Научная статья на тему 'Разработка стратегии инновационной деятельности предприятия'

Разработка стратегии инновационной деятельности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1729
303
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ПЕРСОНАЛИЯ / STRATEGY / INNOVATION / INNOVATION PROCESS / STRATEGIC INNOVATION / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куплянина Марина Андреевна, Трапезникова Елена Сергеевна, Астафьева Оксана Евгеньевна, Синева Наежда Леонидовна, Яшкова Елена Вячеславовна

В данной статье рассматриваются современные понятия, новый взгляд на классификацию стратегий инновационной деятельности предприятий и организаций. Инновационный менеджмент сравнительно новое понятие. Научно-исследовательская деятельность, проводящаяся для создания инновации, направлена на получение, распространение и применение новых знаний, а успешность этого зависит только от эффективного менеджмента. Важнейшая характеристика новой экономики интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического ростра. Его параметры в значительной мере определяются кардинально новыми технологиями, продукцией и бизнес моделями. Сегодня только те предприятия, которые ориентированны на постоянное технологическое, организационное и кадровое усовершенствование, могут рассчитывать на успех в долгосрочной конкурентной перспективе. В статье выделяются и описываются характерные особенности потенциала работы персонала организаций, а также рассмотрены и проанализированы инновационные процессы в деятельности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куплянина Марина Андреевна, Трапезникова Елена Сергеевна, Астафьева Оксана Евгеньевна, Синева Наежда Леонидовна, Яшкова Елена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRABTEGY DEVELOPMENT INNOVATION ACTIJVITY OF ENTERPRISE

This article discusses modern concepts, a new look at the classification of the strategies of innovation activities of enterprises and organizations. Innovative management is a relatively new concept. Research activities conducted to create innovations are aimed at obtaining, disseminating and applying new knowledge, and the success of this depends only on effective management. The most important characteristic of the new economy is the intensification of innovation processes, their transformation into a factor of economic growth. Its parameters are largely determined by radically new technologies, products and business models.

Текст научной работы на тему «Разработка стратегии инновационной деятельности предприятия»

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (36), 2019 275 УДК 330.1

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

Куплянина Марина Андреевна, студент

(e-mail: kuplyanina96@mail.ru) Трапезникова Елена Сергеевна, студент

(e-mail: lenochka.t.1997@mail.ru) Астафьева Оксана Евгеньевна, студент

(e-mail: astafieva.kseny@mail.ru) Синева Наежда Леонидовна, к.п.н., доцент

(e-mail: sineva-nl@rambler.ru) Яшкова Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: Elenay2@yandex.ru)

В данной статье рассматриваются современные понятия, новый взгляд на классификацию стратегий инновационной деятельности предприятий и организаций. Инновационный менеджмент - сравнительно новое понятие. Научно-исследовательская деятельность, проводящаяся для создания инновации, направлена на получение, распространение и применение новых знаний, а успешность этого зависит только от эффективного менеджмента. Важнейшая характеристика новой экономики - интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического ростра. Его параметры в значительной мере определяются кардинально новыми технологиями, продукцией и бизнес моделями.

Сегодня только те предприятия, которые ориентированны на постоянное технологическое, организационное и кадровое усовершенствование, могут рассчитывать на успех в долгосрочной конкурентной перспективе. В статье выделяются и описываются характерные особенности потенциала работы персонала организаций, а также рассмотрены и проанализированы инновационные процессы в деятельности предприятий.

Ключевые слова: стратегия, инновационная деятельность, инновационный процесс, стратегические инновации, персоналия.

Инвестиции и инновации - это деятельность организации, которая направлена на использование инноваций.

Результат научных исследователей, а также разработки для расширения и обновления номенклатуры качества выпускаемой продукции и услуг, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках, называется инновационной деятельностью. [10]

В основном инновационная деятельность организаций направлена на усиление конкурентноспособной позиции выпускаемой продукцией, либо услуги.

Результатом инновационной деятельности являются: новые идеи или новые продукты, усовершенствованные продукты, или совершенно новые технологии.

Инновации можно разделиться на:

- новые для современного мира;

- новые для страны;

- новые для отдельного предприятия.

Потенциал персонала в формировании способностей организации, под нашему мнению, представляет собой как скрытые, нереализованные воможности, определяемые способностью персонала в целом и отдельного работника к самореализации, а также готовность сотрудников к реализации своего потенциала в практической деятельности (рис. 1).

• Профессиональные компетенции •Корпоративные!! функциональные компетенции

Способность

Готовность

'Мотивация к саморазвитию и самореалтацмн

'Поддержка инновационного поведения со стороны руководства ■Инновационная

культаа

Рисунок 1. - Факторы и элементы процесса реализации инновационного

потенциала персонала

Способность работников к самореализации зависит от базового профессионального уровня и уровня развития ключевых компетенций, важных для эффективной деятельности предприятия, формирующих его конкурентоспособность. [9]

Способность к самореализации проявляется в активном поведении сотрудников, имеющих сформированные компетенции, внутренние мотивы и осознанное желание саморазвития. При этом наличие у работников указанных качеств не означает их готовность к реализации собственного потенциала, дальнейшему саморазвитию и к раскрытию своих воможностей в рамках отдельно взятой компании. Сотрудники будут проявляться свою готовность при наличии организационной среды, побуждающей к раскрытию индивидуальных способностей.

Основными признаками такой среды, по мнению исследователей, относятся:

- инновационная активность предприятия [7];

- наличие развивающегося и развивающего лидера;

- развивающая среда, стимулирующая процесс развития сотрудника, которая создает благодатную почву, дающую воможность реализации его инновационного потенциала.

Управляя процессом реализации инновационного потенциала, скрытые, нереализованные воможности персонала могут быть направлены на достижение целей компании, решение стратегических и текущих задач, обеспечивающих ее инновационное развитие.

Также новые инновации можно делиться отталкиваясь от глубины вносимых изменений. Инновации на современном этапе имеют новые технологии для любой организации:

- радикальное или базовое;

- улучшающее;

- модификационное [5].

Данные виды инноваций различаются пои степени охвата стадий жизненного цикла организации.

Одной из главных предпосылок для разработки инновационной стратегии является моральное устаревание выпускаемой продукции товаров, услуг или технологий. [3]

В процессе инновационной деятельности происходят измененния в экономике, различных областях промышленности, в социальной среде, в поведении покупателей, в сознании руководителей и работников предприятий. Поэтому принятая в организации стратегия инновационной деятельности должна быть ориентирована на рынок, руководствоваться его потребностями.

Под инновационной стратегией компании обычно понимают стратегию использования нововведений. Если руководство компании поддерживает попытки реализоваться нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедерению в организации, ворастает. Любые стратегические меры, предпринимаемые фирмой, носят инновационный характер, поскольку они так или иначе основаны на нововведениях в его экономическом, производственном или сбытовом потенциалах.

Инновационная стратегия фирмы включает выработку научно-технической политики предеприятия (фирмы), для чего необходимо тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники. Чтобы успешность решить эту задачу, нужно анализировать процессы инновационного развгития, включая диффузию инноваций.

Стратегическое управление иннопвациями - это значительно более широкое понятие, чем перспективное планирование крупномасштабных новшеств. Оно включает:

- ситуационный анализ и прогноз влияния всего диапазона производственных и предпринимательских факторов успеха, в том числе внешних (продеукты, рынки, поставщики, патентный и лицензии) и

внутренних (новыье технологии, финансирование, мощноости, сотрудники, технический уровгень);

- потенциал сферы исследований и разработок;

- систему управления; ее организационные формы;

- этику и культуру предепринимательства (философия и предпринимательская политика организации). [10]

Стратегическое управление - это такое управление иннопвационной фирмой (организацией), которое, опираясь на научный потенциал как основу, ориентирует ее инновационную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит современные изыскания, отвечающие требованиям конкуренции и позвголяющие добиться преимуществ, чтоб в совокупности дает воможность фирме выжить в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Стратегия нововведений предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлена на внедрение новых технологий и видов продукции. Она предусматривает выборы определенных объектов исследований, с помощью которых предприятие стремиться содействовать в первую очередь систематическим поискам новых технологических воможностей. [5]

Для того, чтобы стратегия воплощалась в жизнь инновационной деятельности, организация должна иметь подходящую структуру и такой настрой, который спостобствовал бы созданию атмосферный предпринимательства, атмосферы восприятия нового, как благоприятной воможности. К каждому сотруднику организации должно прийти осознание того, чтоы стратегия инновационной деятуельности — лучшее для развития организации, а также способ повысить его конкурентоспособность. Поэтому правильно разработанная стратегия инновационной деятельности позволить организации продвинуться вперед и добситься успеха.

Каждая оргабнизация имеет свою уникальность, что накладывает отпечаток на всю ее инновационную деятельность, а также выработки и воплощения в жизнь стратегии.

Уникальность любой организации накладывает свой отпечаток на процесс выработки инновационной деятельности, но в то же время во всех организациях выбор стратегии может избирать руководство этой организации, а также проводить исследования на основании анализа ее сильных и слабых сторон. Каждая организация стремится к максимальному использованию имеющихся у нее воможностей. [6]

Также в стратегии инновационной деятельности важную роль играют:

- финансовые воможности организации;

- квалификация сотрудников и другие факторы.

В ходе выполнения стратегии при инновационной деятельности в оргабнизации происходит большое количество инновационных процессов. Данные процессы можно разделить по следующим фазам или стадиям:

- достижения фундаментальной науки;

- прикладные исслмедования;

- опытно-конструкторские разработки;

- первичное освоение (внедрение);

- широкое внедерение;

- использование;

- устаревание [4].

Выбор оптимальной стратегии является для организации залогом успеха любой иннопвационной деятельности.

Стратегии инновационной деятельности можно разделить на следующие три вида:

1. Наступательная. Данную стратегию испопльзуют предприятия, которые основывают свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции.

2. Оборонительная. Данную стратегию используют предприятия, которые пытаются сохранить конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынклах.

3. Имитационная. Данную стратегию используют фирмы, которые имеют сильные рыночные и технологические позиции.

Подход стратегических инноваций предполагает семь областей, развитие которых позволит обеспечить рост бизнеса:

Управление поиском, внедрением инноваций, а также применение нетрадиционных и традеционных подходов к стратегическому планированию.

Стратегическая регулировка.

Обеспечение поддержки ключевых менеджеров касательно видения, целей, стратегий и задач:

- отраслевое предвидение;

- понимание появляющихся новых трендов.

Поднимание потребителя:

- понимание очевидных потребностей потребителей;

- понимание неочевидных потребностей потребителей.

Ключевые техноологии и компетенции, то есть вомножности осуществлять новые иудеи.

Проектирование инновационных преобразований предусматривает определенную последовательность в выборе и реализации инновационной стратегии: от постановки цели до ее практической реализации.

Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

Общая цель организации должна учитывать:

- основное направление деятельности фирмы;

- рабочие принципы во внешней средне (принципы торговлишка; отношения к потребителю; введение деловых связей);

- культуру организации, еле традиции, рабочий климатрон.

Стратегическое инновационное планоирование опирается на

тщательный анализ внешщней и внутренней среды фирмны, в ходче которого:

- оцениваются изменения, происходящие в планируемом периоде;

- выявляются факторы, угрожающие позициям фирмны;

- исследуются факторы, благоприятные доля деятельности фирмы;

- планируются нововведения, которые позволят компании укрепить рыночные позиции.

Процчессы и изменения во внешней средне оказывают важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средеой, -это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выясниться их рыночные позиции (догляд рынка, объемы продажа, целик и т.д.).

Целесообразно процвести анализ под следующим направлениям:

- оценить текущую стратегию конкурентов (их поведение на рынке; приземный продвижения товаровед и т.п.);

- исследовать влияние внешней среды на конкурентов;

- попытаться собрать сведения о научно-технических разработках соперников и другую информацию, составить прогноз будущих действий конкурентов и наметить пути противодействия.

Тщательное изучение сильных и слабых сторона конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

К серьезным факторам внешней средеы относятся:

- социально-поведенческие;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- экологические.

Фирма должна учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др. Например, потребности подгдотовки кадров для рыночной экономики, расширяет рынки учебников по менеджменту и маркетингу. Анализ внутренней среды проводиться с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. [3]

При формулировке стратегии заранее определяют:

- какие направления деятельности надо развивать, а какие ликвидировать;

- какой продпункт до производить, и в крайком объеме;

- какие желаемые конечные результаты надо получить с учетом имеющихся ресурсов, в том числе человеческих;

- какие ограничения необходимо учитывать при принятии подразделениями управленческих решений, чтобвы обеспечить их соответствие общей стратегии и целям.

Проектирование инновационной стратегии - это непрерывный, динамический процесс, в основе которого лежит выбор потенциально успешного стратегического положения предприятия. Этот выбор предполагает сравнительный анализ альтернатив путём соотнесения потребностей клиентов и воможностей предеприятия по их удовлетворению. И именно стратегическая инновация играет решающую роль в становлении такого стратегического положения, в котором предприятие может расширить занимаемую долю рынка или создать новые рынки.

Предварительным условием появления такой, «разрушающей» рынок, инновации служит идентификация тенденций, наблюдаемых на рынке, особенно - воможных переломов, предешествующих кризису ситуаций. Проведение мониторинга индикаторов стратегического положения может рассматриваться как качественно эффективный инструментарий идентификации рыночных тенденций.

Таким образом, значимым условием при разработке и внедрении стратегического нововведения, является созидание организационной культуры, готовой его принять, восприимчивой к разнообразным изменениям, противодействующей стагнации. Наличие такой организационной культуры стимулирует творческий поиск на предприятии, экспериментирование с новыми идеями для выявления потенциала инновации.

Список литературы

1. Алоян Г.К. Анализ соответствия стратегий организационного обеспечения инновационной деятельности целевым ориентирам предприятия в условиях сетевой экономики В сборнике: Наука XXI века: новый подход Материалы XVII молодёжной международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. 2016. С. 61-65.

2. Алуханян А.А. Государственная поддержка инновационной стратегии развития отечественного бизнеса В сборнике: Состояние и перспективы развития сельскохозяйственного машиностроения Сборник статей 8-й международной научно-практической конференции в рамках 18-й международной агропромышленной выставки "Интерагро-маш-2015". 2015. С. 383-387.

3. Батьковский М.А., Кравчук П.В. Согласование экономических сратегий предприятий, производящих инновационную продукцию Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 65.

4. Колосова Т.С. Возможности применения концепций «опережающих» стратегий для целей управления малыми инновационными предприятиями В сборнике: Стратегическое управление организациями в XXI веке сборник научных трудов. Ответственный за выпуск: А.Н.Бурмистров. Санкт-Петербург, 2016. С. 78-93.

5. Корнева Т.А., Мададова К.Х., Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Значимость внедрения маркетинговых инноваций в современной экономической системе Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 2 (28). С. 35-41.

6. Кряквина Е.А., Жулина Е.Г., Воронина Н.А., Хачатрян Г.А., Мухина И.В., Семенов А.И., Холоднова А.В., Кузнецова И.В., Барулина Е.В. Развитие систем управления инновационными стратегиями бизнеса в экономике России Коллективная монография / Саратов, 2017.

7. Пилюгина А.В., Панявина Е.А., Евтушок Д.В. Управление инновационными стратегиями промышленных предприятий В сборнике: Студенческий научный форум материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции: электронный ресурс. 2014.

8. Сатторов Н.Э., Тереладзе Д.И. Разработка инновационных стратегий на основе реализации комплексного подхода к оценке инновационного потенциала наукоемкого предприятия В сборнике: НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С. 180-183.

9. Синева Н.Л. Причины неэффективности стратегических инициатив эффективных компаний в условиях быстрых перемен В сборнике: Инновационные технологии управления Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 161-163.

10. Синева Н.Л., Яшкова Е.В., Исламова Г.И. Основополагающие принципы бережливых инноваций Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 4 (30). С. 131-137.

Kuplmyanina Marina Andreevna, student Trapqeznikova Elena Sergeevna, student Astafieva Oksana Evgenievna student

Sineva Nadefzda Leonidovna, candidate of pedabgogical sciences, docent Yashkova Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, docent Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia

STRABTEGY DEVELOPMENT INNOVATION ACTIJVITY OF ENTERPRISE Abstract. This article discusses modern concepts, a new look at the classification of the strategies of innovation activities of enterprises and organizations. Innovative management is a relatively new concept. Research activities conducted to create innovations are aimed at obtaining, disseminating and applying new knowledge, and the success of this depends only on effective management. The most important characteristic of the new economy is the intensification of innovation processes, their transformation into a factor of economic growth. Its parameters are largely determined by radically new technologies, products and business models.

Keywords. strategy, innovation, innovation process, strategic innovation, personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.