Курамшина Т.Л. ©
Учитель начальных классов 2 квалификационной категории МАОУ «Средняя
общеобразовательная школа №18 с углубленным изучением английского языка» Вахитовского района г.Казани Республики Татарстан
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- ЗАКАЗ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
В статье даны основные доказательства необходимости интеллектуального развития обучающихся начальных классов.
Ключевые слова: развитие, интеллект, деятельность Keywords: development, intelligence, operations
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся в условиях современной школы приобретает важнейшее значение. Внимание к этой проблеме диктуется
условиями современной жизни: обществу нужны творческие, саморазвивающиеся личности, способные реализовывать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества.
Так что же скрывается под понятием интеллект? Американский психолог, создатель всемирно известных тестов интеллекта Д. Векслер под интеллектом понимает способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания. То есть, интеллект рассматривается им как способность человека адаптироваться к окружающей среде. Психолог И.А. Домашенко описывает интеллект как общую познавательную способность, определяющую готовность человека к усвоению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.
Итак, интеллект - это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека.
Интеллектуальные способности - это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности. Под интеллектуальными способностями понимается память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего возраста.
Интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребёнка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности в учебной деятельности. Пассивное восприятие и усвоение нового не могут быть опорой прочных знаний. Поэтому задача педагога - развитие умственных способностей учащихся, вовлечение их в активную деятельность.
Основная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом детства.
Источником полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают два вида деятельности. Во первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества, за счет приобщения к современной ему культуре. В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе. Во вторых любой ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового. Таким образом, в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, а в рамках творческой
©Курамшина Т.Л., 2013 г.
деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
В основном на уроках дети заняты учебной деятельностью, решают учебно-тренировочные, типовые задачи. А с решение каждой последующей задачи одного и того же типа поисковая деятельность постепенно свертывается, а в конечном счете совсем исчезает. Это сильно тормозит развитие интеллекта, обедняет личность ребенка, отношение к самому себе. Постепенно дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное решение типовых заданий, выполнение которых зависит от знания конкретного правила, от степени усвоения определенных знаний. Чаще всего это приводит к тому, что высокая самооценка зависит у ребенка не от проявлений своей выдумки и сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний.
Успехи в учебе оказывают значительное, а порой решающее влияние на взаимоотношения между детьми в классе. Дети могут больше уважать тех учеников, которые хорошо и отлично учатся, чем тех, кто хорошо соображает. Это особенно заметно, когда сообразительные дети учатся неровно и без интереса, так как в школе им скучно.
Существенной особенностью занятий по интеллектуальному развитию в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках интеллектуального развития не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. Ученики на них избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, поскольку все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются, и в итоге коллективного обсуждения дети приходят к правильному решению. У учащихся постепенно формируется отношение к этим занятиям, как к средству развития своей личности. Главным критерием эффективности таких занятий являются:
а) радость познания;
б) постоянное достижение новых результатов;
в) приобретение нового интеллектуального опыта.
Общая атмосфера на уроках интеллектуального развития создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.
Этот эмоциональный фон, положительное отношение учеников к нашим заданиям имеют определенное последействие и постепенно распространяются на обычные школьные уроки. Так родители отмечают после занятий по интеллектуальному развитию, что и ученики более активны, внимательны, успешнее справляются с учебными заданиями. Сами дети говорят, что после занятий они быстрее выполняют домашние задания, лучше учатся. Тем самым уроки интеллектуального развития становятся одним из способов формирования положительного отношения и интереса к учению в целом: обучающиеся в результате этих занятий достигают значительных успехов в своем развитии. Они приобретают также необходимые интеллектуальные умения, которые применяются школьниками в учебной работе на предметных уроках, что приводит к первым успехам ребенка, а это означает, что возникает и интерес к учебе.
В целом, для поддержания и гармонизации процесса развития интеллектуальных способностей, во время занятий необходимо выполнять следующее:
• Поощрять самостоятельные мысли и действия ребёнка.
• Не мешать желанию ребёнка сделать что-то по- своему.
• Уважать точку зрения воспитанника.
• Предлагать детям больше делать свободных рисунков, словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образов и других спонтанных творческих проявлений в ходе занятия.
• Безоценочно относиться к детскому творчеству.
• Творить и играть иногда с детьми вместе - в качестве рядового участника процесса.
• Больше внимания уделять организации процесса интеллектуального и творческого напряжения, а не результатам.
• Использовать «творческие» методики и задания, творческие игры со словами, движениями тела, звуками, зрительными образами и др.
• Поддерживать на занятиях положительный эмоциональный фон у педагога и у детей
- бодрость, спокойную сосредоточенность и радость, веру в свои силы и возможности каждого ребёнка.
Успешная организация учебно-познавательной деятельности обучающихся младших классов невозможна без применения индивидуального подхода. Помимо комплекса характеристик таких составляющих интеллектуальной сферы как восприятие, внимание, мышление, память, воображение, надо принимать во внимание особенности эмоциональной и волевой сферы ребенка, а также - особенности темперамента, скорости протекания различных реакций. Стараться учитывать направленность личности каждого ребёнка.
Именно поэтому одно из важнейших мест в системе работы занимает диагностика развития интеллектуальных способностей ребят.
Диагностика позволяет получить возможность отслеживать динамику интеллектуального развития учеников, результативность системы работы, и что самое важное - оказывать эффективное влияние на процесс их обучения и воспитания, используя при этом обоснованный дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку.
Диагностика развития первоклассников является базой для построения всей дальнейшей работы с каждым конкретным ребенком, группой детей, класса в целом. В дальнейшем необходимо отслеживать результаты развития интеллектуальных способностей детей, и сравнивать их с полученными ранее.
Из книги «Психология интеллекта» знаменитого швейцарского психолога Ж. Пиаже:
- «Будучи самой совершенной из психологических адаптаций, интеллект служит наиболее эффективным и необходимым орудием во взаимодействиях субъекта с окружающим миром, взаимодействиях, которые реализуются сложнейшими путями и выходят далеко за пределы непосредственных и одномоментных контактов, для того чтобы достичь заранее установленных и устойчивых отношений».
Таким образом, развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами.
«Все наше достоинство заключено в мысли...
Будем же учиться мыслить» Б. Паскаль
Литература
1. Н.Н.Деменёва «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики» Москва, 2005 г.
2. М.М. Безруких, С.П.Ефимова «Знаете ли вы своего ученика?» Москва , 1991 г.
3. Р.В.Орлова «Интеллектуально-пассивные учащиеся» Москва , 1991г.
4. Н.П.Слободняк «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении» Москва , 2004 г.
5. «Развитие интеллектуальной культуры учащихся начальных классов» журнал «Начальная школа» №11, 2006 г.
6. А.З.Зак «Развитие умственных способностей младших школьников» Москва. Просвещение, 1994 г.
7. И.А . Домашенко «Атлас по психологии» Информ.метод.пособие по курсу Г18 «Психология человека» Москва, 2004 г.
8. Жан Пиаже «Психология интеллекта» Издательство: Питер , 2003 г.
9. Д.Векслер « Шкала интеллекта для дошкольников и младших школьников»(„Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence") — WPPSI , 1967 г.