Научная статья на тему 'Развитие творческих способностей младших школьников'

Развитие творческих способностей младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2361
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБНОСТИ / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровина Татьяна Васильевна

В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по развитию творческих способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие творческих способностей младших школьников»

МАСТЕР-КЛАСС

Коровина Татьяна Васильевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 с углублённым изучением отдельных предметов

г. Сургут, ХМАО-Югра

J ^

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Л__________________________________________г

Аннотация. В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по развитию творческих способностей.

Ключевые слова: способности, творчество.

В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к решению задач, проявлять инициативу, справляться с трудностями. Творческие личности - это интеллектуальное богатство страны. А творческие способности формируются в процессе становления и воспитания человека.

Огромная роль принадлежит школе, вооруженной современными методиками и ставящей своей основной задачей развитие творческого «я» ребенка.

Решая эту задачу, в своей деятельности использую технологии:

• технология саморазвивающего обучения;

• технология выявления и развития творческих способностей;

• технология технического творчества.

Их использование позволяет создавать условия для овладения всеми учащимися творческими умениями и формирования способности к самосовершенствованию и саморазвитию [1,4,5,7].

Технология саморазвивающего обучения (ТСО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.

ТСО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы (табл.1):

1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования.

2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию.

3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения.

Используя данные технологии, составила и апробирую компилятивную программу «Основы этики».

Цель курса - воспитание культуры поведения в системе нравственного формирования личности.

Задачи курса:

1. Дать знания о нормах и правилах культурного поведения.

2. Формировать навыки и привычки культурного поведения у детей.

Курс рассчитан на четыре года обучения в начальной школе.

Состоит из трёх разделов:

1. Культура общения.

2. Культура удовлетворения потребностей.

3. Культура внешности.

Начиная с 1 класса, учащимся дают, постепенно расширяя, определенный круг правил по одной и той же тематике. Таким образом, три общих раздела повторяются из класса в класс, содержание их постепенно обогащается, круг правил, представлений о культуре поведения расширяется.

Таблица

Личность саморазвивающаяся

Теория Практика Методика

- Этика поведения - Азбука вежливости - Самоорганизация - Учись учиться - Изучение себя Система творческой деятельности по И. П. Волкову: - выход на конкретный продукт; - творческие книжки. - Развивающие технологии - Игровые методики - Свобода выбора - Личностный подход - Педагогика сотрудничества

Личность с природными потребностями самосовершенствования

62

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

МАСТЕР-КЛАСС

Специальная работа над каждой темой не означает, что учитель не обращает внимания на воспитание тех правил культурного поведения, которые не изучаются в данный момент, а предполагаемые занятия не исключают повседневной работы учителя по воспитанию необходимых привычек культурного поведения в классе, дома, на улице. Часть занятий проходит интегрировано с уроками литературного чтения, где на примерах литературных героев дети учатся анализировать различные жизненные ситуации, делать вывод, о том, как нужно вести себя. Книги для чтения, художественная литература позволяют начать разговор о культурном поведении на уроке, а затем продолжить его во внеклассное время. По окончании курса учащихся не только приобретают знания о нормах и правилах культурного поведения, но у них формируются навыки и привычки культурного поведения.

Я признаю путь познания «от учеников», когда учитель не диктатор, а мастер, умело организующий и направляющий коллективный поиск. Стараюсь на уроке создать психологический комфорт, чтобы у ребенка возникла потребность говорить, стремлюсь «разбудить» чувства детей, снять напряжение, страх перед ответом, раскрепостить мышление. Главное -вселить в ребёнка уверенность в своих силах. Решилась, казалось бы, трудная задача: «Ура! Ты смог, молодец! У тебя получилось!» Это огромное счастье не только для самого ребёнка, но и для меня.

Использование современных образовательных технологий позволяет учитывать психологические особенности младших школьников. Ведь у них развита любознательность, есть неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях. Поэтому провожу целенаправленную работу над развитием, которая пробуждает силы, помогает раскрыться каждому ребёнку в классе [2,6].

По результатам обследования учащихся моего класса на выявление уровней мотивации психологом школы в классе у всех учащихся только хорошая школьная мотивация.

Коллективная деятельность влечет взаимообогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к организации учебно-познавательного процесса, коммуникацию, общение, и является средством развития творческих способностей ученика.

Считаю, что средства формирования творческих способностей в настоящее время основаны на технологии использования методов проектов, на предоставлении ребенку права искать себя не только на уроке, но и во внеурочное время: через участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.

Участвуя в проектной деятельности, ребята учатся ставить цель, проектировать свои действия, отбирать необходимый материал, анализировать результат. Кроме этого ребята учатся вырабатывать и аргументировать свою точку зрения на поставленный вопрос. Учатся точно и ясно излагать сначала устный, а затем письменный ответ.

Мои ученики - участники различных проектов: «Поэзия слова», «Мастерская хороших манер», «Хорошее

время читать», «Реклама книги», «Создание сайта «Хорошее время читать»».

В системе И. П. Волкова разработаны творческие книжки школьника [3].

Использую в работе технологию инновационной оценки достижений учащихся «портфолио».

Секрет интереса к предмету не всегда связан с занимательностью, он заключается в том, чтобы дети ощутили свой рост, движение.

Использую в работе:

• индивидуальные маршрутные листы по предметам;

• ведение дневников читателя в рамках проекта «Успешное чтение».

Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливость и другие подобные качества. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет. Ведь, по мнению одного из ведущих исследователей проблем творчества (одаренности) П. Торренса, «творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».

Мои учащиеся - призёры и лауреаты олимпиад и конкурсов различного уровня.

Результаты творчества всегда оцениваю: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами; дипломами; присвоение званий. В конце года оформляем стенд «Успешность и активность учащихся за учебный год».

В. А. Сухомлинский сказал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».

Литература

1. Алёхина И. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.25-28.

2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Петрозаводск: Скандинавия, 2004.

3. Волков И. П. Учим творчеству. М., 1988.

4. Калинина Н. В. Формирование конструктивного поведения младших школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1. С.44-48.

5. Козлова Т. И., Полюхова Е. П. Влияние междисциплинарного обучения на познавательно-личностное развитие младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2008. № 3. С.36-39.

6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.

7. Черноперова М. Г. Возможности и проблемы формирования деятельных качеств личности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. С.27-31.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.