Научная статья на тему 'Разработка основных принципов и структуры программы социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев в Республике Татарстан'

Разработка основных принципов и структуры программы социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев в Республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СМЫСЛОСТРОИТЕЛЬСТВО / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВНИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ТЕМЫ ПРОГРАММЫ / СОДЕЙСТВИЕ / INTEGRATION / EDUCATION / FORCED MIGRANTS / HISTORICAL / CULTURAL / SOCIAL INVESTIGATIONS / PEDAGOGICAL AND ACMEOLOGICAL ANALYSIS / MEANING-VITAL ORIENTATIONS / MIGRATION / PSYCHOLOGICAL CONDITIONS FOR FORMING MEANING-VITAL ORIENTATIONS / PSYCHOLOGICAL PRINCIPLES / AND PSYCHOLOGICAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султанова Н. Д.

Проблемы адаптации вынужденных переселенцев встали перед научным сообществом в 90&х годах ХХ столетия и сохраняют актуальноcть до наших дней. Обеспечить полноценное вхождение в новую социальную среду, способствовать формированию их смысложизненных ориентаций возможно при условии внедрения психологической программы, начиная с первоначального этапа вынужденного переезда. Данная программа должна опираться на фундаментальные положения возрастной и педагогической психологии, современные достижения психологической науки. Основное внимание должно быть уделено людям зрелого возраста, так как именно от них в основном зависит качество жизни детей и людей старшего поколения. Учитывая контингент и возраст испытуемых, основной формой обучения является неформальное образование взрослых, в котором информационное обеспечение содержит ориентировочный и исполнительный компоненты. Данная статья посвящена изучению условий, разработке содержания программы, организации формирующего эксперимента и обсуждению результатов исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATING THE MAIN PRINCIPLES AND STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL PROGRAM FOR FORCED MIGRANTS PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN TATARSTAN

The theme of the article is meaning-vital orientations of forced migrants. This investigation is urgent topic for modern Russia as a great number of migrants, forced settlers, moved from neighboring abroad to Russia. How is their adaptation going on? What do these people feel? What supports are they required? Here are incomplete enumeration of questions, which are brought migrants' and society's attention to the problems. The importance of this investigation is conditioned by not all the social services, institutions prepared for such scale of migratory stream of people. There is a lack of understanding of particular importance of this process for demography, economical, social and political stabilization in our country. There is an absence of investigations, connected with establishing of psychological conditions for forming meaning-vital orientations of given contingent. Investigations in the same way demand historical, cultural, social investigations, pedagogical and acmeological analysis. Taking into account that every fifth inhabitant of our planet is a migrant, we have to make a close study of all processes, happening during the migration.

Текст научной работы на тему «Разработка основных принципов и структуры программы социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев в Республике Татарстан»

УДК 159.9:316.6

РАЗРАБОТКА ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ И СТРУКТУРЫ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

© 2009 Н.Д.Султанова

Камская государственная академия физической культуры, г. Набережные Челны

Статья поступила в редакцию 09.12.2009

Проблемы адаптации вынужденных переселенцев встали перед научным сообществом в 90-х годах ХХ столетия и сохраняют актуальность до наших дней. Обеспечить полноценное вхождение в новую социальную среду, способствовать формированию их смысложизненных ориентаций возможно при условии внедрения психологической программы, начиная с первоначального этапа вынужденного переезда. Данная программа должна опираться на фундаментальные положения возрастной и педагогической психологии, современные достижения психологической науки. Основное внимание должно быть уделено людям зрелого возраста, так как именно от них в основном зависит качество жизни детей и людей старшего поколения. Учитывая контингент и возраст испытуемых, основной формой обучения является неформальное образование взрослых, в котором информационное обеспечение содержит ориентировочный и исполнительный компоненты. Данная статья посвящена изучению условий, разработке содержания программы, организации формирующего эксперимента и обсуждению результатов исследования.

Ключевые слова: вынужденные переселенцы, психологическая программа, смысложизненные ориентации, смыслостроительство, психологические принципы, образование, уровни деятельности, интеграция, темы программы, содействие.

Человечество в отношении миграции эволюционировало стихийно, не проектируя будущее в области вопросов вынужденной или добровольной смены места жительства. В эпоху научно-технического прогресса такое отношение к человеческим резервам становится недопустимым. В процессе адаптации большую роль играют психологические процессы, которые лежат в основе разнообразных действий людей, где благодаря интеллектуальным усилиям запускаются возможности, а также будущее отдельных людей, групп и человечества в целом. Несомненна роль психологического осмысления и проектирования будущего вынужденных переселенцев. Прогнозировать жизнь мигранта, содействовать ему в процессе адаптации, обеспечивать проектирование будущего на новом месте жительства - именно в этом направлении видится назначение психологической программы в отношении вынужденных переселенцев.

Теоретико-методологическую основу исследования психологии вынужденного переселенца составляют: ориентация на изучение реальных (а не лабораторно-практических) процессов и явлений; идеи гуманистического взаимодействия с местными жителями и при-

Султанова Наиля Даутовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и лингвистических дисциплин. E-mail: nds1959@yandex.ru

нятия вынужденных переселенцев в новом образовательном пространстве; основы социально-психологического видения вынужденных переселенцев во многих сферах жизнедеятельности (профессиональной, образовательной, семейной и т.д.); формирование смысло-жизненных ориентаций на основе целостной модели, объясняющей социально-психологические особенности данного контингента. Результаты исследования определят научный подход в разработке программы. С вынужденными переселенцами организована работа во многих миграционных службах и реабилитационных центрах России. Инициаторами проведения мероприятий выступают различные государственные службы. Однако востребованная и получаемая помощь извне носит порой формальный, стихийный характер. Работа строится без учета возрастных, индивидуальных, половых и других особенностей участников данного процесса. Неудивительно, что для большинства вынужденный переезд становится достаточно сложным и болезненным этапом жизни. Наблюдаемые на сегодняшный день недоработки в работе с ними объясняются тем, что никто не ожидал столь интенсивного притока людей из стран Ближнего зарубежья в постперестроечный период развития российского общества. Многие государственные службы юридически, психологически, акмео-логически не были подготовлены к их приему

и своевременному решению жизненно важных вопросов адаптации. Отсутствие целостной программы привело к возникновению различного рода ошибок, которые отрицательно сказались на жизнедеятельности переселенцев, их гармоничном включении в новую социальную среду. В связи с этим перед психологами все еще встает задача организовать работу таким образом, чтобы обеспечить развитие вынужденных переселенцев в личностном, смысловом ключе. Особое место в данном процессе должна занять психологическая работа с людьми зрелого возраста, способных обеспечить качество жизни детей и стариков.

Разрабатываемая программа с людьми зрелого возраста невозможна без опоры на идеи культурно-исторического развития Л.С.Выготского и его соратников и последователей -А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Элько-нина и др. Учитывая то, что исследование психологии вынужденных мигрантов значительно расширяет рамки психологической науки, в программе должно быть уделено внимание вопросам истории миграции; культурологическим аспектам; трофологии, нутрициологии как междисциплинарным областям наук о смене пищи и питания; педагогике, в частности, теории и практике образования взрослых (андрагогике); акмеологии как науке о достижении вершин в профессиональной деятельности в зрелом возрасте (Б.Г.Ананьев,

A.А.Деркач, В.П.Бранский, Н.В.Кузьмина, Е.И.Степанова, А.А.Реан и др.). Встает необходимость изучить и внедрить идеи ученых, разрабатывавших проблему смысла в античности, эпоху Возрождения, Новое время. Важное место должны занять в данном направлении взгляды современных отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, А.Г.Асмолов, Д.А.Леонтьев, Г.А.Вайзер, Е.М.Максимова, Н.В.Панина,

B.Э.Чудновский, Д.И.Фельдштейн и др.), а также и зарубежных (В.Франкл, А.Маслоу, Э.Фромм и др.). Отличительной особенностью программы является то, что она изначально должна строиться как личностно-ориен-тированное образование взрослых, направленное на смыслостроительство после переезда. Таким образом, программу необходимо разрабатывать на основе современных научно-теоретических достижений психологической науки, выстраивать ее как отражение совокупности знаний о мигрантах и миграции. В дальнейшем она может быть использована психологами, сотрудниками различных социальных служб, осуществляющими работу с вынужденными переселенцами. Ввиду уникальности личности вполне естественно встает вопрос о том, насколько другие люди и общество имеют

моральное право включаться в процесс формирования смысложизненных ориентаций вынужденных переселенцев в новом пространстве. С одной стороны, никто не обладает абсолютной истиной в отношении к проблемам смысла жизни, что говорит о недопустимости вмешиваться в жизнь людей, попытках навязывать и моделировать смысл жизни вынужденных переселенцев. С другой стороны, человеческое в человеке формируется и укрепляется при усвоении определенной системы, сформированной в ходе культурно-исторического развития человечества, норм и духовных ценностей. Как показывает исторический опыт, их освоение и развитие в каждом отдельно взятом человеке является необходимым. Предполагаем, что данное противоречие можно позитивно разрешить в такой психологической программе, где «...подлинное воспитание представляет собой сотворчество, освоение и созидание духовных ценностей в ходе совместной деятельности субъектов - воспитателей и воспитуе-мых. Такого рода сотворчество, прежде всего, проявляется в общечеловеческих ценностях, поскольку они образуют тот наиболее общий и потому особенно прочный фундамент духовности, на основе которого каждый выбирает и прокладывает свой жизненный путь, формируя более конкретные и частные нравственные ценности и идеалы»1. Вынужденного переселенца необходимо изначально рассматривать как активного субъекта, способного к целедо-стижению, обладающего фундаментальными потенциями и способностями к активной, созидающей деятельности, поэтому в программе важными составляющими выступают три уровня деятель-ности, в которые изначально он включается. Условно эти уровни представлены в виде трех кругов по системе Method Orange (Женева).

Первый круг - это сфера организации индивидуальной деятельности переселенца, в котором представлен сам вынужденный переселенец (от жилищно-бытовых до высших ценностных его психологических особенностей). Это уровень собственных возможностей, как актуальных, так и потенциальных; признание прошлых успехов и достижений до переезда; направленность на будущее для раскрытия акме на новом месте жительства. На первом и последующих уровнях важно сохранить ценность и значимость прошлого, уважение к настоящему и сохранение позитивного отношения к выбранному месту жительства, что обеспечивает целостность жизни.

1 Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. -М.: Изд-во ИП РАН, 1994.

На данном уровне адаптации целесообразно прорабатывать следующие направления: признание нового места жительства «своим», «значимым для него»; направленность на то, чтобы сменить установку «там, у нас» на «здесь, у нас»; выделение основных потерь и приобретений в результате вынужденной смены места жительства; определение того, где и как может состояться переселенец, каким он видит свое будущее и будущее своей семьи; направленность на профессиональное развитие; смена климатического и географического полюса, ее положительное или отрицательное воздействие на организм в адаптационный период; влияние культурных особенностей, например, среднеазиатских, на включение в новый поликультурный уровень; консультация в решении вопросов с жильем, трудоустройством, документами по регистрации и гражданству и т.д. Деятельность организуется извне, психологами, работниками различных социальных служб, но подчиняется единой цели -смысловому и личностному развитию вынужденных переселенцев с опорой на значимые для вынужденного переселения ориентиры и указания. Данный уровень также включает знакомство с географическим, климатическим, территориальным и профессионально-промышленным ресурсом местности, достопримечательностями города, посещение центра занятости и т.п.

На втором уровне находит отражение деятельность, связанная с созданием собствен-ных продуктов и собственного видения миграции вынужденными переселенцами. Сюда можно отнести создание рисунков, фотоальбомов, книг, написание стихов, историй, сценария жизни вынужденного мигранта, проектирование будущего. Психологическая работа может быть проведена как в индивидуальной, так и в групповой форме, непосредственно и опосредованно, в процессе которой переселенец почувствует свою значимость, ценность в вынужденно выбранном месте жительства. Здесь возможно использование различных средств коммуникации: беседы, корреспонденции, интернет-кафе, электронной почты и т.д. На занятиях, во время встреч создаются авторские программы для будущих мигрантов, отражающие многие стороны миграционного процесса, описываются комические, трагические случаи из жизни и обсуждается выход из ситуации. Социальные службы, проявляя внимание к личному опыту вынужденных переселенцев, показывают значимость и ценность его как человека, специалиста. Продукты творчества, созданные мигрантом, позволяют отследить процесс включения в новую среду, вы-

явить сильные и слабые стороны, определить потребности, эмоциональное состояние после вынужденного переезда.

Третий уровень представляет выход на аналоги, существующие в общемировой культуре о миграции и мигрантах, на научно-теоретические и прикладные исследования в данной области. Умение вести работу предполагает обращение к достоянию России и других стран в различных областях культуры, науки и религии. Как видим, вынужденный переселенец, включаясь в организуемые извне виды деятельности, получает информационную, практическую поддержку и помощь. Включение в деятельность осуществляется с помощью обращения к различным темам (см. ниже), каждая из которых прорабатывает отношение к себе, отношение к другим (местным жителям, друзьям и знакомым, внутренним социально-экономическим мигрантам и др.), отношение к миру. В них обеспечиваются различные виды интеграции. Во-первых, интеграция мигрантов в новую среду, чтобы наладить продуктивное общение с миграционными службами, социальным окружением. Во-вторых, интеграция деятельности внутри социальных служб. В-третьих, соединение содержания частей программ, по которым целостно и автономно может быть проведена работа. Интеграция - это существенное условие для возможности поставить личностно-значимые вопросы: что значит в жизни отдельного вынужденного переселенца и жизни человечества перемещение в пространстве; какие изменения под влиянием миграции происходят в нем как в личности, индивиде, субъекте деятельности; решаются вопросы о том, как определить будущее, сохраняя ценности прошлого; как организовать жизнь сегодня; какие способы межличностного общения обеспечивают продуктивное взаимодействие с местными жителями? И многие другие. Это вопросы, которые ставятся и решаются вынужденными переселенцами как смысложизненные ориентации в новом образовательном пространстве. В смене парадигмы образования с информационного на смысловое и проявляется значимость содержания психологической программы. Кратко обозначим принципиальные положения, которые были положены в основу психологической программы, названной нами «Восток-Запад», для вынужденных переселенцев зрелого возраста из Средней Азии и Казахстана. Подчеркнем, что в принципах данного исследования отражаются главные положения педагогической и возрастной психологии:

о использовать процесс ориентировки как построение образа, схемы действительного

положения вещей, помочь выработать новые схемы и урегулировать создание правильной схемы окружающего, нового пространства; о включать мигранта в активное взаимодействие с новым социальным окружением; о уделять внимание значению как отдельных элементов в ситуации миграции, так и более целостных;

о наметить план или пути возможного действия в различных ситуациях вынужденного переселения, помочь в регуляции исполнения плана, который включает элементы контроля и коррекции; о строить усвоение по законам интерио-ризации, учитывая движение от материального к идеальному, от индивидуального к социальному; о при построении программы учитывать возрастные, половые и другие особенности мигрантов;

о выделять в процессе адаптации ориентиры, связанные с созданием смысловой сферы, ко-торые напрямую будут определять лично-стное, нравственное и

художественно-эстетическое развитие тех, с которыми проводится работа; о выстраивать образование взрослых в едином психологическом и смысловом ключе от детей мигрантов до лиц пожилого и старческого возраста; о сохранить эмоционально положительное от-ношение к новому месту жительства. За каждым из обозначенных принципов стоят проработанные положения общей психологии, психологии смысла, педагогической, возрастной психологии. Специально подчеркнем, что в вышеобозначенных принципах отражены конкретные идеи А.Н.Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б.Эльконина, Л.И.Айдаровой, Д.Б.Богоявлен-ской, И.С.Якиманской и др. Темы программы могут быть отнесены к одному из трех блоков, обычно выделяемых в личностно-ориентированном образовании: естественнонаучному, гуманитарно-эстетическому и общеразвивающему. Рассмотрим темы каждого блока:

I. Естественнонаучный блок обеспечивает зна-

ниями о природе, способствует освоению законов, которые наиболее значимы при смене места жительства: «Роль питания и пищи в адаптации вынужденных переселенцев», «Миграция животных», «Смена климата», «Карта города, республики, страны» и др.

II. Гуманитарно-эстетический блок организует опыт переживаний вынужденными переселенцами эмоционально-ценностного отно-

шения к жизни, миру и личному опыту после переезда. Темы дают возможность опираться на самодействие, стимулируют самоорганизацию и саморазвитие, ориентируют на зону ближайшего развития: «От поговорок и пословиц о миграции к культуре», «Образ мигранта в сказках», «Художественные, музыкальные произведения, скульптуры о миграции», «Язык и его роль в адаптации» и т.п. III. Общеразвивающий блок позволяет открыть в себе новые возможности, развивает интеллектуальные и нравственные силы людей, дает возможность для осознания самоценности. Усвоенные знания переносятся в ситуацию вынужденного переселения и способствуют «надситуативной активности» (В.А.Петров-ский). В темы данного блока входят: «Ты и твое имя», «Мигранты русские, татары, грузины и т.д.», «Вклады мигрантов в достижения страны», «Великие переселенцы», «Юридическая среда как ресурс для социального развития мигранта», «Психологические особенности развития личности вынужденных переселенцев». В процессе работы обсуждаются вопросы о смысле жизни, создаются выставки, организуются встречи и собирается материал, например, для музея о вынужденном переезде. Данная программа, направленная на формирование смысложизненной ориентации на основе личностного, нравственного, художественно-эстетического и когнитивного развития, обеспечивает вхождение вынужденных переселенцев в новое образовательное пространство. Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность названных тем, за ними стоит огромная по своей сложности и ответственности проблема -введение человека в новую культурную, социальную среду с помощью образовательных стратегий и обеспечение возможности расти, создавать смысл, жить. Важное место в работе отводится постановке вынужденного переселенца в активную исследовательскую позицию:

1. Нарисуй самую смешную ситуацию в условиях вынужденной миграции направлено на сохранение чувства юмора.

2. Расскажи о самых прекрасных, самых счастливых минутах в жизни мигранта сохранение эмоциональной привлекательности переезда для мигранта.

3. Кто может стать учителем, воспитателем, помощником в ситуации вынужденной миграции? способствует поиску психологической опоры, принятию друга и помощи извне.

4. Чего добились на новом месте жительства мигранты, великие переселенцы? идёт постановка жизненных целей, с опорой на судьбы сильных, волевых людей.

5. Как в произведениях мировой культуры отражена жизнь человека, поменявшего место жительства? ставит человека в ситуацию поиска и перенятия опыта у того, кто прошел через «тернистый путь» мигранта в поисках счастья вдали от Родины.

6. Кто самый счастливый мигрант и почему? даёт надежду на возможность осуществить свою мечту, достичь желаемого.

7. Что такое «не жалеть себя, а ставить сверхзадачи»? не уходить в эмоциональные переживания, желание сиюминутного удовлетворения потребностей, а уметь ставить и решать акмеологические задачи в отношении и себя, и близких людей. Игнорирование содействия в отношении

вынужденных переселенцев может отрицательно сказаться на смысловом строении их личности. Как указывает А.Г.Асмолов: «Содействие - основа социализации личности» . Поэтому включение в совместную работу такого материала, который обеспечивает художест-венно-эстети-ческое, нравственное развитие, должно стать нормой в организации работы со взрослыми вынужденными переселенцами.

Организация исследования и основные выводы экспериментальной программы. Разработанная психологическая программа была апробирована в период с 2004 - 2007 гг. на 23 мужчинах и 37 женщинах из Средней Азии и Казахстана, вынужденно переехавших в г. Набережные Челны Республики Татарстан. Основной формой работы выступили: организация занятий по выделенным темам программы, проведение бесед, консультаций. Эффективность программы как системы неформального обучения направлена на изменение отношения к переезду, удовлетворенности процессом вхождения в новое жизненное пространство, формирование смысложизненных ориентаций вынужденных переселенцев. Критериями оценки выступили:

1. Овладение знаниями о психологии миграции, психологических особенностях постмиграционного процесса. Например, вынужденными переселенцами могут быть освоены различные способы для успешной адаптации, широко используемые великими переселенцами в условиях вынужденной или добровольной смены места жительства. Такого рода работа способствует овладению

2 Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа - М.: Академия. 2002.

способами открытия нового знания, переработки информации, на основе которой идет освоение различных методов самокоррекции и самовоспитания. Овладению знаниями о влиянии смены пищи и питания на психоэмоциональное состояние вынужденных переселенцев способствуют другие, соответствующие им темы программы, в которых находят отражение современные представления по нутрициологии и трофологии. Так как в последние годы разрабатываются знания по акмеологии, программа позволяет развить представления о способностях и возможностях людей зрелого возраста, показать значимость и ценность психологических, акмеологических знаний, умений в ситуации вынужденного переселения для профессионального становления и самосовершенствования в акме период. Благодаря знаниям, овладению различными умениями в области психологии, педагогики, акмеологии, а также освоению различных приемов, создается возможность для гармоничного и продуктивного развития взрослого вынужденного переселенца в пост-миграционный период.

В ходе работы по программе вырабатывались следующие умения: 1) анализировать содержание различного рода информации (психологической, педагогической, акмеологиче-ской, юридической и др.) о переезде, преобразовывать ее для разного рода задач, контролировать собственную активность, порождать собственную позицию; 2) выбирать оптимальную форму собственного решения в ситуации вынужденного переселения из имеющегося арсенала усвоенных; 3) ориентироваться в знаниях и взаимосвязи различного рода информации о миграционном процессе в общероссийском и общемировом масштабах; 4) сопоставлять собственные, оригинальные решения с зарекомендованными в практике. Перечисленные умения позволяют диагностировать представления людей о поведении в условиях смены места жительства, определить уровень владения приемами и средствами формирования смысложизненных ориентаций. 2. Большое значение приобретает формирование и диагностика умения самостоятельно разрабатывать способы управления собой в ситуации вынужденной миграции. Программа позволила овладеть способами работы, которые включают ориентировочный, операционно-исполнительный компоненты. Показателями оценивания выступают: о определение доминирующей ориентации на ситуацию вынужденного переселения: ориентация на отдельные признаки и «застре-

вание» на них или на систему признаков с учетом социальной ситуации, исторического процесса, биологических закономерностей, психологических механизмов, языковой реальности и т.п.; о выбор операционально-исполнительного компонента и соотнесение его с адекватностью той или иной задачи, гибкостью в решениях, динамичностью при выполнении задач переезда (например, при оформлении документов для регистрации, получения гражданства, решении вопросов с трудоустройством, выборе учебного заведения и т.п.); о ориентация на решение различных проблем мигранта, формирование мотивации к открытию новых систем действия взамен тех, которые стали недейственными после переезда, сохранение положительной мотивации к новому месту жительства; о направленность на прогнозирование, планирование своей жизни после переезда, контрольно-оценочное отношение ко всем этапам переезда, создание цельной системы «прошлое - настоящее - будущее». Перечисленные показатели позволяют контролировать психическую деятельность вынужденного переселенца, которая, как правило, порою скрыта от непосредственного наблюдения.

3. Центральным критерием выступает лич-ностно-смысловое отношение изучаемого нами контингента к вынужденной миграции и процессу собственной деятельности. Показателями, позволяющими анализировать и оценивать такое отношение, являются: о непосредственный интерес или безразличие к процессу адаптации на разных его этапах; о оценка социальной значимости переезда и формирование представлений о собственной значимости на новом месте жительства; о оценка роли смысложизненных ориентаций в планах на будущее, достижение целей переезда;

о эмоциональный комфорт или дискомфорт, переживаемый вынужденными переселенцами при решении проблем переезда, поиск выхода из нестандартной ситуации; о наличие или отсутствие «ошибкобоязни» при выработке собственной точки зрения, выборе линии жизни; о потребность в преодолении привычных шаблонов поведения, в выработке новых смысложизненных ориентаций; о потребность в позитивном преобразовании собственного домиграционного опыта: способов работы в новой ситуации, использования знаний, накопленных в ходе экспе-

риментальной программы или вне его; расширение области совместной работы с другими мигрантами, местными жителями. Указанные выше особенности могут быть продиагностированы различными методами измерения результативности обучающей программы. В нашем исследовании: о изучена динамика развития смысложиз-ненных ориентаций с помощью методики «Смысложизненные ориентации» (Д.А.Леонтьев) в экспериментальной группе до и после проведения формирующего эксперимента, сравнивались показатели экспериментальной и контрольной групп (местными жителями, внутренними социально-экономическими мигрантами); о определена успешность в решении жизненных задач после переезда с помощью методов беседа и наблюдение; о исследованы особенности формирующихся представлений о смысле жизни с помощью анкеты «Смысл жизни» В.Э.Чудновского, адаптированной для исследования вынужденных переселенцев Н.Д.Султановой. Таким образом, в процессе диагностики эффективности системы образования по авторской программе были оценены: 1) позитивные изменения, которые произошли с вынужденными переселенцами в постановке смысла жизни после формирующего эксперимента; 2) определены различия в содержании смысло-жизненных ориентаций до и после проведения экспериментальной программы и 3) выявлена удовлетворенность вынужденных переселенцев организованным взаимодействием. Исследование показало особенности формирующихся представлений о смысле жизни вынужденных переселенцев в результате внедрения психологической программы. Здесь наблюдается изменение в классе испытуемых с различными актуальными смысловыми состояниями. В основном изменение смысложизненных ори-ентаций связаны с переходом испытуемых из первого класса с низкой осмысленностью прошлого (результативность жизни), низкой осмысленностью настоящего (удовлетворенность процессом), низкой осмысленностью будущего (наличие целей) и пятого класса с низкой осмысленностью прошлого (результативность жизни), низкой осмысленностью настоящего (удовлетворенность процессом), высокой осмысленностью будущего (наличие целей) в восьмой класс испытуемых. Данный класс характеризуется высокой осмысленностью прошлого (результативность жизни), высокой осмысленностью настоящего (удовлетворенность процессом) и высокой осмысленностью будущего (наличие целей). Получен-

ные в ходе исследования результаты говорят об успешности решения смысложизненных задач после проведения психологической работы по программе.

Как видим, психологическая программа является многоплановой и многоаспектной, так как она охватывает деятельность и социальных служб, и вынужденных переселенцев, и выходит на разные аспекты жизнедеятельности, в которых задействован человек как представитель земной цивилизации. Формируемая психология вынужденного переселенца, его смыс-ложизненные ориентации оказываются важным инструментом в полноценном развитии

личности, освоении нового жизненного пространства с учетом всего спектра культурологических, социальных, языковых, исторических, акмеологических и других закономерностей. Создание условий для полноценного развития личности, формирования смысложиз-ненных ориентаций вынужденных переселенцев способствует гармоничной адаптации данного контингента в новой среде. Обращаясь к проблеме изучения психологии вынужденных переселенцев, необходимо максимально раскрыть их возможности таким образом, чтобы проявились таланты и жизнь не оставляла бы их нереализованными.

ELABORATING THE MAIN PRINCIPLES AND STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL PROGRAM FOR FORCED MIGRANTS PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

IN TATARSTAN

© 2009 N.D.Sultanova° Kama state academy of physical education, sport and tourism, Naberezhnye Chelny

The theme of the article is meaning-vital orientations of forced migrants. This investigation is urgent topic for modern Russia as a great number of migrants, forced settlers, moved from neighboring abroad to Russia. How is their adaptation going on? What do these people feel? What supports are they required? Here are incomplete enumeration of questions, which are brought migrants' and society's attention to the problems. The importance of this investigation is conditioned by not all the social services, institutions prepared for such scale of migratory stream of people. There is a lack of understanding of particular importance of this process for demography, economical, social and political stabilization in our country. There is an absence of investigations, connected with establishing of psychological conditions for forming meaning-vital orientations of given contingent. Investigations in the same way demand historical, cultural, social investigations, pedagogical and acmeological analysis. Taking into account that every fifth inhabitant of our planet is a migrant, we have to make a close study of all processes, happening during the migration.

Key words: integration, education, forced migrants, historical, cultural, social investigations, pedagogical and acmeo-logical analysis, meaning-vital orientations, migration, psychological conditions for forming meaning-vital orientations, psychological principles, and psychological program.

° Sultanova Nailay Dautovna

PhD psychological sciences, the senior lecturer offaculty of pedagogics, psychology and linguistic disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.