Развитие инициативности детей дошкольного возраста
Коротаева Евгения Владиславовна, Святцева Анастасия Вячеславовна
ФГБОУ ВПО УрГПУ, г.
Екатеринбург
Ключевые слова:
инициатива, инициативность, развитие инициативности, системно-деятельностный подход
Проблема развития инициативности сегодня поднимается на различных уровнях. Все чаще словосочетание «развитие инициативы» стало встречаться в документах, отражающих магистральные направления развития отечественной системы образования. Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования обнаруживаются неоднократные обращения к этому качеству: «поддержка детской инициативы», «развитие инициативы и творческих способностей», «формирование... инициативности, самостоятельности и ответственности» детей (Приказ Минобрнауки России, 2013). Все это говорит о том, что развитие инициативности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольной педагогики. Опора на вышеизложенное позволила обозначить направление исследования, ориентированного на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Цель исследования на данном этапе заключается в методическом обосновании развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста как актуальной проблемы исследования. Задачи исследования: 1) определить трактовку понятия инициативности, соответствующую возрастным особенностям старших дошкольников; 2) обозначить этапы (компоненты), способствующие развитию инициативы в процессе детской деятельности; 3) подобрать диагностический инструментарий, позволяющий отслеживать процесс формирования и развития детской инициативности; 4) обозначить основы психолого-педагогического сопровождения, необходимого для инициативности старших дошкольников. Кратко охарактеризуем каждую из задач. 1. Инициатива, согласно толкового словаря С.И. Ожегова, раскрывается как «по-чин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость ... руководящая роль в каких-нибудь действиях» (Ожегов С. И., 1997, с. 247). На основании сопоставительного анализа трудов К. А. Абульхановой-Славской, Т.С. Борисовой, Г.Б. Мониной и др. можно дать обобщенное определение инициативности, понимаемой как интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности. 2. В вышеприведенном определении инициативности просматривается структура деятельности в целом, в том числе характеризующая и детскую деятельность через последовательные компоненты: мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный. Рассмотрим эти компоненты инициативности относительно детей старшего до-школьного возраста. Мотивационный компонент детской инициативности, характеризуется различной степенью выраженностью мотивации: высокая или не очень; потребность в деятельности или отсутствие таковой; направленностью мотивов, их осознание: осознанное или не осознанное, соотнесение действий с предполагаемым результатом; устойчивостью мотивации: длительность, кратковременность, сопротивление деструктивным влияниям. Когнитивный компонент детской инициативности. Деятельность детей строится на основе представления о цели деятельности, знаний о том, как и в какой последовательности выполнить необходимые действия, каким требованиям должен соответствовать объект труда. Поэтому данный компонент включает: имеющиеся представления у детей о предложенной деятельности; способность описать последовательность своих действий; понимание свойств предметов и веществ, используемых в трудовой деятельности. Поведенческий компонент инициативности. Среди значимых характеристик инициативной личности отмечают ее самостоятельность, волевое начало, часто связано со свойствами темперамента. Так, ребенок холерического типа с увлечением начинает дело, но часто быстро теряет интерес к начатому делу; в то же время флегматики, будучи неторопливыми в начале работы, терпеливо доводят дело до конца (Ковальчук Я. И., 1985, с.
25). И все эти аспекты нужно учитывать при организации работы с детьми в детском саду. Тем не менее, выделим характеристики поведенческого компонента инициативности: модальность отношения к делу; самостоятельность и творческая активность в процессе выполнения «деловой» задачи; готовность к преодолению трудностей в процессе решения трудовой задачи; ответственность за принятую на себя роль; завершенность начатого дела. Рефлексивный компонент инициативности. В старшем дошкольном возрасте рефлексивность реализуется как осознание и спонтанная оценка ребенком собственных действий. К основным характеристикам рефлексивного компонента инициативности следует отнести: умение ребенка сформулировать цель деятельности; выйти за рамки изученного, принять нестандартные решения; самостоятельно выполнить целостное действие в разных условиях и желание научить ему другого; проявлять инициативу на разных этапах труда и ответственность за принятую на себя роль; объективно оценивать роль каждого в общем деле. Так, мы не только определили компоненты (и этапы проявления) детской инициативности, но и в целом определили критерии, позволяющие отслеживать степень проявления инициативности у детей. 3. Поскольку изучаемое качество определено как «интегративное», постольку очевидно, что для диагностики потребуется комплекс соответствующих методик. Анализ теории и практики показал, что продуктивным решением этой задачи является диагностическое сопровождение, включающее: а) наблюдение, фиксируемое в специальном протоколе, за ребенком дошкольного возраста до начала деятельности, в ее процессе и завершении; б) диагностическую методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых»; в) опросник для воспитателя и родителя (так называемый балансовый метод) по оценке инициативности ребенка, позволяющий выявить зоны опоры и риска по исследуемому качеству. Такой комплексный подход позволят не только наиболее объективно установить степень проявления исследуемого качества в процессе выполнения деятельности, но также наметить и психолого-педагогическую стратегию тактику в развитии инициативности старшего дошкольника. 4. Это подводит нас к решению четвертой задачи, связанной с характеристикой психолого-педагогического сопровождения со стороны взрослого в процессе развития инициативности дошкольников. Основными установками такого сопровождения, на наш взгляд, являются: • учет индивидуальных особенностей ребенка, выражающийся в конструировании соответствующих приемов, методов, способствующих развитию инициативности (проблемность заданий, посильная креативность, готовность к недирективной помощи и т.д.) • актуализация инициативности и активности самого ребенка как основа реализации системно-деятельностного подхода во взаимодействии; • предоставление возможности ребенку проявить инициативность в самых разных играх и образовательных областях; • открытость и диалогизация в построении непосредственных отношений с дошкольником, ведущие к взаимопониманию, доверию, желанию принять помощь и пр.; • систематичность и последовательность в построении и реализации траектории развития, нацеленной на развитие инициативности дошкольника. Построенные траектории развития инициативности ребенка с учетом полученных данных на диагностическом, а также вышеизложенных установок действительно могут обеспечить необходимые условия для воспитания детей, прописанные в Федеральном образовательном стандарте дошкольного образования: признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (Приказ Минобрнауки России, 2013) и т.д. Таким образом, предложенное методическое обоснование позволяет не только обозначить значимость развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста, но и наметить практикоориентированные пути ее решения.
Список литературы:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/(дата обращения 22.01. 2016).
2. Ковальчук Я. И. 1985. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - 2-е изд. доп. М.: Просвещение.
3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. 1997. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник.
4. Урунтаева Г.А. 1997. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум для сред.ивысш. пед. учебн. заведений - 2-е изд., стереотип. - М.: Академия.