Научная статья на тему 'Развитие гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов'

Развитие гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
118
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ИЕРАРХИЧЕСКИЕ УРОВНИ / ГЕНДЕРНЫЕ СИНХРОНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МЕЖУРОВНЕВЫЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гизитдинова Анжела Ахмяфовна

Статья предлагает результаты системного исследования гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов будущих работников агропромышленного комплекса (научная психологическая школа В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, А.И. Щебетенко).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов»

Гизитдинова А.А.

Развитие гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов

Пснолошш ннуки

РАЗВИТИЕ ГЕНДЕРНЫХ МЕЖУРОВНЕВЫХ СТРУКТУР ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

А.А. Гизитдинова

DEVELOPMENT OF GENDER INTERLEVEL STRUCTURES OF STUDENTS' INTEGRAL INDIVIDUALITY

Gizitdinova А.А.

The article presents the results of Investigating integral Individuality gender Interlevel structures of students, who are to work in the agricultural sector Scientific Psychological School of V.S. Merlin, V.V. Belousov, A.I. Shebetenko).

Статья предлагает результаты системного исследования гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов - будущих работников агропро-мы1шленного комплекса (научная психологическая школа В.С. Мерлина, В.В. Белоуса, А.И. Щебетенко).

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, иерархические уровни, гендерные синхронические функциональные межуровне-вые структуры .

УДК 159.923

За последние десятилетия в отечественной психологии все чаще стали осуществляться системные методологические, теоретические, эмпирические и экспериментальные исследования, посвященные изучению не отдельных составляющих индивидуальности человека, но индивидуальности человека как целостной системы. При этом в методологическом плане исследователи опираются на разные варианты системного подхода (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, Б.Ф. Ломов, В.М. Русалов, В.В. Белоус, А.И. Щебетенко и др.).

Тем не менее, несмотря на актуальность подобного рода работ, следует констатировать, что, в силу сложности предмета исследований, их еще явно недостаточно. Мало того, можно со всей определенностью утверждать, что современное состояние системных исследований индивидуальности человека является лишь началом их развертывания - как в отечественной, так и мировой психологии. Сказанное относится и к более частной проблеме - проблеме соотношения «внешних» и «внутренних» условий развития интегральной индивидуальности студентов - будущих профессионалов.

Отсюда и проблема предлагаемого исследования, которую можно сформулировать в виде вопроса: влияют ли особенности гендерных синхронических функциональных межуровневых структур свойств интегральной индивидуальности студентов - будущих работников агропромышленного комплекса (внутренние условия), находя-

щихся в специфических условиях первых лет профессиональной подготовки (внешние условия), на формирование их готовности к будущей профессиональной деятельности?

Цель исследования: выяснить особенности развития гендерных синхронических межуровневых функциональных структур интегральной индивидуальности студентов агрохимического факультета - будущих работников агропромышленного комплекса в условиях их профессиональной подготовки на первом и втором курсах обучения в сельскохозяйственном вузе.

Теоретической основой явились теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина (1986) и функционально-генетический подход к системному исследованию межуровневых структур интегральной индивидуальности А.И. Щебетенко (2001; 2007). Объект исследования: межу-ровневые структуры интегральной индивидуальности студентов - будущих работников агропромышленного комплекса.

Предмет исследования: гендерные синхронические функциональные межуров-невые структуры интегральной индивидуальности (понятые по А.И. Щебетенко, 2007) студентов первых двух курсов - будущих работников агропромышленного комплекса. Задача исследования: на женской и мужской выборках, установить особенности развития синхронических функциональных межуровневых структур их интегральной индивидуальности.

Гипотезы исследования

1. Успешность учебно-профессиональной деятельности студентов агрохимического факультета в первые два года обучения в вузе существенно и специфичным образом обусловлена гендер-ными синхроническими функциональными межуровневыми структурами их интегральной индивидуальности. Иначе: «мужские» синхронические функциональные межуровневые структуры и такие же «женские» межуровневые структуры интегральной индивидуальности студентов должны иметь существенные различия по своему составу. Эти различия являются

существенным условием формирования их готовности к будущей профессиональной деятельности в агропромышленном комплексе (внутренние условия Деятельности человека).

2. Однако, принимая во внимание более «мягкие» требования, предъявляемые в современном образовательном поле высшей школы (внешние условия деятельности человека) к студентам агропромышленного комплекса (по сравнению с более «жесткими» профессиями - летчики, учителя и др.), логично предположить, что, относительно независимо от пола, больший вклад в успешность учебы студентов будут вносить не нижележащие уровни их интегральной индивидуальности - свойства нейродинамики и психодинамики (задатки, генотип), а свойства личности (фенотип).

Организация и методики исследования

Исследование проводилось в феврале-марте 2005 года (фоновый диагностический срез; 2-й семестр обучения) и феврале-марте 2006 года (итоговый диагностический срез; 4-й семестр обучения). Испытуемые -студенты агрохимического факультета Пермской государственной сельскохозяйственной академии имени академика Д.Н. Прянишникова в количестве 100 человек. Возраст: от 17 до 20 лет в начале исследования и от 18 до 21 при его завершении. Из них: юношей - 50, девушек - 50.

Диагностика разноуровневых свойств интегральной индивидуальности осуществлялась с помощью следующих, концептуально валидных целям и задачам исследования, методик: опросник структуры нейродинамического уровня интегральной индивидуальности А.И. Щебетенко (2007; 6 показателей); опросник структуры психодинамического уровня интегральной индивидуальности А.И. Щебетенко (2007; 15 показателей); тест П. Торренса (Методики диагностики художественно-графических способностей, 2004; 1 показатель); самоактуализационный тест А. Мас-лоу (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Ду-бовская, 1987; 13 показателей); методика семантического дифференциала (А.М. Эт-

ы

ШГизитдинова А.А

Развитие гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов

кинд, 1979; 3 показателя); опросник Левинсона «Ассертивен ли я?» (В. Каппони, Т. Новак, 1994; 1 показатель).

Показателями успешности учебно-профессиональной деятельности студентов служили среднеарифметические оценки (с точностью до сотой), полученные испытуемым на семестровых экзаменах: отдельно - по профессионально-ориентированным и отдельно - по общеобразовательным дисциплинам).

Результаты и их обсуждение

Исходные данные подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с использованием программы «8ТАТ18Т1СА 6.0». Использованы следующие процедуры факторного анализа: метод главных компонент с применением «вари-макс вращения»; отбор значимости выделенных факторов - второй критерий фильтра по Н.Г. Левандовскому (1980). Факторы извлекались до первого незначимого фактора.

Оказалось, что в фоновом диагностическом срезе показатели успешности учебы (как в мужской, так и женской выборках) вошли со значимыми факторными весами лишь в один и тот же значимый фактор (без показателей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности студентов и студенток). Он может быть истолкован как фактор «успешности учебно-профессиональной деятельности, не испытывающий влияния индивидуальности студентов». Тем самым, первый установленный нами факт заключается в том, что успешность учебы (2-й семестр обучения) как у юношей, так и у девушек не зависит ни от свойств нейродинамического, ни от свойств психодинамического, ни от свойств личностного уровней их интегральной индивидуальности.

В итоговом же диагностическом срезе (4-й семестр обучения) обнаружено, что у юношей показатели успешности учебы образовали один и тот же значимый фактор, куда одновременно вошел со значимым факторным весом и показатель одного из

свойств уровня свойств личности -отношение к учебе (по методике «Семантический дифференциал» - «время»). Данный фактор можно обозначить как фактор «успешности учебно-профессиональной деятельности, обусловленный личностным уровнем интегральной индивидуальности». При этом о мощности адаптивной функции подсистемы свидетельствовали факторные веса и количество показателей свойств того или иного иерархического уровня, вошедших в один и тот же значимый фактор с показателем успешности учебно-

профессиональной деятельности. Легко видеть, что второй полученный нами факт свидетельствует о том, что успешность учебно-профессиональной деятельности юношей в 4-м семестре их обучения в вузе в большей степени зависит от их фенотипа (отношение к учебе, т.е. свойств личностного уровня их интегральной индивидуальности).

В женской же выборке показатели успешности учебно-профессиональной

деятельности в 4-м семестре обучения также образовали один и тот же значимый фактор, но уже с другим показателем уровня свойств личности - показателем ассертивности. Данный фактор можно обозначить как «успешность учебно-профессиональной деятельности, обусловленной свойствами личностного уровня», но уже - иными свойствами личности, сравнительно с мужской выборкой. Следовательно, несмотря на то, что успешность учебно-профессиональной деятельности и юношей и девушек в 4-м семестре обучения (итоговый диагностический срез) находится под доминирующим влиянием свойств личностного уровня интегральной индивидуальности, сравнительно со свойствами других ее иерархических уровней, тем не менее, гендерные такие межуровневые структуры интегральной индивидуальности студентов имеют существенные различия.

Как можно объяснить полученные результаты?

Анализ литературных данных показывает, что их объяснение может крыться в специфике требований учебно-профессиональной деятельности к активной адаптации межуровневых синхронических функциональных структур интегральной индивидуальности студентов, находящихся в специфических условиях обучения и образования (в зависимости от профилей разных вузов и факультетов).

Первый, полученный в этом направлении факт, был зафиксирован на выборке из студентов биологического факультета Пермского пединститута (А.И. Щебетенко, 2001). Он заключается в обнаружении того обстоятельства, что в каждом из всех семи семестров обучения показатели успешности сдачи семестровых экзаменов будущих учителей-биологов в большей степени зависят от свойств нижележащего уровня интегральной индивидуальности, чем от показателей свойств вышележащего уровня -психодинамики. Тем самым, было установлено, что отдельные подсистемы интегральной индивидуальности студентов именно этого (биологического) факультета вносят не просто неодинаковый вклад в успешность их профессионального становления. Выяснилось, что величина такого вклада прямолинейным образом обусловлена их иерархическим положением. А именно: чем ниже иерархический уровень свойств интегральной индивидуальности, тем больше его удельный вес в приспособлении студента-биолога к требованиям учебно-профессиональной деятельности; и наоборот, чем выше иерархический уровень индивидуальных свойств, тем меньше его влияние на эффективность данной деятельности. Обозначенная закономерность была обозначена автором как «иерархическое смещение (изменение) мощности адаптивных функций отдельных подсистем в синхронических функциональных межуровневых структурах большой системы интегральной индивидуальности».

Далее, в исследовании А.К. Серкова (1992; лаборатория А.И. Щебетенко),

выполненном на выборке из студентов 1-2-х курсов уже филологического факультета Пермского педагогического института, изучающих немецкий язык, было установлено, что успешность овладения немецким языком также находится под доминирующим влиянием свойств именно нижележащего уровня их интегральной индивидуальности (свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности сравнительно со свойствами уровня личности).

Наконец, аналогичные факты были получены в разные годы и в исследованиях, выполненных в лаборатории В.В. Белоуса (Пятигорский государственный лингвистический университет): А.Т. Найманов (1991), Ф.М. Шидакова (1991), Л.В. Мищенко (1993). Скажем, в работе А.Т. Найманова (1991), выполненной на выборке из студентов 1-го курса Пятигорского института иностранных языков, выявлено, что результат совместной познавательной деятельности в ситуации сопротивления неудачам существенно в большей степени зависит от психодинамического уровня интегральной индивидуальности, по сравнению с вышележащим уровнем свойств личности.

Таким образом, как видно, полученные данные в нашем исследовании, несколько противоречат уже имеющимся литературным данным. Однако это противоречие можно корректно объяснить различиями в степени «жесткости» требований к межуровневым структурам интегральной индивидуальности студентов (к внутренним условиям деятельности человека), находящихся в специфических условиях профессиональной подготовки в разных вузах и на разных факультетах, нацеленных на разные требования будущей профессиональной деятельности (влияние внешних условий деятельности человека). А если это так, то все сказанное приводит к выводу о том, что мы обнаружили новую системную закономерность в развитии межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов. А именно: иерархическое смещение (изменение)

ы

ШГизитдинова А.А

Развитие гендерных межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов

мощности адаптивных функций отдельных подсистем в синхронических функциональных межуровневых структурах большой системы интегральной индивидуальности «снизу вверх». То есть, чем выше иерархический уровень, тем больше влияют индивидуальные свойства на успешность учебы студентов.

Выводы

1. Установлено, что показатели успешности учебно-профессиональной деятельности и юношей и девушек агрохимического факультета во 2-м семестре обучения не имеют статистически значимых связей с показателями свойств разных иерархических уровней их интегральной индивидуальности. Одновременно выявлено, что в 4-м семестре обучения такие, различающиеся по гендерному основанию, статистические связи, обнаружены. Это подтверждает первую нашу гипотезу о том, что гендерные функциональные межуровневые структура интегральной индивидуальности являются существенным фактором становления будущих профессионалов - работников агропромышленного комплекса (внутренние условия деятельности человека).

2. Показано, что иерархическое смещение (изменение) мощности адаптивных функций отдельных подсистем в синхронических функциональных межуровневых структурах большой системы интегральной индивидуальности студентов возможно не только «сверху вниз» (как по: А.И. Щебетенко, 1984; 2007), но и «снизу вверх» (наше исследование). Это подтверждает нашу вторую гипотезу о том, что более «мягкие» требования, предъявляемые в современном образовательном поле высшей школы к студентам, овладевающих профессиями с пониженными требованиями к ме-журовневым структурам их интегральной индивидуальности (куда относятся и наши испытуемые - студенты агрохимического факультета сельскохозяйственного вуза), являются существенным фактором становления будущих профессионалов - работников агропромышленного комплекса (внеш-

ние условия деятельности человека). То есть, относительно независимо от пола, больший вклад в успешность учебы студентов будут вносить свойства личности (фенотип).

ЛИТЕРАТУРА

1. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Московский ун-т, 1987. - 120 с.

2. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. -СПб., 1994. - С. 161-163.

3. Левандовский Н.Г. О корректности применения факторного анализа и о критериях факторизации // Вопросы психологии. -1980. - № 5. - С. 138-142.

4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 254 с.

5. Методики диагностики художественно-графических способностей: Методическое пособие / Сост. Т.М. Хрусталева, Т.М. Харламова; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь, 2004. - 38 с.

6. Мищенко Л.В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Ростов-на-Дону, 1993. - 20 с.

7. Найманов А. Т. Экспериментальное исследование проблемы распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. -Ростов-на-Дону, 1991. - 20 с.

8. Серков А.К. Зависимость индивидуального стиля и успешности усвоения иностранного языка студентами неязыкового вуза от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности: Дис. ...канд. психол. наук. - Пятигорск, 1992. -199 с.

9. Шидакова Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 1991. -16 с.

10. Щебетенко А.И. Развитие межуровневых структур интегральной индивидуальности студентов: Дис. ... д-ра психол. наук. - Пятигорск, 2001. - 371 с. (На правахрукоп.).

11. Щебетенко А. И. Опросники структуры ней-родинамического и психодинамического уровней интегральной индивидуальности человека: Учеб. пособие для студентов фа-

культетов психологии / Изд-во Прикамского социального ин-та; отв. ред. проф. Н.Н. Захаров. - Пермь, 2003. - 84 с.

12. Щебетенко А.И. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. - М.: Смысл, 2007. - 240 с.

13. Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. - 1979. - №1. - С. 17-27.

Об авторе

Гизитдинова Анжела Ахмяфовна, Пермский государственный институт искусства и культуры, аспирантка кафедры психологии и педагогики (специальность 19.00.01 - общая психология, история психологии; очная форма обучения; 3-й курс).

shebetenko@mail.perm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.