Научная статья на тему 'Развитие активного туризма в малых муниципальных образованиях: на примере Калининградской области'

Развитие активного туризма в малых муниципальных образованиях: на примере Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
947
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА / АКТИВНЫЙ ТУРИЗМ / ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ / ОЗЁРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ / DEVELOPMENT OF TOURISM / ACTIVE TOURISM / TOURISM INDUSTRY / KALININGRAD REGION / OZERSK CITY DISTRICT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Корнеевец В.С., Драгилева И.И.

Рассмотрены определения активного туризма, направления развития туризма в Калининградской области Российской Федерации. Проанализирована практика развития активного туризма на примере Озерского городского округа. Выделены задачи, которые могут быть решены посредством развития туризма на территории муниципального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Корнеевец В.С., Драгилева И.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF ACTIVE TOURISM IN SMALL MUNICIPALITIES: THE EXAMPLE OF THE KALININGRAD REGION

The article deals with the definition of active tourism, tourism development in the Kaliningrad region of the Russian Federation. We consider the practice of active tourism on the example of Ozersk city district. Select the task that can be solved through the development of tourism in the municipality.

Текст научной работы на тему «Развитие активного туризма в малых муниципальных образованиях: на примере Калининградской области»

УДК 338.48.

РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО ТУРИЗМА В МАЛЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ: НА ПРИМЕРЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В. С. Корнеевец, И. И. Драгилева

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград

THE DEVELOPMENT OF ACTIVE TOURISM IN SMALL MUNICIPALITIES: THE EXAMPLE OF THE KALININGRAD REGION

V. S. Korneevets, I. I. Dragileva

Рассмотрены определения активного туризма, направления развития туризма в Калининградской области Российской Федерации. Проанализирована практика развития активного туризма на примере Озерского городского округа. Выделены задачи, которые могут быть решены посредством развития туризма на территории муниципального образования. Ключевые слова: развитие туризма, активный туризм, индустрия туризма, Калининградская область, Озёрский городской округ.

The article deals with the definition of active tourism, tourism development in the Kaliningrad region of the Russian Federation. We consider the practice of active tourism on the example of Ozersk city district. Select the task that can be solved through the development of tourism in the municipality. Key words: development of tourism, active tourism, the tourism industry, the Kaliningrad Region, Ozersk city district.

Активный туризм как часть спортивного туризма в России, по данным Федерального агентства по туризму РФ, занимает существенную долю среди других видов туризма [5]. При этом с каждым годом популярность активного туризма возрастает.

Таблица 1

Виды туризма и их доля на российском рынке (внутренний туризм)

Виды туризма Доля на российском рынке,%

Культурно-познавательный 20

Пляжный 38

Деловой 18

Оздоровительный 7

Спортивный (экстремальный, горнолыжный и т. д.) 8

Круизный 3

Сельский 2

Экологический 1

Паломнический 1

Событийный 1

Другие виды туризма 1

Однако понятия активного туризма, используемые в различных источниках, пока не оптимизированы. Например, наиболее часто встречающееся определение активного туризма [1] сформулировано следующим образом: активные виды туризма предусматривают виды отдыха и путешествий, развлечений, спорта (лазание по скалам, спортивные игры, плавание на плотах по бурным рекам,

подводный туризм, сафари и др.), требующие значительного физического напряжения и доступные далеко не всем категориям туристов. С учетом новых тенденций развития туризма и сложившейся практики данное определение требует корректировки.

Во-первых, мы рассматриваем не активные виды туризма, включающие спортивный, экстремальный и некоторые другие виды туризма, а непосредственно активный туризм не как целевой туризм, а как программы активного отдыха или оздоровительных процедур, включаемые в целевые виды туризма.

Во-вторых, активный туризм ориентирован на все группы потребителей, включая маломобильные группы населения.

В-третьих, активный туризм не обязательно связан с высокой физической нагрузкой. В большей степени следует ориентироваться на дозированную спортивно-двигательную активность, которая предполагает допустимую физическую нагрузку для определенных групп потребителей. Фактически речь идет о спортивно-рекреационном аспекте такой деятельности.

Таким образом, под активным туризмом мы понимаем туризм, предусматривающий виды отдыха и путешествий, развлечений, спорта, требующие значительного физического напряжения, туризм с использованием активных видов путешествия и отдыха, туризм, ориентированный на спортивно-рекреационные аспекты туристских потребностей. Активный туризм чаще всего предполагает непрофессиональное занятие какими-нибудь видами спорта.

В Калининградской области туризм относится к одной из приоритетных отраслей региональной экономики. В настоящее время увеличение туристского потока на территорию Калининградской области составляет в среднем 7-10% в год за последние несколько лет. Эта цифра свидетельствует об устойчиво положительной динамике посещаемости региона туристами.

По данным областного правительства, в 2014 г. количество туристов (посетителей области с туристической целью) составило (по предварительным оценкам) 600 тыс. человек, а число пересечений границы (в обе стороны) — более 7,5 млн человек [4], а по предварительным данным, в 2015 г. количество туристов увеличилось до одного миллиона.

Проведенный анализ состояния въездного туристского потока в Калининградскую область показывает, что большинство туристов прибывают в регион из других субъектов Российской Федерации (87%), оставшаяся часть (13%) — в основном из стран СНГ и Евросоюза.

Российские туристы рассматривают посещение Калининградской области прежде всего в целях лечебно-оздоровительного и рекреационного туризма (48%) в сочетании с культурно-познавательным туризмом (28%). В структуре въездного иностранного туризма преобладает культурно-познавательный (46%) и деловой (35%) туризм. Внутренние туристы предпочитают пляжный отдых (34%) и лечебно-оздоровительный туризм (15%) в приморской зоне Калининградской области.

Для Калининградской области можно выделить следующие конкурентные преимущества региона, а также внешние обстоятельства, благоприятно влияющие на развитие туризма.

Возможности для развития туризма:

• выгодное географическое положение, позволяющее привлекать туристов как из России, так и из европейских стран;

• уникальный природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал;

• наличие опыта международного сотрудничества и долгосрочных проектов в сфере туризма.

Калининградская область подходит для развития многих видов туризма благодаря природным

ресурсам и географическому положению. Экспертные оценки показывают (табл. 2), что имеют хорошие перспективы для развития на территории Калининградской области активный и событийный туризм [6].

Для развития активного туризма можно рекомендовать следующее:

— повышение популярности активных видов туризма на территории Калининградской области;

— обеспечение доступности занятия активным туризмом людям с небольшим финансовым доходом;

— разработка программы по развитию активных видов туризма в Калининградской области;

— создание условий для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры активного туризма.

Таблица 2

Комплексная оценка основных показателей развития туризма в Калининградской области, баллы (от 1 до 5, максимальная оценка — 5 баллов)

Вид туризма Известность данного вида туризма Перспективы развития Наличие необходимой инфраструктуры Продолжительность пребывания туристов Расходы туриста в день

Событийный 2 5 3 2 4

Активный 2 5 2 3 3

Экологический и сельский 3 4 4 4 3

Деловой 3 4 3 2 5

Культурно-познавательный 4 4 4 3 4

Лечебно-оздоровительный 5 4 4 5 3

Практика развития туризма в Калининградской области показала, что в наибольшей степени в развитии тех или иных форм активного туризма заинтересованы муниципальные образования, не имеющие уникальных природных или культурно-исторических ресурсов. Из положительной практики наиболее комплексного развития активного туризма можно выделить Озёрский городской округ, расположенный в юго-восточной части Калининградской области (рис.) и граничащий с Польшей. Экономико-географическое положение Озёрского городского округа отличается периферийностью и малочисленностью: около 16 тыс. жителей в районе, в том числе 4,4 тыс. жителей в г. Озёрске. Административный центр округа г. Озёрск находится в 135 км от областного центра, железнодорожного сообщения с которым не имеет. Несмотря на отдаленность от областного центра, географическое положение округа является экономически выгодным в рамках сотрудничества с приграничными территориями Польши. Рядом с Озёрским районом расположен автомобильный пункт пропуска Гусев — Голдап, обеспечивающий международные контакты района. Вместе с тем округ характеризуется довольно низким уровнем диверсификации экономики — преобладают в основном различные виды малого предпринимательства, связанные с сельскохозяйственным производством и розничной торговлей.

Озёрск на карте Калининградской области

На территории округа расположено 44 туристских объекта, примерно половина из которых — воинские захоронения русских (советских) и немецких воинов, погибших в годы Первой и Второй мировых войн. Объекты архитектуры (усадьба фон Заукенов в п. Лужки, дворец Бейнуне в п. Ульяновское и башня Бисмарка в п. Ново-Гурьевское) заброшены и находятся в полуразрушенном состоянии.

Таблица 3

Туристские объекты Озёрского городского округа

Вид туристского объекта Количество

Архитектурные объекты 3

Воинские захоронения 23

Культовые сооружения 10

Памятники и монументы 8

Всего туристских объектов по району 44

При разработке муниципальных программ следует учитывать, что с точки зрения благоприятности туристских условий Озёрский городской округ значительно уступает многим другим муниципальным образованиям.

Основу фонда размещения Озёрского городского округа составляют небольшие по размерам и вместительности дома, предоставляющие отдых в условиях сельской местности. В целом все средства размещения расположены в небольших населенных пунктах округа и способны вместить порядка 50 постояльцев единовременно. Количество мест размещения и мест питания примерно соответствует показателям других сельских муниципальных образований со слаборазвитой туристской инфраструктурой.

Как войти на рынок туристских услуг, имея недостаток ресурсов? Одним из направлений является развитие активного туризма, использующего минимально возможные преимущества в наличии ландшафтов и природных объектов. Озёрский городской округ пошел по данному пути и планомерно развивает инфраструктуру активного туризма. Построена единственная в области горнолыжная трасса с высотой горок 120 м и длиной спуска 210 м. Активно используется вело-байдарочный маршрут со сплавом по р. Анграпе протяженностью 30 км, в том числе 8 км — сплав по реке, а также байдарочный маршрут протяженностью 28 км до п. Маяковское.

В 2013 г. при использовании программы Европейского союза «Соседство» в Озёрске открылся «Веревочный парк». Он представляет собой комплекс в виде полосы препятствий с тремя трассами различной сложности, расположенными на деревьях на высоте от трех метров и выше. Веревочный парк является завершением вело-байдарочного маршрута, который уже пользуется широкой популярностью. Три маршрута рассчитаны на разный возраст и уровень физической подготовки. «Семейный» — маршрут для начинающих, не требующий специальной подготовки, предназначен для детей от 7 лет и родителей. «Экстремальный» — рассчитан на молодых людей в возрасте от 14 лет и взрослых. Маршрут «Встречные троллеи» над р. Анграпой предназначен для детей старше 12 лет и их родителей. Парк «Заречный», в котором расположился «Веревочный парк», планируется насыщать и расширять, добавлять новые объекты активного отдыха и туризма, в том числе для экстремального спорта: для занятия паркуром, слеклайном, триклайном и скейтом. В перспективе парк должен стать привлекательным для различных целевых групп и направлений активного туризма. В дальнейшем получит развитие также конный туризм в поселке Суворовка, планируется организовать сафари и веломаршрут в поселке Отрадное. Таким образом, Озёрский городской округ превращается в один из комплексных центров активного туризма в Калининградской области.

Созданные элементы инфраструктуры активного туризма показывают положительный пример достижения поставленных целей, выделяемых в стратегии развития Калининградской области [3], а также в направлениях трансграничного сотрудничества с использованием различных инструментов, где туризм является одним из приоритетных направлений [7]. К таким целям в отношении Озёр-ского городского округа относятся:

— повышение занятости, уровня и качества жизни сельского населения;

— диверсификация сельской экономики, расширение сфер занятости и источников формирования доходов сельского населения;

— стимулирование приобщения молодежи к здоровому образу жизни;

— стимулирование инициатив жителей в области развития муниципальных территорий.

Если на начальном этапе развитие активного туризма в районе происходило спонтанно на основе предложений местных предпринимательских структур, то в настоящее время необходимо переходить к стратегическому программированию, в том числе для привлечения внешних инвестиций. Успешная реализация программы развития активного туризма позволит решить ряд задач:

• увеличить въездные потоки туристов;

• способствовать развитию внутреннего туризма;

• увеличить муниципальные доходы, в том числе за счет мультипликативного эффекта туристской индустрии;

• привлечь инвестиции для реализации инфраструктурных проектов;

• сформировать новое предложение региональных туристских продуктов и услуг;

• способствовать развитию новых видов туризма, в том числе на основе искусственных аттрак-ций;

• создать новые рабочие места;

• улучшить качество жизни местного населения.

Перспективным для развития активного туризма в Озёрском муниципалитете является дальнейшая активизация приграничного сотрудничества, которая должна сопровождаться формированием эффективного регионального бренда, развитием культурно-событийного туризма на приграничных территориях, совершенствованием инфраструктуры туризма, информационно-рекламным продвижением туристских продуктов.

Таким образом, накопленный опыт в создании инфраструктуры активного туризма в Озёрском городском округе является примером положительной практики для дальнейшего использования малыми муниципальными образованиями в планировании развития перспективных видов туризма.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Биржаков М. Б. Введение в туризм. — СПб. : Изд. Дом «Герда», 2006. — 512 с.

2. Корнеевец В. С., Семенова Л. В. Кластерный подход в развитии туризма Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. — 2013. — Вып. 9. — С. 159.

3. Официальный портал Правительства Калининградской области [Электронный ресурс]. — URL: http://www.gov39.ru/news/101/62588/?sphrase_id=71710.

4. Официальный портал Министерства туризма Правительства Калининградской области [Электронный ресурс]. — URL: http://tourism.gov39.ru/activities/.

5. Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.russiatourism.ru/.

6. Семенова Л. В., Кропинова Е. Г., Драгилева И. И. и др. Научно-методические подходы к разработке стратегии развития туризма в Калининградской области на основе кластерного подхода. — Калининград : Изд-во БФУ им. И. Канта, 2013. — 191 с.

7. Fedorov G., Korneevets V., Zverev Y. Kaliningrad oblast of Russia in the transborder region southeastern Baltic. — Coastal Regions 19. — Universityof Gdansk, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.