Научная статья на тему 'Разработка модели определения потребности в работниках перспективных специальностей и организация их опережающей подготовки в условиях глобализации и инновационного пути развития'

Разработка модели определения потребности в работниках перспективных специальностей и организация их опережающей подготовки в условиях глобализации и инновационного пути развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА КАДРОВ / DEVELOPMENT OF HUMAN POTENTIAL / OUTSTRIPPING THE PREPARATION OF HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Юлия Евгеньевна

В данной статье обоснована потребность современной экономики в работниках высокого общеобразовательного и профессионального уровня, соответствующих динамично меняющемуся перечню профессий, специальностей и квалификаций. Выявлена необходимость формирования комплекса взаимоувязанных мероприятий по техническому, технологическому и кадровому обеспечению нововведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремова Юлия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF A MODEL OF DEFINING THE NEED IN WORKERS OF PERSPECTIVE SPECIALTIES AND ORGANIZATION OF THEIR OUTPERFORMING PREPARATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION AND INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT

This article explains the need of modern economy in workers of high general educational and professional level corresponding to the changing list of professions, specialties and qualifications. The need to form a complex of interconnected arrangements on technical, technological and human resource provision of innovations is shown.

Текст научной работы на тему «Разработка модели определения потребности в работниках перспективных специальностей и организация их опережающей подготовки в условиях глобализации и инновационного пути развития»

ЕФРЕМОВА Ю.Е.

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В РАБОТНИКАХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИХ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИННОВАЦИОННОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ

В данной статье обоснована потребность современной экономики в работниках высокого общеобразовательного и профессионального уровня, соответствующих динамично меняющемуся перечню профессий, специальностей и квалификаций. Выявлена необходимость формирования комплекса взаимоувязанных мероприятий по техническому, технологическому и кадровому обеспечению нововведений. Ключевые слова: развитие человеческого потенциала, опережающая подготовка кадров.

EFREMOVA ^^.

THE DEVELOPMENT OF A MODEL OF DEFINING THE NEED IN WORKERS OF PERSPECTIVE SPECIALTIES AND ORGANIZATION OF THEIR OUTPERFORMING PREPARATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION AND INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT

This article explains the need of modern economy in workers of high general educational and professional level corresponding to the changing list of professions, specialties and qualifications. The need to form a complex of interconnected arrangements on technical, technological and human resource provision of innovations is shown. Keywords: development of human potential, outstripping the preparation of human resources.

В условиях глобализации мировых рынков обеспечение конкурентоспособности предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом во многом определяется состоянием материально-технической базы производства, ее соответствием современному уровню НТП. Стремительные темпы реформирования, открытие экономического пространства России для мирового рынка в короткий срок кардинально изменили структуру отраслей и сфер народного хозяйства, особенно промышленности. Трансформировались условия, возможности и основные направления использования трудовых ресурсов. Планирование мероприятий по предупреждению и смягчению возможных последствий безработицы, развитие самозанятости населения приобрело статус важнейшего направления социальной политики государства [1-6].

Происходящее в процессе развития производства усложнение средств труда и необходимость повышения качества продуктов труда прямо связаны с совершенствованием рабочей силы, практической реализацией полученных ею теоретических знаний. Повышенные требования к качеству рабочей силы (квалификации, профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению к труду, высокому качеству работы) — объективная реальность современного производства. Неоспоримо высказывание Д. А. Медведева в статье от 27.09.2013 «Время простых решений прошло»: «Экономические вызовы, которые стоят перед нами сегодня, нельзя недооценивать... Нам необходимо в трудных, фактически кризисных условиях продолжать двигаться к постиндустриальной экономике. К умному государству, основной ценностью которого является человек».

Так как в постиндустриальном обществе основными производственными ресурсами являются информация и знания, а средства их создания и передачи становятся доступными множеству людей, то возникает ситуация, когда каждый желающий обладать ими может их приобрести, но, с другой стороны, эффективное присвоение информационных и интеллектуальных благ людьми, не способными использовать их, становится невозможным [8].

В условиях технико-технологического совершенствования производства и перехода к пост-

_Региональным провлгмы прюьрлаоьлнии экономики, №2, 2014_

индустриальному этапу развития экономики рынку труда требуются работники высокого общеобразовательного и профессионального уровня, соответствующие динамично меняющемуся перечню профессий, специальностей и квалификаций. В противном случае может стать типичной ситуация, при которой наличию значительного количества безработных противостоит значительная нехватка квалифицированных работников. Рыночные условия производства требуют наличия активного экономического мышления, умения прогнозировать ситуацию на рынке спроса, разрабатывать и реализовывать комплекс мероприятий технико-экономического характера, обеспечивающих нишу в определенном сегменте рынка. Таким образом, человеческий фактор в условиях рыночной конкуренции стал ведущим фактором. Ускоряющееся под воздействием рынка техническое и технологическое обновление требует соответствующего развития рабочей силы, непрерывного роста профессиональной квалификации работников, активного их участия в деятельности предприятия.

Мировой опыт свидетельствует, что эффективность экономики на 60-75 % обеспечивается человеческим потенциалом, компетентностью и высокой квалификацией кадров. То есть объективно складывающиеся экономические условия характеризуются повышенной динамикой структуры и качественных параметров трудовых ресурсов, включая появление новых профессий и специальностей и изменение представлений об их престижности, безработицей и миграцией населения. В связи с этим особое значение приобретает профессиональное образование взрослых. При этом система образования должна быть адаптирована не только к потребностям государства, но и личности. Личностно-ориентированная парадигма образования диктует необходимость параллельного существования и взаимодействия государственных и негосударственных образовательных учреждений, действующих в условиях нормативно-правового равенства, самостоятельности, учета региональных и местных особенностей и при обязательном соблюдении государственных образовательных стандартов, обеспечивающих соблюдение единого образовательного пространства России.

В условиях коренных преобразований важнейшим приоритетом является сохранение преемственности и целостности образовательной сферы, особенно в аспекте непрерывности образования. При этом необходимо использовать накопленный ранее опыт, не противопоставляя его современным тенденциям развития.

Развитие экономики страны на основе наращивания интеллектуального потенциала предполагает наличие устойчивого финансового, материально-технического, кадрового, правового, научно-методического и информационного обеспечения образования, понимания экономической целесообразности непрерывного образования на всех уровнях государственного управления, руководством хозяйствующих субъектов всех форм собственности и населением страны.

Поскольку хозяйственные и управленческие отношения базируются на знаниях, то в современных условиях необходимы: адаптация имеющихся знаний к новым экономическим реалиям и приобретение знаний, адекватных этим реалиям; формирование у персонала способности оперативно менять область профессиональной деятельности; развитие собственных компетенций.

Развитие невозможно без инноваций, что требует аккумулирования идей, знаний, опыта и профессиональных навыков, то есть обучения. Таким образом, одним из факторов экономического прогресса общества является профессиональное образование, обеспечивающее воспроизводство и развитие человеческого потенциала.

При организации обучения необходимо учитывать, что удовлетворение потребностей рынка предполагает постоянное совершенствование продукции. В результате возрастает продолжительность проектирования и сложность изготовления изделий. Одновременно под влиянием конкурентной борьбы и ускоряющейся динамики научного и технологического прогресса сокращается временной интервал от создания до морального старения как изделия, так и применяемых техник и технологий. В этих условиях возникает необходимость в организации опережающего обучения. Под опережающим профессиональным развитием персонала (опережающим обучением) следует понимать обучение, основанное на приспособлении организации к изменяющимся условиям внешней среды путем получения и переработки информации, необходимой для выработки, принятия и реализации управленческих решений, ориентированных на ближайшую или отдаленную перспективу, имеющих четкие временные ориентиры и основания для своего осуществления. Опережающее обучение является составной частью дополнительного профессионального образования персонала и должно иметь временную границу опережения, пропорциональную занимаемому работником должностному положению, сложности предполагаемых инноваций организационного или технико-технологического характера.

Опережающее обучение имеет экономические и социальные основания. Обществу важнее не «подтягивать» квалификацию работников до соответствия производству, а развивать его способности, повышать уровень знаний и этим способствовать развитию производства. Готов-

Ефремова Ю.Е.

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В РАБОТНИКАХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ОРЕАШЗАПИЯ ИХ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ

ность работника к опережающему профессиональному обучению свидетельствует о значимости не только материальных, но и моральных, социальных и социально-психологических факторов, влияющих на результаты производственной деятельности, степень удовлетворенности трудом, социальными отношениями, возможностью развития личности. В большей степени это относится к работникам, занятым управленческим трудом.

Управление развитием человеческих ресурсов может осуществляться в рамках государственных и региональных программ (создание и совершенствование систем общего, основного и дополнительного профессионального образования и др.) и в рамках программ отдельных отраслей, предприятий (совершенствование организации и мотивации труда, методов подбора, оценки, аттестации, высвобождения, продвижения работников и др.). Важнейшей совместной функцией государственных органов управления, органов управления отраслями и отдельными предприятиями является повышение квалификации, переподготовка кадров. При этом на институциональном уровне, где главная роль принадлежит государству, определяются социально-экономические программы развития общества и средства их обеспечения, включая разработку промышленной политики и инструменты ее реализации. Институциональные преобразования в экономике должны способствовать повышению конкурентоспособности предприятий на основе производства продукции, отвечающей потребностям общества и созданию благоприятных условий ее реализации. Данные преобразования также должны способствовать росту инвестиций в реальный сектор экономики, стимулировать развитие высокотехнологичных и наукоемких производств, способствовать созданию новых рабочих мест при постоянном росте их качества, оказывать положительное влияние на динамику социально-экономического развития отраслей и сфер народного хозяйства, включая науку и образование. Заинтересованность государства в проведении преобразований определяется тем, что оно является крупнейшим собственником и, как другие собственники, испытывает необходимость в эффективном управлении ею.

Для активизации промышленной и социальной политики важнейшее значение имеет деятельность по подготовке и реализации перспективных программ социально-экономического и научно-технического развития отраслей, регионов, народного хозяйства в целом. В условиях рыночной экономики программирование является основой системы государственного регулирования экономики на основе комплексных программ, отражающих предпочтительный вариант развития производства и стратегическую концепцию социально-экономической политики. В этом случае перспективные программы являются ориентиром для деятельности предпринимателей. Формирование программ социально-экономического развития различной продолжительности является объективной необходимостью и осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и программах экономического и социального развития Российской Федерации».

В условиях России региональный аспект прогнозирования играет особую роль. Территориальная протяженность, разнообразие природно-климатических, исторических и социально-экономических условий обуславливают необходимость учета региональной специфики развития предприятий в различных отраслях и сферах экономики. Это предполагает необходимость прогнозирования количественной потребности предприятий и отраслей в работниках традиционных и перспективных специальностей, профессий.

Совокупность региональных программ позволяет комплектовать федеральную комплексную программу перспективного развития, дает возможность предприятиям концентрировать усилия на формировании долговременных стратегий, а не только на решении проблем совершенствования производства. Это предполагает необходимость оценки не только количественной, но и квалификационной структуры персонала.

Особенности системы управления и экономические условия предопределяют общие контуры системы прогнозирования территориального развития. Краткосрочный прогноз предназначен для разработки и исполнения федерального бюджета. Это связано с тем, что доходы бюджета в значительной степени зависят от состояния производства, а расходы от состояния бюджетной сферы регионов.

Среднесрочный и долгосрочный прогнозы основной целью имеют прогнозирование структурных сдвигов в экономике регионов и связанных с этим изменений социально-экономической ситуации на региональном и макроэкономическом уровне.

На рисунке 1 представлен существующий на практике подход к формированию перспектив социального и экономического развития регионов. Анализ рисунка 1 позволяет утверждать, что именно среднесрочные и долгосрочные прогнозы, контроль их исполнения и своевременная корректировка позволяют формировать федеральные программы развития регионов и стратегию развития Российской Федерации в целом. Использование среднесрочных и долгосрочных прогнозов позволяет формировать активную промышленную политику, основанную на учете перспективных структурных сдвигов в экономике. Это является важнейшим фактором стимулирования профессионального развития человеческих ресурсов регионов, отраслей и экономики страны в целом.

Период (лет)

10-15

5-10

3

•О •О

Л

С

3-5

Федеральный уровень

Субъекты Российской Федерации

Стратегия территориального развития России как основа региональной политики

-И-

Долгосрочный прогноз развития регионов России, увязанный с вариантами макроэкономического прогноза

Федеральные

целевые программы развития регионов

Раздел Среднесрочной программы Правительства Российской Федерации

Краткосрочный прогноз развития субъектов Федерации как база для обоснования межбюджетных отношений

^ Долгосрочный прогноз

экономического и социального развития субъекта Российской — Федерации (вариантный)

Стратегия развития субъекта Федерации

Среднесрочный прогноз 4 экономического и социального _ развития субъекта Федерации

Региональ-ные целевые программы

1

Краткосрочный прогноз развития и бюджетная заявка субъекта Федерации

2

№ О

1

Рис. 1. Формирование перспектив экономического и социального развития регионов

Ефремова Ю.Е.

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В РАБОТНИКАХ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ОРЕАПИЗАНИЯ ИХ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ

Значимость использования прогнозов социально-экономического развития субъектов Российской Федерации для профессионального развития человеческих ресурсов по перспективным направлениям определяется тщательностью подготовки каждого из трех этапов прогнозирования.

Первый этап включает разработку сценариев социально-экономического развития региона на основе анализа социально-экономической ситуации за предыдущий период, сценарных условий развития Российской Федерации на прогнозируемый период и данных среднесрочного прогноза.

Выполнение исследований по второму этапу предполагает разработку предварительного варианта основных прогнозов развития субъектов Федерации. При этом осуществляется анализ тенденций развития основных показателей, оценка степени их обоснованности и достоверности.

На третьем этапе осуществляется разработка уточненных показателей прогнозов социально -экономического развития субъектов Российской Федерации (с учетом предварительного прогноза развития страны в целом, оценки социально-экономической ситуации в отраслях и регионах, вариантов стабилизации их работы, развития и т. д.).

Прогнозирование социально-экономического развития регионов и Российской Федерации в целом не может быть полностью формализованным и допускает эвристические процедуры, в основе которых лежат следующие принципы прогнозирования:

- комплексность прогнозирования экономического, социального и научно-технического развития, а также последствий этого развития;

- оценка природных ресурсов, демографических процессов и жизненного уровня населения;

- вариантность постановки целей и задач развития, ранжирование их по важности выбора направлений, срокам и средствам достижения поставленных целей;

- программность подхода к решению социально-экономических проблем развития, призванная повысить комплексность постановки межотраслевых проблем, рациональное использование имеющихся в обществе ресурсов;

- единство качественного и количественного подходов к оценке и выбору вариантов развития, вытекающих из сложности предвидения динамики социальных и экономических процессов, изменения количества и качества ресурсов, в том числе человеческих, а также изменения внешних условий;

- всесторонность соотнесения объекта прогнозного исследования с имеющейся информацией и существующими методами, включая моделирование;

- системность разработки отдельных вопросов, проблем и этапов;

- сопоставимость показателей, используемых в масштабе предприятий, отраслей, народного хозяйства в целом.

Анализ перечисленных принципов прогнозирования позволяет сделать вывод о том, что их основой является рациональное использование ресурсов на основе сопоставления затрат и результатов производства.

Важнейшее значение имеет то, что сценарии и варианты базируются на единой концепции государственной социально-экономической политики, ее единых целях и приоритетах, способах реализации. При этом основной целью региональной экономической политики Российской Федерации является стабилизация и рост экономического потенциала субъектов Федерации. Предусматривается дальнейшее развитие конкурентоспособных направлений специализации регионов в рамках многоукладной экономики.

Вышеизложенное позволяет использовать разрабатываемые прогнозы для определения перспективных профессий и специальностей в процессе развития отраслей, регионов. Для этого необходимо конструирование модели, имитирующей поведение выбранного для исследования объекта. В нашем случае объектом является регион, отрасль, а исследуемым процессом — появление перспективных профессий и специальностей. Об актуальности этого исследования можно судить по следующему примеру. Ежегодно на предприятиях металлургии остается только 6-8 % выпускников профессиональных учебных заведений. Анализ показывает, что переход на новые рабочие места в другие отрасли обусловлен острым дефицитом этих отраслей в квалифицированных кадрах, имеющих хорошую базовую подготовку. Стимулом является установление повышенных ставок оплаты труда. В основе такого положения — недостатки в планировании подготовки кадров на новые профессии и специальности. В этих условиях необходим механизм определения потребности в работниках перспективных профессий и специальностей и организация их опережающей подготовки. Под новыми профессиями и специальностями следует понимать не только те, которые не были в реестре народного хозяйства, но и те, которые существовали в других отраслях экономики, но для предприятий данного региона или отрасли потребность в их подготовке и развитии появилась впервые.

Рис. 2. Имитационная модель определения потребности рынка труда в перспективных профессиях и специальностях.

Ефремова Ю.Е.

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В РАБОТ!ПЛСАХ ПЕРСЛЕКТИШЬИ. СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И ОРЕАПИЗАПИЯ ИХ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ

На рисунке 2 представлена имитационная модель определения перспективной потребности рынка труда в профессиях и специальностях.

Анализ рисунка 2 показывает, что активная промышленная политика государства, выраженная в разработке программ социально-экономического развития, позволяет прогнозировать перечень специальностей, профессий и количественную потребность в работниках, владеющих ими. Для определения специальностей, профессий и даже квалификаций по конкретным отраслям, в том числе черной металлургии, необходимы перспективные планы их развития.

Сочетание заинтересованности работодателей в квалифицированном персонале и активная промышленная политика государства способствуют организации опережающего обучения, позволяющего своевременно подготовить работника к предстоящим изменениям спроса на рынке труда, расширяющего сферу его профессиональных интересов и возможностей, способствует повышению конкурентоспособности предприятий. Другими словами, предприятия народного хозяйства в целом должны быть своевременно обеспечены кадрами соответствующей квалификации в достаточном количестве. В соответствии с этим одним из главных требований к планам проведения исследований и проектами работ по организационному и технико-технологическому совершенствованию конкретных производств отраслей и сфер народного хозяйства должно быть наличие квалификационных требований к обслуживающему персоналу, разрабатываемых на стадии технико-экономического обоснования.

На основании этих требований образовательные учреждения разрабатывают учебные (учебно-тематические) планы и программы, формируют методическое и иное обеспечение учебного процесса, реализация которого в рамках опережающего обучения позволит слушателям достичь требуемых компетенций и быть сертифицированными для обслуживания нововведений к моменту их реализации.

Это позволяет осуществить комплекс взаимоувязанных мероприятий по техническому, технологическому и кадровому обеспечению нововведений.

Общая схема формирования затрат времени, необходимого на подготовку (повышение квалификации, переподготовку) персонала для работы в условиях нововведения включает:

1) анализ квалификационных требований, подготовку, согласование, принятие решения о необходимости и продолжительности подготовки преподавателей для обучения персонала в условиях нововведения в соответствии с квалификационными требованиями, подготовленными разработчиком нововведения, затраты времени на коммуникации;

2) подготовку учебных (учебно-методических) планов и программ, методического и иного обеспечения для обучения преподавателей и продолжительность самого процесса обучения преподавателей; затраты времени на коммуникации;

3) адаптацию (или разработку новых) учебных (учебно-тематических) планов и программ, методических материалов преподавателями, прошедшими обучение, для обучения персонала и продолжительность самого процесса обучения персонала, затраты времени на коммуникации.

Начало работ по формированию кадрового обеспечения нововведений, предполагающих проведение опережающей профессиональной подготовки персонала, должно быть не позднее, чем определяемое из выражения:

Дк _ттв т /гт^мп г-рИИ г-рмк грик \

У_Д У - (Т у, 1 у, 1 у, 1 уЛ

где:

Дку — дата начала работ по кадровому обеспечению _)-го производства в >й отрасли (сфере) народного хозяйства;

Дву — дата предполагаемого ввода нововведения _)-го производства в ьй отрасли (сфере) народного хозяйства;

Т™у, Т™у — период времени, необходимый, соответственно, для осуществления комплекса работ по обеспечению учебного процесса и подготовке преподавателей профессионального обучения для _)-го производства >й отрасли (сфере) народного хозяйства;

Тмку, Т™^ — период времени, необходимый, соответственно, для осуществления комплекса работ по методическому обеспечению учебного процесса и подготовке персонала для _)-го производства ьй отрасли (сфере) народного хозяйства;

Ь — коэффициент запаздывания экономической системы, учитывающий в том числе затраты времени на подготовку, согласование и принятие решений, осуществление коммуникаций и др.

Выполненный анализ, во-первых, свидетельствует о необходимости осуществления опережающего обучения при нововведениях. Поскольку продолжительность организационно-образовательного цикла значительна, то одномоментный ввод нововведений и начало учебного процесса ведут к экономическим потерям из-за невозможности или неэффективности использования нововведений.

Во-вторых, снижению продолжительности организационно-образовательного периода и

_Региональным проблемы нРгоьРлаоБЛнид экономики, №2, 2014_

суммарных затрат на подготовку персонала способствует развитие системы образовательных учреждений (центральных, межрегиональных и межотраслевых) за счет осуществления однократных затрат на обучение преподавателей при переподготовке персонала предприятий (организаций) разных отраслей (сфер) народного хозяйства по данной проблеме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, снижению организационно-образовательного периода и затрат на подготовку персонала способствует уменьшение уровня дифференциации профессионального образования (обучения) с помощью укрупнения групп однородных работ. Прежде всего, в результате устранения отраслевого деления. Это в наибольшей степени соответствует потребностям развивающегося рынка труда, повышает универсальность знаний персонала и отвечает закономерностям постоянного усложнения и разнообразия труда под влиянием научно-технического прогресса. По своей природе эффект от укрупнения групп однородных профессий (специализаций) в наибольшей степени проявляется в процессе межотраслевой кооперации и в рамках одной отрасли незначителен поскольку ограничен уже сложившейся достаточно рациональной структурой профессий (специализаций). Укрупнение групп позволяет использовать закономерность моделирования, в соответствии с которой свойства объекта меньшего масштаба в достаточной степени присущи свойствам объекта большего масштаба. Применительно к исследуемой теме это выразится в комплексном использовании накопленного в объединяемых в одну группу специализаций (профессий) опыта организации и осуществления учебного процесса, в том числе его методического обеспечения. В этом случае снижение затрат будет достигнуто за счет адаптации уже накопленного методического материала по сравнению с необходимостью разработки нового.

Сокращение продолжительности организационно-образовательного периода при обязательности опережающего профессионального образования в условиях подготовки к практической деятельности позволяет в наибольшей степени учесть необходимые достижения, что повышает качество образования. Возможность этого проявляется в наибольшей степени в условиях наличия четкого выполнения планов экономического и социального развития.

Литература

1. Цветков В. А., Янкаускас К. С. Человеческий капитал и связанные с его развитием возможности и риски для модернизации и экономической безопасности России //Модернизация и экономическая безопасность России. Т. 3. Подред акад. Н.Я. Петракова. — М.; СПб.: Нестор-История, 2012.

2. Цветков В. А., Зоидов К. Х. и др. Исследование социально-экономической циклической динамики России и совершенствование регулирования стратегии опережающего развития. — М.: ЦЭМИРАН, 2012. — 207 с.

3. Зоидов К. Х. Экономическая эволюция и эволюционная экономика. — М.: ИПР РАН, 2003. — 156 с.

4. Зоидов К. Х. Эволюционно-институциональный подход и методология проведения антикризисных мероприятий в переходной экономике // Экономика и математические методы. — 2004. Т. 40. № 3. — С. 16-32.

5. Зоидов К. Х. Уроки трансформационного кризиса // Экономическая наука современной России. — 2005. № 4. — С. 44-56.

6. Зоидов К. Х. Эволюционный подход и его значение для развития экономической науки в постсоветских странах // Экономика и математические методы. — 2009. № 2. Т. 45. — С. 96-112.

7. Стратегия регионального развития в условиях инновационных преобразований экономики / В. З. Петросянц, С. В. Дохолян, Д. В. Петросянц, А. А. Баширова; под общ. ред. д. э. н., проф. В.З. Петросянца; РАН, Дагестанский научный центр; Институт социально-экономических исследований. — Москва: Экономика, 2011. — 302 с.

8. Царегородцев Ю. Н., Башина О. Э., Ефремова Ю. Е. Развитие человеческого потенциала организаций: учебное пособие. — М.: Московский гуманитарный университет, 2012.

References.

1. Tsvetkov V.A., Yankauskas K.S. Human Capital and Related to it Opportunities and Risks for Modernization and Economic Safety of Russia \\Modernization and Economic Safety of Russia: Volume 3. under the editorship of Academician N.Ya. Petrakov. M.: SpB.: Nestor-Istoriya, 2012.

2. Tsvetkov V.A., Zoidov K.Kh. et al. A Study of Social-economical Cyclic Dynamics of Russia and Upgrading of Regulation of the Strategy of Advanced Development - M.: TsEMI ofRAS, 2012. - 207p.

3. Zoidov K.Kh. Economic Evolution and Evolution Economics. - M.: IPR of RAS, 2003. - 156p.

4. Zoidov K.Kh. Evolutional-institutional Approach and Methodology of Holding Anti-crisis Arrangements in Transitional Economy // Economics and Mathematical Methods. - 2004. - Volume 40, No. 3. - Pp. 16-32.

5. Zoidov K.Kh. Lessons of Transformational Crisis // Economic Science of Modern Russia. - 2005. - No. 4. - Pp. 4456.

6. Zoidov K.Kh. Evolutionary Approach and its Meaning for the Development of Economic Science in Post-Soviet Countries // Economics and Mathematical Methods. - 2009. - No. 2.- Volume. 45. - Pp. 96-112.

7. The Strategy of Regional Development in the Conditions of Innovative Transformations of the Economy / V.Z.Petrosyants, S.V. Dokholyan, D.V. Petrosyants, A.A. Bashirova; under general editorhsip of Doctor of Economic Sciences, Professor V.Z. Petrosyants; RAS; Dagestan Scientific Center; Institute of social-economic studies. - Moscow: Economics, 2011. - 302 p.

8. Tsaregorodtsev Yu.N., Bashina O.E., Efremova Yu.E. Development of Human Potential of Organizations. Textbook. (labeled by educational-methodological center) M.: Moscow Humanitarian University, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.