Научная статья на тему 'Проблемы управления транспортной системой города'

Проблемы управления транспортной системой города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1281
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пояркова К. Е., Щербенко Е. В.

Среди проблем транспортных систем городов одной из ключевых в настоящий момент для России является нормативно-правовая база, ибо грамотная и полноценная правовая база это основа успеха транспортной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления транспортной системой города»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

- гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствует стабилизации макроэкономических процессов

- формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг, позволяющей создавать аналогичные рыночные отношения, стимулировать развитие более гибких и мобильных организационно-производственных структур

- ускоренное освоение инвестиций [2].

Социальная значимость малого и среднего бизнеса

проявляется в формировании широкого слоя малых собственников, которые самостоятельно обеспечивают собственное благосостояние и являются основой социально-экономических реформ, высокой мобильности. Сектор малого и среднего предпринимательства способен динамично реагировать на конъюнктуру рынка, создавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности. Малый и средний бизнес быстро отзывается на изменение бизнес климата и перемещается в наиболее благоприятные отрасли и территории. В регионах с неустойчивым бизнес климатом, административным вмешательством, неразвитой инфраструктурой - малый бизнес уходит от решения вопросов местного развития, а именно развитие бизнеса в поселках и малых городах.

Политическое влияние малого и среднего бизнеса также достаточно важно. В условиях устойчивого

социального, экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы, а также наибольшей активностью, чем крупный собственник при возникновении угрозы в отношении собственности, потому что наиболее часто их собственность является важнейшим способом выживания. С другой стороны настроения в среде мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

На современном этапе экономического развития в России и ее регионах и малых поселениях именно малый бизнес может стать мотором позитивных изменений по обеспечению замещения импортных товаров, услуг, выпуска инновационных продуктов, стать важным инструментом оптимизации структуры региональной экономики.

Библиографические ссылки

1. Конституция РФ. М. : Омега-Л, 2010. 164 с.

2. Большая публичная библиотека [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfu.ru/ekonomika_i_ekonomi-cheskaya_teoriya/organizaciya_malogo_biznesa.php (дата обращения: 29.03.2014).

© Ольховская Н. С., 2014

УДК 351.81

К. Е. Пояркова Научный руководитель - Е. В. Щербенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ ГОРОДА

Среди проблем транспортных систем городов одной из ключевых в настоящий момент для России является нормативно-правовая база, ибо грамотная и полноценная правовая база - это основа успеха транспортной политики.

Основные проблемы функционирования транспортных систем городов едины для всех. Их можно систематизировать и разделить на объективные и субъективные проблемы.

Объективные проблемы:

• рост уровня автомобилизации населения;

• увеличение интенсивности использования индивидуально транспорта;

• снижение эффективности городского пассажирского транспорта;

• увеличение потребности жителей города в перемещениях;

• диспропорция между уровнем автомобилизации и темпами дорожного строительства;

• градостроительно-планировочные проблемы развития городской территории.

Субъективные проблемы:

• несовершенство системы организации и управления развитием дорожно-транспортного комплекса;

• недостаточная законодательная база на местном и региональном уровне в области управления транспортной системой города, региона;

• недостаточная информационная составляющая при принятии управленческих решений;

• недостатки финансирования развития дорожных сетей и транспортной инфраструктуры;

• нерешенность имущественных вопросов и вопросов разграничения прав собственности и управления объектами транспортной инфраструктуры;

• негативное влияние человеческого фактора.

Системный подход к решению транспортных

проблем - это осуществление на государственном уровне сложной интегрированной политики на основе синтеза систем управления транспортом, градостроительства, землепользования и организации дорожного движения, реализуемой через соответствующие отраслевые и правовые базы. Только такой синтез управления становится необходимым услови-

Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»

ем ликвидации транспортного коллапса в крупных городах.

Пути эффективного решения проблем транспортных систем городов

• совершенствование отраслевой правовой базы и методов государственного управления автомобильным транспортом и системной организацией дорожного движения;

• рациональное комплексное транспортное и градостроительное планирование;

• оперативная организация дорожного строительства и максимальное сохранение существующей дорожной сети;

• внедрение современных систем управления движением городского транспорта, обеспечивающих равноправный доступ участников дорожного движения к имеющимся ресурсам магистральных автотранспортных сетей.

Камнем преткновения в решении современных проблем в транспортной отрасли в целом сегодня является несовершенство нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию транспортной политики крупных городов с учетом их специфических особенностей. Принимаемые законодательные акты грешат большим количеством недочетов и упущений, а также отсутствием четкого и всестороннего разграничения предметов в ведении между федеральным, региональным и местным уровнями управления.

• система показателей состояния транспортной системы города;

• планировочные показатели;

• показатели организации и безопасности движения;

• финансовые показатели;

• перевозочные показатели;

• подвижность населения;

• показатели соотношения общественного и частного транспорта;

• показатели воздействия транспорта на внешнюю среду.

В настоящее время на федеральном уровне власти заботы в сфере организации дорожного движения взял на себя Департамент государственной политики в области дорожного хозяйства Министерства транс-

порта Российской Федерации. Для управления на регионально-муниципальном уровне в Закон об общих принципах организации законода-тельных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации следует прописать обязанности субъектов по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Отдельно следует выделить создание специального органа в структуре органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, непосредственно обеспечивающего реализацию государственной политики в области организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Таким специальным органом должен стать Центр управления и организации дорожного движения.

Для оперативного управления и проведения слаженной государственной политики по рассматриваемым сегодня вопросам необходимо разработать и принять документ, определявший на ближайшую перспективу необходимость реализации государственных стратегических мер по выводу деятельности в сфере ОДД и транспортного планирования на лидирующие позиции.

Таким документом может стать Концепция государственной стратегии в сфере организации дорожного движения и транспортного планирования городов. Концепция станет основой для разработки принятия программ по развитию дорожных сетей городов страны.

Цель государственной политики - повышение качества жизни населения путем обеспечения гарантированной надежности, безопасности, устойчивости, адаптивности, эффективности функционирования транспортных систем городов. В концепции должны быть рассмотрены три уровня воздействия: управленческие, законодательные, организационно-технические в отношении пяти объектов приложения концепции [1].

Библиографическая ссылка

1. Пугачев И. С. Организация дорожного движения в Российской Федерации // Развитие транспортных систем : тез. докл. Междунар. конгресса. 2013.

© Пояркова К. Е., 2014

УДК 351.81

К. Е. Пояркова Научный руководитель - Е. В. Щербенко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

РАЗВИТИЕ ГОРОДСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ

Одной из этих проблем управления городом является совершенствование организации перевозочного процесса. Важность этой проблемы усиливается конкуренцией между федеральным, муниципальным и коммерческим общественным транспортом.

В условиях, когда 75 % населения России, в том числе Сибири и Дальнего Востока, проживает в городских районах и районах поселкового типа, а обес-

печенность личными автомобилями составляет около 27 автомобилей на 100 жителей (по сравнению с более 40 в Западной Европе), особо важное значение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.