Научная статья на тему 'Охранительная функция Советского государства: становление и развитие конституционных основ'

Охранительная функция Советского государства: становление и развитие конституционных основ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
505
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИММАНЕНТНАЯ ФУНКЦИЯ / THE SOVIET STATE / STATE FUNCTION / PROTECTIVE FUNCTION / PROTECTION OF PUBLIC RELATIONS / IMMANENT FUNCTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пожарский Д. В.

Автор рассматривает становление и развитие конституционных основ охранительной функции Советского государства. В статье прослеживаются закономерности изменения объема, содержания и структуры охранительной функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Protective function of the Soviet state: formation and development of the constitutional bases

The author considers the formation and development of the constitutional bases of the protective function of the Soviet state. The conformities with law of changes in scope, content and structure of the protective function are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Охранительная функция Советского государства: становление и развитие конституционных основ»

Раздел 1. Методология, теория и история государственно-правового регулирования

ОХРАНИТЕЛЬНАЯ фУНКЦИЯ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОСНОВ

Д.В. Пожарский

(докторант кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент, г. Москва; dimapozharskiy@yandex.ru)

Автор рассматривает становление и развитие конституционных основ охранительной функции Советского государства. В статье прослеживаются закономерности изменения объема, содержания и структуры охранительной функции.

Ключевые слова: Советское государство, функция государства, охранительная функция, охрана общественных отношений, имманентная функция.

Положение о наличии теснейшей, органической связи между государством и правом в современной юридической науке приобрело характер аксиомы. Данная связь характеризуется множественностью форм проявления, главными из которых следует считать закрепление в праве (прежде всего в Конституции) структуры государства, связей между ее элементами, а также основ его функционирования [1, с. 67].

Выступая имманентными, сущностными (а не побочными) видами государственной деятельности, средством реализации национальных интересов, целей и задач, функции государства указывают на сферу, в которой государство осуществляет свою деятельность, объект государственного воздействия, характер и содержание деятельности государства. В связи с этим функции государства, их система представляют собой особый предмет правового регулирования, прежде всего конституционного.

Нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, должен содержать положения о главных функциях государства, поскольку структура конституции, «накладываясь» на государство, интегрирует его как особую систему, по отношению к которой функции выполняют особую «цементирующую» роль [2, с. 11; 3, с. 118].

В данном контексте опыт социалистического строительства, в том числе закреп-

ления конституционных основ функционирования государства, представляет особый интерес. Почему? Дело в том, что опыт социалистического развития, имеющий всемирно-историческое значение, до сих пор остается незаслуженно малоизученным [4, с. 558]. Складывается впечатление, что за рубежом историческими успехами и ошибками социализма интересуются с большей энергией.

«Очень бы хотелось поколебать скептицизм молодых, - пишет В.В. Лазарев, -сомневающихся в достижениях на поприще юридической науки в советское время. Удивительное дело - в литературе, в кино, в других областях творческой деятельности именно в годы советской власти достигались общепризнанные мировые результаты. В постперестроечное время свободы, по признанию многих специалистов, их нет...» [5, с. 8].

Не имея возможности рассмотреть основы и особенности конституционно-правового регулирования всех функций Советского государства, сосредоточим внимание на охранительной функции, осуществляемой государством на каждом этапе развития.

Первыми правовыми актами, закреплявшими основы охранительной функции Советского государства, были декреты. В силу первостепенности и важности регулируемых отношений многие из них имели конституционное значение.

Декрет об армейских революционных комитетах от 26 октября 1917 г. возлагал ответственность за сохранение революционного порядка и твердости фронта на временные революционные комитеты, которые предлагалось создать во всех армиях [6]. Декрет о земле от 27 октября 1917 г. содержал положение, обязывавшее Уездные Советы Крестьянских Депутатов принимать меры для «...строжайшей революционной охраны (выделено нами.

- Д. П.) всего переходящего к народу хозяйства.» [7].

Технико-юридической особенностью вышеуказанных документов являлись четкость и недвусмысленность закрепления основ охранительной функции Советского государства. В иных декретах также содержались положения, составлявшие основы осуществления охранительной функции. Однако, анализируя их, трудно обойтись без приемов юридической герменевтики.

К числу таких документов следует отнести Декрет о печати от 28 октября

1917 г., восстановивший институт цензуры и содержавший мотивировочную основу такого политического решения. «Всякий знает, - гласил документ, - что буржуазная пресса есть одно из могущественнейших оружий буржуазии. Особенно в критический момент, когда новая власть, власть рабочих и крестьян, только упрочивается, невозможно было целиком оставить это оружие в руках врага, в то время, как оно не менее опасно в такие минуты, чем бомбы и пулеметы. Вот почему и были приняты временные и экстренные меры пресечения потока грязи и клеветы, в которых охотно потопила бы молодую победу народа желтая и зеленая пресса» [8].

В данном случае есть основания для утверждения о том, что Декрет имел охранительную направленность и выступал основой соответствующей деятельности Советского государства по защите идеологических основ «новой социалистической власти».

В первой советской Конституции

- Конституции РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10 июля

1918 г. [9], также содержались положения,

закреплявшие основы охранительной функции Советского государства. К их числу следует отнести положение, устанавливающее обязанность граждан защищать Отечество, в целях всемерной охраны революционных завоеваний.

Анализируя и обобщая первый опыт конституционного регулирования охранительной деятельности Советского государства, необходимо отметить, что она была ориентирована главным образом на защиту неокрепшей и неустойчивой социалистической власти и ее завоеваний от военной и идеологической агрессии со стороны капиталистических стран. Внутри страны содержанием охранительной функции выступала борьба с проявлениями классовой вражды (подавление мятежей, ликвидация банд и шаек и т.п.), подрывавшими и ослаблявшими социалистический общественный порядок [4, с. 89-90], а также охрана социалистической собственности [10, с. 7].

Кроме того, по мнению П.С. Ромашкина, «охрана прав и законных интересов граждан всегда, с первых же дней существования советской власти, являлась одной из важнейших сторон деятельности Советского государства» [11, с. 9].

На первоначальном этапе (фазе) социалистического развития охранительная функция, носившая преимущественно внешний характер, внутри страны выступала неотъемлемым компонентом более важной и первостепенной функции - подавления сопротивления свергнутых классов.

Охранительная функция, выполнявшаяся в условиях крайне агрессивной внешней среды и противоречивой внутренней обстановки, обеспечившая решение сложнейших задач, сыграла судьбоносную роль в становлении Советского государства, укрепив его целостность и дальнейшее поступательное развитие.

В Основном Законе (Конституции) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденном на II Съезде Советов СССР 31 января 1924 г. [12], конституционные основы реализации охранительной функции получили определенное развитие. Компонентом первой общесоюзной

Конституции являлась Декларация об образовании СССР. В одном из ее положений констатировались неустойчивость международного положения и опасность новых нападений, что, в свою очередь, подчеркивало важность охраны социализма от капиталистической экспансии путем создания «единого фронта советских республик».

Новеллой следует признать положение, относящее к предметам общесоюзного ведения установление общих мер в области охраны народного здравия. Конституционное признание «народного здравия» объектом государственной охраны свидетельствовало о возрастании созидательного потенциала Советского государства, об увеличении объема и усложнении структуры охранительной функции. В системе объектов охранительной деятельности впервые появляются общественные отношения, напрямую не связанные с традиционно охранявшимися политико-правовыми ценностями (революционные завоевания, правопорядок, общественный строй, социалистическая собственность и др.). Данная особенность в дальнейшем приобрела характер устойчивой тенденции.

Борьба Советского государства за утверждение основ социализма во всех сферах жизнедеятельности, увенчавшаяся успехом, привела к необходимости принятия нового Основного Закона.

Конституция (Основной Закон) СССР, утвержденная Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 5 декабря 1936 г. [13], наряду с традиционными, содержала принципиально новые положения, выступавшие правовой основой реализации охранительной функции.

Государство впервые возложило на себя обязанность по охране права личной собственности граждан (ст. 10). Нахождение указанной статьи в главе, закреплявшей основы общественного устройства, придавало соответствующей деятельности особый характер, выделяя ее в содержании и структуре охранительной функции.

В тексте Основного Закона (ст. 68) содержалось положение, включавшее в компетенцию Совета Министров СССР принятие мер по охране прав граждан. Анало-

гичное положение, адресованное Советам депутатов трудящихся и подчиненным им органам управления, содержалось в ст. 97.

Государство впервые принимает на себя обязательство по охране интересов матери и ребенка. Конституционное закрепление новых социальных ценностей в качестве объектов государственной охраны свидетельствовало об увеличении социального «радиуса» охранительной функции.

Необходимо отметить, что в процессе принятия Конституции СССР 1936 г. впервые в мире был использован опыт всенародного обсуждения. «Во всенародном обсуждении проекта Конституции, - отмечают Ю.С. Кукушкин и О.И. Чистяков, - приняло участие 55 % взрослого населения страны. В общей сложности поступило около 2 миллионов различных дополнений и поправок. Таким образом, проект Конституции явился итогом всенародного творчества» [14, с. 95]. Это обстоятельство выступало дополнительной формой легитимации Советского государства и его функций.

Непрерывное развитие, в том числе восстановление хозяйства, разрушенного самой жестокой войной в отечественной истории, к концу 60-х гг. прошлого столетия вывело советское общество на новые рубежи. Государство стало общенародным, а общество - развитым социалистическим.

Фундаментальные базисные изменения обусловили соответствующие изменения в политико-правовой надстройке [14, с. 126]. Конституция (Основной Закон) СССР, принятая 7 октября 1977 г. на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, закономерно закрепила успехи социалистического развития, одновременно поставив целый ряд целей и задач на перспективу.

Необходимость дальнейшего поступательного движения к коммунистическому идеалу Советского государства и общества закономерно требовала не только созидательных усилий, но также комплексной и неусыпной охранительной деятельности, направленной на сохранение социалистических завоеваний во всем многообразии

Юридическая наука и правоохранительная практика их проявления. Следует отметить, что правовые основы охранительной функции Советского государства по мере развития правовой системы общества приобретали все более выраженный системный характер. Увеличение объема охранительной функции, усложнение ее структуры выступало прямым следствием созидательных успехов Советского государства и общества.

Конституция СССР 1977 г. впервые и непосредственно закрепила охранительную функцию Советского государства в качестве имманентной, сущностной, провозгласив его орудием защиты революционных завоеваний. Данное положение преамбулы определяло охранительную функцию в целом, точнее, ее место и роль в социалистическом развитии.

В Конституции содержались и иные положения, закрепляющие целевую составляющую, структуру и содержание рассматриваемой функции. Анализ Основного Закона позволяет выделить следующие относительно обособленные виды охранительной деятельности Советского государства:

1) охрана правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан (ст. 4);

2) охрана собственности: социалистической (ст. 10), личной (ст. 13);

3) охрана земли, недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, сохранение в чистоте воздуха и воды (ст. 18);

4) охрана духовных ценностей (ст. 27);

5) охрана труда (ст.ст. 21, 35);

6) охрана здоровья (ст. 42);

7) защита семьи (ст. 53).

В числе объектов государственной охраны особо следует отметить такую социально-экономическую ценность, как труд. По мере социалистического развития труд приобрел особую важность. «Воспитание коммунистического отношения к труду» составляло компонент культурно-воспитательной функции Советского государства, начиная с первой фазы - диктатуры пролетариата [15, с. 6]. Конституция СССР 1977 г. признала труд «источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека».

Кроме того, социальное положение человека, в соответствии с Конституцией СССР, определялось общественно полезным трудом и его результатами. Если учесть, что положение человека в обществе включает в себя его правовой статус, то нетрудно сделать вывод о том, что правовое положение личности в СССР во многом определялось трудом и его результатами. По большому счету, человек зарабатывал свои права и свободы. Это утверждение «размывает» тезис об иждивенческом типе ментальнос-ти и правосознания советских людей.

Конституция СССР 1977 г. впервые увеличила круг субъектов охранительной деятельности, обязав граждан защищать Отечество (ст. 31), беречь и укреплять собственность, бережно относиться к народному добру (ст. 61), оберегать интересы государства (ст. 62), всемерно содействовать охране общественного порядка (ст. 65), беречь природу и охранять ее богатства (ст. 67), заботиться о сохранении культурных ценностей (ст. 68). Таким образом, граждане были непосредственно вовлечены в процесс управления государством, в том числе в реализацию охранительной деятельности. Следует признать, что такая форма взаимодействия была логичным воплощением задачи по привлечению трудящихся к управлению государством и способствовала постепенному переходу к коммунистическому самоуправлению.

Подводя итоги, отметим, что охранительная функция осуществлялась Советским государством на всех этапах, или, как было принято говорить и писать, - фазах социалистического строительства. Ее место и роль в системе функций государства во многом предопределялись социальным назначением Советского государства. Охранительная функция выступала имманентной, поскольку представляла собой такой вид деятельности, потребность в которой порождала необходимость самого социалистического государства. Ее объем, структура и содержание изменялись прямо пропорционально социалистическим достижениям (социально-экономическим, культурно-духовным, политическим и правовым). Становление и развитие конституционных

основ реализации охранительной функции также подчинялось исторической логике и общим закономерностям развития Советского государства. Находясь в теснейшей и органической связи с созидательной деятельностью, охранительная функция обеспечила Советскому государству и социалистическому опыту особое место в истории.

1. Неновски Н. Единство и взаимодействие государства и права. М.: Прогресс, 1982. 147 с.

2. Сим А.В. Функция охраны прав и свобод личности в современном российском государстве: автореф. дис. . канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2004. 23 с.

3. Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. СПб., 1991. 157 с.

4. Мулукаев Р.С. Избранные труды: К 80-летию со дня рождения / Академия управления МВД России. М., 2009. 562 с.

5. Лазарев В.В. Избранные труды: в 3 т. Т. I: Закон. Законность. Применение закона / Федеральная палата адвокатов РФ, Юрид. фирма «ЮСТ». М.: Новая юстиция, 2010. 648 с.

6. СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 6. 2-е

изд.

7. СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 3. 2-е

изд.

8. СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 7. 2-е

изд.

9. СУ РСФСР. 1918. № 51. Ст. 582.

10. За подлинную разработку коренных вопросов науки истории Советского государства и права // Советское государство и право. 1956. № 6. С. 3-15.

11. Ромашкин П.С. Развитие функций Советского государства в процессе построения коммунизма // Советское государство и право. 1958. № 10. С. 3-18.

12. Вестник ЦИК, СНК и СТО СССР. 1924. № 2. Ст. 24.

13. Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 1936. 6 дек. № 283.

14. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1980. 160 с.

15. Александров Н.Г. Развитие коммунизма и государство // Советское государство и право. 1958. № 12. С. 3-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.