Научная статья на тему 'Развитие и сущность предпринимательства'

Развитие и сущность предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
922
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ФАКТОРЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова А.Н.

В данной статье рассмотрены периоды развития предпринимательства в России, выделены основные тенденции, а также описана сущность предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие и сущность предпринимательства»

3. Родинова Н.П. Диагностика эффективности принятия управленческих решений на предприятии / Н.П. Родинова, А.Н. Романова // Сб. науч. тр. кафедры «Экономика и управление предприятиями». - Омск: СибАДИ, 2008.

4. Романова А.Н. Основные подходы к калькулированию себестоимости затрат на швейных предприятиях // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2015. - № 2 (21). - С. 38-40.

5. Романова А.Н. Принятие управленческих решений по управлению ассортиментом с целью повышения эффективности деятельности швейных предприятий: дисс. ... канд. экон. наук. - Москва, 2009. - 141 с.

6. Романова А.Н. Принятие управленческих решений по управлению ассортиментом с целью повышения эффективности деятельности швейных предприятий: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. - Москва, 2009.

7. Шнайдер Д.И. Технологический маркетинг / Д.И. Шнайдер. - М.: Янус-К, 2003. - 478 с.

РАЗВИТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Романова А.Н.1

Высшая бизнес-школа

Омского государственного педагогического университета, г. Омск

В данной статье рассмотрены периоды развития предпринимательства в России, выделены основные тенденции, а также описана сущность предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, рыночная экономика, факторы, предпринимательская среда.

История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С середины 16 века появляется акционерный капитал, образуются акционерные общества. В России предпринимательство зародилось еще в киевской Руси - в торговой форме в виде промыслов. Одними из первых предпринимателями в России можно рассматривать мелких торговцев и купцов.

И все же развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689-1725), когда по всей России создаются мануфактуры, активно

1 Доцент кафедры «Стратегического и операционного менеджмента», кандидат экономических наук.

развивается горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. К сожалению, в России после окончания Первой мировой войны и по завершении двух революций - Февральской и Октябрьской - был взят курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Все крупные предприятия были национализированы.

Предпринимательская деятельность

- это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли (или личного дохода) от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законном порядке.

Отражает:

- всю совокупность отношений (экономических, социальных и др.), связанных с организацией предпринимателей своего дела;

- систему отношений, возникающих у предпринимателя со всеми другими субъектами рынка

- создание новых товаров (услуг, работ) обладающих ценностью для потребителя;

- осуществляемый на основе комбинирования факторов производства, эффективного использования имеющихся ресурсов для достижения максимального результата;

- включающий ряд этапов от новой творческой идеи до получения конкретного результата, приносящего прибыль

Характеризуется:

- самостоятельностью и независимостью хозяйствующих субъектов, наличием у них совокупности свобод и прав;

- ответственностью за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск;

- ориентацией на достижение коммерческого успеха, стремлением к увеличению прибыли

Рис. 1. Сущность предпринимательской деятельности

Говоря о современном этапе развития предпринимательства (с 70-х годов прошлого столетия и до наших дней), сегодня можно выделить пять характерных тенденций [2, 3]:

1. Рост платежеспособного спроса населения промышленно развитых стран, приведший к «индивидуализации» потребления, что в свою очередь ведет к сокращению массового и росту мелкосерийного производства.

2. Современные технологии, оказывающие серьезное воздействие на размер предприятия.

3. Существенное изменение роли малого предпринимательства в инновационной сфере.

Как экономический процесс

4. Радикальное изменение государственного подхода к малому бизнесу.

5. Интернационализация и транснационализация малого и среднего бизнеса.

Предпринимательская деятельность осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (организациями).

Коммерческие организации - основные субъекты рыночной экономики (рис. 1).

Из Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) вытекает [1], что предприниматель является физическим лицом, гражданином, осуществляющим свое право свободной деятельности, направленной на получение прибыли, и принявшим на себя всю полноту ответственности пред людьми и законом.

Субъектами предпринимательства могут быть как отдельные частные лица, так и объединения партнеров. Частные лица становятся субъектами предпринимательства обычно путем организации единоличного или семейного предприятия. Такие предприниматели могут ограничиваться затратами собственного труда или использовать наемный труд (рис. 2) [4, 5].

Рис. 2. Субъекты предпринимательской деятельности

Предприниматель выступает в трех лицах: как деловой партнер, как руководитель трудового коллектива и как законопослушный налогоплательщик [6]. Человеческие и деловые качества предпринимателя очень важны для выполнения каждой из трех ролей. Любой бизнес, любое дело, как и человек, проходит стадии рождения (учреждения), становления, развития, зрелости и угасания (спада) (рис. 3) [11].

Предприниматель ведет свое дело по ухабам рыночной среды также вдумчиво и осторожно, как мать ведет свое дитя по жизни - без выходных и

отпусков, под неусыпным контролем и заботой [13]. Есть даже такая пословица «работнику - работа, хозяину - забота». Единственное отличие жизненного цикла компании (предприятия) от жизненного цикла человека состоит в том, что для предприятия возможно возрождение под прежним наименованием, начало нового цикла [7, 8].

- внешние факторы

- внутренние факторы

Рис. 3. Факторы, влияющие на предпринимательскую среду

Предприниматель изучает, прогнозирует не только деятельность своего предприятия, но, прежде всего, внешнюю среду и строит отношения своего предприятия с этой средой: он находит сбыт своим товарам и услугам, свою «нишу на рынке», предвосхищает потребности общества в новых товарах и услугах [12].

Вопросы эффективности предпринимательства занимает ведущее место среди совокупности вопросов и проблем, которые стоят сегодня перед нашим обществом, они волнуют экономическую науку и хозяйственную практику на протяжении многих столетий. Особенно актуальной они становятся на современном этапе развития экономики, так как сегодня наблюдается повышение дефицита сырьевых ресурсов, ужесточение конкуренции, глобализация бизнеса, усиление рисков для предпринимателей [9, 10].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что под предпринимательской средой следует понимать сложившуюся в стране благоприятную социально-экономическую, политическую, гражданско-правовую ситуацию, обеспечивающую экономическую свободу дееспособным гражданам для занятия предпринимательской деятельностью, направленной на удовлетворение потребностей всех субъектов экономики.

Список литературы:

1. Гражданский кодек РФ.

2. Арбузова Е.Н., Яскина О.А. Проектирование рефлексивной системы обучения с применением инновационного учебно-методического комплекса по дисциплине «Современные методы и методики преподавания управленческих дисциплин» в магистратуре Высшей бизнес-школы // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). - 2014. - № 5, Т. 1. - С. 125-132.

3. Кольке Г.И. Сущность и тенденции развития внутрифирменного планирования производственных ресурсов // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2010. - № 11. - С. 23-28.

4. Кольке Г.И. Проблемы и пути решения управления интеллектуальными ресурсами промышленных предприятий // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2009. - № 8. - С. 12-16.

5. Кольке Г.И. Внутрифирменное планирование интеллектуально-производственных ресурсов машиностроительных предприятий: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского. - Омск, 2011.

6. Романова А.Н. Принятие управленческих решений по управлению ассортиментом с целью повышения эффективности деятельности швейных предприятий: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. - Москва, 2009.

7. Романова А.Н. Принятие управленческих решений по управлению ассортиментом с целью повышения эффективности деятельности швейных предприятий: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Российский заочный институт текстильной и легкой промышленности. - Москва, 2009.

8. Родинова Н.П., Романова А.Н. Франчайзинг как способ организации эффективного бизнеса // Справочник Экономиста. - 2010. - № 5 (83). -С. 128-136.

9. Романова А.Н. Принятие решений по производству и продаже продукции при колебании цен // Менеджмент инноваций. - 2008. - № 4. -С. 284-287.

10. Шастин А.В., Яскина О.А. Использование методов проектного управления в образовании // Наука XXI века: опыт прошлого - взгляд в будущее. Материалы II Международной научно-практической конференции. -Омск: СибАДИ, 2016. - С. 708-712.

11. Яскина О.А. Когнитивные технологии в подготовке управленческих кадров в магистратуре Высшей бизнес-школы // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. -2016. - № 4. - С. 160-165.

12. Яскина О.А. Методики профессионального обучения, ориентированного на действие в подготовке магистров менеджмента Высшей бизнес-школы // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. -2016. - № 5. - С. 228-233.

13. Arbuzova E.N., Khiryanova I.S., Yaskina O.A. MOBILE TRAINING OF FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF INNOVATIVE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX (ON THE EXAMPLE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL AND METHODOLOGICAL COMPLEX «METHOD FOR TEACHING BIOLOGY») // Science, Technology and Higher Education: materials of the III international research and practice conference, Westwood, Canada, October 16, 2013. Westwood, Canada, 2013. - Р. 139-14.

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ ПРОЦЕССА НОРМИРОВАНИЯ СЫРЬЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ НА ПРИМЕРЕ МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Черноенко Л.А.1

АО Гормолокозавод «Артемовский», г. Артем

В статье рассмотрены актуальные в настоящее время теоретические данные о нормировании сырья на предприятиях молочного производства. Системно изложены организация и внедрение на практике процесса нормирования основного и вспомогательного сырья на примере конкретного производственного предприятия. Описана методика расчета экономической эффективности применения на практике процесса нормирования сырья на производстве.

Ключевые слова: нормирование сырья, отчетность, молочное производство, нормативный метод, промышленность, контрольные выработки, сельское хозяйство.

При внедрении норм расхода и потерь сырья на отдельно взятом предприятии необходимо руководствоваться перечнем нормативных документов -ГОСТов [11-12] и отраслевых приказов [1-10].

Об актуальности приведенных нормативно-правовых документов можно судить исходя из современного уровня научно-технического прогресса в сельском хозяйстве и уровня индустриализации агропромышленного комплекса.

1 Экономист по производству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.