименования документов говорят сами за себя: «Декрет о земле» [1], «Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров» [2], «Декрет о полноте власти Советов» [3], Декрет «О печати» [4], Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [5], Декрет «О национализации крупнейших зернохранилищ» [6] и др. Многие из декретов Советской власти носили временный характер и потому не могли выступать прочной основой дальнейшего развития социалистических отношений. Возникла необходимость в разработке обобщающего документа, закрепляющего первые итоги революционных завоеваний [14, с. 6]. Конституция РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. [7], инкорпорировала в себе положения важнейших декретов, но также отражала переходное состояние государства и общества. В ст. 9 говорилось о том, что документ рассчитан на «настоящий, переходный момент».

Созидательный характер деятельности Советского государства предполагал предоставление рабочим и крестьянам полного, всестороннего и бесплатного образования. Данная формулировка была весьма осторожной. Конституция не провозглашала права на образование, а рассматривала данное благо в качестве одной из важнейших государственных задач, на долгие годы предопределившая культурно-воспитательную деятельность Советского государства, которая по мере увеличения объема и содержания приобрела важнейшее социальное значение.

Рассматривая труд в качестве главного источника созидания материальных и духовных благ, столь необходимых для скорейшего укрепления социалистических отношений, вышеуказанная Конституция вводила всеобщую трудовую повинность. Труд стал обязанностью всех граждан РСФСР (ст. 18).

В период диктатуры пролетариата правовая политика государства была весьма сдержанной и взвешенной. Предоставляя гражданам то или иное право, государство связывало себя обязанностью по его обеспечению. Права и свободы, не обеспечиваемые соответствующими экономическими гарантиями, не могли быть провозглашены произвольно. Кроме того, вопросы о политической власти, повсеместном утверждении диктатуры пролетариата по-прежнему сохранял и статус судьбоносного для государства нового типа.

Тем не менее выполнявшаяся в условиях агрессивной внешней среды и нестабильной внутренней обстановки, направленная на выполнение сложнейших задач созидательная функция приобрела судьбоносное значение в становлении и развитии государства диктатуры пролетариата, его перерастании в кульминацию социалистического строительства - общенародное государство.

В Основном Законе (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденном на II Съезде Советов СССР 31 января 1924 г. [8], конституционные основы реализации созидательной функции получили дальнейшее развитие. Документ в целом носил политико-созидательный характер, поскольку закрепил итоги процесса федерализации Советских республик. Созидательный характер союзной конституции выражался также в том, что в ней закреплялась и, следовательно, строилась новая система органов государственной власти.

В системе объектов созидательного воздействия впервые появляются общественные блага, напрямую не связанные с главными проблемами государства диктатуры пролетариата (защита революционных завоеваний, обеспечение революционной законности и правопорядка, вопросы собственности и др.). Например, к предметам общесоюзного ведения впервые было отнесено «установление общих мер в области охраны народного здравия». Конституционное признание здоровья нации объектом государственной заботы стало закономерным следствием увеличения объема и значения созидательной функции социалистического государства. Данная особенность со временем приобрела характер устойчивой тенденции.

Созидательные усилия государства, направленные на утверждение основ социализма во всех сферах жизнедеятельности, увенчались успехом и обусловили необходимость принятия нового основного закона. Конституция (Основной Закон) СССР, утвержденная Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г. [9], сохранив ранее принятые положения, закрепила новые основы созидательной функции.

Фундаментом рассматриваемой функции в экономической сфере выступало положение об определении и направлении хозяйственной жизни государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости государства и усиления его обороноспособности (ст. 11). Нахождение вышеуказанного положения в главе «Общественное устройство» придавало созидательной деятельности особое значение, выделяя ее в системе функции государства.

Особое значение приобрели закрепленные в Конституции права и обязанности граждан. Многие из них выступали ориентиром для наращивания объема созидательной деятельности государства и одновременно свидетельствовали о комплексности ее содержания. Некоторые из указанных положений ориентировали государство на создание соответствующих организационных и правовых гарантий реализации прав и свобод:

— право на труд (ч. 1 ст. 118), обеспечивавшееся социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы (ч. 2 ст. 118);

— право на отдых (ч. 1 ст. 119), гарантированное установлением продолжительности рабочего дня, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов (ч. 2 ст. 119);

— право на материальное обеспечение старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности (ч. 1 ст. 120), обеспечивавшееся широким развитием социального страхования за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов;

— право на образование (ч. 1 ст. 121) было гарантировано всеобщим и обязательным восьмилетним обучением, широким развитием его различных направлений и форм, бесплатностью образования, системой государственных стипендий, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся (ч. 2 ст. 121);

— свобода слова, свобода печати, свобода собраний и митингов, свобода уличных шествий и демонстраций (ст. 125), обеспечивавшиеся предоставлением трудящимся и их организациям типографий, запасов бумаги, общественных зданий, улиц, средств связи и других материальных условий.

Необходимо признать, что Советское государство впервые в мире сделало ставку на социально-экономические права и свободы, сознавая их первостепенное значение, а также то, что деятельность по их обеспечению многотрудна и созидательна по существу. Довольно точно эту особенность выразил О.Е. Кутафин: «Почему-то чем меньше прав у человека, тем больше разговоров об их приоритете. Очень часто высказывается мнение, что мы все разрушили, но достигли свободы слова. Однако смысл демократии не в том, чтобы кто-то мог что-то сказать. Девяносто процентам лиц этого не надо. Социально-экономические права были нашим достижением. Но мы легко отказались от

99

03 О X

а

а

О

X

X

л

<

5 X

Œ,

X о

0 оа

œ, С

s s

а

6

и s

3 э s

1

и

100

них. Свобода слова не стоит ни копейки, а реализация социально-экономических прав стоит огромных денег» [22, с. 4].

Стоит принять во внимание и то, что Конституция (Основной Закон) СССР 1936 г. — первая в мире, принятая при участии народа в обсуждении ее проекта (всенародное обсуждение). Как отмечают Ю.С. Кукушкин и О.И. Чистяков: «Во всенародном обсуждении проекта Конституции приняло участие 55 % взрослого населения страны. В общей сложности поступило около 2 миллионов различных дополнений и поправок. Таким образом, проект Конституции явился итогом всенародного творчества» [14, с. 95]. Учитывая вышесказанное, наряду с государством общество становилось активным субъектом созидательной деятельности.

Непрерывное развитие, в частности восстановление хозяйства, разрушенного самой жесткой войной, к концу 60-х гг. прошлого столетия вывело Советское общество на новые рубежи. Государство стало общенародным, общество — развитым социалистическим. По справедливому мнению А.П. Косицына, «превращение государства диктатуры пролетариата в общенародное государство не сводится лишь к простому изменению терминологии. Это было бы самое легкое дело» [21, с. 134]. При этом целевая составляющая выступила той особенностью, которая в принципе отличает диктатуру пролетариата от общенародного государства. Если государство диктатуры пролетариата выполняло миссию построения и упрочнения социализма, то социалистическое общенародное государство трудящихся являлось основным орудием построения коммунизма [17, с. 25].

Фундаментальные базисные изменения обусловили соответствующие изменения в политико-правовой надстройке [14, с. 126]. Конституция (Основной Закон) СССР, принятая 7 октября 1977 г. [10], закономерно закрепила успехи социалистического развития, одновременно поставив целый ряд целей и задач на перспективу. Необходимость дальнейшего поступательного движения к коммунистическому идеалу закономерно требовала наращивания созидательных усилий. Конституционные основы созидательной функции Советского государства по мере развития правовой системы общества, правовой культуры приобретали системный характер. Увеличение объема созидательной функции, усложнение ее структуры выступали прямым следствием существенных успехов и роста потенциала Советского государства и общества [15, с. 183].

Конституция СССР 1977 г. закрепила созидательную деятельность в качестве судьбоносной функции, провозгласив государство орудием строительства коммунизма. Данное положение, содержавшееся в преамбуле, определяло место и

роль рассматриваемой функции в социалистическом развитии.

Выявляя закономерности становления и развития конституционных основ реализации созидательной функции Советского государства, нельзя оставлять без внимания вопросы ее результативности. Дело в том, что конституционные положения нередко носят программный характер, выступая образцом, а иногда представляя недостижимый идеал. В данном случае приходится задаваться вопросом о соответствии должного и сущего, возможного и действительного, необходимого и случайного в истории социалистического развития. Изложение этого вопроса затруднено «из-за укоренившегося и еще не преодоленного комплекса, сформировавшегося в головах большинства людей и подкрепленного течением общественной жизни убеждения, что марксизм изжил, скомпрометировал себя, не оправдал надежд тех, кто следовал этой идеологии» [12, с. 501]. Научная литература и публицистика последних двух десятилетий изобилует «фактами», побуждающими усомниться в необходимости социалистического развития. Однако в подобных источниках редко упоминается о том, что реализация любого крупномасштабного и системного проекта неизбежно сопряжена с ошибками.

Историческая победа в Великой Отечественной войне, успехи в науке и технике, образовании, международной политике, правоохранительные успехи, экономические и другие достижения Советской эпохи были воплощением совместной созидательной энергии государства, общества и личности. Возможно, государственный план мелиорации засушливых земель страны путем переброски северных вод на юг сегодня вызовет улыбку, но нельзя игнорировать созидательную дееспособность Советского государства. Кстати, в Китае принята и последовательно выполняется аналогичная программа, бюджет которой, по некоторым оценкам, составляет 59 млрд долл.

Созидательная функция оправдывала историческую состоятельность социалистического государства. Развитие правовых основ созидательной функции всецело подчинялось исторической логике и общим закономерностям развития Советского государства. Достижения советской юридической науки и практики также оказали существенное влияние на развитие конституционных основ реализации рассматриваемой функции. Таким образом, вся история Советского государства не что иное, как история его созидательной деятельности.

Список литературы

1. Декрет о земле (принят II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 г.) // СУ РСФСР.

1917. № 1. Ст. 3.

2. Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров (принят II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 г.) // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 1. Ст. 1.

3. Декрет о полноте власти Советов (принят II Всероссийским съездом Советов 27 октября 1917 г.) // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 5.

4. О печати: Декрет СНК РСФСР от 28 октября

1917 г. // СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 7.

5. Об отделении церкви от государства и школы от церкви: Декрет СНК РСФСР от 23 января

1918 г. // Свод законов РСФСР. 1988. Т. 1.

6. О национализации крупнейших зернохранилищ: Декрет СНК РСФСР от 15 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 25. Ст. 344.

7. Конституция Основной Закон Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

8. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. на II Съезде Советов СССР 31 января 1924 г.) // Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г.) // Известия ЦИК СССР и ВЦИК 6 дек. 1936. № 283.

10. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята 7 октября 1977 г.) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.

11. Александров Н.Г. Развитие коммунизма и государство // Советское государство и право. 1958. № 12.

12. Богданова Э.Н. Самоорганизация и управление в сложных системах: автореф. дис. ... докт. фи-лос. наук. Нальчик, 2009.

13. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2010.

14. История государственно-правовых учений / под ред. В.В. Лазарева. М., 2006.

15. Косицын А.П. Закономерный этап развития социалистической государственности // Советское государство и право. 1965. № 10.

16. Кукушкин Ю.С, Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М., 1980.

17. Кутафин О.Е. Современное состояние и перспективы развития науки конституционного права Российской Федерации // Государство и право на рубеже веков (Материалы Всероссийской конференции). М., 2000.

18. Ленин В.И. Полн. собр. соч. т. 33.

19. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. М., 1974.

20. Ромашкин П.С. Развитие функций Советского государства в процессе построения коммунизма // Советское государство и право. 1958. № 10.

21. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория. СПб., 1991.

22. Фарберов Н.П. Конституционные основы организации Советского общенародного государства. М., 1982.

23. Чиркин В.Е. Революционно-демократическое государство современности. М., 1984.

E-mail: dimapozharskiy@yandex.ru

М.П. СТУРОВА,

профессор кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами,

доктор педагогических наук, профессор (Академия управления МВД России)

О.М. БОЕВА,

заместитель начальника 1 отдела Управления морально-психологического обеспечения

Управления по работе с личным составом (ГУ МВД России по г. Москве)

Этические установки в деятельности полиции Российской империи

В статье рассматриваются этические установки, которыми предписывалось руководствоваться службе благочиния, полиции Российской империи и советской милиции.

Служба благочиния, полиция, жандармы внутренней стражи, классный чин, городовой.

В России в допетровские времена отношение к государственной службе (государевой, как говорили тогда) по противодействию преступлениям, по охране общественного порядка закладывалось как к делу «благому», достойному, почетному, важному для всех граждан. Благое дело, естественно, можно было доверять

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.