МАСТЕР-КЛАСС
Коровина Татьяна Васильевна
учитель начальных классов МБОУ СОШ № 12 с углублённым изучением отдельных предметов
г. Сургут, ХМАО-Югра
J ^
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Л__________________________________________г
Аннотация. В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по развитию творческих способностей.
Ключевые слова: способности, творчество.
В настоящее время возрастает потребность общества в людях, способных творчески подходить к решению задач, проявлять инициативу, справляться с трудностями. Творческие личности - это интеллектуальное богатство страны. А творческие способности формируются в процессе становления и воспитания человека.
Огромная роль принадлежит школе, вооруженной современными методиками и ставящей своей основной задачей развитие творческого «я» ребенка.
Решая эту задачу, в своей деятельности использую технологии:
• технология саморазвивающего обучения;
• технология выявления и развития творческих способностей;
• технология технического творчества.
Их использование позволяет создавать условия для овладения всеми учащимися творческими умениями и формирования способности к самосовершенствованию и саморазвитию [1,4,5,7].
Технология саморазвивающего обучения (ТСО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.
ТСО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы (табл.1):
1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования.
2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию.
3. «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения.
Используя данные технологии, составила и апробирую компилятивную программу «Основы этики».
Цель курса - воспитание культуры поведения в системе нравственного формирования личности.
Задачи курса:
1. Дать знания о нормах и правилах культурного поведения.
2. Формировать навыки и привычки культурного поведения у детей.
Курс рассчитан на четыре года обучения в начальной школе.
Состоит из трёх разделов:
1. Культура общения.
2. Культура удовлетворения потребностей.
3. Культура внешности.
Начиная с 1 класса, учащимся дают, постепенно расширяя, определенный круг правил по одной и той же тематике. Таким образом, три общих раздела повторяются из класса в класс, содержание их постепенно обогащается, круг правил, представлений о культуре поведения расширяется.
Таблица
Личность саморазвивающаяся
Теория Практика Методика
- Этика поведения - Азбука вежливости - Самоорганизация - Учись учиться - Изучение себя Система творческой деятельности по И. П. Волкову: - выход на конкретный продукт; - творческие книжки. - Развивающие технологии - Игровые методики - Свобода выбора - Личностный подход - Педагогика сотрудничества
Личность с природными потребностями самосовершенствования
62
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014
МАСТЕР-КЛАСС
Специальная работа над каждой темой не означает, что учитель не обращает внимания на воспитание тех правил культурного поведения, которые не изучаются в данный момент, а предполагаемые занятия не исключают повседневной работы учителя по воспитанию необходимых привычек культурного поведения в классе, дома, на улице. Часть занятий проходит интегрировано с уроками литературного чтения, где на примерах литературных героев дети учатся анализировать различные жизненные ситуации, делать вывод, о том, как нужно вести себя. Книги для чтения, художественная литература позволяют начать разговор о культурном поведении на уроке, а затем продолжить его во внеклассное время. По окончании курса учащихся не только приобретают знания о нормах и правилах культурного поведения, но у них формируются навыки и привычки культурного поведения.
Я признаю путь познания «от учеников», когда учитель не диктатор, а мастер, умело организующий и направляющий коллективный поиск. Стараюсь на уроке создать психологический комфорт, чтобы у ребенка возникла потребность говорить, стремлюсь «разбудить» чувства детей, снять напряжение, страх перед ответом, раскрепостить мышление. Главное -вселить в ребёнка уверенность в своих силах. Решилась, казалось бы, трудная задача: «Ура! Ты смог, молодец! У тебя получилось!» Это огромное счастье не только для самого ребёнка, но и для меня.
Использование современных образовательных технологий позволяет учитывать психологические особенности младших школьников. Ведь у них развита любознательность, есть неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях. Поэтому провожу целенаправленную работу над развитием, которая пробуждает силы, помогает раскрыться каждому ребёнку в классе [2,6].
По результатам обследования учащихся моего класса на выявление уровней мотивации психологом школы в классе у всех учащихся только хорошая школьная мотивация.
Коллективная деятельность влечет взаимообогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к организации учебно-познавательного процесса, коммуникацию, общение, и является средством развития творческих способностей ученика.
Считаю, что средства формирования творческих способностей в настоящее время основаны на технологии использования методов проектов, на предоставлении ребенку права искать себя не только на уроке, но и во внеурочное время: через участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях.
Участвуя в проектной деятельности, ребята учатся ставить цель, проектировать свои действия, отбирать необходимый материал, анализировать результат. Кроме этого ребята учатся вырабатывать и аргументировать свою точку зрения на поставленный вопрос. Учатся точно и ясно излагать сначала устный, а затем письменный ответ.
Мои ученики - участники различных проектов: «Поэзия слова», «Мастерская хороших манер», «Хорошее
время читать», «Реклама книги», «Создание сайта «Хорошее время читать»».
В системе И. П. Волкова разработаны творческие книжки школьника [3].
Использую в работе технологию инновационной оценки достижений учащихся «портфолио».
Секрет интереса к предмету не всегда связан с занимательностью, он заключается в том, чтобы дети ощутили свой рост, движение.
Использую в работе:
• индивидуальные маршрутные листы по предметам;
• ведение дневников читателя в рамках проекта «Успешное чтение».
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее», «способнее», «одареннее»? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливость и другие подобные качества. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях - результат обязательно будет. Ведь, по мнению одного из ведущих исследователей проблем творчества (одаренности) П. Торренса, «творчество - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее».
Мои учащиеся - призёры и лауреаты олимпиад и конкурсов различного уровня.
Результаты творчества всегда оцениваю: похвала за любую инициативу; публикация работы; выставка работ; награждение грамотами; дипломами; присвоение званий. В конце года оформляем стенд «Успешность и активность учащихся за учебный год».
В. А. Сухомлинский сказал: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
Литература
1. Алёхина И. А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 3. С.25-28.
2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. Петрозаводск: Скандинавия, 2004.
3. Волков И. П. Учим творчеству. М., 1988.
4. Калинина Н. В. Формирование конструктивного поведения младших школьников // Инновационные проекты и программы в образовании. 2008. № 1. С.44-48.
5. Козлова Т. И., Полюхова Е. П. Влияние междисциплинарного обучения на познавательно-личностное развитие младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2008. № 3. С.36-39.
6. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
7. Черноперова М. Г. Возможности и проблемы формирования деятельных качеств личности младших школьников // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 4. С.27-31.
Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2014
63