Научная статья на тему 'Смысложизненные ориентации вынужденных переселенцев в начальный период постмиграционного процесса'

Смысложизненные ориентации вынужденных переселенцев в начальный период постмиграционного процесса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
234
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫНУЖДЕННЫЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВНУТРЕННИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МИГРАНТЫ / ЗРЕЛЫЙ ВОЗРАСТ / КЛАССЫ ИСПЫТУЕМЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ АКТУАЛЬНЫМИ СМЫСЛОВЫМИ СОСТОЯНИЯМИ: БЕЗЫНИЦИАТИВНО-ОБРЕЧЕННЫЙ / ИНЕРТНО-ПЕССИМИСТИЧНЫЙ / СИТУАТИВНО-ОБЫДЕННЫЙ / ПОВЕРХНОСТНО-ПРИСПОСОБЛЯЕМЫЙ / ИЛЛЮЗОРНО-НЕРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ / ДЕМОНСТРАТИВНО-АФФЕКТИВНЫЙ / РАЦИОНАЛЬНО-ПРИЗЕМЛЕННЫЙ / ОСМЫСЛЕННО-ПРОДУКТИВНЫЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Султанова Наиля Даутовна

Целенаправленное изучение смысложизненных ориентаций вынужденных переселенцев зрелого возраста дает возможность управлять процессом полноценного включения в жизнь на новом месте жительства. При нерегулируемом переезде формируются безынициативно-обреченный, ситуативно-обыденный, поверхностно-приспособляемый классы актуальных смысловых состояний в ситуации вынужденного переселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Смысложизненные ориентации вынужденных переселенцев в начальный период постмиграционного процесса»

УДК 159.9:316.6

Султанова НаиляДаутовна

Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии КамГАФКСиТ (Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма), nds1959@yandex.ru, Набережные Челны

СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВЫНУЖДЕННЫХ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОСТМИГРАЦИОННОГО ПРОЦЕССА

Sultanova Nailya Dautovna

Candidate of psychological sciences, the head of the chair of pedagogy and psychology of the Kama state academy of physical education, sport and tourism, ndsl959@ yandex.ru, Naberezhnye Chelny

VITAL ORIENTATIONS OF FORCED MIGRANTS AT THE BEGINNING OF POST MIGRATORY PROCESS

Проблема смысла жизни в последние десятилетия представляет значительный интерес для ученых многих направлений. В философии, психологии, аксиологии, культурологии убедительно показано, что смысловые образования как проявления мотивационной и ценностной сферы личности являются доминирующими в регуляции жизнедеятельности человека. Данное направление нашло отражение в трудах отечественных психологов, в которых общепсихологическая теория, заложившая основу психологии смысла, опирается на деятельностно-смысловой подход к пониманию человека (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Ф. Е. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. Э. Чудновский и др.). В этих работах именно смысл оказывается той инстанцией, которая подчиняет и управляет всеми другими жизненными проявлениями личности. Появляясь в юношеском возрасте, смысл жизни как особое психологическое образование обусловливает сознательные представления взрослого человека о настоящем и будущем, надситуативной активности, удовлетворенности жизнью, эффективности деятельности и др. От него зависит достижение вершин в профессиональной и трудовой деятельности в период зрелости при благоприятных и преградных обстоятельствах, восстановление человека при смене социальной среды.

Смыслами как единицами сознания можно опосредованно управлять через включение личности в поток значимых деятельностей (А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь). Это означает, что в процессе социально-психологических мероприятий с вынужденными переселенцами (далее - ВП) у специалистов существует реальная возможность управлять процессами восстановления, далеко выходящими за рамки медицинского, социального и других направ-

лений. Включение ВП в значимый для него и его жизни после переезда поток психических деятельностей, способствование осознанию новых отношений к действительности, развитие способностей к варьированию и экспериментированию социальных ролей мигранта ведет к перестройке и переоценке всей совокупности личностных смыслов, изменяет их направленность, усиливает личностный потенциал.

В экзистенционально-бытийной сфере человека выделяют рефлексиру-емые ощущения осмысленности жизни как составляющие смысла жизни. В эту группу включены: смысложизненные ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два показателя локус контроля. Предполагается, что ситуация вынужденного переселения, преградные обстоятельства способствуют перестройке всей совокупности личностных смыслов, появлению специфики смысложизненных ориентаций и актуальных смысловых состояний у ВП.

Для исследования особенностей смысложизненных ориентаций вынужденных переселенцев зрелого возраста был использован тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева. В исследовании участвовали 179 ВП зрелого возраста из Средней Азии и Казахстана (из них - 73 человека мужского и 106 женского пола), у которых выявлены уровни смысложизненных ориентаций и определены классы испытуемых с актуальными смысловыми состояниями при нерегулируемых социумом условиях адаптации в новой среде. Отметим, что данные респонденты были протестированы в период от трех до шести лет после вынужденного переезда. То есть они прошли первоначальный этап адаптации и, по мнению ряда зарубежных и отечественных психологов, испытавшие кризис 3-6 лет в процессе адаптации к новому месту жительства. Период тестирования показывает особенности смысложизненных ориентаций, формирующихся в ситуации вынужденного переселения.

Как показало исследование, для большинства ВП характерен низкий уровень смысложизненных ориентаций по шести субшкалам опросника (см. рис. 1). В данном случае проявлялись трудности в смыслооп-ределении и смыслостроительстве при вынужденном переселении. ВП с низкими значениями по многим субшкалам опросника испытывают дисгармонию в развитии, которая может быть фазой дезорганизации сложившейся до переезда психологической системы личности, проходящей на данный период перестройкой и формированием новой целостности, нового уровня функционирования, центром которого становится иное, нежели до переезда, смысложизненное единство.

Анализ полученных данных, беседа с испытуемыми позволили дать определение восьми выделенным выше классам, отражающим особенности смысложизненных ориентаций по временной перспективе: первый класс испытуемых определен нами как - безынициативно-обреченный, второй - инертно-пессимистичный, третий - ситуативно-обыденный (гедонист), четвертый - поверхностно-приспособляемый, пятый - иллюзорно-

нереалистический (прожектер); шестой - демонстративно-аффективный; седьмой - рационально-приземленный; восьмой - осмысленно-продуктивный. В кольцевой диаграмме (рис. 2) показаны классы ВП с различными актуальными смысловыми состояниями и указана их численность (% от выборки).

% 100 80 60 40 20 0

□ Низкий и Высокий

Рис. 1. Стандартные показатели ВП по субшкалам

Полученные данные позволили определить классы испытуемых с различными актуальными смысловыми состояниями (см. таблицу).

Классы испытуемых ВП с различными актуальными смысловыми состояниями и их численность (% от выборки)

х ы м е еут ы п с и с а Кл Осмысленность прошлого (результативность жизни) Осмысленность настоящего (удовлетворенность процессом) ь т с о н н еое зэ«« Кол-во испытуемых (179 чел.) % от выборки

М (73 чел.) Ж (106 чел.) М Ж Общий

1 низкая низкая низкая 44 66 60 62 61

2 высокая низкая низкая 5 5 7 5 6

3 низкая высокая низкая 7 5 10 5 7

4 высокая высокая низкая 8 3 11 3 7

5 низкая низкая высокая 1 5 1 4,7 3

6 высокая низкая высокая 4 4 5,5 4 4

7 низкая высокая высокая 0 5 0 4,7 3

8 высокая высокая высокая 4 13 5,5 12 9

Цели Результат Локус - Ж

□ безынициативнообреченный

□ инертнопессимистичный

ш ситуативно-обыденный (гедонист)

□ поверхностно-приспособляемый

□ иллюзорнонереалистический (прожектер)

□ демонстративноаффективный

□ рационально-приземленный

Ш осмысленнопродуктивный

Рис. 2. Кольцевая диаграмма классов ВП с различными актуальными смысловыми состояниями и их численность (% от выборки)

В процессе адаптации у ВП складывается общая для мужчин и женщин ВП тенденция, в которой можно выделить три группы испытуемых с доминированием: 1) первого, 2) восьмого, 3) третьего или четвертого классов, которые представлены в соответствии с занимаемым ими ранговым местом. Обращает на себя внимание наибольшее количество ВП, относящихся к первому, безынициативно-обреченному, классу (61,4% ВП). Вынужденный переезд воздействует на личностные смыслы и временные перспективы. Большинство из них теряют прошлое, не чувствуют уверенности в будущем и испытывают трудности в регуляции жизненной программы в настоящем. Такого рода состояние оказывает влияние на достижение цели переезда, ведет к отказу от реализации намерений, снижению настроения, что, естественно, влияет на процесс адаптации, делая его более продолжительным и сложным. У людей данной группы вырабатывается эффект «выученной беспомощности» (А. Г. Асмолов), суть которого состоит в убеждении непод-контрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями ход событий, в конечном итоге ВП теряют управление жизнью на новом месте, утрачивают смысл существования, отказываются от поиска новых его составляющих. Испытуемые стремятся избегать любых волнений, перемен, так как они сулят неизвестное, вынуждают к поиску, а поиск атрофирован. В данной ситуации проявляется приземленный жизненный смысл.

Отметим, что различные виды преградности на пути ВП определяют разнообразие смыслов, смысложизненных ориентаций. В исследуемый период

у испытуемых наблюдается разрушение прежнего смысла жизни и начало становления и функционирования новой структуры, новой целостности. В данный период адаптация у ВП первого класса приобретает в основном затяжной и драматический характер.

9,5% испытуемых относятся к осмысленно-продуктивному классу, то есть только каждый десятый ВП имеет собственный ресурс для того, чтобы пойти по продуктивной, возвышенной смысложизненной программе, по пути полноценного развития на новом месте жительства. Входящие в данную группу люди успешны в процессе профессиональной деятельности, имеют устойчивое семейное положение, устроенный быт и т. п.

Рассмотрим третий и четвертый классы, занимающие третье ранговое место. ВП ситуативно-обыденного (третьего) класса живут сегодняшним днем, теряются в постановке целей будущего и проявляют неудовлетворенность своим прошлым (6,7%). Они склонны к конформизму по отношению к авторитетам и пренебрежению мнением остальных. При кажущейся внешней открытости проявляют замкнутость, эмоциональную неустойчивость, избегают насыщенных контактов с людьми. Поступки и действия данной категории ВП обычно вызывают у окружающих недоумение, двойственное отношение к ним. Благодаря данной категории людей в обществе формируется негативный стереотип о переселенцах.

При четвертом, поверхностно-приспособляемом, классе у ВП слабо представлено будущее. Эта группа людей живет воспоминаниями о прошлой жизни, прошлых успехах и надеждах. Жизненные цели имеют свои особенности: они направлены на адаптацию, но при этом существующие проблемы не разрешаются, а отрицаются. В целом о данной группе можно сказать следующее: внешне демонстрируя успешность процесса адаптации, они испытывают потерянность; будущее не связано с выбранной местностью, новые условия жизни не вызывает активную позицию, может отсутствовать направленность на профессиональное развитие. Сравнивая настоящее, прошлое и будущее, респонденты дают высокую оценку прошлой жизни, считают этот этап насыщенным смыслом и событиями. Значимость прошлого оказывает влияние на личность ВП и в какой-то мере не дает возможности усмотреть основу для продуктивного психического и личностного развития после переезда. Будущее ими не моделируется, а «обреченно» принимается как фатальное, предназначенное судьбой событие.

Полученные данные ВП сравнивались с таковыми местных жителей и внутренних социально-экономических мигрантов (далее - ВСЭМ). Группу ВСЭМ составили 70 мигрантов зрелого возраста, из них 35 женщин и 35 мужчин, добровольно переехавших из близлежащих районов в г. Набережные Челны в период от трех до шести лет к моменту тестирования.

Для большинства испытуемых ВСЭМ, как и для ВП, характерен низкий уровень по многим субшкалам опросника, что демонстрирует сложности в постмиграционном смыслостроительстве. Добровольные мигранты не

всегда имеют возможность строить жизнь в соответствии с намеченными до переезда целями и представлениями.

В данной группе выявлены пять доминирующих классов: 1, 2, 8-й и в некоторой степени 4 и 5-й (см. рис. 3). Рассматривая результаты по первому классу, можно отметить, что каждый пятый ВСЭМ нуждается в психологической помощи и поддержке, но большинство из них в отличие от ВП находит собственные резервы для перехода к осмысленно-продуктивному классу. Отметим, что более сложное по социальному, экономическому и психологическому состоянию положение ВП стало в большей степени осмысленным только после внедрения психологической программы на начальном этапе адаптации, направленной на развитие личности в ситуации вынужденной миграции. Предполагаем, что такого же положительного воздействия на полноценное развитие личности ВСЭМ, формирование их смысложизненной программы можно добиться с помощью специально организованной психологической работы. При стихийной, неорганизованной извне адаптации в данной группе мигрантов только каждый пятый человек из десяти способен состояться как личность с осмысленной программой, развить себя и полноценно адаптироваться на новом месте жительства в кратчайшие сроки. При ее отсутствии устойчиво формируются в основном первый и второй классы. Эти люди обычно становятся замкнутыми в своем мире, пессимистичны, проявляют инертность в принятии решений. При неблагоприятных обстоятельствах испытуемые группы ВСЭМ отказываются от самореализации, саморазвития.

Вместе с тем, у испытуемых данной группы (в большей степени у женщин) по сравнению с ВП формируется восьмой класс (39%) с осмысленно-продуктивной смысложизненной ориентацией. В данном случае сказываются условия добровольной миграции и смена места жительства в пределах одной республики, местности. В той или иной степени в их жизни сохраняется социальная сеть, природная среда, климатический пояс, быстрее решаются вопросы с жильем. Все это в совокупности более благоприятно влияет на качество жизни, смысложизненные ориентации и полноценное развитие личности.

Тестирование было проведено и в группе местных жителей г. Набережные Челны Республики Татарстан. Выборку составили 99 человек зрелого возраста со средним и высшим образованием: из них 46 женщин и 53 мужчины зрелого возраста. Учитывалась репрезентативность выборки, т. е. соответствие свойств исследуемой выборки свойствам генеральной совокупности.

Высокий уровень осмысленности жизни по многим субшкалам значимо отличает местных жителей от испытуемых ВП и ВСЭМ. Высокие значения получены по второй (Процесс жизни), третьей (Результат), пятой (Локус контроля - жизнь) и шестой (общая осмысленность) субшкалам. Местные жители удовлетворены процессом жизни и считают его интересным и эмоционально насыщенным. Прожитая часть жизни не вызывает неудовлетворенности, а ощущается как продуктивная и осмысленная. В целом

наблюдается возможность контролировать жизнь и управлять ею, свободно принимать решения и воплощать задуманное.

Тревогу вызывают низкие значения по четвертой субшкале в трех изученных нами группах. Как и в группах ВП и ВСЭМ, низкий уровень в значениях местных жителей по «Локус контролю - Я» показывает особенности данной ориентации у людей зрелого возраста бывшего постсоветского пространства, который связан с формированием внешней ответственности (перед государством, советским строем и т. п.). В постперестроечный период впервые стала формироваться самостоятельность в постановке цели, решении задач, в осмыслении своего будущего. Однако данный процесс не может быть краткосрочным, что отразилось на результатах по данной субшкале. Проявляя в целом удовлетворенность своими результатами и процессом жизни, респонденты не всегда способны взять на себя ответственность и проявить качества сильной личности.

Для определения различий в уровне исследуемого признака в трех изученных нами группах был использован критерий углового преобразования Фишера. Критерий оценил достоверность различий:

а) по 1 (Р<0,05), 2, 3, 4, 5, 6 (Р<0,01) субшкалам доля лиц с высокими значения в группе местных жителей больше, чем в группе ВП;

б) по 1, 4, 6 субшкалам доля лиц с высокими значения в группе ВСЭМ больше, чем в группе ВП (Р<0,01), по 2, 3 и 5 субшкалам различий не выявлено;

в) по 1 (Р<0,05), 2, 3, 5, 6 (Р<0,01) субшкалам доля лиц с высокими значения в группе местных жителей больше, чем в группе ВСЭМ.

Исследование подтвердило гипотезу о том, что по многим субшкалам значения ВП ниже таковых местных жителей и ВСЭМ.

Полученные в ходе исследования данные по трем группам внесены в кольцевую диаграмму (см. рис. 3).

Как видим, актуальные смысловые состояния ВП резко отличаются по многим классам от местных жителей и ВСЭМ. В первую очередь обращает на себя внимание наличие в данной группе людей с обреченной и пессимистической жизненной программой. Вынужденный переезд в зрелом возрасте меняет жизненный сценарий, воздействует на смысложизненные ориентации людей. Самостоятельная переработка прежних и поиск новых жизненных смыслов - процесс достаточно долгий и трудный, вызывающий эмоциональные переживания. В жизнедеятельности ВП возникают ситуации, когда недостаточно сил и времени для принятия решения, жизнь обреченно воспринимается ими как бесчисленная череда страданий и несчастий. В данной ситуации может блокироваться потребность состояться на новом месте жительства и стремление добиться высот в профессиональной и других сферах жизни после вынужденного переезда.

□ безынициативнообреченный

□ инертнопессимистичный

ш ситуативно-обыденный (гедонист)

□ поверхностно-приспособляемый

□ иллюзорнонереалистический (прожектер)

□ демонстративноаффективный

□ рационально-приземленный

о осмысленнопродуктивный

Рис. 3. Кольцевая диаграмма классов испытуемых группы ВСЭМ (внешний круг), ВП (средний) и МЖ (внутренний) с различными актуальными смысловыми состояниями и их численность (% от выборки)

Как утверждают отечественные психологи, смысл жизни растет вместе с человеком, изменяется с изменением внешних условий, развивается и совершенствуется. При благоприятных условиях наблюдается переход от низкого уровня смысложизненных ориентаций к высокому, от одного класса актуального смыслового состояния к другому, укрепление смысла жизни. Эффективность полноценного смыслового развития ВП в данной ситуации во многом оказывается в зависимости от специально созданных социально-психологических условий в начальный период адаптации. Разработка и внедрение различных программ, построенных на психологических и акмеологических принципах могут актуализировать смысложизненные ориентации и дать значимый материал для общего и личностного развития [9]. Если ВП ставит цель, видит важное для его судьбы назначение, высоко оценивает прошлые заслуги и ошибки, чувствует на новом месте жительства свою значимость и ценность как человека, специалиста, то изменяются и укрепляются смысложизненные ориентации. В данном случае можно ожидать переход от безынициативно-обреченного к осмысленно-продуктивному актуальному смысловому состоянию.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Некоторые перспективы исследования смысловых образований личности [Текст] / А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Б. В. Зейгарник, В. А. Петровский, Е. В. Субботский, А. У. Хараш, Л. С. Цветкова // Вопросы психологии. Психология личности: Сборник статей / Сост. А. Б. Орлов. - М.: ООО «Вопросы психологии»; - 2001. - С. 93-102.

2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев -М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 352 с.

3. Леонтьев, Д. А. Тест «Смысложизненные ориентации» [Текст] / А. Н. Леон-тье - М., 1994.

4. Леонтьев, Д. А. Структурная организация смысловой сферы личности [Текст]: автореф. дис. канд. псих. наук / Д. А. Леонтьев - М., 1988. - 24 с.

5. Леонтьев, Д. А. Динамика смысловых процессов [Текст] / Д. А. Леонтьев // Психол. жур. - 1997. -№6.- С. 13-27.

6. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: Природа, структура и динамика смысловой реальности [Текст] / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999 - 486 с. ил., 22 см. -(Фундаментальная психология (ФП)). - Библиогр.: - С. 445-483.

7. Пашукова, Т. И. Эгоцентризм и суицидальные установки при потере смысла жизни [Текст] / Т. И. Пашукова // В кн. Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: Мат ІІІ-У симпозиумов / Редкол.: В. Э. Чудновский и др. - М.: «Ось-89», 2001. - 336 с.

8. Серый, А. В. Психологические механизмы [Текст] /А. В. Серый//Психология/-М.: СМЫСЛ ЖИЗНИ. - 2006.

9. Султанова, Л. Д. Разработка основных принципов и структуры программы социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев в Республике Татарстан [Текст] / Л. Д. Султанова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. -№4 (30). - С. 146-152.

10. Чудновский, В. Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипирован-ности от «внешнего» и «внутреннего» [Текст] / В. Э. Чудновский // Психологический журнал, 1995. - Т. 16. - № 2.

11. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблемы смысла жизни [Текст] / Избранные тр. В. Э. Чудновский. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, Воронеж: ФГУП «Издательско-полиграфическая фирма «Воронеж» - 2006, 766, [1] с., 21 см. - (Серия «Психологи России» / Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.