Научная статья на тему 'Этническое самосознание как психологический феномен'

Этническое самосознание как психологический феномен Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2802
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова К. А.

В статье раскрывается психологическая сущность феномена этнического самосознания через выявление его базовых характеристик и функций, предлагается авторское определение этнического самосознания. Данная статья может быть интересна психологам, педагогам, руководителям организаций, по роду своей деятельности включенным в ситуации межэтнического общения. Особую актуальность высказанные теоретические положения носят для Омского региона, который по своему составу относится к полиэтническим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic self-consciousness as psychological phenomenon

This article opens the essence of psychological ethnic self-consciousness phenomenon clarification for its basic characteristics and functions. This article offers authors definition of ethnic self-consciousness. This article can be interesting for psychologists, teachers, leaders of organizations, which takes part in the situations inter-ethnic relations. The theoretical thesis, which is expressed in this article, has special value for Omsk, which belongs to polytechnic regions.

Текст научной работы на тему «Этническое самосознание как психологический феномен»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

*

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159 922 4 К. А. ПЕТРОВА

Омский государственный педагогический университет

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

В статье раскрывается психологическая сущность феномена этнического самосознания через выявление его базовых характеристик и функций, предлагается авторское определение этнического самосознания. Данная статья может быть интересна психологам, педагогам, руководителям организаций, по роду своей деятельности включенным в ситуации межэтнического общения. Особую актуальность высказанные теоретические положения носят для Омского региона, который по своему составу относится к полиэтническим.

В современной ситуации социальной нестабильности в нашей стране и в мире в целом у человека всё чаще возникает интерес к вопросу о своей этнической принадлежности. Это обусловлено, с одной стороны, увеличением числа межэтнических взаимодействий, а с другой — поиском ориентиров и стабильности в обществе, перенасыщенном информацией.

Психологами установлено (Э. Фромм, Э. Эриксон), что у человека существует врожденная потребность в принадлежности, в обретении чувства тождественности с группой. Э. Фромм называл ее настоятельной потребностью, от удовлетворения которой зависит психическое здоровье человека [14]. Напротив, отсутствие чувства «мы», неудовлетворенность потребности в стремлении принадлежать к группе вызывают у человека чувство дискомфорта, психологического неблагополучия, что в итоге ведет к дезадаптации индивида в культуре и, как следствие, к психической дезорганизации личности, нарушению ее внутренней

целостности и стабильности [20]. Этнос как наиболее стабильная социальная группа обеспечивает удовлетворение этой потребности, ориентируя человека в окружающем мире на основе национальных традиций и правил поведения, защищая его, задавая общие жизненные ценности. В формировании психологически благополучной личности, а через это и здорового общества в целом, мы видим одну из важнейших функций этноса.

Интерес ученых различных областей знания (социологии, психологии, истории, социальной философии и др.) к проблеме этнического самосознания связан с напряженной этнической ситуацией в современном обществе. Этнические конфликты, этническое насилие, террористические акты стали частью социальной реальности. Решение проблем межэтнических отношений — это наша общая и наиболее актуальная задача. Исследование национальных взаимодействий представляется невозможным

без осознания необходимости изучения проблемы этнического самосознания как важнейшего фактора их формирования и развития, представляющего собой сложный феномен выбора определенной позиции в этническом многообразии.

Попытаемся охарактеризовать сущность феномена этнического самосознания. В трудах зарубежных исследователей термин «этническое самосознание» не встречается. В работах западных ученых-психоло-гов явления, связанные с этим феноменом, рассматриваются через понятия социальной идентичности, этничности или этнической идентичности. Понятие «этническое самосознание» характерно именно для отечественной науки. Причем впервые оно появляется и начинает наполняться психологическим содержанием в русле советской этнографии. Отечественные ученые-этногафы относят этническое самосознание к числу этнических признаков, то есть признаков, по которым определяется принадлежность индивида к той или иной этнической общности, и даже ставят его в ряду этих признаков на первое место, аргументируя это тем, что появление у человека нового этнического самосознания фактически означает его принадлежность уже к другому этносу [3; 18]. Ю.В. Бромлей определяет этническое самосознание как непременное условие функционирования этноса [1]. Таким образом, в отечественной этнографии закладывается представление об этническом самосознании как главном признаке, по которому следует определять этническую принадлежность индивида, а также формируется идея о том, что сохранение и развитие этнического самосознания представителей этноса является главным условием сохранения этого этноса.

Сформированные в этнографии первичные представления о природе этнического самосознания были унаследованы психологией и получили дальнейшее развитие в рамках этой науки. Все психологические определения этнического самосознания можно разделить на две группы на следующем основании. В большинстве дефиниций исследуемого нами понятия акцент сделан на характеристике этнического самосознания как результата, некоей сформированной данности [5; 8; 15]. Наиболее ярко такой аспект подчеркивается, например, в определении, сформулированном И.З. Хабибулиной, где этническое самосознание представлено как некий набор структурных элементов, «всё что относится к образу «мы», то есть этнические автостереотипы, представления о языке, культуре, происхождении и историческом прошлом своего народа» [15, с. 11]. Такой подход к определению изучаемого понятия, с нашей точки зрения, не отвечает требованию раскрытия сущности этнического самосознания, поскольку оставляет за скобками ряд центральных для понимания психологической природы исследуемого феномена моментов: процесс его развития, системный характер, роль субъекта в формировании структурных компонентов этнического самосознания. Нужно отметить, что почти все определения этнического самосознания этой группой ученых не отличаются и содержательной полнотой, большей частью в них упоминаются лишь отдельные характеристики или структурные компоненты этнического самосознания.

В определениях этнического самосознания второй группой авторов существует указание не только на результат, на определенную совокупность элементов или качеств, но и на процессуальный характер этнического самосознания. Здесь этническое самосознание определяется как «результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной

этнической общности» [4, с.118] или её «осознания» [9]. Уже сами термины «осмысление» и «осознание» содержат указание на процесс. В определениях ряда исследователей это звучит более отчетливо. Так, например, Т.Г. Стефаненко под этническим самосознание понимает «в первую очередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенную степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов» [11, с.210]. Дефиниция этнического самосознания как «относительно устойчивой системы представлений и оценок реально существующих этноинтегрирующих и этнодифференцирующих компонентов жизнедеятельности этноса, в итоге формирования которой человек осознает себя в качестве представителя этнической общности» [19, с. 88] также предполагает всё же способность этой системы к изменению, а значит, подчеркивает некоторую динамическую сторону как особенность явления этнического самосознания. Солидаризируясь с точкой зрения исследователей второй группы, мы в понимании этнического самосознания близки к определению В.Ю. Хотинец, в котором, на наш взгляд, учитывается сложность и динамический характер изучаемого феномена.

При более подробном анализе можно выделить из имеющихся определений и третью группу исследовательских позиций (Левкович В.П., Панкова Н.Г, Хотинец В.Ю.), объединяющим основанием которой является то, что в определении сущности этнического самосознания делается акцент не только на причислении индивидом себя к определенной этнической общности и отделении от других, не только на формировании в сознании человека совокупности представлений и оценок своего этноса, но и на осознании личностью своего места в этнической общности как ее представителя, осознании своей уникальности как этнофора [6; 18].

Таким образом, на основе анализа дефиниций этнического самосознания, мы можем выделить его основные качества, характеризующие его как психическое явление. С позиций системного подхода все их можно разделить на системные и функциональные.

Системные качества — это, по словам Б.Ф. Ломова, интегральные качества психического явления, которые «недоступны прямому наблюдению и могут быть выявлены только путем научного анализа тех систем, к которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение» [7, с.60]. То есть к ним относятся те характеристики этнического самосознания, которые определяют его сущность через встроенность в другие системы: систему личности в целом, а через нее в социальную систему. Основными качествами, характеризующими исследуемый нами феномен в системе «этническое самосознание — личность», являются изменяемость, рефлексивность, устойчивость.

Одним из важных свойств этнического самосознания является его изменяемость. Этническое самосознание интенсивно развивается в онтогенезе в период с дошкольного до юношеского возраста. Но и в последующие возрастные периоды оно изменяется, дополняется новыми представлениями и оценками. Развитие этнического самосознания становится возможным благодаря ядерному компоненту этнического самосознания — этнической идентичности. Изменения в содержании этнической идентичности, связанные с постоянно меняющимися представлениями, приводят к трансформации содержания этнического самосознания в целом [16].

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)

Развитие этнического самосознания, расширение представлений личности об этнической картине мира и своем месте в нем, изменение оценки группового членства становится возможным благодаря свойству рефлексивности. Содержание этнического самосознания изменяется именно посредством механизма рефлексии, когда одни новые представления усваиваются личностью, а другие — отбрасываются.

В то же время, несмотря на свою изменчивость, этническое самосознание также и устойчиво. Это свойство проявляется в прочности тех представлений, которые стали содержанием этнического самосознания. Этнические стереотипы, ставшие содержание этнического самосознания в дошкольном детстве продолжают оказывать влияние на поведение личности в зрелости [19].

К качествам, характеризующим этническое самосознание в составе социальной системы, следует отнести избирательность, относительную истинность содержания, обусловленность культурной средой, эгоцентричность.

Избирательность предполагает субъективность в построении представлений о чертах «своей» и «чужой» этнической группы. По словам, Ю.П. Платонова, «представление о народах не зеркально. Оно как бы преломляется через своеобразную призму, усиливающую одни черты и ослабляющую или вовсе стирающую другие» [2, с. 40].

Эта характеристика тесно связана с иной — относительной истинностью содержания этнического самосознания. Она предполагает, что носитель этнического самосознания располагает «приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием» об этническом мире [13]. Содержание этнического самосознания не точно. Оно основано на объективной реальности, но не тождественно ей. Нередко в содержании данного феномена могут появляться представления о в реальности не существующих чертах своей или иной этнических групп [19].

Кроме того, сам факт существования этнического самосознания возможен только благодаря его обусловленности этнокультурной средой. Эту характеристику этнического самосознания хорошо иллюстрируют слова С.Л. Рубинштейна: «Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта» [10, с.636]. Возникновение, функционирование и развитие этнического «Я-образа» мыслимо только через ознакомление индивида с этническим многообразием мира, осознание этнической специфики «других».

Помимо вышеуказанных характеристик, этническому самосознанию свойственна эгоцентричность. Она предполагает восприятие и оценку «своей» и «чужих» этнических групп сквозь призму своей этнической культуры, в рамках нее усвоенных норм, ценностей, стереотипов. Как отмечает Н.М. Лебедева, такое предпочтение собственной этнической группы «является естественным социальнопсихологическим механизмом, обеспечивающим на индивидуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на групповом уровне — сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям» [5, с.20].

Помимо системных качеств сущность этнического самосознания как психологического феномена отражена в его функциональных качествах, «раскрывающихся в динамическом процессе взаимодействия организма со средой» [7, с.60]. Как пишет Б.Ф. Ломов, «функций, «адресованных в никуда», просто

не существует. Они относятся к системам, в которые объект включен, и реализуются в этих системах» [7, с.61]. Это теоретическое положение позволяет нам классифицировать все функции этнического самосознания на две подгруппы, на основании их отношения к одной из двух систем, в которые включено этническое самосознание:

Первая подгруппа включает функции, реализующиеся в системе «этническое самосознание — личность». К ним относятся повышение личностью своей ценности, сохранение благополучия и психического здоровья личности. Кратко охарактеризуем их.

Благодаря этническому самосознанию происходит удовлетворение человеческой потребности в тождественности, и, тем самым, сохранение психического здоровья и благополучия личности [14;20]. Реализация стремления человека принадлежать группе находит свое полное выражение в одной из самых устойчивых групп — этносе.

Кроме того, через принадлежность к этнической группе происходит повышение личностью своей ценности (Г.У. Солдатова). Заметим тот факт, что уникальность и отличительность начинают занимать всё более и более высокое место в иерархии жизненных ценностей. И этническая принадлежность человека, в особенности, если он является представителем этнического меньшинства, является способом обратить на себя внимание, выделиться на фоне окружающих через этничность [12].

Вторую группу составляют функции, реализующиеся в системе «этническое самосознание — социальная среда».

Сюда следует отнести непосредственно такую функцию этнического самосознания, как определение этнической принадлежности. Большинство исследователей-психологов, а также этнографов и социологов солидарны во мнении, что именно этническое самосознание личности, то каким образом она определяет и осознает свою этническую принадлежность, — а не иные признаки (национальная принадлежность родителей, территориальное и культурное происхождение, антропологические признаки, языковые, религиозные и др. особенности) — является главным определителем этничности. Точным выражением этой точки зрения стали слова этнографа В.И. Козлова о том, что среди других этнических признаков этническое самосознание стоит на первом месте, так как появление у индивида нового этнического самосознания, как правило, означает его принадлежность уже к другому этносу [3].

Важной функцией этнического самосознания является его роль в сохранении этнической общности. Ю.В. Бромлей считает этническое самосознание обязательным условие существования этноса [1]. Фактически, для того, чтобы мы могли говорить о функционировании этноса, необходимо, чтобы были люди, которые смотрят на себя, как на один народ, то есть являются носителями определенного этнического самосознания.

Одна из функций исследуемого феномена проявляется в том, что с помощью этнических стереотипов, онтогенетически ранних образований этнического самосознания, этническое самосознание выполняет функцию ориентации человека в сложной и многообразной этнической картине мира, осуществляет поиск в ней места и роли этнофора. Кроме того, сама этническая принадлежность, по словам Г.У. Солдатовой, является одним из средств приспособления, ориентировки и достижения социальных целей в современном сложном мире [12].

Этническое самосознание не только ориентирует человека в мире, но и, организуя в его сознании многообразие этнических представлений и оценок, осуществляет функцию экономии личностью жизненного времени и сил на построение поведенческих моделей в ситуациях межэтнического взаимодействия и иных жизненных ситуациях.

Итак, через анализ функциональных параметров этнического самосознания мы видим, что развитие этнического самосознания обеспечивает личности поддержку и ориентацию в мире, сохраняя тем самым ее психологическое благополучие.

Резюмируя вышесказанное, опираясь на дефиницию этнического самосознания В.Ю.Хотинец, мы предлагаем следующее определение изучаемого феномена. С нашей точки зрения, этническое самосознание представляет собой сложную развивающуюся систему, складывающуюся в процессе опосредованного усвоения относительно устойчивых и истинных представлений, оценок и переживаний о чертах своей и иных этнических групп В итоге формирования данной системы человек осознает себя и ведет себя как представитель этнической общности.

Таким образом, этническое самосознание представляет собой сложный многоаспектный феномен, в основе которого лежит система представлений и оценок той этнической группы, с которой индивид сопоставляет себя по ряду этнических признаков. Этническое самосознание предполагает не только знание о своей этнической общности и отношение к членству в ней, но и проявление себя как представителя этнической общности в поведении и деятельности. Развитие этнического самосознания обуславливает принадлежность человека к тому или иному этносу, является с этнопсихологической точки зрения главным критерием этой принадлежности и способствует сохранению психического благополучия личности.

Библиографический список

1. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. — М. : Наука, 1983. - 412 с.

2. Введение в этническое самосознание [Текст] : учеб. пособие ; под ред. Ю.П.Платонова. — СПб. : СПбГУ, 1995. — 318 с.

3. Козлов, В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. — 1967. — №2. — С. 109-111.

4. Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. — М. : Экзамен, 2002. — 448 с. — ISBN 5-94692051-0.

5. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-куль-турную психологию. — М. : Ключ-С, 1999. — 224 с.

6. Левкович, В.П., Панкова, Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Этническая психология : хрестоматия ; под ред. А.И. Егоровой. — СПб. : Речь, 2003. — 320 с. — ISBN 5-9268-0211-3.

7. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М. : Наука, 1999. — 350 с.

8. Налчаджян, К.А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере армянского этноса // Вопросы психологии. — 2006. — №5. — С. 22 — 36.

9. Платонов, Ю.П. Этническая психология. — СПб. : Речь, 2001. — 320 с. — ISBN 5-9268-0070-6

10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии . — СПб. : Питер, 1998. — 721 с.

11. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. — М. : ИП РАН, Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. — 320 с. — ISBN 5-88687-071-7.

12. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М. : Смысл, 1998. — 389 с.

13. Философский энциклопедический словарь ; под ред. С.С. Аверинцева. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.

14. Фромм, Э. Здоровое общество. — М. : АСТ, 2007. — 608 с.

15. Хабибуллина, И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников : автореф. дисс...канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2004. — 23 с.

16. Хотинец, В.Ю. К вопросу об основных подходах к изучению этничности в зарубежной и отечественной науке (позиция этнопсихолога) // Мир психологии. — 2001. — № 4. — С. 135-145.

17. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание. — СПб. : Алетейя, 2000. — 240 с. — ISBN 5-89329-225-1

18. Чебоксаров, Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов. — М. : Наука, 1964. — 418 с.

19. Шогенов, А.А. Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в КабардиноБалкарской Республике : дисс...канд.психол.наук. — М., 1999. — 189 с.

20. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. — М. : Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. — 341 с.

ПЕТРОВА Ксения Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, аспирантка кафедры общей и педагогической психологии.

Дата поступления статьи в редакцию: 19.05.2008 г.

© Петрова К.А.

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.