УДК 373.24
ББК 74.102.4 ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02
Святцева Анастасия Вячеславовна,
ассистент кафедры эстетического воспитания, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
Шухардина Светлана Борисовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected].
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инициатива, инициативность, инициативная личность, самостоятельность, трудовая деятельность детей.
АННОТАЦИЯ. В данной статье освещены особенности развития инициативности в дошкольном возрасте. Современные требования последних нормативных документов определяют развитие инициативности у детей как приоритетную задачу дошкольного образования. Инициативу связывают с внутренним побуждением человека, которое позволяет ему осваивать разнообразные виды деятельности. В исследованиях развития личности инициативу детей рассматривают как врожденное качество, данное природой, которое развивается в специально созданных условиях. Исследования психологов показывают, что для проявления инициативы ребенку необходимо: понять сложившуюся обстановку в которой приходится действовать самому, правильно в ней ориентироваться и уметь оценивать; придумать, что надо сделать для того, чтобы наилучшим образом добиться поставленной цели, то есть разработать план действий; решиться на самостоятельное действие, на то, чтобы выполнить его и взять на себя ответственность за предпринимаемые действия. В то же время проблема активного участия ребенка в различных видах деятельности исследована пока недостаточно, малоизученными остаются вопросы организации самостоятельной деятельности детей, критерии развития инициативности в детских видах деятельности. Представленные в статье материалы показывают, что в старшем дошкольном возрасте инициатива детей наиболее ярко проявляется в трудовой деятельности. На основе анализа публикаций по развитию инициативы человека авторами выделены основные компоненты инициативности в трудовой деятельности детей. Эти компоненты - мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный - с учетом возрастной специфики могут быть положены в основу исследования инициативности в дошкольном возрасте.
Svyattseva Anastasiya Vyacheslavovna,
Assistant Lecturer of Department of Aesthetic Education, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
Shukhardina Svetlana Borisovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Aesthetic Education, Institute of Pedagogy and Psychology of Childhood, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
DEVELOPMENT OF INITIATIVE OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN
KEYWORDS: initiative, initiative, active personality, independence, child work.
ABSTRACT. The article highlights the features of development of initiative at preschool age. Modern requirements of recent normative documents define the development of initiative in children as a priority task of pre-school education. Initiative is associated with the inner impulse of man, which allows him to develop a variety of activities. In the theoretical studies, individual initiative of children is considered as an innate quality, granted by nature, which develops in specially created conditions. Psychological studies show that in order to show initiative a child needs: to understand the current situation in which it is necessary to act, be able to evaluate it and orient in it; to figure out what needs to be done in order to achieve the goal, to develop an action plan; to decide on an independent action in order to execute it and take responsibility for the undertaken actions. At the same time, the problem of the child's active participation in various activities has not been studied to the full; there remain poorly understood issues of organization of independent activity of children, criteria for development of initiative in children's activities. The materials presented in the article show that senior preschool children's initiative is most evident in their work. Based on the analysis of publications on human development initiative, the authors identify the main components of initiative in the work of children. These components (motivational, cognitive, behavioral, and reflexive) may be taken as the basis for the research of initiative at preschool age.
Федеральном законе «Об образова- взаимоуважения, трудолюбия, гражданст-
>нии в РФ» в принципах государст- венности, патриотизма, ответственности»
венной политики указывается, что приори- (ст. 3). В связи с этим на педагогов возложе-
тетным направлением является «воспитание на обязанность развивать у обучающихся по© Святцева А. В., Шухардина С. Б., 2016
н
знавательную активность, самостоятельность, инициативу, креативность, способность к трудовой деятельности, соответствующей запросам современной жизни [15].
Дошкольный возраст является сензи-тивным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности в разных видах деятельности. «Если взрослые не делают акцент на изучении и развитии самостоятельности (1,5-3 года), на достижении ощущения компетентности и инициативы (3-5 лет), на постановке и достижении персональных целей (6-12 лет), - отмечает Г. Б. Монина, - следующий период - с 11-ти до 18-ти лет - не даст возможности исследовать границы допустимого, достичь самоидентичности, у ребенка может сформироваться чувство стыда, вины, некомпетентности» [7, с. 1].
Учитывая требования времени, новый образовательный стандарт для дошкольного образования направлен на решение следующих задач: формирования общей культуры личности детей, развития социальных и нравственных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка [13]. Несмотря на достаточное количество педагогических публикаций проблема активного участия ребенка в различных видах деятельности исследована недостаточно, малоизученными остаются вопросы организации самостоятельной деятельности детей, критерии развития инициативности в детских видах деятельности.
Ключевым понятием в данной статье является понятие «инициатива» (лат. тШиш) - начало, почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость; руководящая роль в каких-либо действиях [10, с. 247]. В психологии инициативу рассматривают как характеристику деятельности, поведения и личности человека, означающую способность действовать по внутреннему побуждению [9]. В современных исследованиях, проведенных Т. С. Борисовой, инициативность выделена как ведущий параметр, формирующий субъектно-личностную основу человека [2, с. 37]. В педагогическом словаре это понятие трактуется как черта личности, характеризующаяся способностью и склонностью к активным и самостоятельным действиям [13].
В большинстве исследований понятие «инициативность» связано с «активностью» и «самостоятельностью». Одни ученые считают, что активность провоцирует инициа-
тиву (Е. А. Погодина), другие - что инициатива ориентирует человека на активные действия (К. А. Абульханова-Славская). Проведенные исследования свидетельствуют о разночтении в трактовках понятия «инициативность»: одни видят в ней форму социальной активности личности и деятельности (Е. А. Шанц), другие - критерий самостоятельности (Г. Н. Годин, З. Н. Елисеева), третьи рассматривают ее как качество личности: интеллектуальное (Д. Б. Богоявленская, Т. С. Борисова) или волевое (С. Л. Рубинштейн, А. И. Щербаков).
Та же картина разночтений обнаруживается в толковании понятий «инициатива» и «инициативность». К примеру, Т. С. Борисова полагает, что инициатива - это «почин, выступающий как начало процесса инициации; а инициативность - качество личности, выражающее постоянство состояний ее предрасположенности и устойчивость стремлений к инициации» [2, с. 36]. То есть автор рассматривает инициативу одновременно и как средство, и как начальный этап инициативности. Эта позиция поддерживается рядом психологов, которые инициативность рассматривают и как мотивацион-ную (Д. Б. Богоявленская, М. С. Говоров, И. Э. Плотник и др.) и как поведенческую составляющие личности (А. И. Высоцкий, Л. С. Рубинштейн, А. И. Щербаков и др.).
Анализ психолого-педагогической литературы дает возможность для выделения основных характеристик понятия «инициативность»: устойчивость, помогающая противостоять негативным влияниям; активность, проявляющаяся в мотивах и волевых качествах, направленная на конкретные достижения в разнообразных видах деятельности; самостоятельность и даже продуктивность в деятельности. В итоге инициативность можно рассматривать как ин-тегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе ее выполнения, соответствующими репродуктивными и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности.
Соответственно под «инициативой» следует понимать высокий уровень активности, проявляющийся в стремлении к начинанию какого-либо дела и способности к самостоятельным осознанным действиям во взятой на себя роли. Инициативную личность можно рассматривать как социально-активную, способную брать на себя руководящую роль, ответственность и самостоятельно добиваться поставленной цели.
В вопросах развития инициативности в рамках данного исследования наибольший
интерес представляет изучение действий детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Научные исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста дети могут достичь определенного уровня развития самостоятельности, произвольности в игре (Н. Я. Михайленко), в труде (М. В. Крулех, Р. С. Буре), в познании (А. М. Матюшин, З. А. Михайлова, Н. Н. Подъяков), в обучении (Е. Е. Кравцова, Л. В. Артемова) [7, с. 1]. Это связано с тем, что у детей формируются волевые качества, система представлений о деятельности, произвольность поведения в различных ее видах, стремление добиваться поставленной цели, основы ответственного отношения к результатам своих действий.
Как отмечается Г. Б. Мониной, к концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность проявляются более дифференцированно и разнообразно. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, часто вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Таким образом, для инициативного ребенка характерными чертами являются: произвольность поведения, самостоятельность, развитая эмоционально-волевая сфера, активность в различных видах деятельности; стремление к самореализации, общительность, творческий подход к деятельности, высокий уровень умственных способностей, познавательная активность [7, с. 6-7].
В зависимости от специфики научного направления ученые предлагают различные точки зрения, относящиеся к осмыслению форм, этапов, критериев проявления инициативности (В. М. Букатов, М. С. Говоров, П. М. Ершов, А. П. Ершова, Н. С. Степа-шов, И. Э. Плотник). Так, А. И. Высоцкий исследует инициативность в учебной, спортивной, общественной деятельности, где она оценивается по силе, устойчивости, широте и направленности. И. С. Попова под инициативностью понимая интегративное качество личности, которое выражается в состоянии внутренней готовности к деятельности, выделяет следующие компоненты мотивации: готовность к проявлению инициативности (мотивационный компонент); владение знанием содержания инициативы (когнитивный компонент); опыт проявления инициатив в разнообразных ситуациях (поведенческий компонент); отношение к инициативности (ценностно-смысловой компонент); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления (эмоционально-волевой ком-
понент) [11, с. 220]. Т. С. Борисова также выделяет когнитивный, мотивационный, деятельностный, интеллектуальный, эмоциональный, волевой, поведенческий, рефлексивно-оценочный компоненты в инициативной деятельности [2, с. 36]. Эти компоненты - мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный - с учетом возрастной специфики могут быть положены в основу исследования инициативности в дошкольном возрасте. Рассмотрим их более подробнее.
Мотивационный компонент. Мотива-ционные аспекты инициативности как внутреннего условия ее развития рассматривали Д. Б. Богоявленская, М. С. Говоров, Т. Г. Егоров, С. М. Зиньковская, И. С. Кон,
A. И. Крупнов, Н. С. Лейтес и др. Мотив, по определению И. С. Кона, обозначает субъективное отношение человека к своему поступку, сознательно поставленную цель, направляющую и объясняющую поведение [3]. Мотивация к деятельности у дошкольников может быть различной: желание получить положительную оценку взрослого, самоутвердиться, вступить в общение со взрослыми (личные мотивы), принести пользу другим, сделать что-то вместе с другими (общественные мотивы). «В 5-7 лет работоспособность детей резко повышается, если заинтересовать их делом, чередовать разные виды деятельности, поощрять и одобрять их действия» [6, с. 9-10].
B. С. Мухина отмечает, что к концу дошкольного периода детства меняются не только виды и содержание мотивов, но и складывается их иерархия: одни мотивы становятся главенствующими по отношению к другим [8, с. 226]. Таким образом, деятельность ребенка начинает соотноситься с осознанием цели. Не случайно психологи говорят о «сдвиге мотива на цель», что, в свою очередь, позволяет ребенку планировать предстоящие действия, оценивать их и сопоставлять полученные результаты с задуманным. «В дошкольном периоде под влиянием воспитателя ребенок постепенно учится подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия (сделать подарок для мамы)» [7, с. 223].
В поведении ребенка появляются такие качества, как настойчивость в достижении поставленных целей, целеустремленность, ответственность и др. В связи с этим имеет смысл выделить характеристики мотиваци-онного компонента инициативности детей старшего дошкольного возраста. К этим характеристикам относятся: интенсивность мотивации (высокая или не очень); потребность в деятельности или отсутствие таковой; направленность мотивов и их осознание (осознанное или не осознанное) соотне-
сение действий с предполагаемым результатом); устойчивость мотивации (длительность, кратковременность, сопротивление деструктивным влияниям).
Когнитивный компонент. Связь инициативности с когнитивными процессами отражена в исследованиях Б. М. Теплова, М. С. Говорова, О. И. Ложечки, Л. М. Попова и др. В. С. Мухина отмечает, что в дошкольном возрасте возникают предпосылки развития логических приемов мышления. Этому в значительной степени способствует развитое наглядно-образное мышление и развитие знаково-символической функции, переходящей в старшем дошкольном возрасте на уровень моделирования и экспериментирования. Логика построения любой деятельности предполагает использование приемов анализа, синтеза, сравнения, классификации как во внешней деятельности (организация рабочего места, построение наглядных моделей, конструирование), также во внутреннем плане (анализ образца изделия, планирование деятельности, оценка действий).
У детей старшего дошкольного возраста повышается произвольность познавательных процессов. В этом возрасте возрастает роль речи, речевое высказывание самого ребенка способствуют осознанию им хода и результата своих действий и поиску путей решения поставленных задач. При этом в освоении способа исполнения трудовой деятельности ребенок либо умеет действовать только по образцу (эталону), либо нарушает последовательность выполнения действий, что проявляется также в вербальной и невербальной коммуникации.
Таким образом, когнитивный компонент инициативности в трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста включает: наличие или отсутствие определенных представлений у детей по отношению к предложенной трудовой деятельности; способность описать последовательность (логичную или фрагментарную) своих действий в предполагаемой трудовой деятельности, знание (или отсутствие такового) свойств предметов и веществ, используемых в трудовой деятельности и т.д.
Поведенческий компонент. Особенности данного компонента инициативности связаны с развитием у детей волевых процессов и организационного поведения. Результаты педагогических исследований показывают, что с 4-х лет у детей развивается умение контролировать свои действия. Возраст 6 лет характеризуется скачком в волевом развитии: ребенок берет на себя инициативу выбора цели, выполнения сложных заданий. В этом возрасте ребенок целенаправленно подражает взрослому, пытаясь
доподлинно воссоздать то или иное действие. Индивидуальная самостоятельная деятельность, способствующая, в свою очередь, первым проявлением инициативности выражается эмоционально во фразе: «Я сам», с этого момента ребенок выступает как преобразователь деятельности.
В трудовом воспитании этот механизм помогает ребенку осваивать необходимые трудовые операции. Организационная неготовность к труду, слабые волевые усилия ребенка препятствуют и проявлению инициативности, и активности в процессе всей деятельности. В то время как организованность и воля помогает ребенку спокойно выполнять требуемые задачи, правильно обустроить свои действия (операции), завершать начатое дело. Л. И. Божович и Э. А. Фарапонова также выделяют активную позицию личности ребенка, способную противостоять неблагоприятным воздействиям как готовность к собственному почину.
С учетом вышесказанного можно выделить составляющие поведенческого компонента инициативности: положительное (нейтральное, отрицательное) и осознанное отношение к делу; предварительная подготовка к выполнению деятельности, самостоятельность и в творческой активности ребенка в процессе выполнения трудовой задачи; готовность к преодолению трудностей в процессе решения трудовой задачи; ответственность за принятую на себя роль; завершенность начатого дела.
Особое место в развитии инициативности у ребенка занимает рефлексивный компонент. В исследованиях А. С. Арсеньева, Э. В. Ильенкова и др. установлено, что определяющей чертой проявления общественного и индивидуального бытия человека выступает его способность ассимилировать явления окружающего мира с собственной жизнедеятельностью. Ребенок воспринимает и оценивает самого себя в процессе социализации. Уже с четырех лет у ребенка «появляются первые представления о том, каким он может стать человеком. И в связи с этим он способен определять границы дозволенности. Это означает направленность внимания ребенка на себя, размышление о себе, определенное отношение к себе, которое можно назвать личностно-рефлексивным» [5]. Само слово «рефлексия» означает «обращение назад, отражение». Рефлексия в деятельности обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации (В. А. Лефевр, Г. П. Щедровицкий).
Наличие рефлексивного компонента в трудовой деятельности детей способствует установлению и регулированию адекватных требований к совершаемым действи-
ям, к оценке и самооценке выполненной работы. Это своего рода анализ, «когда непосредственно после какого-либо поступка рефлексирующий анализирует схему действия, собственные ощущения, результаты и делает выводы о совершенстве и недостатках» [5], то есть осуществляет самоконтроль своих действий.
Применительно к старшему дошкольному возрасту (5-6 лет) рефлексия выступает как осознание и спонтанная оценка ребенком собственных действий, переживаний. Здесь необходимо развивать умения осознавать и называть переживания по поводу успешности/неуспешности выполненной трудовой задачи, трудностей, встреченных в процессе деятельности, интереса в процессе выполнения деятельности, готовности к коррекции выполненного и готовности к новой задаче.
С учетом вышеизложенного материала можно сделать вывод о том, что развитие инициативности ребенка от неосознанного повторения операций до активного включения в собственно процесс деятельности может осуществляться на различных этапах деятельности: мотивационном (начало деятельности, выделение ее ориентиров); когнитивном (формирование образа предстоящей деятельности); поведенческом (организация собственного труда и самостоятельность в процессе решения задачи, завершенность действий); рефлексия (осознание сделанного, готовность к продолжению деятельности).
Развитие инициативности способствует формированию новообразований ребенка, ведя его от одной возрастной стадии к другой, более высокой. Осознание этого процесса и роли взрослого в нем отражено в ФГОС ДО, где детская инициативность определена как интегративное качество личности, развитие которого составляет особую воспитательную задачу, реализуемую на основе соответствующих принципов: содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности [13, с. 4].
Не секрет, что основы трудовой культуры, элементарные трудовые умения закла-
дываются и развиваются в детстве. Развитие инициативности в дошкольном возрасте во многом зависит от внешних воздействий, о есть условий, создаваемых педагогами. По мнению педагогов, ярче всего инициатива проявляется там, где у ребенка есть возможность самостоятельного решения доступных им по трудности задач. Здесь важно не упустить момент. Организуя трудовую деятельность детей, необходимо владеть технологией передачи предшествующего опыта подрастающему поколению, создать условия взаимодействия в совместной деятельности взрослого и ребенка. К ним Е. В. Коротаева относит: «природосообраз-ность, предполагающую опору на возрастные особенности развития детей дошкольного возраста.. ; целостность, обеспечивающую единство образовательного процесса в обучающем, воспитывающем и развивающем компонентах; открытость и диалогиза-цию, определяющие методику и технологию совместной деятельности субъектов» [4, с. 109]. Грамотно организованный труд детей во всех его формах позволит воспитать наиболее значимые качества личности будущего участника производства [16, с. 12].
Современные требования последних нормативных документов определяют развитие инициативности у детей как приоритетную задачу дошкольного образования. Представленные в статье материалы позволяют сделать выводы о том, что в старшем дошкольном возрасте проявлениями инициативы являются: активность, произвольность поведения, самостоятельность, знание о способах выполнения действий, умение планировать и оценить результаты своих действий и др. Развитие инициативности у детей возможно в таких видах деятельности, где ребенок может проявить самостоятельность, активность, творчество. К таковым относится и детская трудовая деятельность. Именно в ней ребенок может проявить инициативность, характеризующуюся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 1. С. 13-29.
2. Борисова Т. С. Активность и инициатива как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2009. Выпуск 5 (83). С. 34-49.
3. Кон И. С. Ребенок и общество : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия, 2003.
4. Коротаева Е. В. Программа «Грани Урала»: формирование у дошкольников ценностного отношения к малой родине // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 108-111.
5. Лекции и практикум по психологии. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology (дата обращения 14.01.2016).
6. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М. : Просвещение, 1991. 112 с.
7. Mонина. Г. Б. Формирование инициативности, самостоятельности, ответственности дошкольников. URL: http: //galinamonina.ru (дата обращения 28.12.20l5).
S. Mухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. M. : Академия, 2004.
9. Общая психология. Инициативность. URL: http://psyznaiyka.net/view-xarakter.html (дата обращения 31.12.2015).
10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. M. : Азбуковник, 1997. 944 с.
11. Попова И. С. Субъектно-деятельностный подход к развитию инициативности студентов в условиях некоммерческой организации // Mир науки, культуры, образования. № 7 (19) 2009. С. 220-222.
12. Практикум по возрастной и педагогической психологии : учебное пособие / под ред. А. И. Щербакова. M. : Просвещение, l987.
13. Приказ Mинобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». URL: http://base.consultant.ru/.
14. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Mижериков; под общ.ред. П. И. Пидкасистого. M. : ГЦ Сфера, 2004.
15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://rg.ru/20l2/l2/30/obrazovanie-dok.html.
16. Шухардина С. Б., Святцева А. В. Проблемы трудового воспитания в современной российской школе // Педагогические науки. Том 17. София : БялГРАД-БГ, 2014. С. ll-l4.
LITERATURA
1. Abul'hanova-Slavskaja K. A. O putjah postroenija tipologii lichnosti // Psihologicheskij zhurnal. l9S3. T. 4. № 1. S. 13-29.
2. Borisova T. S. Aktivnost' i iniciativa kak osnova formirovanija social'noj otvetstvennosti uchashhejsja molodezhi // Vestnik TGPU. 2009. Vypusk 5 (S3). S. 34-49.
3. Kon I. S. Rebenok i obshhestvo : uchebnoe posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. M. : Akademija, 2003.
4. Korotaeva E. V. Programma «Grani Urala»: formirovanie u doshkol'nikov cennostnogo otnoshenija k maloj rodine // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 3. S. l08-lll.
5. Lekcii i praktikum po psihologii. URL: http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology (data obrashhenija l4.0l.20l6).
6. Markova T. A. Vospitanie trudoljubija u doshkol'nikov. M. : Prosveshhenie, l99l. ll2 s.
7. Monina. G. B. Formirovanie iniciativnosti, samostojatel'nosti, otvetstvennosti doshkol'nikov. URL: http: //galinamonina.ru (data obrashhenija 2S.l2.20l5).
S. Muhina V. S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo. M. : Akademija, 2004.
9. Obshhaja psihologija. Iniciativnost'. URL: http://psyznaiyka.net/view-xarakter.html (data obrashhenija 3l.l2.20l5).
10. Ozhegov S. I., Shvedova N. Ju. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka. M. : Azbukovnik, l997. 944 s.
11. Popova I. S. Sub#ektno-dejatel'nostnyj podhod k razvitiju iniciativnosti studentov v uslovijah nekommercheskoj organizacii // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. № 7 (19) 2009. S. 220-222.
12. Praktikum po vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii : uchebnoe posobie / pod red. A. I. Shherbakova. M. : Prosveshhenie, l9S7.
13. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija». URL: http://base.consultant.ru/.
14. Slovar'-spravochnik po pedagogike / avt.-sost. V. A. Mizherikov; pod obshh.red. P. I. Pidkasistogo. M. : GC Sfera, 2004.
15. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». URL: http://rg.ru/20l2/l2/30/obrazovanie-dok.html.
16. Shuhardina S. B., Svjatceva A. V. Problemy trudovogo vospitanija v sovremennoj rossijskoj shkole // Pedagogicheskie nauki. Tom l7. Sofija : BjalGRAD-BG, 20l4. S. ll-l4.
Статью рекомендует д-р пед.наук, проф. Е. В. Коротаева