ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
*
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159 922 4 К. А. ПЕТРОВА
Омский государственный педагогический университет
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
В статье раскрывается психологическая сущность феномена этнического самосознания через выявление его базовых характеристик и функций, предлагается авторское определение этнического самосознания. Данная статья может быть интересна психологам, педагогам, руководителям организаций, по роду своей деятельности включенным в ситуации межэтнического общения. Особую актуальность высказанные теоретические положения носят для Омского региона, который по своему составу относится к полиэтническим.
В современной ситуации социальной нестабильности в нашей стране и в мире в целом у человека всё чаще возникает интерес к вопросу о своей этнической принадлежности. Это обусловлено, с одной стороны, увеличением числа межэтнических взаимодействий, а с другой — поиском ориентиров и стабильности в обществе, перенасыщенном информацией.
Психологами установлено (Э. Фромм, Э. Эриксон), что у человека существует врожденная потребность в принадлежности, в обретении чувства тождественности с группой. Э. Фромм называл ее настоятельной потребностью, от удовлетворения которой зависит психическое здоровье человека [14]. Напротив, отсутствие чувства «мы», неудовлетворенность потребности в стремлении принадлежать к группе вызывают у человека чувство дискомфорта, психологического неблагополучия, что в итоге ведет к дезадаптации индивида в культуре и, как следствие, к психической дезорганизации личности, нарушению ее внутренней
целостности и стабильности [20]. Этнос как наиболее стабильная социальная группа обеспечивает удовлетворение этой потребности, ориентируя человека в окружающем мире на основе национальных традиций и правил поведения, защищая его, задавая общие жизненные ценности. В формировании психологически благополучной личности, а через это и здорового общества в целом, мы видим одну из важнейших функций этноса.
Интерес ученых различных областей знания (социологии, психологии, истории, социальной философии и др.) к проблеме этнического самосознания связан с напряженной этнической ситуацией в современном обществе. Этнические конфликты, этническое насилие, террористические акты стали частью социальной реальности. Решение проблем межэтнических отношений — это наша общая и наиболее актуальная задача. Исследование национальных взаимодействий представляется невозможным
без осознания необходимости изучения проблемы этнического самосознания как важнейшего фактора их формирования и развития, представляющего собой сложный феномен выбора определенной позиции в этническом многообразии.
Попытаемся охарактеризовать сущность феномена этнического самосознания. В трудах зарубежных исследователей термин «этническое самосознание» не встречается. В работах западных ученых-психоло-гов явления, связанные с этим феноменом, рассматриваются через понятия социальной идентичности, этничности или этнической идентичности. Понятие «этническое самосознание» характерно именно для отечественной науки. Причем впервые оно появляется и начинает наполняться психологическим содержанием в русле советской этнографии. Отечественные ученые-этногафы относят этническое самосознание к числу этнических признаков, то есть признаков, по которым определяется принадлежность индивида к той или иной этнической общности, и даже ставят его в ряду этих признаков на первое место, аргументируя это тем, что появление у человека нового этнического самосознания фактически означает его принадлежность уже к другому этносу [3; 18]. Ю.В. Бромлей определяет этническое самосознание как непременное условие функционирования этноса [1]. Таким образом, в отечественной этнографии закладывается представление об этническом самосознании как главном признаке, по которому следует определять этническую принадлежность индивида, а также формируется идея о том, что сохранение и развитие этнического самосознания представителей этноса является главным условием сохранения этого этноса.
Сформированные в этнографии первичные представления о природе этнического самосознания были унаследованы психологией и получили дальнейшее развитие в рамках этой науки. Все психологические определения этнического самосознания можно разделить на две группы на следующем основании. В большинстве дефиниций исследуемого нами понятия акцент сделан на характеристике этнического самосознания как результата, некоей сформированной данности [5; 8; 15]. Наиболее ярко такой аспект подчеркивается, например, в определении, сформулированном И.З. Хабибулиной, где этническое самосознание представлено как некий набор структурных элементов, «всё что относится к образу «мы», то есть этнические автостереотипы, представления о языке, культуре, происхождении и историческом прошлом своего народа» [15, с. 11]. Такой подход к определению изучаемого понятия, с нашей точки зрения, не отвечает требованию раскрытия сущности этнического самосознания, поскольку оставляет за скобками ряд центральных для понимания психологической природы исследуемого феномена моментов: процесс его развития, системный характер, роль субъекта в формировании структурных компонентов этнического самосознания. Нужно отметить, что почти все определения этнического самосознания этой группой ученых не отличаются и содержательной полнотой, большей частью в них упоминаются лишь отдельные характеристики или структурные компоненты этнического самосознания.
В определениях этнического самосознания второй группой авторов существует указание не только на результат, на определенную совокупность элементов или качеств, но и на процессуальный характер этнического самосознания. Здесь этническое самосознание определяется как «результат осмысления людьми своей принадлежности к определенной
этнической общности» [4, с.118] или её «осознания» [9]. Уже сами термины «осмысление» и «осознание» содержат указание на процесс. В определениях ряда исследователей это звучит более отчетливо. Так, например, Т.Г. Стефаненко под этническим самосознание понимает «в первую очередь, результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенную степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов» [11, с.210]. Дефиниция этнического самосознания как «относительно устойчивой системы представлений и оценок реально существующих этноинтегрирующих и этнодифференцирующих компонентов жизнедеятельности этноса, в итоге формирования которой человек осознает себя в качестве представителя этнической общности» [19, с. 88] также предполагает всё же способность этой системы к изменению, а значит, подчеркивает некоторую динамическую сторону как особенность явления этнического самосознания. Солидаризируясь с точкой зрения исследователей второй группы, мы в понимании этнического самосознания близки к определению В.Ю. Хотинец, в котором, на наш взгляд, учитывается сложность и динамический характер изучаемого феномена.
При более подробном анализе можно выделить из имеющихся определений и третью группу исследовательских позиций (Левкович В.П., Панкова Н.Г, Хотинец В.Ю.), объединяющим основанием которой является то, что в определении сущности этнического самосознания делается акцент не только на причислении индивидом себя к определенной этнической общности и отделении от других, не только на формировании в сознании человека совокупности представлений и оценок своего этноса, но и на осознании личностью своего места в этнической общности как ее представителя, осознании своей уникальности как этнофора [6; 18].
Таким образом, на основе анализа дефиниций этнического самосознания, мы можем выделить его основные качества, характеризующие его как психическое явление. С позиций системного подхода все их можно разделить на системные и функциональные.
Системные качества — это, по словам Б.Ф. Ломова, интегральные качества психического явления, которые «недоступны прямому наблюдению и могут быть выявлены только путем научного анализа тех систем, к которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение» [7, с.60]. То есть к ним относятся те характеристики этнического самосознания, которые определяют его сущность через встроенность в другие системы: систему личности в целом, а через нее в социальную систему. Основными качествами, характеризующими исследуемый нами феномен в системе «этническое самосознание — личность», являются изменяемость, рефлексивность, устойчивость.
Одним из важных свойств этнического самосознания является его изменяемость. Этническое самосознание интенсивно развивается в онтогенезе в период с дошкольного до юношеского возраста. Но и в последующие возрастные периоды оно изменяется, дополняется новыми представлениями и оценками. Развитие этнического самосознания становится возможным благодаря ядерному компоненту этнического самосознания — этнической идентичности. Изменения в содержании этнической идентичности, связанные с постоянно меняющимися представлениями, приводят к трансформации содержания этнического самосознания в целом [16].
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72)
Развитие этнического самосознания, расширение представлений личности об этнической картине мира и своем месте в нем, изменение оценки группового членства становится возможным благодаря свойству рефлексивности. Содержание этнического самосознания изменяется именно посредством механизма рефлексии, когда одни новые представления усваиваются личностью, а другие — отбрасываются.
В то же время, несмотря на свою изменчивость, этническое самосознание также и устойчиво. Это свойство проявляется в прочности тех представлений, которые стали содержанием этнического самосознания. Этнические стереотипы, ставшие содержание этнического самосознания в дошкольном детстве продолжают оказывать влияние на поведение личности в зрелости [19].
К качествам, характеризующим этническое самосознание в составе социальной системы, следует отнести избирательность, относительную истинность содержания, обусловленность культурной средой, эгоцентричность.
Избирательность предполагает субъективность в построении представлений о чертах «своей» и «чужой» этнической группы. По словам, Ю.П. Платонова, «представление о народах не зеркально. Оно как бы преломляется через своеобразную призму, усиливающую одни черты и ослабляющую или вовсе стирающую другие» [2, с. 40].
Эта характеристика тесно связана с иной — относительной истинностью содержания этнического самосознания. Она предполагает, что носитель этнического самосознания располагает «приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием» об этническом мире [13]. Содержание этнического самосознания не точно. Оно основано на объективной реальности, но не тождественно ей. Нередко в содержании данного феномена могут появляться представления о в реальности не существующих чертах своей или иной этнических групп [19].
Кроме того, сам факт существования этнического самосознания возможен только благодаря его обусловленности этнокультурной средой. Эту характеристику этнического самосознания хорошо иллюстрируют слова С.Л. Рубинштейна: «Не существует Я вне отношений к ТЫ, и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта» [10, с.636]. Возникновение, функционирование и развитие этнического «Я-образа» мыслимо только через ознакомление индивида с этническим многообразием мира, осознание этнической специфики «других».
Помимо вышеуказанных характеристик, этническому самосознанию свойственна эгоцентричность. Она предполагает восприятие и оценку «своей» и «чужих» этнических групп сквозь призму своей этнической культуры, в рамках нее усвоенных норм, ценностей, стереотипов. Как отмечает Н.М. Лебедева, такое предпочтение собственной этнической группы «является естественным социальнопсихологическим механизмом, обеспечивающим на индивидуальном уровне необходимое личности самоуважение, а на групповом уровне — сохранение этнической культуры и передачу ее последующим поколениям» [5, с.20].
Помимо системных качеств сущность этнического самосознания как психологического феномена отражена в его функциональных качествах, «раскрывающихся в динамическом процессе взаимодействия организма со средой» [7, с.60]. Как пишет Б.Ф. Ломов, «функций, «адресованных в никуда», просто
не существует. Они относятся к системам, в которые объект включен, и реализуются в этих системах» [7, с.61]. Это теоретическое положение позволяет нам классифицировать все функции этнического самосознания на две подгруппы, на основании их отношения к одной из двух систем, в которые включено этническое самосознание:
Первая подгруппа включает функции, реализующиеся в системе «этническое самосознание — личность». К ним относятся повышение личностью своей ценности, сохранение благополучия и психического здоровья личности. Кратко охарактеризуем их.
Благодаря этническому самосознанию происходит удовлетворение человеческой потребности в тождественности, и, тем самым, сохранение психического здоровья и благополучия личности [14;20]. Реализация стремления человека принадлежать группе находит свое полное выражение в одной из самых устойчивых групп — этносе.
Кроме того, через принадлежность к этнической группе происходит повышение личностью своей ценности (Г.У. Солдатова). Заметим тот факт, что уникальность и отличительность начинают занимать всё более и более высокое место в иерархии жизненных ценностей. И этническая принадлежность человека, в особенности, если он является представителем этнического меньшинства, является способом обратить на себя внимание, выделиться на фоне окружающих через этничность [12].
Вторую группу составляют функции, реализующиеся в системе «этническое самосознание — социальная среда».
Сюда следует отнести непосредственно такую функцию этнического самосознания, как определение этнической принадлежности. Большинство исследователей-психологов, а также этнографов и социологов солидарны во мнении, что именно этническое самосознание личности, то каким образом она определяет и осознает свою этническую принадлежность, — а не иные признаки (национальная принадлежность родителей, территориальное и культурное происхождение, антропологические признаки, языковые, религиозные и др. особенности) — является главным определителем этничности. Точным выражением этой точки зрения стали слова этнографа В.И. Козлова о том, что среди других этнических признаков этническое самосознание стоит на первом месте, так как появление у индивида нового этнического самосознания, как правило, означает его принадлежность уже к другому этносу [3].
Важной функцией этнического самосознания является его роль в сохранении этнической общности. Ю.В. Бромлей считает этническое самосознание обязательным условие существования этноса [1]. Фактически, для того, чтобы мы могли говорить о функционировании этноса, необходимо, чтобы были люди, которые смотрят на себя, как на один народ, то есть являются носителями определенного этнического самосознания.
Одна из функций исследуемого феномена проявляется в том, что с помощью этнических стереотипов, онтогенетически ранних образований этнического самосознания, этническое самосознание выполняет функцию ориентации человека в сложной и многообразной этнической картине мира, осуществляет поиск в ней места и роли этнофора. Кроме того, сама этническая принадлежность, по словам Г.У. Солдатовой, является одним из средств приспособления, ориентировки и достижения социальных целей в современном сложном мире [12].
Этническое самосознание не только ориентирует человека в мире, но и, организуя в его сознании многообразие этнических представлений и оценок, осуществляет функцию экономии личностью жизненного времени и сил на построение поведенческих моделей в ситуациях межэтнического взаимодействия и иных жизненных ситуациях.
Итак, через анализ функциональных параметров этнического самосознания мы видим, что развитие этнического самосознания обеспечивает личности поддержку и ориентацию в мире, сохраняя тем самым ее психологическое благополучие.
Резюмируя вышесказанное, опираясь на дефиницию этнического самосознания В.Ю.Хотинец, мы предлагаем следующее определение изучаемого феномена. С нашей точки зрения, этническое самосознание представляет собой сложную развивающуюся систему, складывающуюся в процессе опосредованного усвоения относительно устойчивых и истинных представлений, оценок и переживаний о чертах своей и иных этнических групп В итоге формирования данной системы человек осознает себя и ведет себя как представитель этнической общности.
Таким образом, этническое самосознание представляет собой сложный многоаспектный феномен, в основе которого лежит система представлений и оценок той этнической группы, с которой индивид сопоставляет себя по ряду этнических признаков. Этническое самосознание предполагает не только знание о своей этнической общности и отношение к членству в ней, но и проявление себя как представителя этнической общности в поведении и деятельности. Развитие этнического самосознания обуславливает принадлежность человека к тому или иному этносу, является с этнопсихологической точки зрения главным критерием этой принадлежности и способствует сохранению психического благополучия личности.
Библиографический список
1. Бромлей, Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. — М. : Наука, 1983. - 412 с.
2. Введение в этническое самосознание [Текст] : учеб. пособие ; под ред. Ю.П.Платонова. — СПб. : СПбГУ, 1995. — 318 с.
3. Козлов, В.И. О понятии этнической общности // Советская этнография. — 1967. — №2. — С. 109-111.
4. Крысько, В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. — М. : Экзамен, 2002. — 448 с. — ISBN 5-94692051-0.
5. Лебедева, Н.М. Введение в этническую и кросс-куль-турную психологию. — М. : Ключ-С, 1999. — 224 с.
6. Левкович, В.П., Панкова, Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Этническая психология : хрестоматия ; под ред. А.И. Егоровой. — СПб. : Речь, 2003. — 320 с. — ISBN 5-9268-0211-3.
7. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М. : Наука, 1999. — 350 с.
8. Налчаджян, К.А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере армянского этноса // Вопросы психологии. — 2006. — №5. — С. 22 — 36.
9. Платонов, Ю.П. Этническая психология. — СПб. : Речь, 2001. — 320 с. — ISBN 5-9268-0070-6
10. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии . — СПб. : Питер, 1998. — 721 с.
11. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология. — М. : ИП РАН, Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. — 320 с. — ISBN 5-88687-071-7.
12. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М. : Смысл, 1998. — 389 с.
13. Философский энциклопедический словарь ; под ред. С.С. Аверинцева. — М. : Сов. энциклопедия, 1989. — 815 с.
14. Фромм, Э. Здоровое общество. — М. : АСТ, 2007. — 608 с.
15. Хабибуллина, И.З. Положительные стимулы раннего пробуждения национального самосознания у дошкольников : автореф. дисс...канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2004. — 23 с.
16. Хотинец, В.Ю. К вопросу об основных подходах к изучению этничности в зарубежной и отечественной науке (позиция этнопсихолога) // Мир психологии. — 2001. — № 4. — С. 135-145.
17. Хотинец, В.Ю. Этническое самосознание. — СПб. : Алетейя, 2000. — 240 с. — ISBN 5-89329-225-1
18. Чебоксаров, Н.Н. Проблемы происхождения древних и современных народов. — М. : Наука, 1964. — 418 с.
19. Шогенов, А.А. Этническое самосознание горских евреев и осетин, проживающих в диаспорах в КабардиноБалкарской Республике : дисс...канд.психол.наук. — М., 1999. — 189 с.
20. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. — М. : Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. — 341 с.
ПЕТРОВА Ксения Александровна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, аспирантка кафедры общей и педагогической психологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 19.05.2008 г.
© Петрова К.А.
«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 5 (72) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ