Научная статья на тему 'Развитие газозаправочного комплекса'

Развитие газозаправочного комплекса Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
147
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие газозаправочного комплекса»

Прохоров В. Ю.

РАЗВИТИЕ ГАЗОЗАПРАВОЧНОГО КОМПЛЕКСА

Одним из путей решения проблемы оздоровления воздушного бассейна больших городов и высвобождения жидких моторных топлив при непрерывном росте автомобильного парка является использование в качестве моторного топлива сжиженных и сжатых углеводородных газов.

На сегодняшний день только в Москве насчитывается около 2,5 млн. автомобилей, потребляющих в год более 4 млн. т бензина и дизельного топлива, что пагубно сказывается на экологической ситуации в городе. Реальный вклад в решение экологических проблем Москвы и других российских городов может внести увеличение доли автотранспорта, работающего на сжиженном углеводородном газе.

Перевод автомобильного транспорта на газовое топливо позволяет снизить выбросы в атмосферу вредных веществ, содержащихся в отработавших газах, на 75 - 95 % по окиси углерода и

углеводородам и на 30 - 60 % по окиси азота по сравнению с однотипными бензиновыми автомобилями. В условиях резкого сокращения уровня добычи нефти высвобождение жидкого моторного топлива до 10 т на один грузовой автомобиль или автобус в год является весьма важной задачей.

Преимущества газового моторного топлива правильно оценили в Западной Европе, где парк газифицированных автомобилей исчисляется сотнями тысяч и миллионами (как во Франции, Италии) автомобилей. К 2 02 0 г. страны ЕЭС планируют перевести на газ более 10% автомобилей. Газовые автомобили серийно выпускают в фирмах «БМВ» и «ФИАТ». Во всех странах европейского сообщества владельцам автомобилей, работающих на газе, предоставлены налоговые льготы. Кроме того, многие топливные компании субсидируют покупателей газоавтомобилей, выплачивая за них часть стоимости автомобилей или бесплатно предоставляя им до 4000 кг газа.

Развитие перевода автомобилей на газомоторное топливо (ГМТ) начался в 1981 г. с разработки и строительства АГНКС-500 по проекту ЮжНИИгипрогаза.

Почти сразу стало ясно, что кроме крупных станций нужны поменьше. Первенцем была АГНКС БК-250, спроектированная и изготовленная в 1984 г. ПО «Туламашгаззавод» Мингазпрома. Затем к этой работе было подключено Сумское НПО им. Фрунзе и уже в 1986 г. первая блочно-контейнерная АГНКС-250 была изготовлена.

Первый типоразмерный ряд АГНКС был предложен более 15 лет назад: 500,250,125,75 заправок в

сутки, причем только грузовых автомобилей.

Отечественный и зарубежный опыт показали целесообразность его расширения в сторону «малых» производительностей. В пределе от индивидуальных АГНКУ на один автомобиль, далее на 10, 20, 40-50

заправок.

Затяжной хозяйственный спад в 90-е годы в стране отразился и на проблеме газового моторного топлива. Все с большей очевидностью стала ощущаться необходимость в АГНКС небольшой производительности. Поэтому уже в начале 90-х гг. было начато проектирование АГНКС-75 на базе судового компрессора АО «Компрессор» в Санкт-Петербурге и АГНКС-125 («Кировский завод») с новым компрессором разработки ЗАО «Компрессоры без смазки» и ЛенНИИхиммаш. Эти станции не вышли из стадии опытно-промышленных образцов, хотя полностью отвечали сложившемуся стереотипу в техническом исполнении и отечественной практике эксплуатации.

Новая экономическая ситуация в России вызвала повышенный интерес к автомобильным газозаправочным станциям (АГЗС). Этому способствовало также наличие довольно широкой сети ГНС, обеспечивающих потребность в СУГ автогазозаправочных станций, размещаемых как внутри селитебной и промышленной застройки городов и поселков, так и за их пределами. В связи с этим, с 1995 г. резко увеличилось количество строящихся АГЗС, только в г. Саратове и Саратовской области в настоящее время их число составляет более 5 0.

Однако широкому внедрению АГЗС препятствуют нормативные документы, разработанные разными ведомствами, требования которых противоречат друг другу, содержат необоснованно завышенные нормы, приводящие к неоправданному удорожанию строительства, в них также отсутствует регламентация ряда необходимых положений.

Сегодня нет единой действующей документации на проектирование АГЗС и других объектов авто-газозаправочного комплекса, на их строительство и эксплуатацию. В настоящее время вариантов решений по проектированию столько, сколько есть проектных организаций в стране. Каждая организация применяет в проекте только те нормы, которые безболезненно можно согласовать в знакомых ей инстанциях. Каждая построенная АГЗС, как правило, имеет серьезные нарушения требований действующих нормативных документов. Особенно это касается требований НПБ Ш-98*, цена выполнения которых очень высока для заказчика.

Регламентация размещения АГЗС предусмотрена в настоящее время СНиП 2.04.08-87*, НПБ 111-98*, СанПиН 2.2.1/2.1.1.984-00, НПБ 105-95, НПБ 107-97, ГОСТ 12.1.004-91, ГОСТ 12.3.047-98, ПУЭ, СП 11-107-98, РД 08-120-96, СНиП 11-89-80.

Сложность пользования данными нормативными документами при проектировании АГЗС заключается в следующем. В перечисленных документах отсутствует единый подход к устанавливаемым требованиям: в

одних - указывается конкретная величина расстояний от объектов АГЗС до зданий и сооружений, не относящихся к ним, на основании других норм - эти расстояния следует определять расчетом; по одним документам - эти расстояния нормируются, исходя из общей и единичной вместимости резервуаров, по другим - независимо от этой вместимости и т.д. Например: п. 8.122, 8.127 (табл. 15,19, 20,) СНиП

2.04.08-87* регламентируются расстояния от АГЗС до зданий, не относящихся к АГЗС, между зданиями,

сооружениями АГЗС, а п. 8.51 и 8.53 СНиП между резервуарами СУГ.

В то же время в НПБ 111-98* эти расстояния резко отличаются от приведенных в СНиП в сторону как увеличения, так и уменьшения. Так:

- по п. 8.53 СНиП расстояния между подземными резервуарами СУГ должны быть не менее половины диаметра резервуара и не менее 1 м, по НПБ - не нормируются (табл. п. 6.2. и п. 33 разд. 5 прил. 6);

- по п. 8. 51 СНиП расстояния между надземными одностенными резервуарами СУГ - не менее

диаметра наибольшего резервуара - не менее 2 метров, по НПБ - не менее 20 м (п. 33 разд. 5

прил. 6);

- по табл. 15 СНиП расстояния от подземных резервуаров СУГ до операторной - не менее 20 м, по НПБ - не менее 9 м (табл. п. 6.2) ;

- по табл. 19 СНиП расстояния от резервуаров СУГ, в зависимости от общей и единичной

вместимости резервуаров, должны быть не менее 80-150 м (надземные резервуары), 40-75 м

(подземные), по табл. п. 6.4 разд. 5 прил. 6 НПБ для одностенных резервуаров при значительно меньшей вместимостью соответственно 100-300 и 80-100 м;

- в СанПиНе 2.2.1/2.1.1.984-00 установлена санитарно-защитная зона 100 м для АГЗС без дифференциации по виду топлива, вместимости резервуаров, и способа их установки (подземной, надземной), при этом органы Санэпиднадзора часто дополнительно требуют определения расчетом санитарной зоны при аварийной ситуации, в этом случае они значительно превышают нормы, установленные СНиП и НПБ;

Кроме этих разночтений, эти документы имеют еще ряд недостатков. Так СНиП 2.04.08-87* не предусмотрено:

- размещение на территории АГЗС предприятий сервисного обслуживания (п. 8.122), например, магазина, цеха по установке газобаллонного оборудования на автомобили, наличие которых, учитывая реалии сегодняшнего дня, резко повышают привлекательность АГЗС и не влияют на безопасность;

- использование моноблочных АГЗС, получивших широкое распространение в последние годы, и показавших надежную и безопасную работу, учитывая, что они как и передвижные автоцистерны являются изделиями полного заводского изготовления, но по сравнению с ними являются более безопасными, так как передвижные автоцистерны передвигаются в городской застройке по улицам с интенсивным движением транспорта, а моноблочные являются стационарными и размещаются на огражденной и охраняемой территории АГЗС.

Кроме перечисленного, большим тормозом служит и практическое отсутствие ряда требований к проектированию АГЗС. В действующем в настоящее время СНиП 2.04.08-87*, который разрабатывался в период, когда эти объекты в силу своей невостребованности практически не проектировались и не строились, и естественно, в нем не учитывались реалии сегодняшнего дня, когда строительством АГЗС занялись мелкие предприниматели, которые заинтересованы в строительстве небольших АГЗС с объемом базы хранения не более 10-20 м3, в то время как требование табл. 19 СНиП регламентирует расстояния до зданий от резервуаров с общей вместимостью от 50 м3 и выше.

Все эти противоречия между нормативными документами разных ведомств, отсутствие регламентации некоторых позиций ставят в сложное положение и проектировщиков, и экспертов, и надзорные органы.

Требования к эксплуатации в настоящее время приобретают большое значение в связи с тем, что АГЗС в большинстве своем находятся в частном владении, и безопасность к их эксплуатации может оказаться недостаточной. На них работает персонал, не имеющий достаточного опыта работы, недостаточно обученный, и не имеющий достаточно квалифицированного инженерного персонала, а также персонала аварийных служб.

До настоящего времени требования к эксплуатации АГЗС были отражены в «Правилах безопасности при эксплуатации газового хозяйства автомобильных заправочных станций сжиженного газа», «Правилах технической эксплуатации и требованиях безопасности труда в газовом хозяйстве Российской Федерации», «Сборнике руководящих материалов для работников газового хозяйства РСФСР», выпущенных в 80-х годах и т. д.

Наличие такого большого количества нормативной документации по эксплуатации АГЗС, выпущенной в различные годы имеющей определенные разночтения, усложняют пользование ими и приводят к снижению безопасности. Кроме того, во всех вышеперечисленных документах отсутствует четкая последовательность проведения операций и комплекс мероприятий, выполняемых при эксплуатации, а многие документы к настоящему времени просто устарели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.