Научная статья на тему 'Развитие эстетической компетнтности студентов в условиях проектной деятельности'

Развитие эстетической компетнтности студентов в условиях проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
265
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поселягина Лариса Вячеславовна

В статье рассматриваются факторы развития эстетической компетентности студентов в условиях проектной деятельности. Автор анализирует понятия «проект», «проектная деятельность», «метод проектов». Приводит результаты экспериментального исследования, свидетельствующие о развитии эстетической компетентности студентов в условиях проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эстетической компетнтности студентов в условиях проектной деятельности»

УДК 378.01

Поселягина Лариса Вячеславовна

Кандидат педагогических наук, Ph.D., заведующая аспирантурой, Учреждение Российской академии образования Институт педагогики и психологии профессионального образования, livnevy@mail.ru, larisa.poselyagina@yandex.ru, Казань

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Poselyagina Larisa Vyacheslavovna

Head of Graduate School, Establishment of the Russian Academy of Education, «Institute of Pedagogy andPsychology of vocational education», livnevy@mail.ru, larisa.poselyagina@ yandex.ru, Kazan

THE DEVELOPMENT OF AESTHETIC COMPETENCE OF STUDENTS IN PROJECT ACTIVITIES

В современных условиях подготовка будущего специалиста осуществляется с учетом требований рынка труда. Важным становится ориентация на дальнейшую востребованность выпускника в обществе, его мобильность, умение адаптироваться к меняющимся условиям, на саморазвитие профессиональных компетенций, в том числе и в сфере эстетического. Развитие эстетической компетентности студентов является одной из важнейших целей обучения в вузе, позволяет студенту творчески подходить в выбранной сфере деятельности, видеть перспективы своей дальнейшей деятельности, получать удовольствие от труда, общения, учебы.

Эстетическая компетентность - это составная часть эстетической культуры, способность личности распознавать эсетическое в действительности и искусстве; потребность действовать по законам простоты, гармонии и красоты; способность к творческой деятельности; стремление к саморазвитию эстетической культуры.

Нами были проведены исследования на факультете педагогики и психологии Академии социального образования (г. Казань) по выявлению факторов развития эстетической компетентности студентов:

1. Потребность в развитии эстетической компетентности студентов.

2. Постановка цели и задач развития эстетической компетентности студентов.

3. Выбор содержания учебного материала, форм и методов обучения и воспитания, профессионально значимых и эстетически привлекательных.

4.Системная диагностика уровней развития эстетической компетентности студентов.

5. Эстетически выразительная речь преподавателей.

6. Положительный эмоциональный фон занятий, консультаций и т. д.

Учет данных факторов в системе с такими факторами развития эстетической компетентности, как природа, труд, искусство, общение, учебная деятельность, позволяет развивать эстетическую компетентность студентов.

Одним из факторов развития эстетической компетентности студентов является выбор методов, средств обучения, профессионально значимых и эстетически привлекательных.

В настоящее время активно применяется в вузах метод проектов. Метод проектов наряду с проектной деятельностью является компонентом проектного обучения. Проектная деятельность применяется как одна из форм учебного сотрудничества в вузе, в том числе и с целью развития эстетической компетентности студентов.

Применение метода проектов в условиях учебных дисциплин позволяет преподавателю организовывать обучение с учетом индивидуальных особенностей студентов, в том числе с учетом уровней развития эстетического восприятия, воображения, эстетических потребностей, вкусов, идеалов, интересов.

Проектную деятельность мы понимаем как деятельность человека, направленную на поэтапное решение проблемы и практическую реализацию проекта с учетом цели развития эстетической компетентности студента.

«Суть проектного обучения заключается в том, что группа студентов под руководством преподавателя самостоятельно разрабатывает большой проект, который, как правило, разделяется на более мелкие задачи» [1, с. 36].

Рассмотрим, как развивается эстетическая компетентность в условиях проектного обучения на примере курсовых проектов, курсовых работ, дипломных работ.

Курсовой проект - это модель будущей дипломной работы, научноисследовательская работа проектного типа. Курсовой проект реализуется на конкретном материале в условиях прохождения практики. Курсовой проект может осуществляться в разных формах: отчет по проекту, реферат, программа, доклад на конференции, тезисы, статья и т. д. Курсовые проекты реализуются в ходе совместной деятельности (учебной, исследовательской, игровой и т. д.). Участники проекта формулируют проблему, цель, договариваются о способах достижения. Курсовой проект позволяет осуществлять исследование и эксперимент. Педагогу в условиях проекта необходимо работать над развитием студентов, в том числе и над развитием эстетической компетентности. В процессе проектной деятельности участники получают возможность приобрести новые знания, умения, навыки, учитывая сферу эстетического. Очень важно мотивировать участников проекта на развитие и саморазвитие эстетической компетентности.

Под нашим руководством по дисциплине «Основы проектирования в деятельности педагога-психолога» были выполнены, в частности, такие проекты, как «Мотивация учебной деятельности и ее формирование»; «Проявление социальной роли в межличностных отношениях»; «Психи-

ческие процессы»; «Характер человека»; «Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность»; «Проектное обучение в учебновоспитательном процессе школы» и другие (Академия социального образования г. Казань).

Так, например, учебный проект «Проектное обучение в учебновоспитательном процессе школы» (студент З-го курса специальности «Педагог-психолог» К.) состоит из следующих частей: І) формирование проектной деятельности в общеобразовательной школе; 2) внедрение проектного обучения; 4) методическая поддержка проектного обучения; 5) уроки для формирования проектной деятельности. Цель данной работы - анализ условий применения проектной деятельности в общеобразовательной школе. Студент также рассмотрел, как решается цель развития эстетической культуры обучающихся в условиях создания и реализации учебных проектов.

Целью проекта «Проявление социальной роли в межличностных отношениях» (студентка А.) является выявление особенностей проявления социальных ролей в межличностных отношениях. Объект работы - социальные роли и межличностные отношения. Предмет - проявление социальных ролей в межличностных отношениях. Студентка поставила следующие задачи: І) дать характеристику феномена межличностных отношений;

2) рассмотреть понятие социальной роли; З) проанализировать, каково проявление социальной роли в межличностных отношениях; 4) провести экспериментальное исследование, обработать данные и проанализировать результаты, дать рекомендации. Структура работы: І) микросоциологические концепции личности; 2) типы отношений к окружающим. В процессе организации и реализации данного проекта студентка учитывала цель развития эстетической компетентности участников. А. рассмотрела общение с учетом цели развития эстетической культуры личности.

Цель учебного проекта «Мотивация учебной деятельности и ее формирование» (студентка К.) - анализ современных научных подходов к понятию «мотивация учебной деятельности» и рассмотрение иерархии мотивов. В работе студентка рассматривает типы мотивации, связанные с результатами учения, в том числе мотивы развития и саморазвития эстетической культуры личности. В работе также представлены познавательные мотивы (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми). Далее студентка описывает содержательные и динамические характеристики мотивов. Студентка на результатах экспериментального исследования продемонстрировала значимость положительного эмоционального отношения к учебе, учителю, взаимоотношений в группе.

Исследование студентки В. «Психические процессы» посвящено рассмотрению психических процессов как формы деятельности. Структура работы: І) психические процессы как форма деятельности; 2) ощущение;

3) восприятие; 4) память; 5) мышление; б) речь; 7) внимание. Студентка

і65

также уделила внимание особенностям эстетического восприятия произведений искусства. Продемонстрировала индивидуальные особенности восприятия произведений художественной литературы, изобразительного искусства.

Курсовая работа - это научно-исследовательская работа студента, которая выполняется под руководством преподавателя, научного руководителя и оформляется по определенным правилам, а затем защищается студентом в присутствии комиссии, состоящей из членов кафедры, на которой выпускается работа. Студенты выбирают тему работы или продолжают уже начатую в рамках курсового проекта. Тема, как правило, связана с научным направлением кафедры. Так, по дисциплине «Теория воспитания» студенты под руководством автора разрабатывали такие темы, как «Влияние средств массовой информации на развитие эстетической культуры учащихся», «Развитие эстетической культуры младших школьников средствами внешкольной деятельности», «Проблемы эстетического воспитания в школе», «Творческий характер воспитательной деятельности. Авторские системы воспитания» (Академия социального образования г. Казань).

Например, в рамках курсовой работы по теме «Влияние средств массовой информации на развитие эстетической культуры учащихся» студентка Д. рассмотрела, как осуществляется эстетическое воспитание в условиях различных видов средств массовой информации. Студент провела анкетирование, изучила знания учащися в сфере эстетического, их интересы и т. д.

Дипломная работа является самостоятельным научно-практическим исследованием, подводящим итоги изучения студентом всего набора учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом вуза по соответствующей специальности и прохождении преддипломной практики. Выпускная квалификационная работа по педагогической психологии представляет собой теоретическое и экспериментальное исследование одной из актуальных проблем педагогической психологии, в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельно решать профессиональные задачи. Примеры тем выпускных квалификационных работ по кафедре педагогики и педагогической психологии (Академия социального образования г. Казань): «Возрастные особенности развития младшего школьника в процессе обучения музыке», «Роль музыкальнообразовательной деятельности в развитии музыкальных способностей детей», «Роль молодежной моды и массовой культуры в воспитании личности школьника», «Развитие креативности учащихся посредством нетрадиционных форм и методов обучения», «Творческое самовыражение в деятельности педагога-психолога», «Влияние игровой психотерапии на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей подросткового возраста», «Роль изобразительного искусства в развитии художественных способностей детей».

Так, цель работы студентки Ф. на тему «Влияние игровой психотерапии на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей подросткового возраста» - выявить условия при которых применение игровой психотерапии влияет на развитие познавательной и эмоциональной сферы детей подросткового возраста. Задачи исследования: провести теоретический анализ исследований по проблемам игровой психотерапии и психокоррекции; исследовать влияние методики на психические процессы, познавательную сферу, эмоциональную сферу детей-подростков. Автор разработал практические рекомендации по созданию условий для игровой психотерапии. Изучая познавательную и эмоциональную сферу, студентка учитывала необходимость развития эстетической культуры личности.

Рассмотрим результаты экспериментального исследования факторов развития эстетической компетентности студентов в условиях проектной деятельности (см. рис. 1, 2).

Констатирующий эксперимент

4

3

3

|2

М 1

о

1,76 1,74 1,73 1,75 1,92 1,96 1,91 1,93

эстетические потребности I эстетические чувства эстетические знания

I интегративный

1 2 1- начало эксперимента, 2- конец эксперимента

Рисунок 1 - Динамика развития эстетических качеств студентов контрольной группы

Формирующий эксперимент

Рисунок 2 - Динамика развития эстетических качеств студентов экспериментальной группы

Для проведения опытно-экспериментальной работы был проанализирован исходный уровень развития эстетических качеств и эстетической компетентности. Общая выборка (120 человек) была разделена на две группы: выборка 1 - контрольная группа (70 человек), выборка 2 - экспериментальная (50 человек). Диагностика и анализ осуществлялись с помощью ком-

плекса методов: наблюдения, анкетирования, бесед со студентами и преподавателями, анализа студенческой успеваемости.

Была разработана система консультаций студентов, нацеленная на развитие эстетической компетентности в условиях проектной деятельности. Консультации проходили в форме подготовки, проведения и обсуждения конкретных проектов. Регулярная диагностика позволила студентам дать самооценку уровня развития эстетической компетентности.

Было оценено восприятие речи преподавателей Академии социального образования. Студенты отметили такие критерии речи преподавателей, как выразительность, богатый словарный запас, эмоциональное произнесение, правильность речи, соблюдение норм речи. Способность выделить данные характеристики говорит о высоком уровне эстетического восприятия речи студентами. Для высокого уровня характерны умения выделить эстетические цели в речи преподавателя, эстетическую окрашенность произношения, положительный эмоциональный фон занятий - 78%.

18% студентов смогли назвать лишь отдельные характеристики эстетического в речи. Средний уровень характеризуется адекватностью восприятия речи. Преобладает эмоциональный словесно-логический анализ выступлений.

Для 4% студентов характерен низкий уровень эстетического восприятия речи. При ответе ограничились односложными характеристиками или затруднялись с ответом. По мнению студентов, эстетика речи заключается в «красоте русского слова, в построении фразы, в умении красиво, правильно построить предложение, фразу»; «в правильной красивой речи, соответствии литературным нормам языка». В своих ответах студенты отмечали образность, красочность речи. На основании анкет студентов были выделены критерии эстетически значимой речи: умение поставить цели эстетического развития; выбор эстетически выразительного материала, четкая структура речи, использование выразительных средств, богатый словарный запас, умение создать положительных эмоциональный фон, интонационная оформленность речи, логические ударения.

Показателями эстетического восприятия являются адекватность замыслу высказывания, соотношение интеллектуального и эмоционального, целостность. Эмоциональную сферу личности обогащают эстетические чувства.

Исследования показали, что положительное эмоциональное отношение вызывают учебные занятия, где есть активизация творческой деятельности, интенсивность занятий, увлеченность преподавателя своим предметом, яркая образность и эмоциональность изложения материала, выразительная и правильная речь преподавателя. Характерным для студентов является эмоциональное отношение к преподавателям. Эстетические чувства студентов оцениваются на основании следующих показателей: адекватность воспринимаемому; сила - устойчивость, особенности соотношения интеллектуального и эмоционального.

Соотношение показателей эстетических чувств позволяет говорить о двух условных типах: «эстетическом» и «интеллектуальном». Для «эстетическо-

го» типа характерно эмоциональное восприятие. Эстетические чувства достаточно сильны. В речи преобладают выразительные средства. Речь эмоциональна, интонационно оформлена. Для «интеллектуального» типа характерен словесно-логический тип восприятия. Эмоциональный отклик несколько слабее. Выразительные средства адекватны объекту. Построение речи четкое, лишено эмоциональных отступлений. Речь правильная, нормированная.

На основании анкет и творческих работ студентов была прослежена динамика эстетических качеств студентов: потребностей, чувств, знаний. Каждый блок оценивался по четырехбалльной шкале: высокий уровень - 4 балла, средний уровень - 2-3 балла, низкий уровень - 0-1 баллов.

Сравнительный эксперимент учитывал, как изменилось качество эстетического восприятия студентов, эмоционально-эстетической оценки проектов, качество проектной деятельности студентов. Учет эстетических возможностей проектной деятельности позволяет существенно повысить уровни развития эстетической компетентности студентов.

Экспериментальное исследование показало, что учет факторов развития эстетической компетентности студентов в условиях проектной деятельности способствует развитию эстетических качеств, следовательно, развитию эстетической компетентности студентов.

Библиографический список

1. Богданова, О. Г. Развитие творчества студентов как педагогическая проблема в вузах развитых капиталистических стран [Текст] / О. Г. Богданова, В. М. Маршева, Н. П. Обухова // Под науч. ред. В. И. Андреева и М. Г. Гарунова. -М., 1988. - 44 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.