Научная статья на тему 'Развитие городских транспортных систем'

Развитие городских транспортных систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пояркова К.Е., Щербенко Е.В.

Одной из этих проблем управления городом является совершенствование организации перевозочного процесса. Важность этой проблемы усиливается конкуренцией между федеральным, муниципальным и коммерческим общественным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие городских транспортных систем»

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

ем ликвидации транспортного коллапса в крупных городах.

Пути эффективного решения проблем транспортных систем городов

• совершенствование отраслевой правовой базы и методов государственного управления автомобильным транспортом и системной организацией дорожного движения;

• рациональное комплексное транспортное и градостроительное планирование;

• оперативная организация дорожного строительства и максимальное сохранение существующей дорожной сети;

• внедрение современных систем управления движением городского транспорта, обеспечивающих равноправный доступ участников дорожного движения к имеющимся ресурсам магистральных автотранспортных сетей.

Камнем преткновения в решении современных проблем в транспортной отрасли в целом сегодня является несовершенство нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию транспортной политики крупных городов с учетом их специфических особенностей. Принимаемые законодательные акты грешат большим количеством недочетов и упущений, а также отсутствием четкого и всестороннего разграничения предметов в ведении между федеральным, региональным и местным уровнями управления.

• система показателей состояния транспортной системы города;

• планировочные показатели;

• показатели организации и безопасности движения;

• финансовые показатели;

• перевозочные показатели;

• подвижность населения;

• показатели соотношения общественного и частного транспорта;

• показатели воздействия транспорта на внешнюю среду.

В настоящее время на федеральном уровне власти заботы в сфере организации дорожного движения взял на себя Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транс-

порта Российской Федерации. Для управления на регионально-муниципальном уровне в Закон об общих принципах организации законода-тельных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации следует прописать обязанности субъектов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Отдельно следует выделить создание специального органа в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, непосредственно обеспечивающего реализацию государственной политики в области организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Таким специальным органом должен стать Центр управления и организации дорожного движения.

Для оперативного управления и проведения слаженной государственной политики по рассматриваемым сегодня вопросам необходимо разработать и принять документ, определявший на ближайшую перспективу необходимость реализации государственных стратегических мер по выводу деятельности в сфере ОДД и транспортного планирования на лидирующие позиции.

Таким документом может стать Концепция государственной стратегии в сфере организации дорожного движения и транспортного планирования городов. Концепция станет основой для разработки принятия программ по развитию дорожных сетей городов страны.

Цель государственной политики - повышение качества жизни населения путем обеспечения гарантированной надежности, безопасности, устойчивости, адаптивности, эффективности функционирования транспортных систем городов. В концепции должны быть рассмотрены три уровня воздействия: управленческие, законодательные, организационно-технические в отношении пяти объектов приложения концепции [1].

Библиографическая ссылка

1. Пугачев И. С. Организация дорожного движения в Российской Федерации // Развитие транспортных систем : тез. докл. Междунар. конгресса. 2013.

© Пояркова К. Е., 2014

УДК 351.81

К. Е. Пояркова Научный руководитель - Е. В. Щербенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Одной из этих проблем управления городом является совершенствование организации перевозочного процесса. Важность этой проблемы усиливается конкуренцией между федеральным, муниципальным и коммерческим общественным транспортом.

В условиях, когда 75 % населения России, в том числе Сибири и Дальнего Востока, проживает в городских районах и районах поселкового типа, а обес-

печенность личными автомобилями составляет около 27 автомобилей на 100 жителей (по сравнению с более 40 в Западной Европе), особо важное значение

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

приобретают услуги городского пассажирского транспорта. Следовательно, жизнедеятельность в городах РФ в большей, степени зависит от работы служб общественного транспорта, нежели в любой другой стране с сопоставимым уровнем национального дохода. При этом, в силу специфики российских условий, городским и пригородным транспортом перевозится около 64 % пассажиров от общего объема перевозок, осуществляемых всеми видами пассажирского транспорта вместе взятыми. По сравнению с этим, доля услуг общественного городского транспорта в той же Западной Европе, составляет примерно 20 %, а в США - 3 %. Если общественный транспорт работает плохо, это немедленно сказывается на функционировании российских городов, поселков, заводов, учреждений, школ, магазинов или семей [1].

Таким образом, в российских условиях среди многочисленных проблем, связанных с гармоничным развитием современных городов и поселков, одно из важнейших мест занимают проблемы функционирования городского общественного пассажирского транспорта. Не случайно во многих моделях, оценивающих уровень жизни, на первом месте часто стоит фактор транспортного обслуживания.

Недостаточная развитость рынка транспортных услуг, особенно в крупных городах, может привести к территориальной социальной несправедливости жителей периферийных и спальных микрорайонов, которая представляет собой явление недополучения людьми элементарных жизненно важных услуг, приводящее к существенному снижению качества жизни. К элементарным жизненно важным пассажирским транспортным услугам относятся: транспортная доступность места работы, возможность посещать больницы, школы, учреждения.

Реформирование пассажирского транспорта предполагает решение следующих основных задач:

- создание правовых, институциональных, организационных и финансово-экономических условий, способствующих стабилизации работы и роста потенциала пассажирского транспорта на основе сбалансированного использования механизмов государственного (муниципального) регулирования и рыночной самоорганизации;

- повышение качества транспортного обслуживания населения, создание условий для выравнивания уровня транспортной обеспеченности на основе использования системы социальных стандартов;

- формирование условий, при которых пассажир будет иметь возможность выбора услуг пассажирского транспорта в соответствии с уровнем его дохода и качеством предоставляемых услуг;

- снижение зависимости пассажирского транспорта от государственной и муниципальной финансовой поддержки;

- организация выполнения социальных обязательств (предоставление льгот по оплате проезда, специальные системы доставки пассажиров-инвалидов и др.) на условиях полного возмещения объективно-необходимых затрат перевозчика;

- стабилизация условий деятельности операторов пассажирского транспорта всех форм собственности на основе долгосрочных и равноправных гражданско-правовых договоров на осуществление транспортного обслуживания населения;

- создание условий для организаций устойчивого процесса воспроизводства основных фондов пассажирского транспорта на базе привлечения прямых государственных и частных инвестиций, а также использования механизмов стимулирующей государственной поддержки для реализации инвестиционных проектов, в том числе по использованию на пассажирском транспорте современного подвижного состава с улучшенными технико-эксплуатационными и экологическими показателями.

Системный подход к развитию транспортной системы предполагает, наряду с развитием материальной базы, совершенствование системы организации управления транспортом на основе методологического обоснования повышения эффективности оперативного управления движением городского наземного пассажирского транспорта. Проблема повышения эффективности функционирования неразрывно связана с совершенствованием методических вопросов оперативного управления, с разработкой мероприятий, обеспечивающих улучшение управления перевозочным процессом, с широким применением экономико-математических методов, средств вычислительной техники и информационных технологий в управлении движением общественного транспорта [2].

Библиографические ссылки

1. Шелехов С. Ю. Российская система транспорта к чему приведут преобразования // ЭКО. 2009. № 4. С. 28-39.

2. Холопов В. А. Пути оптимизации проблемы регулирования предметов ведения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9. С. 6-8.

© Пояркова К. Е., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.