Научная статья на тему 'Развитие информационно-коммуникационных компетенций в системе образования'

Развитие информационно-коммуникационных компетенций в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
458
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современные информационные технологии / информационно-коммуникационная компетентность / информатизация образовательного процесса / информационно-коммуникационная среда / modem information technologies / information and communication competence / informatization of the educational process / information and communication environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфутдинов Рафаэль Амирович

Рассмотрены подходы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении, этапы формирования профессиональной компетентности студентов в условиях информационно-коммуникационной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайфутдинов Рафаэль Амирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of information and communication competence in the education system

The approaches to the use of modern information and communication technologies (ICT) in education, the stages of the formation of students' professional competence in the information and communication environment are considered.

Текст научной работы на тему «Развитие информационно-коммуникационных компетенций в системе образования»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.1

Р. А. САЙФУТДИНОВ

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены подходы по использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении, этапы формирования профессиональной компетентности студентов в условиях информационно-коммуникационной среды.

Ключевые слова: современные информационные технологии, информационно-коммуникационная компетентность, информатизация образовательного процесса, информационно-коммуникационная среда.

На сегодняшний день современное общество претерпевает ряд изменений, вместе с ним происходят изменения в системе образования. На данный момент выпуск квалифицированных специалистов является недостаточным критерием для молодых профессионалов. Теперь возникла острая необходимость в подготовке конкурентоспособных студентов, которые владеют современными информационными и коммуникационными технологиями.

Основоположником развивающего образования считается психолог Л. С. Выготский. Школы, в которых практикуют использование современных образовательных технологий в направлении развития, появились в 1950-х годах. Их основателями были Л. В. Занков и Д. Б. Эль-конин [1]. Принцип развивающего обучения состоит в том, чтобы выбрать материал для урока, ориентируясь на так называемую зону ближайшего развития. Выготский разделил знания на три уровня:

- информация, которую знают студенты;

- информация, которую не знают;

- зона ближайшего развития представляет собой промежуточный участок между первым и вторым уровнями. На этом этапе студенты имеют достаточно знаний, чтобы получить новые. В такой ситуации студент должен преодолеть трудности, опираясь на имеющиеся навыки, чтобы самостоятельно освоить неизвестное.

Развитие образовательных технологий в высших образовательных учреждениях делает студента активным субъектом педагогической

© Сайфутдинов Р. А., 2019

деятельности: учащийся осознаёт потребность в знаниях и получает визуальный результат своей деятельности.

Эффективное развитие информационно-коммуникационных компетенций при применении современных технологий в системе обучения зависит от ориентации образовательного процесса и принципа личностно-ориентиро-ванного подхода к обучению и применению методов, инструментов и организационного обучения, которые включают использование современных информационных технологий [5].

Развитие информационной компетентности привело к тому, что новейшие технологии для обработки звука и видео, анимация теперь выделяются как отдельная область знаний, со своей профессиональной терминологией, способами и методами обучения и обработки. На данном этапе решение различных проблем может быть осуществимо путём применения мультимедийных объектов, это уже относится к базовой компетенции студента. Обучение с использованием навыков создания приложений и мультимедийных интерактивных объектов позволяет более быстрее освоить текущий материал [3].

Современные информационные технологии позволят образовательному процессу выйти на совершенно новый уровень. Технологии могут помочь педагогам создавать смешанную среду обучения и использовать цифровые инструменты для формирующей и суммирующей оценки, предлагая новые модели для обучения и преподавания.

Информационная грамотность позволяет справляться с информационной загруженностью, вооружая необходимыми навыками, чтобы

распознавать, когда нам нужна информация, где её найти и как её эффективно и рационально использовать. Следовательно, это поможет принятию решений и повышению производительности, что необходимо для большинства студентов в обучающем процессе [6].

Модель обучения включает в себя два уровня. Верхний уровень — методы и формы, нижний уровень — это педагогическая методика (средства и приёмы). Интуиция, манера поведения, мимика и жесты учителя также дополняют нижний уровень. Технологии делятся на:

- универсальные, которые используются при преподавании любого предмета;

- ограниченный — в преподавании нескольких предметов;

- специфический — для одного или двух предметов.

Ведущий принцип классификации — это главная роль, которую выполняет та или иная дисциплина.

Информационно-коммуникационная среда — совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределённым информационным ресурсом), с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы [8].

Общество, создавая информационно-коммуникационную среду, функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует её. В свою очередь, информационно-коммуникационная среда современного общества постоянно детерминируется достижениями научно-технического прогресса, совершенствование которых происходит в наши дни буквально в экспоненциальном темпе.

Научные исследования в различных областях убеждают в том, что совершенствование информационно-коммуникационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития производительных сил, изменение структуры общественных взаимоотношений, взаимосвязей и, прежде всего, интеллектуализацию деятельности всех членов общества во всех его сферах и, естественно, в сфере образования [4].

Указанные основы образуют инновационную образовательную парадигму, одним из основоположников которой был американский педагог Д. Дьюи (1859-1952). Согласно этому подходу студента нужно обучать не сумме знаний, а способам мышления (теоретическому, диалектическому, логическому, анализу, синтезу, системному подходу), развивать творческие способности (умение применять усвоенные знания в любых ситуациях, включая и самостоятельную постановку задачи, а также поиск новых способов решения задач), повышать профессиональное мастерство (свободное осуществление требуемой деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях).

Из-за информационного взрыва и перегруженностью данными все студенты сталкиваются с трудностями в поиске, оценке, использовании и передаче информации. В связи с расширением интернет-услуг мы получаем много информации, которая не проверяется, в отличие от печатных источников. Следовательно, подлинность, достоверность и надёжность этой информации вызывает сомнения.

Специальные технические информационные инструменты называются информационными технологиями. С появлением компьютеров появился новый термин «обучение новым информационным технологиям». Термин «информация и коммуникация» представляет собой комбинацию различных технологических вариантов и указывает на особенности интерактивного обучения - диалог в системе «пользователь-система».

Необходимо отметить, что существуют три этапа формирования профессиональной компетентности студентов в условиях информационно-коммуникационной среды:

1. Базовый (формирование базовой ИКТ-компетентности) - общие представления об устройстве компьютеров, основы работы с операционной системой Windows, составление простейших расчётных таблиц Excel, создание простейших презентаций в PowerPoint.

2. Общий (формирование общей ИКТ-компетентности) - поиск информации с использованием ресурса интернета, создание документов Word, составление расчётных задач в Excel, построение диаграмм и схем.

3. Профессиональный (формирование профессиональной ИКТ-компетентности) - использование ресурсов интернета для поиска информации, использование различных специализированных программ.

Информатизация образовательного процесса предполагает широкое использование в процессе

изучения учебных предметов информационно-ориентированных средств обучения на базе современных компьютеров и телекоммуникационных сетей. К ним относятся информатизация системы управления образовательным учреждением, создание баз данных и обработка информации, участие в международных проектах и т. д. Широкое использование информационных и коммуникационных технологий (программируемое обучение, экспертные системы, мультимедиа, моделирование, предметные компьютерные уроки) способствует реализации личностно-ориентированного подхода к студентам, поэтапного овладения знаниями, навыками и умениями. Ожидаемые результаты: формирование навыков работы с информацией, развитие коммуникативных способностей [2].

Поэтому в программе подготовки студентов используются технологии в обучении, которые включают в себя следующие модули:

Модуль 1 — базовые знания информационных технологий.

Модуль 2 — использование компьютера и работа с операционными системами. Студент должен уметь выполнять основные операции в операционной системе и правильно её настраивать, если это необходимо; уметь использовать антивирусные средства.

Модуль 3 — текстовый редактор. Студент должен уметь выполнять базовое форматирование текста, операции, редактирование или дальнейший вывод на печать; использование специальных функций и многое другое.

Модуль 4 — электронные таблицы. Студент должен иметь возможность создавать и редактировать таблицы, используя основные формулы для выполнения математических и логических операций с числовыми данными, строить диаграммы и графики и многое другое.

Модуль 5 — базы данных. Студент должен знать основную концепцию простых баз данных; уметь создавать и вносить изменения в таблицы, формы, для выборки данных и создания отчётов; работать с существующими базами данных.

Модуль 6 — презентации. Студент должен уметь создавать и редактировать презентации с использованием графических и анимационных возможностей программного обеспечения.

Модуль 7 — информация и коммуникация. Студент должен знать основы, условия и правила безопасности, касающиеся интернета; уметь ориентироваться по веб-страницам, выполнять поиск информации; уметь работать с электронной почтой.

Модуль 8 — навыки работы со специализированными программами по направлению подготовки.

Но даже при наличии необходимого электронного оборудования вопрос подготовки учителя к проведению таких уроков остаётся актуальным. Использование образовательных технологий предполагает, что преподаватель в совершенстве владеет необходимыми гаджетами и программами. Кроме того, структура самого занятия кардинально отличается от традиционной. Например, можно использовать современные гаджеты для выполнения игрового задания, подачи нового материала, исследовательской работы, контроля знаний и т. д.

Современное общество нуждается в совершенно новом типе людей. В эпоху мощного развития технологий разных направлений человек просто должен обладать такими качествами, как гибкость мышления, способность быстро усваивать новые знания, общение, способность планировать, принимать решения и многое другое.

В условиях постоянных изменений общества традиционно сложившейся системы подготовки будущих специалистов оказалось недостаточно. Теперь возникла острая необходимость в обучении конкурентоспособных специалистов, готовых использовать на своих рабочих местах современные интерактивные методы, а также применять информационные и коммуникационные технологии.

Современные требования к будущему поколению предполагают радикально противоположный подход к студенту. Сегодня большинство учащихся имеют доступ к интернету как средству поиска и получения любой информации. Поэтому новые образовательные технологии меняют роль преподавателя в процессе передачи знаний, он должен направлять и помогать студентам «получать» свои знания, устанавливая определённые условия, задачи и критерии поиска.

Эффективное развитие информационных компетенций во время обучения в системе вузовского образования зависит от направленности образовательного процесса и основано на принципах личностно-ориентированного подхода в обучении современным информационно-коммуникационным технологиям [7]. Использование современных информационно-коммуникационных технологий в обучении значительно повышает уровень преподавания, обуславливает выбор места, времени, содержания обучения, способствует лучшему усвоению студентами материала. Кроме того, эти технологии позволяют создать полное онлайн-обучающее пространство для студентов и преподавателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - Москва : Педагогика, 1990.

2. Петров П. К., Сабитова Н. Г. Модель формирования информационно-коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2015. - №2-1.

3. Пьяных Е. Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореферат дисс.... кандидата педагогических наук. - Томск, 2007. — 23 с.

4. Сайфутдинов Р. А., Ашарина К. С., Ханби-кова А. Р., Гималетдинова К. Р. Информационные технологии в образовании // Образование и информационная культура: теория и практика: сборник научных трудов Ульяновского государственного педагогического университет им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск, 2017. - С. 4-7.

5. Сайфутдинов Р. А., Гималетдинова К. Р., Гаврющенко А. П., Сальников А. С. Информационно-аналитические системы // Образование и информационная культура: теория и практика: сборник научных трудов Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова. - Ульяновск, 2017. - С. 96-99.

6. Сайфутдинов Р. А. Инновационные методы компьютерного обучения // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: материалы V Международной научно-практической конференции / под ред. С. Л. Иголкина. - Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2016. - С. 90-94.

7. Сайфутдинов Р. А., Магдеева Д. Р., Корсакова Е. Д. Формирование информационной компетентности студентов // Журнал Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова, Наука онлайн. — 2019. - №1 (6).

8. Информационно-коммуникационная среда [Электронный ресурс] // URL: https://lektsii.com (дата обращения: 11.05.2019).

REFERENCES

1. Zankov L. V. Izbrannye pedagogicheskie trudy. [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogika, 1990.

2. Petrov P. K., Sabitova N. G. Model' formirovaniya informacionno-kommunikacionnyh kompetencij u studentov bakalavriata vuza [Model of formation of information and communication

competencies of undergraduate students] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2015, no 21.

3. P'yanyh E. G. Razvitie informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti upravlen-cheskih kadrov sistemy obrazovaniya v processe povysheniya kvalifikacii: avtoreferat diss.... kandidata pedagogicheskih nauk. [Development of information and communication competence of administrative personnel of the education system in the process of professional development: abstract Diss.... candidate of pedagogics]. Tomsk, 2007, 23 p.

4. Sajfutdinov R. A., Asharina K. S., Hanbikova A. R., Gimaletdinova K. R. Informacionnye tekhnologii v obrazovanii [Information technologies in education] // Obrazovanie i informacionnaya kul'tura: teoriya i praktika: sbornik nauchnyh trudov Ul'yanovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universitet im. I. N. Ul'yanova [Education and information culture: theory and practice: collection of scientific works of Ulyanovsk state pedagogical University. I. N. Ulyanov]. Ulyanovsk, 2017, pp. 4-7.

5. Sajfutdinov R. A., Gimaletdinova K. R., Gavryushchenko A. P., Sal'nikov A. S. Informa-cionno-analiticheskie sistemy [Information and analytical systems] // Obrazovanie i informacionnaya kul'tura: teoriya i praktika: sbornik nauchnyh trudov Ul'yanovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. N. Ul'yanova [Education and information culture: theory and practice: collection of scientific papers of Ulyanovsk state pedagogical University. I. N. Ulyanov]. Ul'yanovsk, 2017, pp. 96-99.

6. Sajfutdinov R. A. Innovacionnye metody komp'yuternogo obucheniya [Innovative methods of computer training] // Aktual'nye problemy razvitiya vertikal'noj integracii sistemy obrazovaniya, nauki i biznesa: ekonomicheskie, pravovye i social'nye aspekty: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / pod red. S. L. Igolkina. [Actual problems of vertical integration of education, science and business: economic, legal and social aspects: proceedings of the V International scientific and practical conference] Voronezh: Voronezh center for scientific and technical information, 2016, pp. 90-94.

7. Sajfutdinov R. A., Magdeeva D. R., Karsakova E. D. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studentov [Formation of information competence of students] // ZHurnal Ul'yanovskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. N. Ul'yanova [Journal of Ulyanovsk state ped-

agogical University. I. N. Ulyanova, Science online]. 2019, no. 1 (6).

8. Informacionno-kommunikacionnaya sreda [Elektronnyj resurs] [Information and communication sre-Yes [Electronic resource]] // URL: https://lektsii.com (accessed: 11.05.2019).

Сайфутдинов Рафаэль Амирович, доцент кафедры «Информатика» УлГПУ им. И. Н. Ульянова, кандидат культурологии.

Поступила 31.05.2019 г.

УДК 37.022

Г. М. ШИГАБЕТДИНОВА, Л. X. ДАВЛЕТШИНА, С. В. ГАПОНОВА

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Приведён опыт реализации программы областной экспериментальной площадки по теме «Психолого-педагогические условия формирования основ инженерного мышления обучающихся в лицее».

Представлена авторская методика диагностики сформированности основ инженерного мышления. Все диагностические процедуры структурированы по критериям, выделены проверяемые показатели, определены соответствующие им диагностические методики. Подробно раскрывается алгоритм диагностики.

Рассматриваются результаты диагностической работы на примере экспериментальной и контрольной групп в ходе констатирующего этапа эксперимента.

В исследовании принимали участие обучающиеся 3, 4, 7, 9 и 11 классов МБОУ «Лицей при УлГТУ №45» города Ульяновска, общее количество обучающихся, охваченных исследованием, составило 408 человек.

Авторы подтверждают, что по результатам констатирующего этапа эксперимента показатели в контрольной и экспериментальной группах по всем трём уровням практически совпали, что дало им основание далее осуществить формирующий эксперимент по разработанной программе в выбранных группах. В заключение сформулирована как теоретическая, так и практическая значимость проведённой работы.

Ключевые слова: инженерное мышление, диагностика, методики диагностики, критерии и показатели сформированности инженерного мышления.

Введение. В современном мире актуальность формирования инженерного мышления обусловлена необходимостью модернизации различных отраслей производств, науки и экономики. Развитый инженерный тип мышления способствует прогрессу производства и повышению качества труда. Деятельность инженера при этом требует междисциплинарных знаний и имеет широкопрофильный творческий характер. Не вызывает

© Шигабетдинова Г. М., Давлетшина Л. X.. Гапонова С. В., 2019

сомнения утверждение о том, что инженер начинается в школе. Вопросы диагностики сформированности определённого уровня инженерного мышления у школьников становятся одним из важных структурных элементов, определяющих эффективность работы в данном направлении.

С 2017 года МБОУ «Лицей при УлГТУ № 45» является областной экспериментальной площадкой по теме «Психолого-педагогические условия формирования основ инженерного мышления обучающихся в лицее». Одна из задач второго

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.