Научная статья на тему 'Анализ потенциала интеллектуально-производственных ресурсов предприятия'

Анализ потенциала интеллектуально-производственных ресурсов предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / МАШИНОСТРОЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РЕСУРСЫ / РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кольке Г.И.

В статье отражены особенности деятельности предприятий машиностроения. Учитывая особенности формирования интеллектуально-производственных ресурсов предприятий машиностроения, предложена оценка уровня потенциала интеллектуально-производственных ресурсов предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ потенциала интеллектуально-производственных ресурсов предприятия»

а) за счет средств регионального бюджета,

б) за счет средств местного бюджета,

в) в исключительных случаях за счет средств федерального бюджета.

Список литературы:

1. Андрюшенков А.Ф. Обновление основных фондов жкх на основе механизма привлечения частных инвестиций: автореф. ... канд. эконом. наук. -Нижний Новгород, 2012. - С. 12.

2. Кирничный В.Ю., Андрюшенков А.Ф. Современные методы оценки предпринимательских проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства // 64-я научно-техническая конференция ГОУ «СибАДИ» в рамках юбилейного международного конгресса «креативные подходы в образовательной, научной и производственной деятельности», посвященного 80-летию академии материалы конференции / Министерство образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)». - 2010. - С. 122.

3. Андрюшенков А.Ф. Обновление основных фондов ЖКХ на основе механизма привлечения частных инвестиций: дис. . канд. эконом. наук. -Нижний Новгород, 2012. - С. 32.

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Кольке Г.И.1

Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Омск

В статье отражены особенности деятельности предприятий машиностроения. Учитывая особенности формирования интеллектуально-производственных ресурсов предприятий машиностроения, предложена оценка уровня потенциала интеллектуально-производственных ресурсов предприятия.

Ключевые слова внутрифирменное планирование, машиностроение, производственные ресурсы, ресурсный потенциал.

Многие предприятия, обладая значительным ресурсным (производственным, технологическим, трудовым потенциалом, интеллектуальным) по-

1 Доцент кафедры Экономики и менеджмента, кандидат экономических наук.

тенциалом, не могут сбалансировать свои внутрипроизводственные возможности с меняющимися рыночными требованиями, что является необходимым условием успешного развития предприятия [1].

Предприятия машиностроения рассматриваются, прежде всего, как наукоемкие предприятия, Особенностью которых является наличие высокотехнологичных процессов, что неизбежно приводит к необходимости заниматься НИОКР. Любые изменения, связанные с совершенствованием технико -технологического уровня производства, освоением производства принципиально новой продукции, изменением направления бизнеса созданы, прежде всего, на определении интеллектуальной составляющей имеющегося потенциала, который представляет собой конкурентный потенциал предприятия, характеризующего способность предприятия к производству новых знаний, технических и других изобретений, промышленных образцов, ноу-хау и т.д. [2, 3, 5].

Оценка ресурсного потенциала предприятия, как совокупности его ресурсов, основывается на показателях, отражающих особенность конкретного предприятия, его сферы деятельности, размер производства и другие [7].

Автор в своих работах выделяет из общей совокупности ресурсов предприятия - интеллектуально-производственные ресурсы (далее - ИПР), представляющие собой имеющиеся производственные ресурсы и незадейство-ванные интеллектуальные (креативные, творческие) резервы предприятия с целью обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ предприятия в условиях конкурентного рынка.

Устойчивое развитие предприятия требует способности к использованию ИПР следующими способами:

- способность предприятия к приобретению ИПР: способность собирать информацию, анализировать и давать оценку внешним событиям;

- слияние ИПР предприятия с интеллектуальными ресурсами ее работников.

Причем, необходимо отметить, что производство, распространение и использование ИПР осуществляется на уровне предприятия при взаимодействии между людьми, а также необходима координация совместной деятельности работников и использования ИПР для достижения поставленных целей [4, 6].

Проанализируем потенциал ИПР, который состоит из 9 составляющих. Ранги показателей присвоены им каждым из 10 экспертов в соответствии с их представлением о целесообразности включения данного потенциала в потенциал ИПР. Эксперт присваивает ранг 1 основополагающему показателю, который обязательно надо реализовать, 2 - второму по привлекательности показателю, ранг 8 - наиболее сомнительному показателю, который оказывает наименьшее влияние на потенциал ИПР (табл. 1).

Таблица 1

Ранжирование показателей потенциала ИПР

Показатели потенциала ИПР Эксперты (Уп равленцы предприятия) Сумма рангов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Научно-образовательный потенциал (НОП) 5 3 4 4 3 5 4 3 5 4 40

Трудовой потенциал (ТП) 3 4 5 6 5 4 3 5 3 4 42

Рыночный потенциал (РП) 4 3 4 5 3 6 4 3 4 5 41

Потенциал маркетинга (ПМ) 4 3 3 3 6 4 3 2 5 3 36

Научно-технологический (НТП) 5 4 4 5 3 4 5 5 4 4 43

Инновационный потенциал (ИвП) 3 5 4 3 4 5 2 6 3 3 41

Стратегический потенциал (СП) 3 4 4 4 2 5 4 4 5 4 39

Информационный потенциал (ИфП) 4 4 3 4 4 2 4 4 3 4 36

Для результирующего ранжирования можно использовать итоговый ранг по средним арифметическим рангам. На основе результирующего ранжирования рассчитаем весовые составляющие организационного потенциала (табл. 2).

Таблица 2

Определение весов потенциалов, составляющих потенциал ИПР

Показатели потенциала ИПР НОП ТП РП ПМ НТП ИвП СП ИфП

Сумма рангов 40 42 41 36 43 41 39 36

Среднее арифметическое рангов 5,7 6 5,8 5,1 6,1 5,4 5,6 5,8

Результирующее ранжирование 1,01 1,06 1,02 0,90 1,07 0,95 0,99 1,02

1100 % 14,43 15,14 14,57 12,86 15,28 13,57 14,15 14,57

Из таблицы 2 следует, что распределение потенциалов произошло не равными долями - от 12,86 % до 15,28 %.

Приведем алгоритм получения интегрального показателя потенциала ИПР уШр):

- расчет эффективности показателей потенциала ИПР;

- распределение коэффициентов весомости показателей потенциалов на основе экспертных оценок;

- оценка потенциалов на основе экспертных оценок с использованием бального метода по определенной системе (от 0 до 5):

m

Jrnp = ^ qi' Ai,

i=i

где m¡ - это количество качественных показателей, принятых для оценки соответствующего обобщающего показателя;

q¡ - коэффициент весомости показателя (он устанавливается экспертным методом по характеру влияния на результаты работы фирмы, при этом должно соблюдаться условие Eq = 1);

A¡ - оценка в баллах по шкале от 1 до m (табл. 3).

Таблица 3

Оценка и анализ уровня потенциала ИПР

Пок-ли пот-ла ИПР Расчетная формула Коэффициент весомости, Ч Оценка в баллах А, Аг'Чг

НОП 0,1258 4,07 0,5120

ТП 0,1321 4,28 0,5654

РП П = АПа, Пп, Пк), где Па, Пп, Пк - соответственно аналитический, производственный и коммуникативный рыночный потенциал 0,1289 4,14 0,5336

ПМ П = А0(П1, П2, П3, П„), где П1 - потенциал маркетингового инструмента (методический), П2 - потенциал маркетингового персонала; П3 - потенциал маркетинговых ресурсов; П4 - потенциал маркетинговых информационных ресурсов 0,1132 3,64 0,4120

НТП 0,1352 4,36 0,5895

ИфП 0,1132 3,64 0,4120

ИвП - КУ Г /Г N N 1 / 2а-2(н -н), / _ 1=1 1=1 J где г - коэффициент результативности работы; Не - суммарные затраты по законченным работам, принятым для освоения в серийном производстве; 0 - фактические затраты на НИОКР за г-й год; Н1, Н2 - незавершенное производство на начало и на конец анализируемого периода в стоимостном выражении 0,1289 3,86 0,4975

СП 0,1227 4,00 0,4908

¿ИПР 1,0000 I 4,0128

Предприятие, способное адаптироваться к любым изменениям в условиях ведения бизнеса, должно иметь возможность не только использовать передовые технологии, но и меть возможность рационализировать свою деятельность по мере необходимости за счет использования и, в случае необходимости, приобретения ИПР.

Использование ИПР в качестве экономического ресурса открывает возможности перед предприятием для повышения эффективности производства и удовлетворения динамично меняющегося спроса.

Список литературы:

1. Кольке Г.И. Внутрифирменное планирование интеллектуально-производственных ресурсов машиностроительных предприятий: дис. ... канд. экон. наук / ОмГУ - Омск, 2011. - 202 с.

2. Родинова Н.П., Романова А.Н. Франчайзинг как способ организации эффективного бизнеса // Справочник экономиста. - 2010. - № 5 (83). -С. 128-136.

3. Родинова Н.П. Диагностика эффективности принятия управленческих решений на предприятии / Н.П. Родинова, А.Н. Романова // Сб. науч. тр. кафедры «Экономика и управление предприятиями». - Омск: СибАДИ, 2008.

4. Романова А.Н. Основные подходы к калькулированию себестоимости затрат на швейных предприятиях // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2015. - № 2 (21). - С. 38-40.

5. Романова А.Н. Принятие управленческих решений по управлению ассортиментом с целью повышения эффективности деятельности швейных предприятий: дисс. ... канд. экон. наук. - Москва, 2009. - 141 с.

6. Романова А.Н. Принятие управленческих решений по управлению ассортиментом с целью повышения эффективности деятельности швейных предприятий: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук. - Москва, 2009.

7. Шнайдер Д.И. Технологический маркетинг / Д.И. Шнайдер. - М.: Янус-К, 2003. - 478 с.

РАЗВИТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

© Романова А.Н.1

Высшая бизнес-школа

Омского государственного педагогического университета, г. Омск

В данной статье рассмотрены периоды развития предпринимательства в России, выделены основные тенденции, а также описана сущность предпринимательства.

Ключевые слова: предпринимательство, рыночная экономика, факторы, предпринимательская среда.

История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С середины 16 века появляется акционерный капитал, образуются акционерные общества. В России предпринимательство зародилось еще в киевской Руси - в торговой форме в виде промыслов. Одними из первых предпринимателями в России можно рассматривать мелких торговцев и купцов.

И все же развитие предпринимательства приходится на правление Петра I (1689-1725), когда по всей России создаются мануфактуры, активно

1 Доцент кафедры «Стратегического и операционного менеджмента», кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.