Научная статья на тему 'Развитие инновационно-строительной сферы в планах развития экономики России'

Развитие инновационно-строительной сферы в планах развития экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ РОСТ / РАЗВИТИЕ / ФАКТОРЫ / ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / ТЕХНОЛОГИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INVESTMENT / CONSTRUCTION / MODERNIZATION / RECOVERY GROWTH / DEVELOPMENT / FACTORS / FINANCIAL SYSTEM / TECHNOLOGY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яськова Наталья Юрьевна, Сафронов Даниил Сергеевич

Модернизация национальной экономики России невозможна без существенных изменений в строительстве. Они касаются инвестиционной сферы, технологического уклада, амортизационной политики, квалификации кадров, эффективности управления процессами инвестиционно-строительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яськова Наталья Юрьевна, Сафронов Даниил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION OF THE INNOVATION AND CONSTRUCTION SPHERE IN THE DEVELOPMENT PLANS OF RUSSIAN ECONOMY

odernization of the national economy of Russia is impossible without considerable changes in construction. They relate to the investment sphere, technological structure, depreciation policy, staff skills; management efficiency of investment and construction activities.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационно-строительной сферы в планах развития экономики России»

Исходя из этих соображений, можно предложить следующий практический метод кодирования ординальных переменных. Единичный отрезок разбивается на п отрезков (по числу классов) с длинами, пропорциональными числу примеров каждого класса в обучающей выборке: М = Pk/P, где Pk - число примеров класса к, а P - общее число примеров. Центр каждого

такого отрезка будет являться численным значением для соответствующего ординального класса.

Таким образом, можно сделать вывод о преимуществе прогнозов, сделанных с использованием нейросетей, над прогнозами, сделанными с использованием трендовых моделей, даже на базе робастных алгоритмов.

1. Аттетков А.В., Галкин С.В., Зарубин В.С. Методы оптимизации: учебник для студ. втузов. М.: Изд-во МГТУ, 2001.

2. Лесин В.В., Лисовец Ю.П. Основы методов оптимизации: учеб. пособие для втузов. М.: Изд-во МАИ, 1995.

3. Лонцих П.А., Вейц В.Л., Шулешко А.Н. Качество: инструменты управления, прогнозирование и диагностика. Иркутск, 2007. 244 с.

Библиографический список

4. Лонцих П.А., Марцынковский Д.А., Шулешко А.Н. Управление качеством. Прогнозирование, риск-менеджмент, оптимизация: материалы XIII Междунар. конф. «Менеджмент качества, инновации, сертификация систем менеджмента». Казахстан, г. Алматы, 2011.

УДК 330.332

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПЛАНАХ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Н.Ю. Яськова1, Д.С. Сафронов2

Московский государственный строительный университет, 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, 26.

Модернизация национальной экономики России невозможна без существенных изменений в строительстве. Они касаются инвестиционной сферы, технологического уклада, амортизационной политики, квалификации кадров, эффективности управления процессами инвестиционно-строительной деятельности. Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: инвестиции; строительство; модернизация; восстановительный рост; развитие; факторы; финансовая система; технологии; эффективность.

ELABORATION OF THE INNOVATION AND CONSTRUCTION SPHERE IN THE DEVELOPMENT PLANS OF RUSSIAN ECONOMY N.Yu. Yaskova, D.S. Safronov

Moscow State Building University, 26 Yaroslavskoe Shosse, Moscow, 129337.

Modernization of the national economy of Russia is impossible without considerable changes in construction. They relate to the investment sphere, technological structure, depreciation policy, staff skills; management efficiency of investment and construction activities. 11 sources.

Keywords: investment; construction; modernization; recovery growth; development; factors; financial system; technology; efficiency.

Модернизация экономики, продекларированная Чтобы инвестиционно-строительная сфера была

Президентом Российской Федерации Д.А. Медведе- способна решать поставленные задачи, необходимо вым в Послании Федеральному собранию Российской прежде всего обеспечить платежеспособность заказ-Федерации, требует, в первую очередь, изменений чиков строительной продукции. В последние годы в фондосоздающей отрасли - строительства. В соот- связи с некоторым общим повышением эффективно-ветствии с требованиями модернизации экономики сти функционирования экономики страны улучшилось также необходим план конкретных мер по совершен- финансирование проектов по развитию основного ка-ствованию финансовой системы. питала. Но далеко не все резервы вовлечены в хозяй-

Для осуществления глобальных замыслов разви- ственный оборот. Среди них: наличие свободных тия экономики России управление строительной от- средств у населения; прямые иностранные инвести-раслью должно опираться на разделение ответствен- ции, направляемые в основное производство; сред-ности между государством, гражданами страны и биз- ства, концентрируемые в стабилизационном фонде и несом. в золотовалютном резерве. Востребованы адекватные

1Яськова Наталья Юрьевна, доктор экономических наук, профессор. Yaskova Natalya, Doctor of Economics, Professor.

2Сафронов Даниил Сергеевич, аспирант. Safronov Daniil, Postraduate.

механизмы, обеспечивающие их эффективное производственное использование.

Как показала практика, для строительной отрасли нужны условия, позволяющие ей в необходимых объемах увеличивать свою производственную мощность. Среди разрабатываемых механизмов отметим строительство жилья за счет собственных средств населения, в том числе за счет расширения ипотечного кредитования. Это может привести к существенному росту спроса на рынке жилья. Для его покрытия необходимо не только поднять производственные мощности строительной отрасли, но и создать условия, обеспечивающие ее эффективную работу. Ранее около половины строительных организаций работали убыточно, поскольку имело место искусственное сокрытие доходов. Но совершенно очевидно, что строительные организации в любом случае имели сравнительно низкую рентабельность. Безусловно, для ликвидации данного недостатка необходимо решить целый ряд проблем и не только в строительной сфере. Потребуется решать вопросы совершенствования налоговой системы, поднятия платежеспособности заказчиков, создания эффективно работающей системы конкурсного отбора инвесторов, поставщиков и подрядчиков при выполнении отдельных программ развития экономики страны,

По мнению ряда экспертов [4, 8], необходимо существенно реформировать систему кредитования производственной деятельности. Финансовые учреждения, главным образом банки, пока кредитуют участников инвестиционных проектов совершенно недостаточно, особенно на продолжительные сроки. Так, в пиковые для России по развитию 2006-2007 годы доля кредитов, выданных на развитие основного капитала, составила около 15%, что почти в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Более того, организации крупного бизнеса при реализации масштабных инвестиционных проектов предпочитают получать кредиты в зарубежных банках, так как такие операции не в состоянии осуществить малые субъекты хозяйствования.

Назрела также проблема увеличения объемов средств, вовлекаемых в инвестиционно-строительную сферу из внебюджетных источников. Выполненные оценки показали, что такие средства в стране имеются, но по ряду причин они не направляются на реализацию инвестиционных проектов. Внебюджетные фонды, средства страховых организаций и других финансовых структур, а также населения страны, располагающего значительными финансовыми ресурсами, весьма в скромных объемах направляются на финансирование инвестиционных проектов. По мнению руководителей указанных финансовых учреждений, в случае вложений в развитие производства их интересы защищены недостаточно. Поэтому свои свободные финансовые ресурсы они чаще используют на покупку государственных ценных бумаг, а вложения в инвестиционно-строительную сферу остаются до сих пор достаточно волатильным финансовым инструментом [8, 9, 11].

В последнее время можно наблюдать и некоторые

положительные сдвиги в данном направлении. Прежде всего необходимо отметить расширение сферы деятельности и рост объемов оборота паевых инвестиционных фондов. Эти фонды на легитимной основе увеличивают объемы привлечения денежных средств населения и хозяйствующих субъектов, снижая общий уровень финансовых рисков. Но в целом уровень использования внебюджетных средств для финансирования инвестиционных проектов может быть оценен как недостаточный.

Как уже отмечалось, рыночные отношения предполагают проведение подрядных торгов для конкурсного отбора участников инвестиционной деятельности. В соответствии с действующим законодательством торги должны проводиться при реализации различных федеральных (государственных) и региональных программ, так как при их выполнении расходуются средства как федерального, так и местного бюджетов. В этой связи важно обеспечить равенство условий участия в торгах и проводить их при строительстве объектов различного назначения. Сегодня процедуру проведения торгов необходимо совершенствовать. Президент РФ Д.А. Медведев в своем послании Федеральному собранию РФ (2009 г.) подчеркнул, что «...порядок осуществления инвестиций должен стать в России не менее комфортным, чем у наших конкурентов». Главное - «не создавать дополнительных препятствий для инвесторов, готовых к реализации инновационных решений». В строительной сфере все участники проекта заинтересованы, в первую очередь, в сокращении сроков получения разрешений на строительство объектов. Президент поручил Правительству РФ «подготовить предложения по введению нового порядка согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов. Результатом этой работы должно стать кратное сокращение сроков начала их реализации» [6]. Однако принятые меры не дали ожидаемых результатов. Анализ введенных с 2005 года правовых актов в сфере строительства жилья, в том числе с использованием средств населения (главным образом ипотечного строительства) показал, что процедуры оформления и согласования по-прежнему остались очень сложными и длительными. Процесс получения разрешения на строительство не сокращается, а в некоторых случаях, наоборот, он может увеличиться. Зачастую подготовительный период составляет около половины времени, фактически затраченного на строительство объекта.

В 2003 году вступил в силу Федеральный закон «О техническом регулировании» [3], положения которого в равной мере относятся и к системе управления инвестиционно-строительной деятельностью. В связи с этим чрезвычайно важной стала проблема модификации действующих строительных нормативов с учетом ряда более демократических принципов и требований рыночной экономики. Предстояло провести очень большую работу по пересмотру многих регламентов и стандартов; по предварительным данным российский фонд должен насчитывать около 500-2000 различных технических регламентов (по разным публикациям данные не совпадают). Подтверждением сложности в

процедуре разработки и принятия технических регламентов является тот факт, что на переходный период и принятие всех необходимых технических регламентов предусмотрено семь лет со дня вступления закона в силу, а после этого обязательные требования к продукции и процессам, в отношении которых технические регламенты не будут приняты, прекращают свое действие. Это значит, что Государственная Дума в течение семи лет ежегодно должна рассматривать около 100-300 законопроектов о технических регламентах, законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие технические регламенты, а также законопроекты, связанные с их отменой). Как отмечают авторы публикации, «появляется закономерное опасение насчет того, будем ли мы вообще иметь комплексную систему технических регламентов в обозримом будущем, или, сломав старое здание обязательных нормативов, так и не сможем построить новое?» [2].

Одной из ставших хроническими проблем является обеспечение целевого использования амортизационных отчислений. Например, в первом десятилетии XXI века, по оценке некоторых специалистов [6], начисленная амортизация составила 50-79% всех капитальных вложений. Но лишь 40-50% амортизационных отчислений в строительной отрасли расходовались по прямому назначению, то есть на замену морально и физически изношенной строительной тех-

ники, а остальная часть направлялась на пополнение оборотных средств и на другие нужды строительных организаций. Основной мерой, обеспечивающей целевое использование амортизационных отчислений в строительстве, является повышение рентабельности деятельности строительных организаций.

По словам Президента РФ Д.А. Медведева, крайне необходимо расширить использование современного управленческого инструментария создания оптимальных по составу и структуре хозяйствующих звеньев, способных, с одной стороны, конкурировать на внутреннем и внешнем строительном рынках, с другой - осуществлять крупные заимствования, с третьей - надежно функционировать, отвечая по обязательствам, с четвертой - минимизировать строительные риски, используя современные методы организации управления и производства, и, наконец, способными функционировать в партнерском взаимодействии с наукой и государством.

Приведенный перечень приоритетных проблем развития инвестиционно-строительной сферы можно было бы дополнить разработкой форм партнерских связей и методов выхода на внешний рынок, решением кадровых и миграционных проблем, способами стратегического планирования и оценки деятельности и многими другими. Но приведенные направления в наибольшей степени отражают реалии современной России.

Библиографический список

1. Асаул А.Н. Формирование системы управления строительным комплексом в современных условиях // Региональные и отраслевые проблемы инвестиционной политики: материалы междунар. конф. (Суздаль, 19-22 февраля 2002 г.). Суздаль, 2002.

2. Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Федеральный закон "О техническом регулировании": достоинства и недостатки. Комментарий // Законодательство и экономика. 2004. № 5. [Эле-тронный ресурс]. URL: http://www.6pl.ru/gost/fz_N184_otrCom2.htm

3. О техническом регулировании: федер. закон от 27.12.02 г. № 184-ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 52.

4. Очерки экономической науки. Актуальные проблемы: науч.-публицист. сб. / под общ. ред. Н.Ю. Яськовой. Ч. I и II.

М: МАГМУ, 2005-2006.

5. Пешков В.В. Потенциал развития инвестиционно-строительной сферы. Проблемы оценки и управления: монография. М.: Изд-во МГСУ, 2006.

6. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию // Российская газета. 2009. 13 ноября. № 5038 (214), федеральный выпуск.

7. Системный подход к организации управления / Мильнер Б.З. [и др.]. М.: Экономика, 1983.

8. Яськова Н.Ю. Развитие инвестиционно-строительных процессов в условиях глобализации. М., МАИЭС, ИПО «У Никитских ворот», 2009.

9. www.expert.ru

10. www.gks.ru

11. www.stroi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.