Научная статья на тему 'Развитие эстетической компетентности студентов в условиях творческой деятельности'

Развитие эстетической компетентности студентов в условиях творческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СРЕДА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СРЕДСТВА ИСКУССТВА / AESTHETIC COMPETENCE / DEVELOPMENT / CREATIVE ACTIVITY / SELF-REALIZATION / ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / MEANS OF ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поселягина Лариса Вячеславовна

Статья посвящена проблеме развития эстетической компетентности студентов в условиях творческой деятельности на примере будущих психологов социальных педагогов. Обсуждаются факторы, оказывающие влияние на функционирование системы эстетического образования. Показано, что эстетическая компетентность личности является результатом развития творческого воображения, творческой деятельности, художественно-эстетического восприятия мира, эмоционально-чувственных реакций в сфере художественно-эстетического, а также культурно-эстетических установок. Выявлены условия развития эстетической компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS’ AESTHETIC COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF CREATIVE ACTIVITY

The article is devoted to the problem of students’ aesthetic competence development in the conditions of creative activity by the example of future psychologists social pedagogues. The factors affecting the functioning of the aesthetic education system are discussed. It is shown that the aesthetic competence of an individual is the result of the development of creative imagination, creative activity, artistic and aesthetic perception of the world, emotional and sensual reactions in the sphere of the artistic and aesthetic, as well as cultural and aesthetic attitudes. The conditions for the development of the aesthetic competence are revealed.

Текст научной работы на тему «Развитие эстетической компетентности студентов в условиях творческой деятельности»

Поселягина Лариса Вячеславовна

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена проблеме развития эстетической компетентности студентов в условиях творческой деятельности на примере будущих психологов - социальных педагогов. Обсуждаются факторы, оказывающие влияние на функционирование системы эстетического образования. Показано, что эстетическая компетентность личности является результатом развития творческого воображения, творческой деятельности, художественно-эстетического восприятия мира, эмоционально-чувственных реакций в сфере художественно-эстетического, а также культурно-эстетических установок. Выявлены условия развития эстетической компетентности. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2017/12-3/57.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 12(78): в 4-х ч. Ч. 3. C. 201-205. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2017/12-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@aramota.net

3. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 2-8.

4. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие. М.: Академия, 2013. 336 с.

5. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. М.: Высшее образование, 2009. 566 с.

6. Мильруд Р. П. Культурное самоопределение личности в образовательном курсе английского языка // Иностранные языки в школе. 2016. № 7. С. 2-8.

7. Панкратова Е. А. Методическое описание правовой культуры: монография. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2012. 89 p.

8. Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. № 3. С. 17-24.

9. Сафонова В. В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам. М.: Высшая школа; Амскорт Интернэшнл, 1991. 305 с.

10. Сысоев П. В. Концепция языкового поликультурного образования (на материале культуроведения США): монография. М.: Еврошкола, 2003. 406 с.

11. Сысоев П. В. Культурное самоопределение обучающихся в условиях языкового поликультурного образования // Иностранные языки в школе. 2004. № 4. С. 17-25.

12. Тер-Минасова С. Г. Преподавание иностранных языков в современной России: «Нужно подумать...» // Иностранные языки в школе. 2015. № 11. С. 21-29.

13. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2000. 496 с.

14. Pankratova Е. А. A methodological model of professional culture in teaching English with a focus on cross-cultural communication // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts. SGem2014 Conference Proceedings (Albena, Bulgaria, 1-10 September, 2014). Albena, 2014. P. 599-605.

MODELING CULTURAL SPACE IN THE REGIONAL COMPONENT OF A FOREIGN LANGUAGE TEXTBOOK (BY THE EXAMPLE OF THE CULTURAL AND HISTORICAL HERITAGE OF MUROM)

Pankratova Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Murom Institute (Branch) of the Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs

elena-pan @mail. ru

The article is devoted to the problem of elaborating the content of a regional component of a foreign language textbook. It is proposed to model the cultural space, guided by the value approach, according to which national values as the content basis of the projected component are represented through the local specificity of their realization by the example of Murom in the Vladimir region. This approach contributes to the preservation and development of students' national identity in the context of cross-cultural communication.

Key words and phrases: foreign language textbook; regional component; value approach; national values; national identity; cross-cultural communication.

УДК 378.22

Статья посвящена проблеме развития эстетической компетентности студентов в условиях творческой деятельности на примере будущих психологов - социальных педагогов. Обсуждаются факторы, оказывающие влияние на функционирование системы эстетического образования. Показано, что эстетическая компетентность личности является результатом развития творческого воображения, творческой деятельности, художественно-эстетического восприятия мира, эмоционально-чувственных реакций в сфере художественно-эстетического, а также культурно-эстетических установок. Выявлены условия развития эстетической компетентности.

Ключевые слова и фразы: эстетическая компетентность; развитие; творческая деятельность; самореализация; среда; психолого-педагогические условия; средства искусства.

Поселягина Лариса Вячеславовна, к. пед. н., доцент

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова Livnevy@mail. т

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее время актуальными являются проблемы контроля качества педагогических систем. Значимой является оценка эффективности результатов взаимодействия участников образовательного процесса. Эффективность понимается как отношение эффекта деятельности системы или человека к затраченным на достижение

этих результатов материальным и духовным ресурсам. Под эффективностью социальной системы общества обычно понимается создание оптимальных условий для развития индивидуальности, повышение качества предоставляемых образовательных услуг и т.д. При этом следует отметить, что наиболее объективная оценка эффективности социальных систем определяется на основании происходящих изменений в системе образования. Для этого необходимо обращать внимание на различные критерии эффективности системы, в частности критерии социального, личностного развития индивидуальности, социально-психологический микроклимат образовательного учреждения и др. На эффективность социальной системы оказывают влияние различные факторы: природные, человеческие, социально-экономические, экологические и т.д.

Одним из компонентов социальной системы общества является эстетическое образование подрастающего поколения. Для того чтобы производить объективную оценку эффективности социальной системы, необходимо учитывать результаты развития составляющих ее подсистем, в частности эстетического образования. От уровня развития составляющих подсистем и их взаимного влияния зависит в целом развитие общего показателя. Развитие системы осуществляется с учетом основных, частных и комплексных тенденций.

Тенденция (от лат. tendo - «направляю», «стремлюсь») - способность определенных событий развиваться в конкретном направлении. Основная тенденция - это усреднённый показатель, который применяется для представления групп данных, которые обозначаются одним числом. Частная тенденция выражает какую-либо отдельную часть, подробность чего-либо целого, общего. Комплексная тенденция представляет собою комплекс чего-либо; объединяет целую группу предметов, объектов, явлений, процессов и т.п.

В современных условиях подготовка специалиста основывается на требованиях рынка труда. Ориентация на дальнейшую востребованность выпускника в обществе, его мобильность, умение адаптироваться к меняющимся условиям, на саморазвитие профессиональных компетенций, в том числе и в сфере эстетического, является основой современного образования. Как справедливо замечает Г. В. Мухаметзянова, «профессиональное образование формирует трудовую направленность личности, её способность к определённому виду практической деятельности, содержащемуся в соответствующей профессии» [2, с. 9].

Профессиональная компетентность специалиста, очерчивающая совокупность критериев его оценки, представляет собой систему знаний в выбранной сфере деятельности. Профессиональная компетенция специалиста -это система знаний, умений и навыков, обеспечивающая профессиональную деятельность, реализацию компетентности личности на практике. В связи с этим развитие эстетической компетентности обучающихся будет являться одной из важнейших целей обучения, позволит студенту творчески подходить к выбранной сфере деятельности, видеть перспективы своей дальнейшей деятельности, получать удовольствие от труда, общения, учёбы. Эстетическую компетентность следует, на наш взгляд, рассматривать как составную часть эстетической культуры, способность личности распознавать эстетическое в действительности и искусстве. Она предполагает наличие мотивации осуществлять деятельность согласно законам простоты, гармонии и красоты, способности к творческой деятельности, потребность в саморазвитии эстетической культуры индивида.

Эстетическая компетентность тесно связана с понятиями «творчество», «творческая деятельность». Рассмотрим, как осуществляется развитие эстетической компетентности в условиях творческой деятельности.

Движущей силой творческой деятельности является стремление личности к самоактуализации, к реализации своего потенциала. Творчество берёт своё начало также и в чувствах, проявляющихся в сфере эстетического. Творческая деятельность - «это деятельность по созданию нового, оригинального» [6, с. 478]. Реализация творческих усилий и самореализация личности являются целью творческой деятельности. Свой личный опыт эстетических переживаний студенты приобретают, переживая в учебной деятельности эстетические чувства, в последующем этот опыт пригодится в профессиональной деятельности. Знание теории подкрепляется практическими умениями: для психолога - социального педагога необходимо уметь проводить тренинги, осуществлять консультирование обучающихся, проводить диагностику и коррекцию развития воспитанников, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Психологическое консультирование, коррекция развития воспитанников развивают у будущих психологов - социальных педагогов умение формировать эмоциональную сферу обучающихся, их творческие способности.

Нами была поставлена задача выявить условия развития эстетической компетентности студентов средствами творческой деятельности.

Нельзя не согласиться с утверждением Н. Роджерс, что «проживание» творческого процесса - это «путь к самораскрытию, самоуважению, доверию к себе» [5, с. 72]. Развитие эстетической компетентности личности предусматривает развитие таких компонентов, как творческое воображение, творческая деятельность, художественно-эстетическое восприятие мира, эмоционально-чувственные реакции в сфере художественно-эстетического, культурно-эстетические установки.

Творческое воображение нацелено на развитие нового эстетического окружения. Оно необходимо для творческой деятельности человека, в процессе которой создаётся что-то новое. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, сначала надо преобразовать её мысленно. Деятельностью творческого воображения является художественно-эстетическое восприятие мира. Деятельность воображения является переработкой данных, которые даются ощущениями и восприятиями.

Эмоционально-чувственные реакции в сфере эстетического - это проявления отношения человека, которое зарождается в процессе восприятия. Диагностика и самодиагностика развития эстетической компетентности студентов способствуют совершенствованию процесса профессиональной подготовки будущих выпускников.

Нами разработана модель развития эстетической компетентности студентов, которая представлена на Рис. 1.

Рисунок 1. Модель развития эстетической компетентности студентов

Большую роль в развитии эстетической компетентности студентов играет владение преподавателями приёмами и способами эстетического обогащения среды занятий, тренингов, консультаций [1]. Эстетическая среда может быть сформирована за счёт интеграции живописи, художественной литературы, театра, музыки, архитектуры, кино, хореографии.

Рассмотрим психолого-педагогические условия развития эстетической компетентности студентов средствами искусства.

Как известно, особенности восприятия произведения художественной литературы обусловлены множественностью возможных толкований текста, связанных с образностью самого слова, взаимодействием замысла автора и психологической готовности читателя, слушателя, зрителя воспринять его. При этом педагог прибегает к анализу художественного произведения в историческом контексте, обращается к личности самого творца, раскрывает качества личности литературных героев. Специфика восприятия литературных произведений заключается в том, что у читателя под воздействием слова возникают художественные образы, не воспринимаемые зрением и слухом. Для этого необходима большая предварительная работа по развитию воссоздающего воображения, ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости.

Цвет, сочетание цветов в картине (колорит), свет, объём, пространство, характер линий, рисунок, композиция, сюжет, ритм относят к выразительным средствам живописи. Изобразительное искусство позволяет видеть яркие зрительные образы, вводит в потрясающий мир красок, является одной из форм познания действительности.

Музыка передаёт звуки окружающего нас мира, человеческие чувства, тончайшие движения человеческой души. Чтобы услышать музыку, необходимо уметь воспринять её характер, эмоциональный тонус, охватывать музыкальное произведение как неразрывное художественное целое всех составляющих его выразительных средств, проследить процесс развития музыкального действия, совершающийся в каждом произведении. Освоение этих элементарных основ слушания и понимания музыки требует большой вдумчивой, подлинно творческой работы.

В хореографии чувства, настроения человека выражаются в пластической художественно-образной форме. Прекрасное в танце заключено в единстве формы и содержания, гармонии, координации движений, композиции, пластике.

В архитектуре сочетаются утилитарные, технико-экономические и художественные стороны в их гармонии и единстве. Для обучающихся значимым является получение знаний о разных архитектурных стилях. Архитектуру уподобляют музыке, которая остановилась на мгновение. Это - летопись истории человечества,

увековеченная в камне. Градостроительство сравнивают с симфонией в архитектуре. Архитектура позволяет увидеть историю народа, мысли, чувства наших предшественников. Выразительными средствами в архитектурной композиции являются масштаб, пропорции и ритм. Архитектурный масштаб рассматривается как мера расчлененности композиции, крупности ее форм по отношению ко всему зданию. Пропорции - это определенная система отношений частей и форм архитектурного сооружения между собой и целым. Данная система отношений способствует созданию соразмерности, гармонической согласованности частей и форм сооружения.

Многие явления окружающей природы и жизнь человека определяются таким свойством, как ритм. Повторение и чередование соразмерных элементов мира - одно из важных средств художественной выразительности. В архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве чувство ритма вызывается чередованием элементов в пространстве. Следует отметить, что это - ритм статичный. Вместо временных характеристик используются протяженность и последовательность в пространстве. Для архитектуры ритм является средством выражения динамики процессов, организованных с ее помощью, и динамических усилий в конструкциях. Следующей особенностью становится декоративное оформление построек, их цветовое решение.

Кино является синтетическим видом искусства. Оно включает в себя средства выразительности разных видов искусства, таких как музыка, изобразительное искусство, хореография, театр, архитектура и др. У кино есть свои средства выразительности. С помощью художественных средств кино выражаются тема и идея фильма. К выразительным средствам этого вида искусства относятся «содержание, идейный замысел фильма, выраженный в сценарии; композиция фильма; мастерство режиссера, оператора, актеров, воплощающих в своей игре образы киногероев; картины быта, ритм и темп, пейзаж, музыка, натурные звуки, движущиеся изображения, мизансцена, монтаж, спецэффекты, цветокоррекция, саундтрек» [3, с. 293]. Лучшие фильмы и телепередачи проникнуты верой в человека, рассказывают о значимых событиях и героических людях, учат быть честными, мужественными, любить жизнь и людей, чувствовать прекрасное и бороться против безобразного [4].

Развитие эстетической культуры в процессе творческой деятельности осуществляется посредством комфортной, эстетически выразительной среды, предоставления студентам свободы в выражении эстетических чувств, открытости опыту эстетического выражения эмоций, чувств будущих психологов - социальных педагогов. Барьерами, препятствующими развитию эстетической культуры в процессе творческой деятельности, являются внутренняя и внешняя критика, страх быть хуже других в выражении эстетических чувств и в эстетически выразительной деятельности. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся создает возможности для преодоления барьеров в развитии будущих профессионалов.

Нами был организован и проведён эксперимент по выявлению частных факторов развития эстетической компетентности студентов в условиях аудиторных занятий и педагогической практики (см. Рис. 2). В контрольной группе - 90 человек, в экспериментальной группе - 35 человек. В эксперименте принимали участие студенты 1-5 курсов.

4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

3,50

2,39 2,32

1,98

] констатирующии эксперимент

□ формирующий эксперимент

12

1 - начало эксперимента; 2 - конец эксперимента

Рисунок 2. Динамика развития эстетической компетентности студентов контрольной и экспериментальной групп: 1 - начало эксперимента; 2 - конец эксперимента

Констатирующий эксперимент показал, что на формирование эстетической компетентности студентов большее влияние оказали такие факторы, как природа, труд, искусство, общение, учебная деятельность - 51,22%. Степень влияния эстетических возможностей учебных курсов и практики составила 48,88% (см. Рис. 3).

На Рис. 4 показана степень влияния выявленных нами частных факторов на развитие эстетической компетентности студентов - будущих психологов и социальных педагогов. Внешние факторы оказывают небольшое влияние - 11,77%, тогда как степень влияния выявленных нами частных факторов составила 88,23%. Эксперимент выявил качественное и количественное повышение уровня развития эстетической компетентности студентов в условиях их творческой деятельности.

51,22

48,88

□ Степень влияния общих факторов □ Степень влияния преподавания предметов и практики

Рисунок 3. Влияние факторов на развитие эстетической компетентности студентов контрольной группы, %

11,77

88,23 .

□ Степень влияния общих факторов □ Степень влияния преподавания предметов и практики

Рисунок 4. Влияние факторов на развитие эстетической компетентности студентов экспериментальной группы, %

Итак, реализация эстетического начала в учебной и научно-исследовательской деятельности обучающихся возможна при соблюдении следующих условий:

- высокий уровень эстетической компетентности педагога;

- тщательный отбор произведений искусства, теоретического материала с целью развития культуры воспитанников;

- обращение к личностям известных деятелей искусства;

- активизация самостоятельной проектной деятельности в сфере эстетического;

- применение анализа и оценки произведений искусства;

- установление взаимосвязей между художественными образами, изображением прекрасного в различных видах искусства.

Список источников

1. Курьяков И. А., Шамис В. А., Шарипова Н. А. Деловая игра и целесообразность ее использования в современных условиях // Сибирский торгово-экономический журнал. 2014. № 1 (19). С. 61-67.

2. Мухаметзянова Г. В. Профессиональное образование: системный взгляд на проблему / отв. ред. Н. Б. Пугачева. Казань: Идел-Пресс, 2008. 608 с.

3. Поселягина Л. В. Роль медиа-образовательных технологий в развитии культуры студентов // Образование и саморазвитие. 2015. № 3 (45). С. 292-296.

4. Поселягина Л. В., Маврин С. А. Эстетическая культура как категория русской национальной педагогики: монография. Омск: Изд-во ОмГА, 2016. 164 с.

5. Роджерс Н. Фасилитация творчества // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 64-73.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001. 720 с.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' AESTHETIC COMPETENCE IN THE CONDITIONS OF CREATIVE ACTIVITY

Poselyagina Larisa Vyacheslavovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov Livnevy@mail. ru

The article is devoted to the problem of students' aesthetic competence development in the conditions of creative activity by the example of future psychologists - social pedagogues. The factors affecting the functioning of the aesthetic education system are discussed. It is shown that the aesthetic competence of an individual is the result of the development of creative imagination, creative activity, artistic and aesthetic perception of the world, emotional and sensual reactions in the sphere of the artistic and aesthetic, as well as cultural and aesthetic attitudes. The conditions for the development of the aesthetic competence are revealed.

Key words and phrases: aesthetic competence; development; creative activity; self-realization; environment; psychological and pedagogical conditions; means of art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.