Научная статья на тему 'Развитие этнического самосознания как профилактика противоправного поведения'

Развитие этнического самосознания как профилактика противоправного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
226
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
этническое самосознание / противоправное поведение подростков / ethnic self-awareness / unlawful conduct of minors

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Ксения Александровна

В данной статье раскрывается сущность феномена этнического самосознания, даются его авторское определение и структура, предлагается авторское видение решения проблемы дискриминации по этническому признаку в подростковом возрасте. Статья может быть интересна психологам, социальным педагогам, сотрудникам правоохранительных органов и другим специалистам, по роду своей деятельности взаимодействующим с подростками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the essence of the ethnic self-awareness phenomenon, gives the author"s definition and the structure, provides the author"s view on solving the problem of ethnic discrimination in adolescence. The article may be of interest to psychologists, counselors, law enforcement officials, and other specialists who interact with teenagers ex professo.

Текст научной работы на тему «Развитие этнического самосознания как профилактика противоправного поведения»

Первый фактор образован составляющими, обусловливающими успешность саморегуляции: факторообразующее значение имеет стремление к результату (0,96); эгоцентрическая мотивация (0,91); контроль (0,91); сила воли (0,90). Таким образом, результативный стиль регуляторной деятельности сотрудников обусловлен выраженностью побудительных составляющих, регуляторных качеств и процессуальных свойств. Высокая самооценка сотрудника, осознание им личной значимости саморегуляции, дополняющиеся ответственностью, целеустремленностью и силой воли, приводят к достижению результата.

Агармонические составляющие саморегуляции, объединенные во втором факторе, дают возможность описания структуры неуспешного, низкорезультативного стиля регуляции для возрастной группы от 30 до 40 лет. Максимальный факторный вес имеет астеническая эмоциональность (0,89), бесконтрольность (0,84), отсутствие целеустремленности (0,82) и экстернальность (0,82), обусловливающие неудачи в саморегуляции. Вероятно, низкая эмоциональная устойчивость, нежелание контролировать процесс регуляции, желание переждать сложную ситуацию, перекладывание ответственности за нее на других лиц или обстоятельства закономерно приводят к неудачам.

Таким образом, успешный стиль саморегуляции личности сотрудника милиции в возрасте от 30 до 40 лет опирается на разноуровневые составляющие, важнейшими из которых являются побудительные мотивы собственных интересов, потребностей, устремлений и проявляемые в совокупности с ними ответственность, целеустремленность, сила воли, в деятельности проявляющиеся в форме контроля за ее процессом и результатами.

Неуспешный стиль, приводящий к неудачам, определяется эмоциональной неустойчивостью, сопутствующим нежеланием контролировать начатое дело и последствия, отсутствие целеустремленности, что закономерно отражается на качестве получаемого результата.

Профилактическими мерами в данном случае могут выступать индивидуальные и групповые занятия, имеющие целью придание регуляторной деятельности личностного смысла, а также развитию навыков эмоциональной регуляции, саморегуляции психических состояний.

Особенности структуры саморегуляции сотрудников милиции старшей возрастной группы (старше 40 лет) рассматриваются нами так же, как и у более молодых милиционеров - в виде двухфакторной модели.

Первый фактор, способствующий достижению результата, содержит в себе компоненты побуждающих характеристик и регуляторных качеств. Успешный стиль саморегуляции определяется для этой группы сотрудников выраженностью силы воли (0,84), самооценки (0,82) и высоким уровнем притязания (0,81). Эти составляющие реализуются в ходе процесса саморегуляции на всех ее этапах (прогнозирования (0,74), принятия решения (0,75), контроля (0,75) и обусловливают стремление к результату (0,80).

Агармонические составляющие, насыщающие второй фактор, образуют профиль свойств, обусловливающих низкую результативность регуляторной деятельности сотрудников этой возрастной группы. Максимальную роль играют безответственность (0,85), спонтанность (0,84), склонность к интроверсии (0,82) и низкая самооценка (0,81).

Успех в саморегуляции сотрудников милиции старшей возрастной группы обусловлен в значительной степени

проявлением высокого уровня притязаний, стремлением к получению лучших результатов а также выфаженности волевык качеств - упорства, терпения, настойчивости при сформированном блоке процессуальный умений и навыков прогнозирования, принятия решения и контроля.

Неудачи в саморегуляции имеют, очевидно, противоположную, полярную детерминацию - низкий уровень самоуважения, отсутствие стремления к совершенствованию собственной личности, деятельности, отношений, подкрепляемые безответственностью и низким уровнем целеустремленности при отсутствии анализа целей, задач и ситуации регуляторной деятельности.

Повышение результативности саморегуляции личности для сотрудников в возрасте старше 40 лет в данном случае видится через профилактику составляющих Я-образа - самооценки и уровня притязаний. Уменьшая уровень внутренних противоречий, конфликтности, необходимо обеспечить создание ситуации построения смысла исходя из реальных потребностей и желаний личности. Необходима профилактика проявлений ответственности личности перед собственными действиями и их результатами, что позволит актуализировать и процессуальные составляющие саморегуляции.

В качестве вывода отметим, что эмпирическое исследование трех возрастных групп сотрудников показало неоднородность и противоречивость структуры саморегуляции личности, ее вероятную возрастную динамику. Проведенный анализ позволяет выявить преобладающие компоненты структуры успешной и неуспешной саморегуляции для различных возрастов сотрудников милиции. Описание регуляторных структур дает возможность учитывать возрастные особенности при организации психопрофилактических мероприятий среди сотрудников. Перспективным направлением дальнейших исследований может стать проблематика индивидуально-психологических особенностей саморегуляции личности в связи с деструктивным поведением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Злоказов К. В. Саморегуляция личности сотрудника органов внутренних дел: монография. - Екатеринбург, 2008.

2. Крупнов А. И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. - М., 1994.

3. Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегуляции личности // Вопросы психологии. - 1991. - № 1.

4. Прядеин В. П. Ответственность как системное качество личности. - Екатеринбург, 2001.

5. Fabrigar L. R., Wegener D. T., MacCallum R. C. & Strahan E. J. Evaluating the use of exploratory factor analysis in psychological research // Psychological Methods. - 1999. - № 4.

РАЗБИТИЕ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ КАК ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИБОПРАБНОГО ПОБЕДЕНИЯ

К. А. Петрова

В данной статье раскрывается сущность феномена этнического самосознания, даются его авторское определение и структура, предлагается авторское видение решения проблемы дискриминации по этническому признаку в подростковом возрасте. Статья может быть интересна

психологам, социальным педагогам, сотрудникам правоохранительных органов и другим специалистам, по роду своей деятельности взаимодействующим с подростками.

Ключевые слова: этническое самосознание, противоправное поведение подростков.

В современном обществе вызывает тревогу и профессиональный интерес психологов, педагогов, юристов, сотрудников правоохранительных органов проблема насилия и дискриминации на почве межэтнических различий. Особое внимание в контексте этой проблемы обращает на себя подростковый возраст как уникальный период онтогенетического развития человека. Во-первых, данный возраст является главным этапом развития этнического самосознания личности - основного фактора формирования толерантного отношения к представителям других национальных культур. Именно в этом возрасте складывается система осознанных представлений об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своей этнической группы, ее отличительных особенностях в сравнении с иноэтническим окружением. Во-вторых, подростковый возраст представляет собой такой период развития человека, в котором главное преобразующее воздействие на личность оказывает референтная группа. Под референтной группой в психологии понимается группа сверстников, психологически объединяясь с которой, подросток усваивает стиль поведения, ценности и нормы данной группы, стремится во всем подражать ее членам. В этом возрасте широко распространенными являются неформальные молодежные объединения (в частности, скинхеды), транслирующие своим членам субкультуру агрессивного, пренебрежительного отношения к другим людям, основанного на их национальной принадлежности.

В рамках данной статьи мы рассмотрим сущность этнического самосознания как социально-психологического феномена, его роль в формировании толерантного отношения подростков к представителям других этносов и, как следствие, в процессе предотвращения противоправного поведения в этом возрасте.

Феномен этнического самосознания, формы его проявления и закономерности развития исследовались в отечественной психологии в работах Э. Г. Александ-ренкова, А. А. Ивановой, Н. М. Лебедевой, А. А. Налчад-жяна, К. А. Налчаджяна, Г. У Солдатовой, Ж. В. Топорковой, И. 3. Хабибуллиной, В. Ю. Хотинец, А. А. Шоге-нова и др. Опираясь на теоретические представления этих авторов, под этническим самосознанием мы понимаем сложную, развивающуюся систему, складывающуюся в процессе опосредованного усвоения относительно устойчивых и истинных представлений, оценок и переживаний о чертах своей и иных этнических групп, в итоге формирования которой человек осознает и ведет себя как представитель этнической общности.

Развитие этнического самосознания эффективно в том случае, если он будет всесторонним, т. е. направленным на все структурные компоненты изучаемого феномена (рис.). С позиций разделяемого нами системного подхода, для понимания структурно-содержательной стороны этнического самосознания необходимо рассматривать его как реализующееся в двух системах «этническое самосознание - личность» и «этническое самосознание -

социальная среда», поэтому в каждом компоненте этнического самосознания мы, вслед за Ю. П. Платоновым, выделяем две составляющие: присоединяющую (способствующую внутренней интеграции представлений человека о себе как о члене этнической общности) и дифференцирующую (выявляющую его отличительные черты в сравнении с представителями других этносов) (4).

а б

Рис. Структура этнического самосознания личности: а - присоединяющая составляющая этнического самосознания; б - дифференцирующая составляющая этнического самосознания

Представляемая нами структура этнического самосознания содержит:

- когнитивный компонент этнического самосознания. Его присоединяющая часть включает элементы, отвечающие за внутреннюю интеграцию группы: этноним/ самоназвание; объективные знания о своей этнической общности (язык, религия, историческое прошлое и др.); субъективные представления об этносе или автостереотипы - представления о действительных или воображаемых чертах своей этнической общности; осознание своей этнической принадлежности. Вторая часть - дифференцирующая - объединяет элементы, формирующие образы других этнических групп, на основе которых складывается представление человека о своей этнической общности и о себе как ее представителе. К этой части относятся объективные знания о других этносах и субъективные представления о них - гетеростереотипы;

- эмоционально-оценочныш компонент. Содержанием этой части структуры является эмоциональное отношение и оценка (позитивная или негативная) «своей» и «чужой» этнических групп. К первой части ценностного компонента - присоединяющей, на наш взгляд, относится оценка свойств и качеств «своей» этнической общности и самооценка личностью себя как этнофора, а также эмоциональное отношение к членству в этнической общности, которое предполагает целый спектр эмоциональных состояний от чувства стыда до гордости за свой народ. Вторая часть - дифференцирующая -предполагает наличие в своем составе оценки представлений этнофора о других этнических группах и отношение к их нормам, традициям и представлениям. Так как самоотношение во многом формируется моделью, заложенной в культуре, то содержание дифференцирующей составляющей включает переживание этнофором отношения к нему других и чувства по отношению к представителям иных этнических общностей (2);

- поведенческий компонент этнического самосознания предполагает готовность к действию и поведение

Обозначения:

К - когнитивный компонент А - аффективный компонент П - поведенческий компонент

в отношении представителей своей и других этнических групп, что является содержанием присоединяющей и дифференцирующей составляющих этнического самосознания соответственно. На наш взгляд, поведенческий компонент является неотъемлемым в структуре этнического самосознания, которое всегда проявляет себя в стереотипах поведения представителя этнической общности. Аргументированность включения этого компонента в структуру подтверждается основным положением разделяемого нами деятельностного подхода, согласно которому самосознание субъекта всегда проявляется в его поведении (3; 5).

В понимании этнического самосознания нам близка позиция Г. У Солдатовой, которая когнитивно-мотивационным ядром, концентрированной формой этнического самосознания называет этническую идентичность. По мнению Г. У Солдатовой, этническое самосознание имеет несколько типов, которые можно выделить в зависимости от трансформации его ядра - этнической идентичности (6). Так, гармонически формой этнического самосознания по типу нормы является позитивная этническая идентичность, представляющая собой баланс между предпочтением норм, ценностей, уклада жизни своего этноса и толерантным отношением к представителям других этнических групп, уважением их права на национальную уникальность. Современные этнопсихологи (Г. У. Солдатова, Т. Г. Стефаненко, В. Ю. Хотинец) признают позитивную этническую идентичность той единственной формой этнического самосознания, которая способствует и сохранению своей национальной культуры, и гармонизации межэтнических отношений. Остальные трансформации этнического самосознания ведут либо к утрате представлений о своем этносе, потери ценности этничности - этнической гипоидентичности, этнической индифферентности; либо к признанию своего превосходства над представителями других национальных культур по критерию этногруппо-вой принадлежности - этнической гиперидентичности, проявляющейся в многообразии дискриминационных по отношению к представителям других этносов форм поведения: от выражения пренебрежения на вербальном уровне до готовности идти на любые действия ради интересов своего народа. Следовательно, психолого-пе-дагогические усилия в развитии этнического самосознания подростков должны быть направлены на формирование позитивной этнической идентичности как формы этнического самосознания, интегрирующей в себе предпочтение своей этнической культуры и толерантное отношение к другим этносам.

По нашему мнению, общая задача психологов, социальных педагогов, сотрудников правоохранительных органов, по роду своей деятельности сталкивающихся с необходимостью изменения и развития этнического самосознания подростков, заключается в том, чтобы способствовать развитию обеих составляющих структуры этнического самосознания: присоединяющей и

дифференцирующей. Вспоминая слова С. Л. Рубинштейна, который писал, что «не существует Я вне отношений к ТЫ и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта» (5, 636), мы не представляем возможным гармоничное развитие этнического самосознания при включении в образовательный процесс этнокультурного компонента, способствующего расширению лишь присоединяющей или дифференцирующей составляющей изучаемого феномена. Исключительно получение субъектами образовательного процесса знаний и представлений о своей и других этнических группах, формирование положительного отношения не только к своему, но и к другим этносам способствует возникновению поведения, направленного на сохранение своей этнической культуры и толерантное межэтническое взаимодействие. Как писал русский философ И. А. Ильин, «Тот, кто совсем не знает, что такое дух, и не умеет любить его, тот не имеет патриотизма. Но тот, кто чует духовное и любит его, тот знает его сверхнациональную, общечеловеческую сущность. Он знает, что великое русское велико для всех народов, а гениальное греческое гениально для всех веков, и то, что глубоко и мудро в культуре китайцев и индусов - глубоко и мудро перед лицом всего человечества. Но именно поэтому настоящий патриот не способен ненавидеть и презирать другие народы, так как видит их духовную силу, их духовные достижения» (1, 108).

Таким образом, мы понимаем под этническим самосознанием сложную, развивающуюся систему, включающую в свой состав когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты, содержание которых может изменяться как относительно присоединяющей части этнического самосознания (т. е. тех элементов, которые способствуют обретению человеком единства со своим этносом), так и дифференцирующей (тех элементов, которые способствуют осознанию и переживанию своей этнической уникальности). Развитие этнического самосознания обязательно должно быть направлено на все структурные компоненты данной системы. Итогом развития этнического самосознания должна стать позитивная этническая идентичность как единственная форма этнического самосознания, способствующая сохранению многообразия национальных культур и формированию межэтнической толерантности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М., 2007.

2. Кадыров Р. Г., Каракозов Р. Р. К вопросу о символическом моделировании и «мифологемах» этнического самосознания // Этнопсихологические проблемы развития личности. - Азербайджан, 1985.

3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М., 2004.

4. ПлатоновЮ. П. Этническая психология. - СПб., 2001.

5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.

6. Солдатова Г. У Психология межэтнической напряженности. - М., 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.