Научная статья на тему 'Развитие инструментов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области'

Развитие инструментов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2244
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / СУБКОНТРАКТ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / SMALL AND MEDIUM-SIZED ENTERPRISES / STATE SUPPORT / STATE TASK / SUBCONTRACT / TERRITORIAL AND PRODUCTION CLUSTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондаренко В.Э.

В статье проведен анализ научного и нормативно-правового обеспечения развития малых и средних предприятий (МСП) в современных условиях, что позволило в дальнейшем на примере Московской области, как наиболее прогрессивном российском регионе в плане государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, оценить состояние и динамику развития предпринимательской деятельности. В качестве ключевых моментов развития инструментов государственной поддержки МСП отмечены вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства в выполнение государственных контрактов, включение МСП во вновь формируемые территориально-производственные кластеры. В исследовании аргументировано, что развитие инструментов государственной поддержки МСП должно содействовать производственной их кооперации, что в современных условиях реализуется с помощью участия в территориально-производственных кластерах и позволяет осуществлять реструктуризацию МСП в направлении перехода от торгово-посреднической деятельности к инновационной в реальном секторе экономики. Показана актуальность этого процесса в условиях реализации экономической политики импортозамещения. В контексте развития МСП доказана целесообразность их рационального размещения в пространствах российских регионов. Сделан вывод о важности учета динамики предпринимательского потенциала субъектов РФ при определении направлений государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. В заключении представлена схема развития субконтрактной системы МСП как инструмента повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур, на которую должно быть направлено развитие инструментов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондаренко В.Э.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INSTRUMENTS OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-bisiness IN MOSCOW REGION

In the paper the analysis scientific and standard legal support of development of small and medium-sized enterprises (SME) in modern conditions that allowed further on the example of the Moscow region is carried out as most progressive in respect of state support of small and medium business in the Russian region, to estimate a condition and dynamics of development of business activity. As the key moments of development of instruments of the state support of SME are noted involvement of subjects of small and average business in implementation of the state contracts and their inclusion in again formed territorial and production clusters. In research it is shown that development of instruments of the state support of SME has to promote their production cooperation that in modern conditions is realized by means of participation in territorial and production clusters and will allow to carry out restructuring of SME in the direction of transition from trade and intermediary activity to innovative in real sector of economy. Relevance of this process in the conditions of realization of economic policy of import substitution is shown. In the context of development of SME expediency of their rational placement in spaces of the Russian regions is proved. The conclusion is drawn on need and expediency of the account and dynamics of enterprise capacity of territorial subjects of the Russian Federation when determining the directions of the state support of subjects of small and medium business. In the result of research the scheme of development of subcontract system of SME as instrument of increase of efficiency of interaction of power and enterprise structures on which development of instruments of the state support of small and average business has to be directed is submitted.

Текст научной работы на тему «Развитие инструментов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Московской области»

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

www.hjournal.ru DOI: 10.17835/2078-5429.2016.7.3.078-088

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

БОНДАРЕНКО ВЛАДИМИР ЭДУАРДОВИЧ,

аспирант по форме соискательства, кафедра «Финансово-учетные дисциплины», факультет «Экономика и управление», Московский институт предпринимательства и права, г. Москва,

e-mail: b100bb@ya.ru

В статье проведен анализ научного и нормативно-правового обеспечения развития малых и

со средних предприятий (МСП) в современных условиях, что позволило в дальнейшем на примере

о Московской области, как наиболее прогрессивном российском регионе в плане государственной

(Я поддержки малого и среднего предпринимательства , оценить состояние и динамику развития

2 предпринимательской деятельности. В качестве ключевых моментов развития инструментов

^ государственной поддержки МСП отмечены вовлечение субъектов малого и среднего

о предпринимательства в выполнение государственных контрактов, включение МСП во вновь

ф формируемые территориально-производственные кластеры.

^ В исследовании аргументировано, что развитие инструментов государственной поддержки

^ МСП должно содействовать производственной их кооперации, что в современных условиях

о реализуется с помощью участия в территориально-производственных кластерах и позволяет

§ осуществлять реструктуризацию МСП в направлении перехода от торгово-посреднической

^ деятельности к инновационной в реальном секторе экономики. Показана актуальность этого

го процесса в условиях реализации экономической политики импортозамещения. ш

о В контексте развития МСП доказана целесообразность их рационального размещения в

< пространствах российских регионов. Сделан вывод о важности учета динамики

г?

<!£ предпринимательского потенциала субъектов РФ при определении направлений государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

В заключении представлена схема развития субконтрактной системы МСП как инструмента повышения эффективности взаимодействия властных и предпринимательских структур, на которую должно быть направлено развитие инструментов государственной поддержки 2 малого и среднего предпринимательства.

Ключевые слова: малые и средние предприятия; государственная поддержка; О государственное задание; субконтракт; территориально-производственный кластер. С£

о

о

о о ш

о

<

СП _

о о

с

о m

о © Бондаренко В. Э., 2016

DEVELOPMENT OF INSTRUMENTS OF STATE SUPPORT FOR SMALL AND MEDIUM-BISINESS IN MOSCOW REGION

VLADIMIR E. BONDARENKO,

Post-Graduate Student, Department of Financial and Accounting Disciplines, Faculty of Economics and Management, Moscow Institute of Business and Law, Moscow,

e-mail: b100bb@ya.ru

In the paper the analysis scientific and standard legal support of development of small and medium-sized enterprises (SME) in modern conditions that allowed further on the example of the Moscow region is carried out as most progressive in respect of state support of small and medium business in the Russian region, to estimate a condition and dynamics of development of business activity. As the key moments of development of instruments of the state support of SME are noted involvement of ^ subjects of small and average business in implementation of the state contracts and their inclusion in o

CM

od

o c

again formed territorial and production clusters.

In research it is shown that development of instruments of the state support of SME has to promote their production cooperation that in modern conditions is realized by means of participation in territorial and production clusters and will allow to carry out restructuring of SME in the direction of transition from trade and intermediary activity to innovative in real sector of economy. Relevance of q this process in the conditions of realization of economic policy of import substitution is shown. In the context of development of SME expediency of their rational placement in spaces of the Russian i

regions is proved. The conclusion is drawn on need and expediency of the account and dynamics of S enterprise capacity of territorial subjects of the Russian Federation when determining the directions o

of the state support of subjects of small and medium business. £

In the result of research the scheme of development of subcontract system of SME as instrument of i

CD

increase of efficiency of interaction of power and enterprise structures on which development of g instruments of the state support of small and average business has to be directed is submitted. s

Keywords: small and medium-sized enterprises; state support; state task; subcontract; territorial and production cluster.

JEL: F43, G20, H25.

Л

о о œ с

о m

1. Научный и нормативно-правовой базис развития малого и среднего о

предпринимательства в РФ в современных условиях ^

В настоящее время накоплен достаточный опыт в изучении проблем з

формирования, становления и развития инструментов и методического обеспечения ш

„ее

государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в российских 0

регионах, муниципальных образованиях и агломерациях. При этом направления Ц

обеспечения устойчивости развития субъектов экономической деятельности ^

отражены в работах научных школ и ученых (Акопов, Реймер и Бреусов, 2012; §

Бабина, 2014; Журавский, 2012; Засько и Шакирова, 2015; Захарова, 2009; Орлова, ^

Лазаренко и Минакова, 2015; Мухина, Минайченкова и Филатов, 2014; Новикова, о

2014; Тяглов и Ярошенко, 2014). Особенности региональных аспектов развития <

малых и средних предприятий раскрыты в трудах (Белоусова и Литвинов, 2013; си

Магомадов, 2013; Тяглов и Колычева, 2013; Шалова, 2015; Шарова, 2014; Шевченко и Жалсанова, 2014). Проведенный нами анализ показал, что ощущается потребность в более глубоком исследовании вопроса совершенствования инструментов развития государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в современных реалиях. Нами предпринята попытка в первом приближении рассмотреть некоторые аспекты развития инструментов государственной поддержки предпринимательской деятельности малых и средних предприятий в условиях импортозамещения. Отметим происходящие события в части различных аспектов развития МСП. Так, объемы финансирования основных федеральных программ финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 году (только средства федерального бюджета) составили 83,73 млрд рублей (годом ранее - 52,51 млрд) (Засько и Шакирова, 2015). На 1 января 2014 года в Российской Федерации было зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего бизнеса (индивидуальных предпринимателей среди них — 62,8%, микропредприятий — 32,7%, малых предприятий — 4,2% и 0,3% предприятий средней консолидации).

По данным OECD (Организация экономического сотрудничества и развития), на 1000 жителей в странах с развитой рыночной экономикой приходится в 10—14 раз больше малых предприятий, чем в Российской Федерации. При этом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации 8 «Экономическое развитие и инновационная экономика»1, количество предприятий od малого и среднего предпринимательства (включая индивидуальных z: предпринимателей) увеличится до 44,5 единиц к 2020 году в расчете на 1 тыс. I4-" человек населения Российской Федерации2.

0 По данным Росстата, рост количества субъектов малого и среднего Ф предпринимательства наблюдался в 31 регионе РФ, 77% совокупного прироста этих

субъектов РФ приходилось на 5 субъектов РФ: г. Москва, г. Санкт-Петербург, Красноярский край, Калининградская область, Алтайский край3. В январе | 2015 года были утверждены антикризисные меры Правительства Российской ° Федерации, в которых установлены изменения, касающиеся возможностей ° отнесения предприятий к микро-, малым и средним. В частности,

т о

микропредприятиям разрешено в 2 раза увеличить предельные значения выручки

1 от реализации товаров, работ, услуг. Соответственно, с 27 февраля 2015 года g предприятия с численностью до 15 человек и выручкой до 120 млн рублей ^ признаются микропредприятиями. В свою очередь, для малых предприятий планка ^ выручки повышена с 400 до 800 млн руб., а для средних с 1000 до 2000 млн руб.

со

■н

(D

о. соответственно.

15 о

Следует отметить, что 2014 год стал одним из самых активных в отношении с! новых законодательных инициатив, касающихся налогообложения и о государственного участия в поддержке малого предпринимательства. В результате " ряда законодательных изменений с 1 июля 2015 года малые предприятия получили о доступ к закупкам субъектов естественных монополий, государственных компаний и ^ других организаций с участием государства4.

з О ш СП

о

^ 1 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной

2 программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (ред. от 04.09.2015).

О 2 См.: Основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего

Ш предпринимательства на период до 2020 года, утв. приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.02.2015 № 74.

^ 3 Сайт Федеральной службы государственной статистики. (http://msko.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/msko/ru/ - Дата

< обращения: 10.04.2016).

~ 4 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной

программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (ред. от 04.09.2015).

Президент РФ В.В. Путин подписал Закон РФ, на три года запрещающий плановые проверки малого бизнеса с момента государственной регистрации их субъектов. Мораторий устанавливается на период с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года. Запрет вводится на плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого бизнеса. Это будет способствовать формированию благоприятных условий для развития малого предпринимательства в России5.

Кроме того, необходимо учитывать, что в перечне первоочередных антикризисных мероприятий, утвержденных 27 января 2015 года, предложены меры по стабилизации развития малого бизнеса. Законодательно установлено, что с 27 февраля 2015 года субъектам Российской Федерации, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», предоставлено право снижать ставки налога с 6% до 1%. Благодаря введению данной антикризисной меры Правительство Российской Федерации планирует предоставить дополнительную возможность микропредприятиям, которая позволит увеличить их оборотные средства и инвестиционные ресурсы.

В качестве еще одной эффективной антикризисной меры распоряжением Правительства установлено исключение доходов субъектов малого бизнеса, получаемых в результате использования специальных режимов налогообложения, из оценки налогового потенциала субъектов Российской Федерации в целях расчета величины межбюджетных трансфертов. Благодаря применению данной нормы, у малых предприятий появится стимул для перехода на специальные режимы налогообложения.

Согласно официальным статистическим данным Федеральной налоговой службы РФ, по состоянию на 01.01.2015 г. в консолидированный бюджет страны поступило 12,6 трлн руб. налоговых доходов. Наибольший удельный вес приходится на федеральные налоги и сборы — 89%.

На специальные налоговые режимы приходится 3% поступлений в консолидированный бюджет РФ (см. рис. 1).

со ■н о см

оо

о с

К

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О >

□ федеральные налоги и сборы (11 233 млрд. руб.)

□ региональные налоги и сборы (752,8 млрд. руб)

□ местные налоги и сборы (212,5 млрд. руб.)

□ налоги предусмотренные налоговыми режимами (417,8

6% 2% 3%

89%

Рис. 1. Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2014 г. Источник: составлено автором на основе данных официального сайта Федеральной

налоговой службы.

' Портал официального опубликования правовых актов. (http://publication.pravo.gov.ru/ - Дата обращения: 14.07.2015).

О х О

т

го ш

о <

Ь ф с^

15 о О с^ с

о т

о £

з О ш СП

о

о о ш и.

о <

С 1 июля 2015 года большое количество субъектов малого и среднего предпринимательства являются плательщиками торгового сбора, который нужно ежеквартально перечислять за право ведения торговой деятельности на объектах осуществления торговли. Ставки налога довольно значительные, перечень льготной категории плательщиков и видов предпринимательской деятельности, освобождаемых от уплаты сбора, узкий, данные обстоятельства могут привести к росту налоговой нагрузки на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих как общую систему налогообложения, так и УСН.

Таким образом, в последнее время осуществлено большое количество нормативно-правовых мероприятий, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства в РФ.

со ■н о см

оо

О

2. Анализ состояния предпринимательской деятельности в Московской области и пути развития инструментов государственной

поддержки

В табл. 1 представлена характеристика предпринимательской деятельности в Московской области с точки зрения выделения резервов его развития и определения направлений усиления действий инструментов государственной поддержки.

Таблица 1

Состояние и динамика, характеризующие предпринимательскую деятельность в Московской области

Показатели 2010 г. 2015 г. 2020 г. 2025 г.

Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций, в процентах. 30,7 45 50 55

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 1 тыс. человек населения Московской области, единиц. 11,7 15 20 25

Структура оборота малых и средних предприятий, в процентах к итогу:

обрабатывающие производства, 17 19,2 20,3 20,8

оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, 45,3 38,8 35,4 33,1

транспорт и связь, 3,3 4,2 4,9 5,3

строительство, 8,6 9,2 9,8 10,4

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе: 21,2 24 25 25,8

научные исследования и разработки, 12,7 13,9 15,6 17,1

деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий 0,6 2,1 3,6 4,5

о

х О

т

го ш

о ^

<

ф с^

15 о О с^ с

о т

о §

з О ш СП

о

о о ш

о <

Источник: составлено автором на основе Стратегии социально-экономического развития Московской области до 2025 года.

По результатам прошлого года на территории Московской области зарегистрировано 22 тысячи юридических лиц и чуть более 25 тысяч индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств. В рамках содействия развитию предпринимательства через расширение возможностей доступа малых и средних предприятий к участию в производственной кооперации было опрошено 280 предприятий, среди которых 156 — малые предприятия, из 5 регионов Европейской части РФ: г. Москва; Московская область; г. Санкт-Петербург; Ленинградская область; Нижегородская область.

Данное исследование выявило две основные проблемы, связанные с участием малого и среднего бизнеса в торгах (конкурсах, тендерах) в качестве поставщика продукции для государственных нужд и реализацией заказов в качестве субконтракторов.

На наш взгляд, изменить ситуацию к лучшему поможет программа, направленная на создание условий для развития малого и среднего бизнеса, а именно программа по развитию территориально-производственных кластеров.

Эффективность решения задач развития территориально -производственного кластера в рамках реализации мероприятий, направленных на развитие взаимодействия различных заинтересованных сторон, а именно, государства и бизнеса, и расширение участия субъектов малого и среднего 2 бизнеса в госзаказах. см

В настоящее время созданы социально-экономические и политические оо условия для участия МСП в производстве доли видов продукции (товаров, ° работ и услуг) для государственных нужд, что требует институционального и законодательного закрепления в ближайшее время и согласования с координирующими структурами государственных заказчиков. ^

При этом отметим уже существенно растущую роль МСП в поставках для государственных нужд продукции АПК, комплектующего ^ оборудования для различных секторов обрабатывающего, промышленного и | военного комплексов. о

х

Существенным препятствием вовлечения МСП в выполнение работ § для государственных нужд является существующая конкурсная система £ размещения государственных заказов, не учитывающая льготное 1 (квотирование) привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства т к государственным заказам, в соответствии с этим отсутствует система ^ государственной поддержки, способствующая повышению характеристик их ^ конкурентоспособности.

Реальным выходом из сложившейся ситуации может быть субподрядное участие МСП в подготовке заявок на участие в конкурсе по государственным заявкам, которое позволит интегрировать имеющиеся у них преимущества и о усилить возможности для выполнения работ.

Из табл. 2 следует, что количество госконтрактов с субъектами малого и среднего бизнеса, заключенных для государственных нужд, выросло в 2,4 раза и равно 310,6 тыс., или 22,7% от общего количества заключенных контрактов. Стоимость контрактов с субъектами малого и среднего бизнеса составила около 227 млрд. руб., при этом количество госконтрактов для нужд федеральных органов государственной власти составило 101,2 тыс., для нужд органов власти субъектов федерации — 209,4 тыс., для муниципальных нужд — 191,5 тыс., что доказывает о эффективность инструмента вовлечения малого и среднего бизнеса в выполнение о

ш и_

О <

о £ 3

о ш СП

о

госконтрактов.

Таблица 2

Состояние и динамика развития привлечения малых и средних предприятий в госзаказах

Основные направления контрактов, заключенных с субъектами малого и среднего бизнеса Количество контрактов Суммарная начальная цена контрактов Стоимость контрактов, заключённых с субъектами малого бизнеса

всего % от общего количества контрактов млн. руб. % от общей суммарной начальной цены контрактов млн. руб. % от общей стоимости кон-трактов и сделок

1. Для государственных нужд

2010 129805 15,2 110750,5 3,1 93059,4 3,0

2011 122773 13,2 131153,8 3,5 106718,7 3,1

2012 156908 14,2 142742,9 2,9 117737,8 2,7

2013 185208 13,9 153579,7 3,2 126757,1 3,1

2014 310622 22,7 284329,9 6,5 226499,7 6,1

2. Для государственных нужд федеральных органов государственной власти

2010 41094 11,7 38254,9 1,7 32506,5 1,6

2011 41217 11,2 43904,8 2,2 35986,2 2,0

2012 48412 11,9 49950,1 1,7 41714,0 1,6

2013 48987 11,3 51845,0 1,9 43826,2 1,9

2014 101227 22,2 94062,1 4,2 76653,1 3,9

3. Для государственных нужд федеральных органов государственной власти субъектов РФ

2010 88711 17,6 72495,6 5,9 60552,9 5,5

2011 81556 14,5 87249,0 5,0 70732,5 4,5

2012 108496 15,6 92792,8 4,4 76023,7 4,1

2013 136221 15,2 101734,7 4,9 82930,9 4,6

2014 209395 22,9 190267,8 8,9 149846,5 8,4

4. Для муниципальных нужд

2010 151616 20,2 51378,3 7,5 43932,5 7,2

2011 131518 18,3 58431,7 7,0 47178,0 6,4

2012 135926 19,1 67309,9 6,8 53982,8 6,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 138730 19,4 75616,1 6,7 59023,6 6,3

2014 191518 31,3 133948,1 14,0 100313,8 13,4

о <

Источник: составлено автором на основе (Статистический сборник «Малое и среднее предпринимательство в России, 2015).

3. Предложения по развитию инструментов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области

Важным в современном развитии государственной поддержки МСП отметим принцип рационального пространственного размещения предпринимательских структур на территории российских регионов, способствующих достижению максимизации предпринимательского дохода субъектов малого и среднего бизнеса, обеспечению самозанятости населения и занятости населения, повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности региона, стимулированию отечественных товаропроизводителей.

В этом направлении Правительство Московской области создало условия и предложило мероприятия по управлению пространственным размещением предпринимательских структур, которые согласуются с кластерным подходом в региональном развитии и будут усиливать процесс формирования новых территориально-производственных кластеров в субъектах Федерации.

Проведенный анализ показал, что государственная поддержка малых и средних предприятий должна строиться на развитии институтов: гарантийный фонд, государственно-частное и социальное партнерство, центры поддержки малого и среднего предпринимательства - и инструментов: государственные заказы, финансовые схемы государственной поддержки, «налоговые каникулы», гранты, субконтракты, - при этом система устойчивого развития российских регионов, муниципальных образований и территорий опережающего развития включает со механизм повышения предпринимательского дохода в рамках привлечения малого о и среднего бизнеса к числу участников действующих и образуемых территориально - ^ производственных кластеров, включения для выполнения государственных ^ заданий, участия в концессионных соглашениях и лизинговых схемах при выполнении крупных инвестиционных проектов производственной и инфраструктурной направленности. §

Рост количества государственных контрактов с участием МСП, ® принимающих участие в выполнении работ по обеспечению государственных нужд государства и населения, особенно в договорах муниципального уровня, показал ^ эффективность вовлечения малого и среднего предпринимательства на § субконтрактной основе как инструментов государственной поддержки. Реализацию о подобных практик в российских регионах должны осуществлять властные органы в о тесном взаимодействии с ассоциациями предпринимательских структур в городах и ^

муниципальных образованиях. Включение МСП во вновь формируемые территориально-производственные кластеры будет способствовать развитию их о. поддержки как участников субконтрактов с государством. <

Развитие государственной поддержки субъектов малого и среднего ф

15 о О

О

т

о £

предпринимательства эффективно при учете особенностей состояния и динамики предпринимательского потенциала субъектов РФ (регионы с низким уровнем развития предпринимательства; регионы со средним уровнем развития предпринимательства; регионы с нормальным уровнем развития предпринимательства; регионы с высоким уровнем развития предпринимательства). Статусность предпринимательской структуры (конкурсная основа или гарантированная поддержка для социального бизнеса); дифференциация финансовой поддержки (льготное кредитование по объему и сроку предоставления в и зависимости от уровня развития предпринимательской структуры («стартовые сс деньги», «капитал для предпринимателей», «капитал для инвестиций»). У

Механизм пространственного распределения малого и среднего бизнеса, о направленный на модернизацию предпринимательской сферы в направлении о софинансирования между государственными органами и хозяйствующими ш субъектами, опирается на активизацию внедрения в программы развития малого и среднего бизнеса по дополнительному финансированию посредством реализации эффективных инструментов и форм их стимулирования, что позволит предприятиям региона создать и реализовать экономически обоснованные бизнес-структуры в рамках устойчивого развития региона.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Акопов В. С., Реймер В. В. и Бреусов А. В. (2012). Состояние и перспективы развития инновационной системы России // Контроллинг, №3.

Аньигба Х. К. (2013). Методы прогнозирования развития предпринимательских структур малого и среднего бизнеса // Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики, № 1(41).

Бабина Ю. В. (2014). Повышение роли агробизнеса в реализации государственных программ ипортозамещения // Вестник Новосибирского государственного аграрного университета, № 4(33).

Белоусова Л. С. и Литвинов А. А. (2013). Приоритетные направления и инструментарий региональной политики поддержки бизнеса // Регион: система, экономика, управление, № 3(22).

Богданова С. М. (2011). Гарантии малому бизнесу дает область // Банковское дело, № 1.

Вишняков Д. Н. (2014). Финансовое обеспечение государственных программ поддержки предпринимательства в Тюменской области // Экономика и современный менеджмент: теория и практика, № 43.

Головинов О.Н. и Аветисова А.А. (2016). Малый бизнес: проблемы и пути их решения // Мир науки и образования, № 1(5).

Дзантиева З. А. (2014). Система государственной поддержки

2 предпринимательской деятельности в современной России // Современные проблемы ° науки и образования, № 6.

оо Журавский А. С. (2012). Специальные налоговые режимы в помощь малому

г: бизнесу // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, № 3(107).

0 Засько В. Н. и Шакирова Д. Ю. (2015). Бюджетно-налоговые инструменты Ф государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства //

Российское предпринимательство, № 16.

Захарова М. А. (2009). О роли институтов развития в диверсификации | экономики России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. ° Лобачевского. Экономические науки, № 5.

° Магомадов Ю. Д. (2013). Проблемные регионы в экономическом

сс пространстве России: идентификация и управление развитием // Современные

1 проблемы науки и образования, № 6.

§ Минакова Е. И., Орлова С. А. и Лазаренко Л. Е. (2015). Развитие

^ инфраструктуры государственной поддержки малых и средних предприятий в

^ России и за рубежом // Фундаментальные исследования, № 2-13.

Мухина Т. Н., Минайченкова Е. И. и Филатов В. В. (2014). Актуальные

проблемы осуществления управленческих нововведений на предприятиях малого

бизнеса // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический

о менеджмент, № 4. ш

" Новикова Н. В. (2014). Концептуальные подходы к правовому

о регулированию социального предпринимательства в России // Вестник Тверского

Ь университета. Серия: Право, № 1.

3 Тяглов С. Г. и Колычева Ж. Я. (2011). Модернизация государственной ш поддержки малого предпринимательства в системе региональной экономики. М.: ^ Изд-во ЗАО «Издательское предприятие «Вузовская книга».

^ Тяглов С. Г. и Колычева Ж. Я. (2013). Пути инновационного развития малого

^ и среднего бизнеса в системе региональной экономики. Ростов-на-Дону: Изд-во

§ Фонда инноваций и экономических технологий «Содействие — XXI век».

^ Тяглов С. Г. и Ярошенко С. Г. (2014). Организация и управление

о предпринимательской деятельностью. Ростов-на-Дону: Изд-во Фонда инноваций и

< экономических технологий «Содействие — XXI век».

С£ 3 О

Шалова С. Х. (2015). Налоговые льготы как средство стимулирования экономического роста // Инженерный вестник Дона, Т. 36, № 2-2.

Шарова И. В. (2014). Снижение предпринимательских рисков производственных компаний путем бюджетирования логистических издержек // Инновации и инвестиции, № 7.

Шевченко О. С. и Жалсанова Б. М. (2014). Муниципально-частное партнерство как фактор развития муниципального образования // Вестник Забайкальского государственного университета, № 7.

REFERENCES

Akopov V. S., Reimer V. V. and Breusov A. V. (2012). State and prospects of development of the innovation system in Russia. Controlling, no. 3. (In Russian).

Anigba Kh. K. (2013). Forecasting methods for the development of enterprise activities in small and medium sized enterprises. Scientific Notes of St. Petersburg University of Management and Economics, no. 1(41). (In Russian).

Babina Y. V. (2014). Enhancing the role of agribusiness in the implementation of government programs import substitution. Bulletin of the Novosibirsk State Agrarian University, no. 4(33). (In Russian).

Belousova L. S. and Litvinov A. A. (2013). Priorities and instruments of regional business support policy. Region: System, Economy, Management, no. 3(22). (In Russian).

Bogdanova S. M. (2011). Guarantees of small businesses from the region.

CD

■H

Banking, no. 1. (In Russian). °

Dzantieva Z. A. (2014). The system of state operating support for entrepreneurial m activity in modern Russia. Modern Problems of Science and Education, no. 6. (In ° Russian).

Golovinov O. N. and Avetisova A. A. (2016). Small business: problems and ways of their solution. The World of Science and Education, no. 1(5). (In Russian).

Magomadov Y. D. (2013). Problem areas in the economic space of Russia: the identification and development management. Modern Problems of Science and Education, no. 6. (In Russian).

Minakova E. I., Orlova S. A. and Lazarenko L. E. (2015). The development of o public infrastructure to support small and medium-sized enterprises in Russia and § abroad. Basic Research, no. 2-13. (In Russian). £

Mukhina T. N., Minaychenkova E. I. and Filatov V. V. (2014). Actual problems of I the management of innovation in small businesses. Scientific Journal of ITMO. Series: g Economics and Environmental Management, no. 4. (In Russian).

Novikova N. V. (2014). Conceptual approaches to the legal regulation of social ^ entrepreneurship in Russia. Bulletin of the University of Tver. Series: Law, no. 1. (In Russian).

Tyaglov S. G. and Kolycheva J. H. (2011). Modernization of the state support of small business in system of regional economy. Moscow, Publ. House ZAO "Publishing Enterprise "University Book". (In Russian).

Tyaglov S. G. and Kolycheva J. H. (2013). Ways to innovative small and medium-sized enterprises in the system of the regional economy. Rostov-on-Don, Publ. House "Assistance - XXI Century". (In Russian).

Tyaglov S. G. and Yaroshenko S. G. (2014). Organization and Business Administration. Rostov-on-Don, Publ. House "Assistance - XXI Century". (In Russian).

Shalova S. H. (2015). Tax incentives as a means of stimulating economic growth. Engineering Gazette Don, vol. 36, no. 2-2. (In Russian). °

Sharova I. V. (2014). Reduced business risk by manufacturing companies o budgeting logistics costs. Innovations and Investments, no. 7. (In Russian). w

Shevchenko O. S. and Zhalsanova B. M. (2014). Municipal-private partnership as o a factor of development of the municipality. Bulletin of the Trans-Baikal State < University, no. 7. (In Russian). ^

CD

15 о О Œ с О

m

88

B0HAapeHK0 B. Э.

Vishnyakov D. N. (2014). Financial support for government programs to support entrepreneurship in the Tyumen region. Economy and Modern management: Theory and Practice, no. 43. (In Russian).

Zakharova M. A. (2009). On the role of institutions in the diversification of the Russian economy. Vestnik of Lobachevsky University of Nizhni Novgorod. Economics, no. 5. (In Russian).

Zasko V. N. and Shakirova D. Y. (2015). Fiscal instruments of state support of small and medium-sized businesses. Russian Entrepreneurship, no. 16. (In Russian).

Zhuravsky A. S. (2012). Special tax regimes to help small businesses. Bulletin of the University of Tambov. Series: Humanitarian Sciences, no. 3(107). (In Russian).

CD

■H

o

CM

od

5 O

O x O ü rn

te m

o <

(D 15

O O

C

O

m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

o

LU

cu o

o o

LU LL

o

_J <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.