Научная статья на тему 'Условия и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий'

Условия и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / УСЛОВИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Агибова Ирина Марковна, Куликова Татьяна Анатольевна

В статье выявлены основополагающие факторы и сформулированы необходимые условия для реализации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий. Предложена модульно-блочная структура информационно-образовательной среды, ориентированная на самостоятельную работу студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Агибова Ирина Марковна, Куликова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND FACTORS OF ORGANIZING EFFECTIVE SELF-DEPENDENT WORK OF STUDENTS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Principal factors and essential conditions for the students effective self-dependent work using information and communication technologies are revealed and formulated in the article. The module-block structure of the information educational media being self-dependent work-oriented is suggested.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы организации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий»

УДК 004:378.147.88

АГИБОВА Ирина Марковна, доктор педагогических наук, доцент, декан физикоматематического факультета Ставропольского государственного университета. Автор 127 научных публикаций, в т.ч. одной монографии и 20 учебно-методических пособий

КУЛИКОВА Татьяна Анатольевна, старший преподаватель, соискатель кафедры информаци-онныхтехнологий Ставропольского государственного университета. Автор 26 научных публикаций, в т.ч. одного учебно-методического пособия

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ЭФФЕКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье выявлены основополагающие факторы и сформулированы необходимые условия для реализации эффективной самостоятельной работы студентов с использованием информационных и коммуникационных технологий. Предложена модульно-блочная структура информационно-образовательной среды, ориентированная на самостоятельную работу студентов.

Факторы, условия, самостоятельная работа студентов, информационнообразовательная среда, информационные и коммуникационные технологии

Инновационная направленность российской экономики актуализирует задачу профессиональной подготовки кадров, способных работать в стремительно изменяющемся мире и разрешать проблемы поступательного развития общества. В этих условиях для высшего профессионального образования актуальным становится развитие самостоятельности личности, формирование профессиональных компетентностей. Такое повышение требований к уровню подготовки выпускников вузов требует усиления роли самостоятельной работы студентов (СРС). В то же время, изменение технологической основы функционирования системы образования, влияние средств инфокоммуникацион-ных технологий (ИКТ) позволяет поставить на новую ступень организацию СРС.

© Агибова И.М., Куликова Т.А., 2010

Теоретический анализ работ по проблеме организации СРС позволил выделить следующие группы факторов, от которых зависит результативность самостоятельной работы:

организационные факторы - бюджет времени, место СРС (аудиторная, внеаудиторная), ресурсы для СРС (печатные, электронные, мультимедийные, интерактивные и т.д.), средства для СРС (учебная литература, компьютер, телекоммуникации и т.д.), форма деятельности студентов (групповая, парная, индивидуальная);

методические факторы - планирование, обучение методам СР и использованию ИКТ, управление СР (сотрудничество преподавателя и студентов); система контроля и самоконтроля (различные виды компьютерного

контроля, контрольные задания, сформулированные в виде профессиональных задач);

мотивационные факторы - внешние (непосредственно побуждающие мотивы, перспективно побуждающие мотивы), внутренние (познавательно-побуждающие мотивы - познавательная мотивация с последующей ее трансформацией в мотивацию профессиональную);

психолого-педагогические - учет психологических качеств студентов, необходимых для плодотворного осуществления СРС, формирование социально и индивидуально значимых качеств личности (ключевые и профессиональные компетентности).

Указанные группы факторов оказывают интегрированное воздействие на организацию самостоятельной работы студентов. Для организации эффективной СРС перечисленные факторы должны учитываться в виде целостной системы, функциональное наполнение которой будет изменяться в зависимости от подготовленности студентов к СР и сформированной у них степени самостоятельности.

Стремительное развитие ИКТ способствует их эффективной интеграции как в учебный процесс, так и в самостоятельную работу студентов. Рост возможностей средств коммуникационных технологий, развитие дистанционного образования привели к формированию точки зрения, что для совершенствования СРС в условиях информатизации образования, целесообразно использовать дистанционные образовательные технологии обучения (ДОТ).

По мнению А.В. Хуторского, дистанционное обучение предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, обеспечивающих интерактивность взаимодействия субъектов образования и продуктивность учебного процесса1. Именно с таким подходом мы связываем эффективную организацию СРС с использованием ИКТ.

Для того чтобы ИКТ, используемые в самостоятельной работе, выступали не только в качестве средства обучения, но и выполняли роль инструмента познания, необходимо организовать СРС на основе личностнодеятельностного подхода с использованием

современных педагогических и инфокомму-никационных технологий. Из всего многообразия направлений развития современной дидактики мы выбрали для рассмотрения личностно-деятельностные технологии, которые хорошо сочетаются с профессиональноориентированным содержанием обучения и эффективной реализацией СРС с использованием ИКТ, а именно: обучение в сотрудничестве, метод проектов, проблемное и разноуровневое обучение. В этом случае студент под управлением преподавателя не только развивает навыки самостоятельного обучения, но и становится участником познавательного процесса.

Такая организация СРС зависит, с одной стороны, от компетенции преподавателя в применении ИКТ, а с другой - от подготовленности студентов к самостоятельной работе и использованию ИКТ. Поэтому для реализации эффективной СРС с использованием ИКТ необходимо выделить из выше перечисленных факторов организационные и методические и учитывать выполнение следующих условий (рис. 1):

- готовность преподавателя к использованию ИКТ в организации СРС на основе личностно-деятельностного подхода;

- определение уровня готовности обучающегося к самостоятельной работе и использованию ИКТ;

- наличие специально спроектированной информационно-образовательной среды, позволяющей реализовать педагогические технологии в самостоятельной работе студентов.

Опираясь на анализ проблемы в теории и практике, мы пришли к выводу, что готовность преподавателей к использованию ИКТ в организации СРС рассматривается как целостное образование личности, включающее в себя следующие компоненты: мотивационный, технологический, психологопедагогический.

Мотивационный компонент готовности предполагает осознание значимости информатизации образования, интерес и потребность организации СРС на основе ИКТ.

Самостоятельная работа с использованием ИКТ

Факторы

Условия эффективной СРС

Организацион-

ные

бюджет времени место ресурсы средства форма деятельности студентов

Готовность преподавателя

Психологопедагогический компонент

Методические

планирование обучение методам СР и использованию ИКТ управление СР система контроля и самоконтроля

Z

Методическая компетентность

Готовность студента

Технологический Мотивацион-

компонент ный компо-

нент

ИКТ

компетент-

ность

Мотивационный компонент

Психолого-педагогический компетентность

Информационно-образовательная среда

Когнитивный компонент

Компьютерная грамотность

Технологический компонент

Информационная культура

Рис. 1. Условия и факторы эффективной СРС с использованием ИКТ

Технологический компонент готовности предусматривает сформированность у преподавателя информационно-коммуникационной и технологической компетентности, компьютерной грамотности, информационной культуры.

Психолого-педагогический компонент готовности характеризуется сформированностью у преподавателя методической компетентно -сти (владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения) и психолого-педагогической компетентности (владение педагогической диагностикой, умение строить отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специально -сти, к преподаваемому предмету).

Готовность обучающегося к самостоятельной работе и использованию ИКТ рассматривается как целостное образование личности, включающее в себя следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, технологический.

Мотивационный компонент готовности предполагает формирование у студентов поло -жительной мотивации как к самостоятельной работе, так и к применению ИКТ, что приводит к трансформированию внешних мотивов (непосредственно побуждающие мотивы, перспективно побуждающие мотивы) во внутренние (познавательно-побуждающие мотивы -познавательная мотивация с последующей ее переходом в мотивацию профессиональную).

Когнитивный компонент готовности предусматривает формирование основных когнитивных умений (самостоятельно выбирать цель деятельности, анализировать способы достижения цели, планировать деятельность в соответствии с целью; определять уровень

сложности задания, адекватно себя оценивать; предвидеть результаты своего труда, регулировать и контролировать свои действия в ходе выполнения работы; умение работать с учебной и научно-популярной литературой; проводить наблюдения и на их основе формулировать выводы; самостоятельно моделировать и строить гипотезы; умение применять знания на практике; умение самостоятельно ставить задачи и на основе их решения получать новые знания).

Технологический компонент готовности предполагает необходимые знания, умения и навыки по использованию средств ИКТ (знать и уметь использовать в самостоятельной работе аппаратное обеспечение; системное и прикладное программное обеспечение; средства телекоммуникации).

Теоретический анализ позволил выделить принципы (дидактические, технологические) и комплекс требований, которые должны быть положенные в основу проектирования информационно-образовательной среды, ориентированной на СРС, отвечающие основным концептуальным положениям гуманистической педагогики, личностноориентированному подходу в обучении.

Использование информационных и коммуникационных технологий в разработке и использовании ИОС позволяет определить ряд специфичных дидактических принципов. В их числе:

- системность: СРС необходимо организовывать по определенному плану, на протяжении изучения всего курса дисциплины, проводя соответствующий текущий и итоговый контроль, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Это позволит обучающимся создавать индивидуальные траектории обучения, при этом преподавателю необходимо ранжировать задания по уровню подготовки и способностям студентов в соответствии с ГОС ВПО;

- целостность: информационная образовательная среда, ориентированная на самостоятельную работу, должна в интегрированном виде представлять систему целей, методов,

средств, форм, условий обучения, обеспечивая тем самым реальное функционирование и развитие конкретной дидактической системы;

- открытость: возможность включения в ИОС информации из других информационных источников, обеспечивает возможность обновления содержания учебного материала, добавления нового содержания и структурных элементов;

- избыточность ресурсной обеспеченности технологии процесса передачи обучаемым информации: создает оптимальные условия для усвоения представляемых знаний, выбор траектории обучения;

- интерактивность: реализация оптимального взаимодействия между обучаемым и преподавателем, осуществление обратной связи между обучаемым и ИОС, предоставление возможности группового обучения. Современная образовательная парадигма, строящаяся на компьютерных средствах обучения, берет за основу не передачу готовых знаний, умений и навыков обучаемому, а привитие обучаемому умений и навыков самому добывать необходимые для себя знания. При этом активно используется самостоятельная работа обучаемого, которая носит характер общения с преподавателем, опосредованного с помощью интерактивных компьютерных программ и аудиовизуальных средств;

- адаптивность к личностным особенностям обучаемого: учет психофизиологических особенностей обучающегося. Объем информации, усваиваемый обучающимися за определенный промежуток времени, сильно варьируется в зависимости от их индивидуальных особенностей.

К технологическим принципам относятся следующие:

- модульность: разработка структуры информационного ресурса в виде независимых и логически связанных частей, каждая из которых может использоваться при изучении разделов и тем соответствующей дисциплины, в то время как другие находятся в разработке или только проектируются. Это позволяет, с одной стороны, оценить эффективность ис-

пользования созданных учебных элементов еще до полного завершения работы, с другой -обеспечить создание качественного электронного учебного издания, в ходе последовательного руководства несколькими курсовыми работами студентов;

- многоуровневость: учебный материал имеет различную степень сложности, ориентированную на разный уровень подготовки учащегося и разный уровень его мотивации к учению;

- медиаресурсность: использование всех доступных форм представления информации: текст, изображение, анимация, видео, аудио.

Информационно-образовательная среда должна соответствовать комплексу требований: педагогические требования (дидактические и методические), эргономические требования, технические требования. При разработке ИОС необходимо ориентироваться не на отдельные требования, а на их систему, что обеспечивает научно обоснованный выбор целей, содержания, методов и форм организации учебной деятельности, способствует организации эффективной самостоятельной работы.

На основе указанных принципов и в соответствии перечисленным комплексом требований нами разработана архитектура ИОС. Модульно-блочная структура предлагаемой ИОС позволяет оптимизировать весь процесс обучения, организовать СРС на различных этапах дидактического цикла с учетом подготовленности студентов к самостоятельной работе, формирования и роста их степени самостоятельности. Структура многофункциональной ИОС представлена на рис. 2. ИОС, ориентированная на эффективную СРС, состоит из следующих блоков: образовательного, контролирующего, коммуникационного, блока преподавателя.

Образовательный блок состоит из теоретического, практического, ресурсного и подключаемых модулей.

В теоретическом модуле представлены необходимые теоретические сведения, даны методы решения типовых задач.

«Тезаурус» - словарь терминов и определений, используемых в теоретическом материале (предусмотрена возможность ускоренного поиска). Теоретический модуль можно использовать как для изучения и повторения базового теоретического материала, так и для углубленного изучения теории.

Практический модуль состоит из моделирующего, расчетного модулей, модуля «Практика», модуля «Самостоятельная работа».

Модуль «Практика» представлен лабораторными или практическими работами с заданиями разного уровня сложности, во время выполнения которых, при необходимости, студенты могут воспользоваться теоретическими сведениями.

Моделирующий модуль предоставляет возможность представить динамику развития изучаемых явлений или процессов, создать обучаемому условия для самостоятельного управления ходом эксперимента.

Расчетный модуль позволяет осуществлять обработку лабораторных данных, построение графиков и диаграмм средствами математических пакетов или соответствующих прикладных программ.

Модуль «Самостоятельная работа» позволяет организовать индивидуальную, разноуровневую работу с каждым студентом, реализовать различные типы самостоятельной работы, создает возможность поэтапного обучения студентов по линиям различной степени сложности.

Ресурсный модуль содержит представленные по темам коллекции Интернет ресурсов, тестовых, графических, анимационных, видео-, аудиоматериалов, которые студенты могут использовать в ходе выполнения самостоятельной работы.

Подключаемые модули сторонних производителей - тренажеры, энциклопедии, видеосюжеты, видео-лекции и т.п.

Контролирующий блок, состоящий из тестового модуля, модулей «Самоконтроля знаний» и «Портфолио», предназначены для осуществления контроля, самоконтроля и рефлексии знаний студентов.

Рис. 2. Структура многофункциональной ИОС

Тестовый модуль позволяет реализовать входной, текущий и итоговый виды контроля, систематически осуществлять обратную связь с обучаемым, выявляя степень усвоения изучаемого материала, вовремя устраняя пробелы.

Модуль «Самоконтроля знаний» позволяет студенту самостоятельно учиться решать задачи, оценить степень своей подготовки, а преподавателю отслеживать успехи студентов и при необходимости вовремя корректировать их обучение.

Портфолио способствует не только рефлексии знаний, но и углубленному подходу к обучению.

Коммуникационный блок (доска объявлений, форум, электронная почта) осуществляет обеспечение информационного обмена между участниками учебного процесса.

Модуль мониторинга, программно -

методический и инструментальный модули доступны только преподавателям.

Модуль мониторинга представляет собой базу данных, в которой хранятся результаты тестирования, самостоятельной работы каждого студента, позволяет проводить их обработку, предоставляет информацию об успеваемости и активности обучаемых.

Программно-методический модуль содержит программу дисциплины и методические рекомендации эффективного использования ИОС в учебном процессе.

Инструментальный модуль содержит программы разработки заданий самостоятельной работы, тестов, заданий самоконтроля.

Поскольку корректировка содержания одного из модулей не отражается на работе остальных, а наличие инструментального модуля позволяет облегчить процесс модерниза-

ции и совершенствования ИОС, упрощается ее адаптация и использование другими преподавателями.

Таким образом, учет организационных и методических факторов, сформированная готовность преподавателя к использованию ИКТ, определение уровня готовности обучающегося к самостоятельной работе и использованию ИКТ, наличие специально спроектированной ИОС, ориентированной на самостоятельную

работу, позволяет реализовать эффективную CPC на основе личностно-деятельностного и компетентностного подходов с использованием современных педагогических и инфоком-муникационных технологий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В ходе самостоятельной работы, организованной таким образом, студент вовлечен в активную познавательную деятельность, ориентированную на формирование ключевых и профессиональных компетентностей.

Примечания

1 Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.

Agibova Irina, Kulikova Tatyana

CONDITIONS AND FACTORS OF ORGANIZING EFFECTIVE SELF-DEPENDENT WORK OF STUDENTS USING INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Principal factors and essential conditions for the students’ effective self-dependent work using information and communication technologies are revealed and formulated in the article. The module-block structure of the information educational media being self-dependent work-oriented is suggested.

Контактная информация: e-mail: t_a_kulikova@mail.ru

Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.