Научная статья на тему 'Применение комплексного арт-терапевтического воздействия в социальной работе с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении'

Применение комплексного арт-терапевтического воздействия в социальной работе с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
592
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ / МОДЕЛЬ / СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Снадина Елена Николаевна

Статья посвящена проблеме отсутствия комплексной модели арт-терапевтического воздействия. Рассмотрена эффективность такого воздействия на детей из семей, находящихся в социально опасном положении. Выявлена и обоснована необходимость разработки комплексной арт-терапии. Главное достоинство такой модели заключается в том, что сочетанием различных методов, базирующихся на психологических и возрастных особенностях клиента, будет эффективнее достигнута главная цель арт-терапии гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение комплексного арт-терапевтического воздействия в социальной работе с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Снадина Е.Н.

Снадина Елена Николаевна - магистр, Педагогический институт им. В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет, г. Пенза

Аннотация: статья посвящена проблеме отсутствия комплексной модели арт-терапевтического воздействия. Рассмотрена эффективность такого воздействия на детей из семей, находящихся в социально опасном положении. Выявлена и обоснована необходимость разработки комплексной арт-терапии. Главное достоинство такой модели заключается в том, что сочетанием различных методов, базирующихся на психологических и возрастных особенностях клиента, будет эффективнее достигнута главная цель арт-терапии - гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Ключевые слова: комплексная арт-терапия, модель, социально опасное положение, интегративный подход, комплексная реабилитация.

Применение арт-терапии в социальной работе с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, позволяет лучше понять внутренний мир ребенка, его проблемы, переживания, так как этот метод не имеет ограничений, вызывает положительные эмоции, помогает преодолеть апатию, сблизиться с окружающими; служит способом освобождения от сильных переживаний, средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности; стимулирует самопознание и самовыражение, мобилизуют творческий потенциал и внутренние механизмы самоизменения. С детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, требуются особые методы работы, такие как профилактика, личностный рост и др. Для этого подходят методы арт-терапии, однако в России их применение сталкивается с рядом трудностей, в том числе недостаточностью опыта. Также стоит отметить проблему отсутствия комплексного арт-терапевтического воздействия, т.к. потенциал различных методик не используется в сочетании. Но именно комбинирование арт-терапевтических методов гораздо эффективнее в работе с клиентами. Комплексный подход арт-терапевтического воздействия не реализуется из-за недостаточных и ограниченных теоретических знаний арт-терапевта. Проблема обусловлена еще и тем, что на сегодняшний день методических разработок всех видов комплексного применения арт-терапии, аттестованных на государственном уровне для разных возрастных групп детей, в России не существует.

Арт-терапия является эффективным направлением в практике социальной терапии и психотерапии, а также в социальной работе. Арт-терапевтам следует понимать особенности процесса творчества, обладать профессиональными навыками невербальной, символической коммуникации и стремиться создавать для пациента такую рабочую среду, в которой он мог бы чувствовать себя достаточно защищенным для того, чтобы выражать сильные переживания. Эстетические стандарты в контексте арт-терапии не имеют большого значения. Основой арт-терапевтического взаимодействия являются выражение и конденсация неосознаваемого психического материала посредством любой творческой деятельности [2]. Но для усиления эффективности этого воздействия, следует именно комплексно воздействовать на ребенка.

Современная арт-терапия представляет собой интегративный подход, так как содействует реинтеграции личности и выходу из социально-психологической дезадаптации. Именно он может послужить основанием для создания комплексной арт-терапии, т.к. это творческий и многомерный синтез концепций, которые опредмечивают различные аспекты человеческой активности как в теоретико-методологическом, так и в исследовательском и психотехническом отношениях. Он предполагает консолидацию множества областей, школ, направлений, уровней знаний о человеке в смысловом поле психологии. Интегративный подход не отказывается от прошлого опыта исследования человека, который проводился в духовных традициях искусства, теологического, философского, эмпирического опыта, но использует его различные элементы в

новых комбинациях. Интегративный подход в психологии является принципиально новым смысловым пространством как для профессионалов (психологов, социальных работников, психотерапевтов), так и для их клиентов. Методологический фундамент интегративного подхода состоит из методологических принципов целостности, развития, нелинейного детерминизма, многомерности истины, позитивности, соотнесенности, онтологического плюрализма. Это методологические правила, которые указывают, каких путей и средств «научного» постижения следует избегать (негативная эвристика) и которыми следует двигаться (позитивная эвристика) [1].

В интегративном подходе мы начинаем понимать личность и группы как целостные, сложные, открытые, многокомпонентные системы, способные поддерживать гомеостазис, целесообразное взаимодействие со средой, способных к адаптации, саморазвитию и генерированию новых структур и подсистем в соответствии со сложившейся жизненной ситуацией и новыми условиями для существования.

Интегративный подход в психологии при взаимодействии с клиентом опирается на высшие этические ценности, которые инвариантны, то есть нечто неизменяемое, для всех культурных сообществ. Цель интегративного подхода, кроме объяснительной и концептуальной, достаточно прагматична - изменить структуры и формы сознания человека, обретающего в результате способность мыслить, рефлексировать и действовать адекватно в соответствующей социокультурной среде. Достижение гармонии внутри себя и со всем, что окружает -главный повод обращения к интегративному подходу в комплексной модели арт-терапии.

Как уже говорилось выше, в настоящее время в нашей стране существует проблема применения комплексной арт-терапии в работе с клиентами, т.к. нет оперативно проработанной модели. Можно сказать, что применение арт-терапевтических методик на практике происходит стихийно. Чаще всего арт-терапия лишь входит в комплексную реабилитацию, как один из методов. Примеров именно комплексной арт-терапевтической работы крайне мало, но и они не утверждены на государственном уровне.

Определим содержание понятия комплексность как связь, сочетание, полнота, системность, взаимосвязь анализа, планирования и управления. Соответственно, комплексное арт-терапевтическое воздействие должно основываться на сочетании различных приемов и методов арт-терапии, а также на принципе, предполагающем взаимодействие как специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков, так и на системном комплексном воздействии.

Использование комплексной арт-терапии с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, позволит социальному работнику лучше понять их психологические проблемы, т.к. сочетанием различных методов будет эффективнее достигнута главная цель арт-терапии, заключающаяся в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Эффективность комплексного арт-терапевтического воздействия повышается за счёт его сложности. Дети из семей, находящихся в социально опасном положении характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушениями в сфере самосознания, усугубление трудности в овладении учебных материалов, проявлениями грубого нарушения дисциплины. В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утраты своей ценности и ценности другого человека. Благодаря комплексному арт-терапевтическому воздействию такие дети лучше будут идти на контакт с социальным работником, и совместно с ним смогут разносторонне проработать все душевные переживания с помощью сочетания различных методик. Но так как работа с детьми из семей, находящихся в социально опасном положении, - это работа с разным возрастным контингентом, то и комплексная модель арт-терапии должна быть проработана по возрастным и психологическим особенностям. В каждой возрастной категории есть свои предпочтения в силу возрастных особенностей. И чем тщательнее будут продуманы сочетания методов, тем результативнее будут изменения личности ребенка.

Таким образом, с помощью комплексности арт-терапевтических методик будет возможна наиболее эффективная реабилитация, а также проведение грамотной психологической коррекции личности. Научившись творческим языком символов находить выход из тупиков, в которые ребенка ставит необходимость выстраивать отношения в детском коллективе, в семье, ребенок может научиться самостоятельно преодолевать внутренние конфликты, когда бы они не возникли: в детском, в подростковом возрасте или уже во взрослой жизни.

Квалифицированная помощь детям из семей, находящихся в социально опасном положении, требует объединения усилий специалистов по социальной работе, психологов и педагогов в разработке индивидуальных методик и моделей арт-терапии с каждым ребёнком, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Список литературы

1. Козлов В.В. Интегративная психология. Пути духовного поиска, или освящение повседневности. Психотерапия, 2007.

2. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. Москва: Когито-Центр, 2014.

3. Психологическая газета, статья «К проблеме парадигмы психологии», ссылка. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://psy.su/feed/2324/ (дата обращения: 17.03.2019).

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ИЗОТЕРАПИИ В ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Полуянова А.Н.

Полуянова Анастасия Николаевна — студент магистратуры, Направление: Социальная работа, Педагогический институт им. В.Г. Белинского, Пензенский государственный университет, г. Пенза

Аннотация: статья посвящена осмыслению вопроса - на сколько применима изотерапия и изучено ее влияние на детей в психосоциальной работе. Направление изотерапии появилось в первой половине XX века, но оно рассматривалось именно как лечение искусством. Показано, что изотерапия применяется в разных направлениях влияния на детей: для снятия психического напряжения, как способ осмысления действительности, как выявление трудновербализуемых проблем и как помощь нормальному психологическому развитию ребенка. Главное достоинство применения изотерапии в психосоциальной работе с детьми -это открытость для диалога с искусством и неосознанное "излечение" от психосоциальных проблем.

Ключевые слова: изотерапия, арт-терапия, психосоциальная работа, терапевт, социальный работник, художественное самовыражение, невербальная экспрессия, ребенок, психотерапия, изотерапевтическая методика.

УДК 364.01

В социальной работе с детьми важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Изотерапия позволяет ребенку вербализировать свои переживания, конфликтные ситуации и другие проблемы, связанные с психологическим состоянием ребенка, наиболее удобным способом для его психики. Изотерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько, насколько человек готов к ее переживанию.

Применение изотерапии в работе с детьми изучали многие авторы, но насколько они подходят в психосоциальной работе?

А.А. Осипова изучала, как используют рисование для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов [4, с. 135]. «Художественное самовыражение» неразрывно связано с укреплением психологического состояния ребенка, и поэтому может рассматриваться как значительный психологический и коррекционный фактор. Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

А.И. Копытин разработал методику, по которой ребенок с помощью изобразительной деятельности переосмысливает действительность и свое нахождение в ней [1, с. 195]. По тому что и как ребенок изображает на рисунке можно сделать вывод об уровне его интеллектуального развития и степени психической зрелости. Следует принимать во внимание, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. Это связано с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.