Научная статья на тему 'Приоритетные методы и совершенствование механизма инвестиционного обеспечения ЖКХ региона'

Приоритетные методы и совершенствование механизма инвестиционного обеспечения ЖКХ региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ / ЖИЛИЩНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА / ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЖКХ РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрюшенков А.Ф.

В статье проводится анализ приоритетных методов и совершенствование механизма инвестиционного обеспечения ЖКХ регионов, а также механизмов участия государства и муниципалитетов в привлечении для ЖКХ регионов частных заемных ресурсов для повышение эффективности работы по формированию законодательской базы, повышения эффективности реализации мероприятий ФЦП «Жилище» путем реализации мероприятий по развитию модернизации ЖКХ, введение дифференцированного стандарта социальной нормы площади жилья по населенным пунктам, внедрение энергосберегающих технологий, а также обновление объектов коммунальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные методы и совершенствование механизма инвестиционного обеспечения ЖКХ региона»

ложить ввести по мимо основной деятельности компании, дополнительные виды коммерческой деятельности, которые были бы возможным резервом пополнения оборотных средств в случае непредвиденных ситуаций, например, сдавать в аренду оборудование или часть заводского помещения.

Таким образом, совершая инвестирование в какую-либо компанию необходимо проводить тщательную оценку рисков, связанных с возможностью не получить отдачи на вложенный капитал. Оценка риска может проводится с учетом анализа показателей финансово-хозяйственной деятельности компании, с учетом особенностей, позволяющих минимизировать риск неудачного вложения за счет начисления дополнительного дохода в виде премии за риск, а также способствует принятию более взвешенного решения.

Список литературы:

1. Воробьев С.Н. Управление рисками в предпринимательстве. - М.: Дашков и К, 2013. - 482 с.

2. Воробьев С.Н. Управление рисками в предпринимательстве. - М.: Дашков и К, 2013. - 482 с.

3. Домащенко Д.В. Управление рисками в условиях финансовой нестабильности. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2010. - 238 с.

4. Когденко В.Г. Методология и методика экономического анализа управления коммерческой организацией. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 543 с.

ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕТОДЫ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ИНВЕСТИЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖКХ РЕГИОНА

© Андрюшенков А.Ф.1

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия, г. Омск

В статье проводится анализ приоритетных методов и совершенствование механизма инвестиционного обеспечения ЖКХ регионов, а также механизмов участия государства и муниципалитетов в привлечении для ЖКХ регионов частных заемных ресурсов для повышение эффективности работы по формированию законодательской базы, повышения эффективности реализации мероприятий ФЦП «Жилище» путем реализации мероприятий по развитию модернизации ЖКХ, введение дифференцированного стандарта социальной нормы площади жилья по населенным пунктам, внедрение энергосберегающих технологий, а также обновление объектов коммунальной инфраструктуры.

1 Доцент кафедры «Организация и технология строительства», кандидат экономических наук.

Ключевые слова: система жизнеобеспечения, жилищное хозяйство, коммунальное хозяйство, жилищный фонд, эксплуатация жилищного фонда, инвестиционное обеспечение, ЖКХ регионов.

Для выявления приоритетных методов инвестиционного обеспечения жилищно-коммунального хозяйства региона на первом этапе были изучены существующие формы и методы инвестиционного обеспечения ЖКХ региона.

Стратегия жилищно-коммунального обеспечения населения России, реализуемая в Федеральной целевой программе «Жилище» и, в частности, в подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса», базируется на том, что государство и органы местного самоуправления могут создать условия для привлечения в ЖКК инвестиционных ресурсов коммерческих банков и иных источников заемных средств. В первую очередь это достигается путем реструктуризации и ликвидации задолженности предприятий ЖКХ, призванных продемонстрировать платежеспособность, ликвидность и финансовую устойчивость последних, как гарантии снижения рисков инвестирования [1, с. 12].

Отработка механизмов привлечения заемного финансирования в области муниципального городского хозяйства также базируется на том, что собственник имущества муниципальных предприятия имеет все необходимые полномочия для проведения преобразований, результатом которых будет снижение риска инвестирования в данные предприятия и повышение кредитоспособности жилищно-коммунальных предприятий (тарифное регулирование, договорные отношения и т.д.). Регулирующие органы имеют полномочия с помощью проведения независимых аудитов и установления нормативных требований добиться большей прозрачности в корпоративном и финансовом управлении предприятиями ЖКХ.

Государство и органы местного самоуправления для создания благоприятных условий по привлечению долгосрочных заемных ресурсов для финансирования крупных инвестиционных проектов по модернизации ЖКК, которые не могут быть профинансированы за счет текущих доходов предприятий или бюджета, готовы на первом этапе взять на себя кредитные риски. Эта схема реализуется через предоставление бюджетных гарантий и осуществление организационных мер по отработке стандартов, процедур и форм обеспечения привлечения заемного финансирования [2, с. 122].

Разделение механизмов по предоставлению финансирования на возвратной и безвозвратной основе призвано обеспечить прозрачность системы финансирования инвестиционных проектов жилищно-коммунальных предприятий и ее устойчивости в силу возможности независимого функционирования. Кроме этого, выделение функции по предоставлению финансирования на возвратной основе на рыночных условиях создает предпосылки для замещения бюджетного возвратного финансирования на привлечение

частных кредитных инвестиций, на первом этапе - под гарантии бюджетов, а также специально создаваемых гарантийных структур.

Для обеспечения возможности привлечения жилищно-коммунальными предприятиями средств коммерческих банков или размещения проектных облигаций для финансирования проектов по модернизации ЖКХ могут быть созданы специализированные гарантийные агентства с государственным участием (СГА).

Предполагается, что основным инструментом предоставления финансирования со стороны СГА должна быть выдача поручительств по кредитам коммерческих банков на реализацию одобренных СГА проектов, что позволит использовать преимущества финансового рычага. Конечной целью деятельности таких гарантийных структур должно быть снижение стоимости кредитных и иных заемных ресурсов, обеспеченных поручительством СГА.

Предполагаемые в дальнейшем механизмы рефинансирования или перестрахования рисков по кредитам или займам, выданным на реализацию муниципальных инфраструктурных проектов, будут способствовать повышению эффективности использования частного заемного капитала [3, с. 32].

Однако практика показала, что размер неосязаемых активов, в частности goodwill, специализированных гарантийных агентств с государственным участием недостаточен для привлечения внебюджетных кредитных средств на возвратной основе.

Таким образом, изучение существующих форм и методов инвестиционного обеспечения ЖКХ региона показало, что механизмы участия государства и муниципалитетов в привлечении предприятиями ЖКХ частных долгосрочных заемных ресурсов в настоящее время неэффективны. То есть действующие механизмы по-прежнему ориентированы главным образом на привлечение бюджетных средств. Причина сложившейся ситуации заключаются в том, что объекты ЖКХ региона, за исключением объектов жилищного строительства и нежилой коммерческой недвижимости, обладают низкой инвестиционной привлекательностью для частного капитала. В первую очередь это сказывается на состоянии инфраструктуры ЖКХ.

Для совершенствования механизма инвестиционного обеспечения ЖКХ региона, с учетом изучения существующих форм и методов инвестиционного обеспечения ЖКХ региона, на следующем этапе в работе был проведен сравнительный анализ объектов ЖКХ региона и определены приоритетные области инвестирования.

Сравнительный анализ инвестиционной привлекательности объектов ЖКХ региона позволил на основе ранжирования разделить их на группы с высокой, средней и низкой инвестиционной привлекательностью.

Высокой степенью инвестиционной привлекательности характеризуются: - региональный жилищный фонд и нежилые помещения;

- объекты собственности регионального ЖКХ, переданные в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление;

- земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности предприятий ЖКХ региона.

Средней инвестиционной привлекательностью обладают:

- предприятия, организации и учреждения ЖКХ региона;

- имущество, закрепленное на праве оперативного управления и безвозмездного пользования за предприятиями ЖКХ региона;

- имущество, созданное или приобретенное предприятиями ЖКХ региона за счет собственных средств или полученное безвозмездно.

Низкой инвестиционной привлекательностью обладают:

- доли (паи) имущественных вкладов в предприятиях различных форм собственности, акции акционерных обществ, иные ценные бумаги, находящиеся в собственности ЖКХ региона;

- объекты интеллектуальной собственности; иное движимое и недвижимое имущество предприятий ЖКХ региона;

- инфраструктура ЖКХ региона.

Таким образом, из представленной классификации следует, что инновационное развитие объектов ЖКХ и инфраструктуры в частности, обладает низкой инвестиционной привлекательностью, в первую очередь для частного капитала.

Резюмируя вышеизложенное, можно представить механизм участия государства и муниципалитетов в привлечении предприятий ЖКХ частных долгосрочных заемных ресурсов, следующим образом: Система финансирования проектов по модернизации и развитию ЖКХ представляет собой:

1. Возможность получения возвратного финансирования (из бюджета или от частных долгосрочных заемных ресурсов), которая включает в себя:

а) привлечение коммунальными предприятиями или муниципальными образованиями кредитных средств коммерческих банков на финансирование проектов;

б) выпуск и размещение на рынке проектных облигаций жилищно-коммунальными предприятиями, осуществляющими модернизация ЖКХ;

в) выпуск муниципальных облигаций общего покрытия в целях использования заемных средств на модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса;

г) предоставление жилищно-коммунальному предприятию бюджетного кредита из регионального или местного бюджета на рыночных условиях (в особых случаях - из федерального бюджета).

2. Предоставление безвозвратного бюджетного адресата.

а) за счет средств регионального бюджета,

б) за счет средств местного бюджета,

в) в исключительных случаях за счет средств федерального бюджета.

Список литературы:

1. Андрюшенков А.Ф. Обновление основных фондов жкх на основе механизма привлечения частных инвестиций: автореф. ... канд. эконом. наук. -Нижний Новгород, 2012. - С. 12.

2. Кирничный В.Ю., Андрюшенков А.Ф. Современные методы оценки предпринимательских проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства // 64-я научно-техническая конференция ГОУ «СибАДИ» в рамках юбилейного международного конгресса «креативные подходы в образовательной, научной и производственной деятельности», посвященного 80-летию академии материалы конференции / Министерство образования и науки РФ, ГОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (Си-бАДИ)». - 2010. - С. 122.

3. Андрюшенков А.Ф. Обновление основных фондов ЖКХ на основе механизма привлечения частных инвестиций: дис. ... канд. эконом. наук. -Нижний Новгород, 2012. - С. 32.

АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Кольке Г.И.1

Сибирский казачий институт технологий и управления (филиал) Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ), г. Омск

В статье отражены особенности деятельности предприятий машиностроения. Учитывая особенности формирования интеллектуально-производственных ресурсов предприятий машиностроения, предложена оценка уровня потенциала интеллектуально-производственных ресурсов предприятия.

Ключевые слова внутрифирменное планирование, машиностроение, производственные ресурсы, ресурсный потенциал.

Многие предприятия, обладая значительным ресурсным (производственным, технологическим, трудовым потенциалом, интеллектуальным) по-

1 Доцент кафедры Экономики и менеджмента, кандидат экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.