Научная статья на тему 'Развитие эмоциональной стабильности у студентов вуза с помощью арт-терапии'

Развитие эмоциональной стабильности у студентов вуза с помощью арт-терапии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
453
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / АРТ-ТЕРАПИЯ / СТУДЕНТЫ ВУЗА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пек Екатерина Анатольевна, Кутбиддинова Римма Анваровна

В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования развития эмоциональной стабильности у студентов вуза с помощью арт-терапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эмоциональной стабильности у студентов вуза с помощью арт-терапии»

Диаграмма 1.

Результаты обследования связной речи дошкольников с ЗПР в констатирующем эксперименте.

экспериментальная группа

II

ш

Диаграмма 2.

Результаты обследования связной речи дошкольников с ЗПР в контрольном эксперименте.

экспериментальная группа

Результаты, представленные в таблице, показывают, что в экспериментальной группе положительные сдвиги в овладении навыком связной речи наблюдаются у 60% детей, в контрольной группе только у 40%. При сравнении диаграммы 1 и диаграммы 2 заметны результаты овладения детьми различными видами связной речи. Количественно изменились группы детей, показавших низкий, средний и, что особенно важно, высокий уровни развития связной речи.

Таким образом, в результате проведенного исследования подтверждена правомерность выдвинутой гипотезы, поставленные задачи решены, доказано их соответствие цели исследования. Результаты проведённого исследования показали, что разработанная нами система коррекции связной речи у дошкольников с задержкой психического развития является достаточно эффективной.

Список литературы

1. Лебединская К.С. Задержка психического развития./Хрестоматия. Детская патопсихология. -М., 2000. - С.50.

2. Леонова Н.А. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Начальная школа. -2008. - № 2. - С. 6-7.

3. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний возраст). М.: Владос, 1997.-307 с.

4. Ульенкова, Ульяна Васильевна. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов по специальностям "Специальная психология", "Специальная дошкольная педагогика": доп. УМО вузов РФ / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2007. - 176 с. - (Высшее профессиональное образование).

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА _С ПОМОЩЬЮ АРТ-ТЕРАПИИ_

Пек Екатерина Анатольевна

магистрант 1 курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» профиль «Психологическое консультирование в образовании» ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, РФ Кутбиддинова Римма Анваровна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Сахалинский государственный университет»

г. Южно-Сахалинск, РФ

Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.

В.А. Сухомлинский

АННОТАЦИЯ:

В статье рассматриваются теоретические аспекты исследования развития эмоциональной стабильности у студентов вуза с помощью арт-терапии.

Ключевые слова: эмоциональная стабильность, арт-терапия, студенты вуза.

В современном мире различные обстоятельства, события экономической, политической и семейной жизни людей не редко порождают психологические проблемы и переживания, с которыми не просто справиться человеку самостоятельно. В темпе непрерывно бегущих дел люди зачастую забывают заботиться о своем душевном спокойствии и психическом здоровье.

Развитие эмоциональной стабильности является одной из актуальных проблем в психологической науке и практике. В последнее время все больше возрастает количество людей, испытывающих нарушения в эмоциональной сфере, которые оказывают сильнейшее воздействие на разум и тело человека. Вследствие этого, возникают трудности в адаптации к новым условиям повседневности, ощущается дисгармония межличностных, семейных, родительско-детских отношений, стрессовые реакции т.д.

Стоит отметить, что человек в определенной степени эмоционален, а для некоторых всплески эмоций являются разрядкой психоэмоционального напряжения. Каждый человек реагирует на событие по-своему. Одни переживают его с лёгкостью, другие - фрустрируются и не могут найти выход из сложившейся ситуации. Преобладание негативных эмоций ведет к дезорганизации психической деятельности, истощению психических ресурсов личности, что приводит к эмоциональной нестабильности.

Эмоционально нестабильная личность склонна проявлять тревожность, нервозность и де-прессивность. Такие люди, как правило, испытывают некоторую неуверенность в себе и, оказываясь в стрессовой ситуации или подвергаясь критике, теряют контроль над своими эмоциями.

В. А. Жмуров в «Большой энциклопедии по психиатрии», пишет о том, что эмоциональная стабильность является характеристикой эмоционально зрелого человека, чьи эмоциональные реакции адекватны ситуации и непротиворечивы, последовательны от одного набора обстоятельств к другому. Для эмоционально стабильной личности характерны такие качества как выдержанность, эмоциональная зрелость, спокойствие, устойчивость в интересах, работоспособность, ориентированность на реальность и др. Существуют и другие определения эмоциональной стабильности, однако этого достаточно, чтобы представить себе целостную картину спокойного состояния человека: состояние в котором человек стабилен, устойчив к стрессовым ситуациям, работоспособен и кон-фликтоустойчивость.

Благодаря эмоциональной стабильности как качеству личности в сложных эмоциональных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности, такая перестройка ее побудительных, регуляторных и исполнительских

функций, позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности.

Развитию и укреплению эмоциональной стабильности могут способствовать арт-терапевтиче-ские занятия, основой которой выступает художественная практика, поскольку в ходе арт-терапевти-ческих занятий личность вовлекаются в изобразительную деятельность.

Дать однозначное определение арт-терапии довольно трудно, потому что оно в определенной мере зависит от теоретических представлений и области практической деятельности, от характерных для той или иной страны моделей арт-терапии и степени их «зрелости».

Можно привести примеры различного понимания арт-терапии представителями ее различных школ и направлений. Одна из родоначальниц американской арт-терапии - М. Наумбург - подчеркивала, что «арт-терапевтическая практика основана на том, что наиболее важные мысли и переживания человека, являющиеся порождением его бессознательного, могут находить выражение скорее и виде образов, чем в словах... Приемы арт-терапии связаны с представлением о том, что в любом человеке, как подготовленном, так и неподготовленном, заложена способность к проецированию своих внутренних конфликтов в визуальные формы. По мере того как пациенты передают свой внутренний опыт в изобразительном творчестве, они очень часто становятся способными описывать его в словах...».

Арт-терапия связана с созданием визуальных образов, и этот процесс предполагает взаимодействие между автором художественной работы, самой художественной работой и психотерапевтом. Хотя арт-терапия, также как и любой иной вид психотерапии, связана с осознанием неосознаваемого психического материала, в арт-терапии этому способствует богатство художественных символов и метафор.

Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств: музыкотерапия, танцевальная терапия, драмотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, мас-котерапия, этнотерапия, игротерапия, цветотера-пия, фототерапия, куклотерапия, оригами и тому подобное. Кроме того, каждый из этих видов имеет множество арт-терапевтических техник, которые применяются для решения внутренних и межличностных конфликтов, кризисных ситуаций, травм, невротичных и психосоматических расстройств и др.

Одним из наиболее распространенных видов арт-терапии является изотерапия (рисунок, лепка) -лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.

Изотерапия широко используется в психокор-рекционной, психотерапевтической практике и специальной психологии. Применение изотерапии в психологии в большей мере обусловлено коррекци-онно-профилактическими задачами. Арт-терапия дает положительные результаты в работе с детьми и взрослыми с различными проблемами - психосоматическими заболеваниями, задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях арт- терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая человеку справиться со своими психологическими проблемами.

Чаще всего арт-терапия имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность, и на первый план выходят задачи развития и социализации - это забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности.

При занятии «арт-терапией» эмоции от той или иной картины, продукта деятельности у каждого человека будут свои, и основаны они на пережитом опыте, ассоциациях и собственной эмоциональной базе восприятия мира. Также стоит отметить, что при создании картин большая роль их эмоциональному восприятию отводится символам и выбранной цветовой гамме.

Применение со студентами арт-терапии имеет свои особенности и положительные черты: помогает актуализировать внутренний потенциал человека, составляющий основу позитивных трансформаций личности. Во время индивидуальной арт-те-рапевтической работы фокус внимания студента обращен к индивидуальному внутреннему миру, собственным мыслям, эмоциям, чувствам и желаниям. По мнению ученых, методы арт-терапии базируются на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он спонтанно, не задумываясь, творит, рисует, пишет картину, лепит скульптуру (М. Либ-манн, М. Наумбург, К. Рудестам и др.). Причем при этом не требуется специальных способностей, а используются элементарные художественные средства.

Во время творческого процесса студент не должен беспокоиться о красоте и идеальности, создаваемых образов, Скорее важен сам процесс освобождения от негативных чувств и переживаний. В процессе создания арт-продукта студенты обращаются к символам индивидуального и коллективного бессознательного, глубинным символам личности. Через создание творческого продукта молодые люди соприкасаются не только с собственным внутренним миром, а также с внешним миром.

Это взаимодействие обладает мощным терапевтическим потенциалом, способствуя успешной индивидуализации и социализации личности. Таким образом, можно сказать, что арт-терапия в образовании - это технология личностного роста студента. Именно в процессе арт-терапевтической работы, как показали результаты нашего исследования, создаются базовые условия для развития

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #4 (49), 2018 необходимых профессиональных и личностных качеств, так называемой «триады К. Роджерса»: конгруэнтность как искренность, естественность, открытость, доверие к себе, своему опыту и возможностям; принятие другого человека как личности, уважение к нему, его индивидуальным особенностям, вера в его позитивный потенциал и успех; понимание как адекватное видение другого, его состояния, динамики внутренней жизни; эмпатия, глубокое сопереживание, сочувствие.

Арт-терапевтическое занятие ориентировано на обучение студентов инновационной технологии в сочетании с терапией личности.

Групповая арт-терапевтическая работа способствует развитию открытости, коммуникабельности и доверительности.

Применение арт-терапии со студентами психологического факультета позволяет лучше понять себя и свой внутренний мир, что эффективно сказывается на формировании профессиональных компетенций будущего психолога.

Можно утверждать, что включение теории и практики арт-терапии в систему образования психологов отвечает фундаментальной потребности человека в самоактуализации - раскрытии и совершенствовании возможностей, утверждении индивидуально-неповторимого способа бытия.

Занимаясь арт-терапией, студенты становятся менее восприимчивы к негативным эмоциогенным факторам, способны контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции, становятся более эмоционально стабильными. Арт-терапия, способствует снижению обидчивости, замкнутости, негативизма и способствует росту эмоционального равновесия.

Можно говорить, о том, что арт-терапевтиче-ские занятия благоприятно воздействуют на эмоциональный фон человека, помогая справиться с негативными переживаниями, моделировать коммуникативный процесс как в общении с собственными произведениями, так и с окружающими людьми и помогает повысить чувство собственной значимости.

Список использованной литературы

1. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно. М.: Медицина, 2007. 168 с.

2. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г.

3. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности и одаренности. СПб.: Питер, 2009. 434 с.

4. Киселева М. В. Арт-терапия в психологическом консультировании: учебное пособие / М. В. Киселева, В. А. Кулганов. СПб.: Речь, 2012. 64 с.

5. Кутбиддинова Р.А. Использование арт-терапии с клиентами в кризисных состояниях // Актуальные вопросы помощи личности в кризисных состояниях: материалы Международной научно-практической конференции, Брест, 23-24 марта 2017 г.: в 2 ч. / Бресткий государственный университет им. А.С. Пушкина. Брест: БрГУ, 2017. Ч.1. С. 79-82.

6. Кутбиддинова Р.А., Лабунец Н.В. Повышение уровня эмоциональной устойчивости в зрелом возрасте при помощи изотерапии // Актуальные научные вопросы и современные образовательные технологии: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 июня 2013 г.: в 7 частях. - Часть 2 / М-во

обр. и науки РФ. - Тамбов: изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С. 96-99.

7. Щукина Е. Г. Эмоциональная неустойчивость как ведущий фактор формирования дезадап-тивного поведения студентов: Дис. канд. психол. наук: 19.00.03: Москва, 1998 174 с.

ОНЛАЙНОВОЕ ПРОСТРАНСТВО НАУЧНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Пьянкова Людмила Алексеевна

доцент, кандидат пед. наук, СибГИУ, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, г. Новокузнецк

АННОТАЦИЯ

Рассмотрены некоторые особенности онлайнового пространства научных коммуникаций, их ресурсы, достоинства и недостатки, представлен перечень онлайновых научных публикаций. ABSTRACT

Discusses some of the features of online scientific communication space, their resources, strengths and weaknesses, is a list of online publications.

Ключевые слова: коммуникация, онлайновое пространство научных коммуникаций. Keywords: communication, online scientific communication space.

Интенсивное развитие общества привело к тому, что XXI век по праву считается веком коммуникаций, протекающих в различных формах. Значительное движение в науку в конце 90-ых прошлого века, первой декаде нового столетия вызвало всплеск интереса к проблеме научных коммуникаций, пик которого был зафиксирован в этот же временной отрезок. Значительный вклад на фоне остальных исследований в разработку проблемы формирования и развития представлений о коммуникативных основах научного знания внесли труды социологов: И.Ф. Богданова, О.В. Бойченко, Т. Куна,

И. Лакатоса, К. Поппера, П. Фейерабенда [2-9]. Ключевое понятие можно дефинировать как сложную социокультурную систему, представленную взаимосвязанными между собой компонентами. В психологии под коммуникацией принято понимать процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. Эта цель и побуждает людей активно взаимодействовать с другими, решая с той или иной степенью продуктивности вопросы профессионального характера. Сущность научной коммуникации - поле для дискуссии, где встречаются оппоненты от социологии, психологии, философии, кибернетики и др. Наиболее перспективным в свете данной проблемы видится её онлайновый аспект решения, увеличивающий сеть профессиональных контактов, развивающий характер самой научной деятельности, максимально оперативно, эффективно и квалифицированно распространяющий научную информацию, являющийся современным эквивалентом традиционных форм научного общения.

Обсуждение данного вопроса стало возможным благодаря целому ряду публикаций, посвященных онлайновому пространству научных коммуникаций (А.Б. Антопольского, С.А. Блау, И.Ф. Богдановой, А.И. Жежель и др.) [1; 2].

Следует признать, что интенсивное развитие новых информационных технологий ставших аналогом распространения научной информации изменило структуру научного взаимодействия, актуализировало вопросы качества имеющихся средств научной коммуникации. Цифровое представление информации обладает значительным ресурсом фиксации, обработки, хранения и передачи данных, при этом арсенал средств для дистанционного доступа к информации стал шире и оперативнее. В этой связи интернет - это не только новое социально-психологическое явление нашей жизни, но и информационная среда и средство научных исследований и отображения процессов, происходящих на разных уровнях науки: организационном, институциональном и содержательном. Эта среда мони-торит не только успехи, но и провалы в отдельных областях научного знания, отображает личные контакты ученых через электронную почту, форумы, боги, чаты, позволяет решать проблемы трудоустройства, формирует резюме человека науки.

Особый интерес для научного сообщества представляют социальные технологии Веб 2.0, аутентичные традициям современного общества, расширяющие формат профессионального общения, стимулируя творческие способности участников взаимодействия, формируя контур развития современной науки. При этом сетевые журналы (блоги) не имеют большого признания в научной среде, поскольку эта форма общения ничего не добавляет к сложившейся системе научных публикаций. Из русскоязычных научных блогов пользуется популярностью ресурс «Элементы». Инструменты Web 2.0 измеряют форму научных дебатов. В известной мере развитие науки обусловлено форматом обсуждения проблематики, экспертизой достигнутого. Среди научных сайтов, выступающих своего рода фильтром контента с учетом мнений следует назвать SciRate, BioWizard. Важным инструментом онлайновых личных контактов ученых является обмен файлами. Так, у физиков с 1991 года

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.