Научная статья на тему 'Развитие автономии студента в информационно-образовательной интернет-среде'

Развитие автономии студента в информационно-образовательной интернет-среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
305
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОНОМИЯ / ИНТЕРНЕТ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЯ / LEARNER AUTONOMY / INTERNET / INDEPENDENT WORK / SELF-DEVELOPMENT / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / INTERNET-TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раицкая Л. К.

В статье представлен анализ понятия «автономия» применительно к Интернету как информационно-образовательной среде, раскрываются противоречия и пути развития автономии студента в интернет-среде в условиях смены образовательных парадигм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Learner autonomy development in the internet-environment

The article analyses the notion 'learner autonomy' relating to the Internet as an educational information environment. The author considers ways and challenges for autonomy development at the time of educational paradigm change.

Текст научной работы на тему «Развитие автономии студента в информационно-образовательной интернет-среде»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ

ПЕДАГОГИКИ

РАЗВИТИЕ АВТОНОМИИ СТУДЕНТА В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕРНЕТ-СРЕДЕ

Л.К. Раицкая

Кафедра английского языка № 5 Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России Пр. Вернадского, 76, Москва, Россия, 119454

В статье представлен анализ понятия «автономия» применительно к Интернету как информационно-образовательной среде, раскрываются противоречия и пути развития автономии студента в интернет-среде в условиях смены образовательных парадигм.

Ключевые слова: автономия, Интернет, самостоятельная работа, самостоятельное развитие, индивидуальная образовательная траектория, интернет-технология.

Современный этап модернизации российского образования связан с изменением приоритетов в обучении — обучаемый (студент) становится центром процесса, а преподаватель, осуществляя контроль, чьи формы также меняются, оказывает помощь студенту в обучении, создании условий для самостоятельного развития и совершенствования. Ориентированное на студента обучение по-новому подходит к ответственности студента, который с большей долей самостоятельности определяет, как он обучается, и несет во многом ответственность за собственное обучение.

Тем самым происходит изменение роли преподавателя, который становится модератором, фасилитатором, тьютором, координатором, наставником, менеджером. Наблюдается смещение акцентов в обучении и поиск новых интегрированных принципов. Обучение в сотрудничестве, кооперативное обучение, обучение в контексте (конструктивизм), личностно ориентированный подход, деятельностно-активные или коммуникативно-деятельностные методы обучения, проблемное обучение, использование метода проектов и пр. позволяют студенту выбирать индивидуальную образовательную траекторию. Таким образом, повышается автономия студента в процессе обучения.

Понятие автономии включает:

— ситуации, в которых студенты обучаются самостоятельно;

— навыки, приобретаемые и используемые в самостоятельном обучении;

— присущую человеку способность, которая входит в противоречие и подавляется институциональным образованием;

— реализацию ответственности студента за собственное обучение;

— право студента определять направление собственного обучения.

До некоторой степени синонимичными терминами понятию «автономия» являются «независимость», «андрогогика», «самостоятельность», «саморазвитие», self-direction, awareness, self-development.

Термин «автономия» имеет противоречивые толкования среди педагогов, лингвистов и преподавателей, а также работников сферы образования.

Автономия может рассматриваться как психологическое отношение студента к процессу и содержанию обучения, способность критического мышления и переработки информации, принятия самостоятельных решений, независимость в действиях и высказываниях; автономия — это также желание обучаемого (студента) контролировать и отслеживать процесс собственного обучения. При генерализации понятия некоторые ученые считают, что автономный учащийся (студент) сам и независимо определяет цели и задачи обучения, выбирает методы, материалы, задания и упражнения, а также критерии оценки. Как справедливо отмечают отдельные авторы [6. C. 53], при автономии и у студента, и у преподавателя возникает заранее определенная ответственность за результаты учебного труда. Но в российской педагогике и образовании только делаются попытки создать механизмы для реализации данного принципа. Интернет-среда до некоторой степени представляет собой среду, позволяющую, при дозированном и методически обоснованном включении ее в учебный процесс (речь не идет о дистантном образовании), дать почувствовать студенту, что такое автономия, а также развивать автономию без ущерба для учебного процесса и его результатов. Интернет-среда характеризуется разнообразием технологий и ресурсов, значительная их часть может быть напрямую использована в образовании либо адаптирована для образовательных целей. В целом интернет-технологии в образовании можно классифицировать как синхронные и асинхронные (по времени коммуникации); информационные, коммуникационные, информационно-коммуникационные и сервисные (по основному назначению); универсальные и специальные (по доступности для широкой аудитории пользователей). Практически каждая из технологий имеет потенциал для развития автономии. Прежде всего автономия развивается, если студент самостоятельно планирует учебную, исследовательскую или иную деятельность с использованием интернет-технологий. Кроме того, автономия развивается при привлечении тех технологий, которые применяются в индивидуальной самостоятельной работе студента. Технологии, применяемые в групповых формах работы, не исключают влияние на автономию, хотя и в меньшей степени.

Все подходы и формулировки автономии подразумевают активное участие студента в процессе обучения, сопричастность к формированию этого процесса. Во многом такое определение автономии соответствует теории конструктивизма, суть которой заключается в том, что знания невозможно передавать обучаемому

в готовом виде, а необходимо создать условия «для успешного самоконструи-рования и самовозрастания знаний учащихся» [7].

Обучение, являясь конструктивным процессом, представляется как собственное взаимодействие с миром. Некоторые характеристики, которыми должен обладать учащийся (студент), представляются малореальными. Такой студент должен быть высокосознательным и постоянно мотивируемым, иметь всестороннее представление о процессе обучения, который не является сферой его будущей профессиональной компетенции, имеет достаточно полное представление о профессиональных и личных компетенциях, необходимых для формирования профессионализма.

Большинство авторов выделяют следующие основные характеристики автономного студента. Автономный студент имеет представление об учебном процессе, методах и стратегиях обучения; занимает активную позицию в процессе обучения; принимает на себя риски в процессе обучения (к рискам относится общение на иностранном языке, сопряженное с преодолением психологических барьеров, постоянное поддержание высокого уровня мотивации обучения, стремление к постоянному самосовершенствованию и пр.); развивает толерантное отношение к изучаемым дисциплинам; берет на себя ответственность за собственное участие в учебном процессе; определяет цели и задачи собственного обучения; обладает мотивацией в изучении дисциплин общеобразовательного и профессионального блоков, включая иностранный язык, и развивает эту мотивацию; обращает внимание в равной мере на форму и содержание процесса обучения; создает для своих целей справочную систему профессиональных дисциплин, регулярно анализируя и пересматривая имеющиеся у него знания, обобщая и уточняя их.

Следует отметить, что в реальной жизни студент не является автономным, он вырабатывает в себе качества и развивается в направлении автономии. Следовательно, преподаватель должен помочь студенту определить, какие цели должны быть им достигнуты, какими путями. Автономия достигается, таким образом, через участие студентов в образовательном процессе. При этом автономия является не целью процесса, а характеристикой, позволяющей достигать цели и выполнять задачи процесса обучения.

Среди перечисленных характеристик автономного студента некоторые вызывают обеспокоенность или недоумение. Автономный студент должен формировать и развивать общие и профессиональные компетенции, но при этом он должен быть достаточно компетентным в дидактике и методике преподавания различных дисциплин, что находится вне сферы его профессиональных интересов. Данное противоречие может быть преодолено, если учащийся, начиная со средней школы, будет обучаться учиться, будет знать, что представляет собой учебный процесс и учебная деятельность, будет уметь оценивать разные составляющие учебного процесса. Следовательно, в системе образования должны произойти системные изменения в сторону автономии, рефлексии, проектных форм обучения, а конструктивизм должен стать основой образования, которое перестанет механически передавать знания студентам.

Интернет-среда применительно к очному образованию может решить целый ряд проблем, связанных со становлением и развитием автономных качеств студента. Как правило, в очном образовании Интернет используется во внеау-

диторной работе. Студент должен самостоятельно или, например, при работе над проектом в группе решить поставленную задачу или выполнить определенное задание. Кроме того, будучи информационной средой, Интернет предоставляет студенту возможность осуществлять информационно-поисковую деятельность, заниматься исследовательской работой. Интернет представляется нам как эвристическая среда, следовательно, в определенных условиях (особенности личности студента, креативность, его мотивация, сформированность ряда общих и профессиональных компетенций, прежде всего, информационная и ИТ-компетентности, а также целевые установки, поставленные преподавателем или задачи: которые необходимо решить в рамках учебной деятельности) эта среда может способствовать развитию творческих способностей, а учебная деятельность может стать творческой деятельностью. Несомненно, вопросы творчества напрямую связаны с развитием автономии студента, поскольку творческая деятельность по своей природе самостоятельна.

Самостоятельная работа студентов или учащихся в процессе обучения до недавнего времени трактовалась как работа, выполняемая без участия преподавателя, «но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий» [1]. По мнению П.И. Пидкасистого, именно в самостоятельной работе достигается самая высокая активность студентов [4]. Однако в свете смены парадигм образования самостоятельная работа может трактоваться как работа, которая не только осуществляется студентом самостоятельно, но и самостоятельно планируется для достижения самостоятельно поставленных целей для реализации индивидуальной образовательной траектории. В то же время самостоятельная работа по заданию преподавателя при осознании всей иерархии целей может подвигнуть студента ко второму виду самостоятельной работы, рассмотренному выше.

Даже имея четкие указания и методику осуществления задания, студент должен самостоятельно спланировать свою работу, разбить ее на этапы и сформулировать задачи, решаемые на каждом этапе. Затем студент ищет варианты решения задач. Самостоятельность, или автономность студента, в данном случае также способствует освоению студентом эвристических моделей, а значит, помогает студенту в решении главной задачи образования — освоении моделей трансляции, поиска и создания новых знаний.

Интернет как информационно-образовательная среда характеризуется автономностью. Любая деятельность в Сети, даже письменная или устная коммуникация с использованием соответствующих интернет-технологий обладает чертами автономности. При этом психологический комфорт, выражающийся в отсутствии контроля и критики, отсутствии прямого физического контакта, являющегося психологическим барьером для многих студентов, достаточно высокая мотивация (поскольку интернет-среда не воспринимается как формализованная учебная среда даже при использовании Интернета в образовательных целях) выполнение заданий в домашней обстановке создают практически идеальные возможности для развития самостоятельности студента. Незначительными барьерами здесь могут стать техническая некомпетентность отдельных студентов, отсутствие представления

о технологии выполнения задания, а также нерасположенность к работе с интернет-технологиями, что свойственно прежде всего людем, предпочитающим гуманитарные науки или не имеющим склонности к технологиям и технике. Иногда высказывается мнение, что также велик процент нетехнологичных студентов среди женщин, но данное утверждение не имеет научных подтверждений. Более того, некоторые психологи считают, что среди молодых женщин процент ориентированных на технику и технологии в последние годы стремительно растет. Что касается других указанных выше ограничений, то они могут быть преодолены за счет совместной работы по оказанию помощи студентам преподавателей различных дисциплин, использующих работу в Сети, и преподавателей информатики. Скорее всего, с дальнейшим развитием информатизации общества интернет-технологии станут более доступными и популярными, а следовательно, они смогут еще в большей степени помогать студентам и преподавателям развивать автономию в обучении.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М.: Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР, 1961.

[2] Новиков А.М. Методология учебной деятельности. — М.: Эгвес, 2005.

[3] Новиков А.М. От педагогики индустриального к педагогике постиндустриального общества // http://www.anovikov.ru

[4] Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). — М.: Педагогика, 1972.

[5] Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: Монография. — М.: МГИМО Университет, 2007.

[6] Соловова Е.Н. методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход. — М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2004.

[7] Чошанов М. Процесс непрерывного конструирования и реорганизации // Директор школы. — 2000. — № 4. — Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент» // http://ecsocman.edu.ru/images/pubs/2004/09/27/

[8] Cooper J. The digital divide: the special case of gender // Journal of Computer Assisted Learning. — October 2006. — Vol. 22, Issue 5.

LEARNER AUTONOMY DEVELOPMENT IN THE INTERNET-ENVIRONMENT

L.K. Raitskaya

English Language Department No. 5 MGIMO-University at the Ministry for Foreign Affairs of the RF

Pr. Vernadskogo, 76, Moscow, Russia, 119454

The article analyses the notion ‘learner autonomy’ relating to the Internet as an educational information environment. The author considers ways and challenges for autonomy development at the time of educational paradigm change.

Key words: learner autonomy, Internet, independent work, self-development, individual educational trajectory, Internet-technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.