Научная статья на тему 'Влияние инновационно-креативных качеств менеджера на процесс принятия решений в новых экономических реалиях'

Влияние инновационно-креативных качеств менеджера на процесс принятия решений в новых экономических реалиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕНЕДЖЕР / MANAGER / КАЧЕСТВА / QUALITY / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ТВОРЧЕСТВО / КРЕАТИВНОСТЬ / CREATIVITY / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / MANAGEMENT DECISION / БИЗНЕС СРЕДА / BUSINESS ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Синева Надежда Леонидовна, Исламова Гузаль Илгизовна

В данной работе авторами определяется влияние инновационно-креативных качеств менеджера на эффективность управленческой деятельности. Обобщаются определения понятий «инновации», «творчество», «креативность», выявляется их значимость для экономики. Раскрывается исторический аспект появления креативности и его распространения в управленческой среде для успешного ведения бизнеса. Авторами отмечается, что в новых экономических реалиях деятельность менеджера усложняется и предполагает исполнение функций не только хозяйственника, а предпринимателя, инноватора, генератора идей в решении нестандартных задач. Определяется возрастание интереса исследователей к развитию у менеджера инновационно-креативных качеств, которые являются экономическим ресурсом и способствуют интенсивному развитию общества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшкова Елена Вячеславовна, Синева Надежда Леонидовна, Исламова Гузаль Илгизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of Innovative and creative managerial qualities onthe decision-making process in the new economic realities

In this paper, the authors determine the influence of the innovative and creative qualities of the manager on the effectiveness of managerial activities. The definitions of the concepts "innovations", "creativity", "creativity" are generalized, their significance for the economy is revealed. The historical aspect of the emergence of creativity and its spread in the management environment for successful business is revealed. The authors note that in the new economic realities, the manager's activity becomes more complicated and involves the performance of functions not only of the business executive, but of the entrepreneur, innovator, generator of ideas in solving non-standard problems. An increase in the interest of researchers in the development of the manager of innovative and creative qualities is determined, which is an economic resource and contributes to the intensive development of society as a whole.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационно-креативных качеств менеджера на процесс принятия решений в новых экономических реалиях»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С 79-ü2

УДК 378 Е. в. Яшкова, н

л. Синева, Г. и. Мсяамова

Влияние инновационно-креативных качеств менеджера на процесс принятия решений в новых экономических реалиях

В данной работе авторами определяется влияние инновационно-креативных качеств менеджера на эффективность управленческой деятельности. Обобщаются определения понятий «инновации», «творчество», «креативность», выявляется их значимость для экономики. Раскрывается исторический аспект появления креативности и его распространения в управленческой среде для успешного ведения бизнеса. Авторами отмечается, что в новых экономических реалиях деятельность менеджера усложняется и предполагает исполнение функций не только хозяйственника, а предпринимателя, инноватора, генератора идей в решении нестандартных задач. Определяется возрастание интереса исследователей к развитию у менеджера инновационно-креативных качеств, которые являются экономическим ресурсом и способствуют интенсивному развитию общества в целом.

Ключевые слова: менеджер, качества, инновации, креативность, творчество, управленческое решение, бизнес-среда

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 79-82.

E. v. Yashkova, N. L. Sineva, G. I. Islamova

Influence of Innovative and creative managerial qualities on the decision-making process in the new economic realities

In this paper, the authors determine the influence of the innovative and creative qualities of the manager on the effectiveness of managerial activities. The definitions of the concepts "innovations", "creativity", "creativity" are generalized, their significance for the economy is revealed. The historical aspect of the emergence of creativity and its spread in the management environment for successful business is revealed. The authors note that in the new economic realities, the manager's activity becomes more complicated and involves the performance of functions not only of the business executive, but of the entrepreneur, innovator, generator of ideas in solving non-standard problems. An increase in the interest of researchers in the development of the manager of innovative and creative qualities is determined, which is an economic resource and contributes to the intensive development of society as a whole.

Keywords: manager, quality, innovation, creativity, creativity, management decision, business environment

овременный глобальный кризис и новая / динамичная экономика требует форми-V__<- рования современных качеств менеджера. В таких условиях менеджер проявляет инициативу, обладает рядом личных качеств: интуицией, харизматичностью, инициативностью, умением организовывать и рисковать, настойчивостью и целеустремленностью. Наряду с вышесказанным менеджер должен быстро находить и принимать решения относительно разнообразных проблем, которые возникают в управленческой практике. Для этого необходимо формировать и развивать систему инновационно-креативных качеств.

Обращаясь к источникам литературы, авторами обобщены определения понятий «инновации», «творчество», «креатив», и рассматриваются как отражение современных событий, при которых творческий потенциал сотрудников и связанные с этим инновационные процессы играют огромную роль для экономики и бизнеса. В том числе понятие «креативность личности» (от лат. сгеайо - создание, сотворение) рассматривается авторами как способность человека к творчеству, к творческой деятельности, связанной с производством материально-духовных ценностей, имеющих ярко выраженное общественное значение - от новых художественно-

эстетических идей и подходов до конкретных произведений и формообразования предметной среды (сравнимо с понятием репродуктивность).

В современных условиях организации, предлагающие новые разработки имеют больше преимуществ перед конкурентами, поскольку для длительной конкурентоспособности, необходимо производить новые товары и продвигать их. Со стороны бизнеса интерес к творчеству обозначился в начале 1960-х годов, что было связано со сложившейся ситуацией и требованиями времени. По нашему мнению, последнее время идеи о необходимости изучать и использовать творчество для успешного ведения бизнеса очень распространены в управленческой среде. Ранее в научной среде отмечалось, что IQ является главным критерием в определении возможностей человека. Позднее исследования интеллекта стали дополняться исследованиями креативности личности. Появились гипотезы о том, что уровень креативности можно измерить продуктами мыследеятельности, общения и разнообразных видов деятельности человека. Последние достижения науки показали, что креативность не всегда проявляется в способностях индивида к обучению и, как следствие, продиагностировать ее исключительно тестами на определение уровня интеллекта неправомерно. Кроме того, ученые вывели прямую корреляцию: все креативные личности - интеллектуалы, но не все интеллектуалы - креативные личности.

В современной литературе довольно часто встречаются понятия «профессиональная креативность» и «бизнес-креативность», совпадающие по содержанию. Например, профессиональная креативность проявляется у менеджера в умении видеть, ставить и оригинально решать профессиональные проблемы, в умении прогнозировать развитие тех или иных ситуаций и результатов, связанных с видом выполняемой работы, быстро и правильно ориентироваться в экстремальной профессиональной ситуации. Попытки активного использования креативного потенциала сотрудников проявились в новых методах организации и стимулирования труда: «обогащение труда», «гуманизация труда», «расширение трудовых функций», «делегирование полномочий», «кружки качества» и др. Поэтому менеджмент творчества персонала с конца 90-х годов ХХ века стал предметом системного исследования и анализа. Появились новые термины: «направляемое творчество» (directed creativity), «организованное творчество» (organized creativity), «структурированное творчество» (structured creativity), «управляемое творчество» (managed creativity) и др. [9,10]. На сегодняшний день в арсенале педагогов и психологов насчитывают множество методов для оценки эффективности деятельности руководителя, основанные на анализе отдельных характеристик (признаков) и корреляционных связей

между ними: психологическая устойчивость, способность к логическому и абстрактному мышлению, темперамент, интуиция, коммуникабельность и др.

Как показали проведенные исследования, признаки, присущие эффективному руководителю, весьма ситуативны. Их набор и сила проявления зависит от ряда факторов, таких как: условия, в которых протекает деятельность организации (например, кризис, ситуация неопределенности или наоборот, стандартные условия) и содержание должности руководителя (например, руководитель линейного подразделения или штаба). Таким образом, осознание особого положения менеджера в предпринимательской среде, изменение содержания его деятельности, требования внешней среды к инноватике и творчеству позволили авторам выявить влияние инновационно-креативных качеств менеджера на принятие им управленческих решений и рассмотреть систему данных качеств.

Система качеств эффективного руководителя, по мнению авторов представлена различными составляющими, среди которых: умение мыслить стратегически, как способность генерировать и принимать решения и достигать результата; профессионализм - это система знаний, умений и навыков работы в предпринимательской среде; предприимчивость - умение менеджера определить наиболее эффективную тактику действий, обладание «деловой хваткой»; способность руководить коллективом, как умение организовать коллективную деятельность, распределять работу среди подчиненных умение расставлять приоритеты в работе для себя и других; стрессоустойчивость - это система личностных качеств, помогающих человеку переносить со спокойствием воздействие стрессоров, без вредных итогов для индивида, его организма, личности, окружения [4]. Подверженность стрессу зависит от профессии человека, наибольшее внимание необходимо уделить индивидуальным особенностям человека, от которых зависит возникновение и течение стресса в профессиональной деятельности [1]; самоменеджмент - умение организовать себя, контролировать свои эмоции, сохранять спокойствие в момент кризиса, распоряжаться временем и приоритетами; этичность, как качество, проявляющееся в корректности поведения и уважении к собеседнику, умение слушать и слышать подчиненного, способностью разрешать конфликтные ситуации. Данные аспекты менеджера-предпринимателя формируются под воздействием корпоративной культуры как отражения философии всех уровней управления и преобразуются в практической деятельности в инновационную стратегию развития организации [7]; работоспособность - владение физиологическим и эмоционально-волевым потенциалом, что способствует нормальной ре-

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

зультативной деятельности и зависит от воли, мотивационных аспектов, психофизиологических возможностей руководителя, реакция на внешние раздражители; новаторство - стремление менеджера к деятельности в условиях неопределенности и требует изобретательности и творческого подхода, этому качеству в новых экономических реалиях отводится ведущее место.

С учетом требований времени можно отметить то, что деловой мир уже определил новый тип менеджера как инновационный. Для П.Друкера характерно сведение предпринимательства к новаторской деятельности, что представляет взаимосвязанное целое [8]. Кроме новаторства выделяют и «творчество» как способность и стремление искать новые подходы, изобретать нетрадиционные решения. Творчество должно становится следствием образования и специальной подготовки менеджера, находить свое достойное место в структуре его как личности, характеризовать его интеллектуальный потенциал и мотивацию деятельности, быть реальным результатом его образования. Кроме этого, авторами подчеркивается способность менеджеров к обучению и развитию, как постоянное стремление к получению новых знаний в своей и смежных областях деятельности, к инициативе в интеграции прогрессивных технологий и методов в управлении персоналом [6].

Менеджер XXI века является инициатором нововведений, поскольку возрастает экономиче-

ская роль творчества, экономически значимыми становятся креативные способности: воображение, адаптивность, способность генерировать новые идеи, решать нестандартные задачи и т.п. Менеджеры осознают, что их ресурс - это креативные способности и творческие идеи сотрудников, причем этот ресурс можно рассматривать как неисчерпаемый [5]. Исследователи [3] доказывают, что инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах, создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки.

Таким образом, проведенное исследование позволило выделить ряд факторов, которые будут особо влиять на деятельность менеджеров в ближайшее десятилетие. Менеджмент как социально-экономическое явление находится в постоянном развитии - движении в будущее и в соответствии с этим, каждый эффективный менеджер должен самосовершенствоваться. Поэтому сегодня характерным в деятельности руководителя становятся не только уровень профессиональной подготовки, но и такие составляющие этой профессии как инновации и творчество, являющиеся бизнес-преимуществом, важным экономическим ресурсом и условием интенсивного развития общества и определяются, как умения самостоятельно проявлять и поощрять в подчиненных креативные и инновационные идеи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маясова Т.В. Влияние профессиональной деятельности на стрессоустойчивость [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. - http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/534 (дата обращения: 06.05.2018).

2. Синева Н.Л., Яшкова Е.В. Управление развитием интеллектуально-креативной деятельности персонала современной организации// Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 5. С. 90.

3. Романько Е.Б., Стыбаева А.З., Муканова А.С Инновационный менеджмент в современных условиях/ Вопросы современной экономики и менеджмента: свежий взгляд и новые решения/ Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3 г. Екатеринбург, 2016. с.91-93.

4. Стрессоустойчивость [Электронный ресурс] - URL: http://vseopsycho.ru/stressoustojchivost// (дата обращения 06.05.2018).

5. Синева Н.Л. Принципы креативного менеджмента В сборнике: Инновационные технологии управления Всероссийская научно-практическая конференция. 2014. С. 33-35.

6. Синева Н.Л., Томайлы Д.А. Развитие системы инновационно-креативного менеджмента организации // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 3 (43). С. 126-129.

7. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Профессиональная подготовка менеджера по управлению человеческими ресурсами: аксиологический аспект//Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-7. С. 502-508.

8. Drucker P.F. (1992) The New Society Organizations // Harvard Business Review. September-October, P. 95-104.

9. Kao J. Jamming (1996) The Art and Discipline of Business Creativity. New York: Harper Collins;

10. Proctor T. (1995) The Essence of Management Creativity. London: Prentice Hall.

REFERENCES

1. Mayasova T.V. Influence of professional activity on stress resistance [Electronic resource]. Bulletin of the University of Minin. 2014. no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/534 (accessed 5 May 2018) (in Russian).

2. Sineva N.L., Yashkova E.V. Management of the development of intellectual and creative activity of the staff of a modern organization. Internet Journal of Science. V. 7. no. 5. P. 90 (in Russian).

3. Romanko E.B., Stibaeva A.Z., Mukanova A.S. Innovative management in modern conditions / Issues of modern

economics and management: a fresh look and new solutions / Collection of scientific papers on the results of the international scientific and practical conference. No. 3, Ekaterinburg, 2016. pp.91-93 (in Russian).

4. Stress-resistance [Electronic resource]. Available at: http://vseopsycho.ru/stressoustojchivost// (accessed 5 May 2018) (in Russian).

5. Sineva N.L. Principles of Creative Management In the collection: Innovative Management Technologies All-Russian Scientific and Practical Conference. 2014. pp. 33-35 (in Russian).

6. Sineva N.L., Tomailly D.A. Development of the system of innovative and creative management of the organization. Modern science-intensive technologies. Regional annex. 2015. no. 3 (43). pp. 126-129 (in Russian).

7. Yashkova E.V., Sineva N.L. Professional training of the manager of human resources management: axiological aspect. Problems of modern pedagogical education. 2016. no. 52-7. pp. 502-508 (in Russian).

8. Drucker P.F. (1992) The New Society Organizations. Harvard Business Review. September-October, P. 95-104.

9. Kao J. Jamming (1996) The Art and Discipline of Business Creativity. New York: Harper Collins.

10. Proctor T. (1995) The Essence of Management Creativity. London: Prentice Hall.

Информация об авторах Яшкова Елена Вячеславовна

(Россия, г. Нижний Новгород), Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет им.К.Минина E-mail: Elenay2@yandex.ru

Синева Надежда Леонидовна

(Россия, г. Нижний Новгород) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет

им.К.Минина E-mail: sineva-nl@rambler.ru

Исламова Гузаль Илгизовна

(Россия, г. Москва) Ассистент кафедры экономики и менеджмента ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) E-mail: guzal.islamova@mail.ru

Information about the authors

Yashkova Elena Vyacheslavovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Innovative Management Technologies, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: Elenay2@yandex.ru

Sineva Nadezhda Leonidovna

(Russia, Nizhny Novgorod) Assistant professor, PhD in Pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of Innovative Management Technologies, Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: sineva-nl@rambler.ru

Islamova Guzal Ilgizovna

(Russia, Moscow) Assistant of the Department of Economics and Management, First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University) E-mail: guzal.islamova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.