Научная статья на тему 'Разработка модели межфункциональной и межорганизационной логистической координации транспортного обслуживания в цепях поставок'

Разработка модели межфункциональной и межорганизационной логистической координации транспортного обслуживания в цепях поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ / LOGISTICAL COORDINATION / ТРАНСПОРТ / TRANSPORTATION / ОБСЛУЖИВАНИЕ / SERVICE / ЦЕПЬ ПОСТАВОК / SUPPLY CHAIN / ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ПОТОК / FLOW / УПРАВЛЕНИЕ / CONTROL / СЕРВИС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баширзаде Р.Р., Будунов К.А., Пахомова А.В.

В статье предложены рекомендации по формированию модели логистической координации транспортного обслуживания процессов цепи поставок, основанной на новом, поуровневом межорганизационном и межфункциональном взаимодействии, практическое применение которой позволяет устанавливать границы и точки ответственности по операциям логистического сервиса и функциям для обеспечения надежности выполнения заказов клиентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the recommendations for the formation of the logistical coordination’s model of transport service supply chain processes, based on a new, inter-organizational and cross-functional tiered cooperation, the practical application which allows you to set limits and terms of liability for operations and logistics service functions to ensure reliability fulfill customer orders.

Текст научной работы на тему «Разработка модели межфункциональной и межорганизационной логистической координации транспортного обслуживания в цепях поставок»

Р. Р. Баширзаде, К. А. Будунов, А. В. Пахомова

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ МЕЖФУНКЦИОНАЛЬНОЙ

И МЕЖОРГАНИЗАЦИОННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Аннотация

В статье предложены рекомендации по формированию модели логистической координации транспортного обслуживания процессов цепи поставок, основанной на новом, поуровневом межорганизационном и межфункциональном взаимодействии, практическое применение которой позволяет устанавливать границы и точки ответственности по операциям логистического сервиса и функциям для обеспечения надежности выполнения заказов клиентов.

Ключевые слова

Логистическая координация, транспорт, обслуживание, цепь поставок, предприятие, поток, управление, сервис.

R. R. Bashirzade, K. A. Budunov, A. V. Pakhomova

RESEARCH OF LOGISTICAL COORDINATION'S QUESTIONS OF TRANSPORT SERVICES IN THE SUPPLY CHAIN

Annotation

The article describes the recommendations for the formation of the logistical coordination's model of transport service supply chain processes, based on a new, inter-organizational and cross-functional tiered cooperation, the practical application which allows you to set limits and terms of liability for operations and logistics service functions to ensure reliability fulfill customer orders.

Keywords

Logistical coordination, transportation, service, supply chain, enterprise, flow, control, service.

В современных условиях функционирования российской экономики актуализируется потребность научного обоснования путей и методов организации импортозамещения отечественными товарами. В полной мере это относится к рынку крупной бытовой техники, для успешного производства и сбыта которой необходимо выявить резервы сокращения непроизводительных затрат и роста производительности труда на предприятиях, вступающих в цепь поставок. Одним из значимых аспектов большинства цепей поставок является организация операционной логистиче-

ской деятельности, в частности транспортировки. К наиболее используемым в логистике на сегодняшний день относятся концепции региональных транс-портно-логистических систем и транс-портно-складских логистических распределительных сетей [1, с. 19].

Методы. Для исследования процесса формирования модели логистической координации транспортного обеспечения в цепи поставок применяются следующие методы: матричный метод, наблюдение, системный анализ, эмпирический анализ. Создание модели логистической координации представлено

поэтапным процессом, состоящим из мониторинга существующего состояния логистической координации в двумерном пространстве взаимосвязей базовых логистичесаких функций и уровней взаимодействий участников цепи поставок, базирующихся на разграничении ответственности по операциям логистического сервиса.

Результатом разработанных авторами методических рекомендаций является предложение применения поуров-невой модели логистической координации для реализации процесса взаимодействия контрагентов по сделкам, направленного на формирование комплекса мероприятий по рационализации транспортного обслуживания в цепи поставок.

Одной из проблем антикризисного управления товародвижением является недостаточная теоретическая и практическая проработанность вопросов сервисного сопровождения товаропотоков, скоординированности участников цепи поставки и внутренних подразделений предприятий. В данной статье сформированы методические рекомендации по формированию модели межфункциональной и межорганизационной логистической координации в процессе транспортировки грузов, основанные на дифференциации целей и задач по операциям логистического сервиса в цепи поставок.

Цель — разработка модели межфункциональной и межорганизационной логистической координации транспортного обслуживания в цепях поставок.

Из цели вытекают новые задачи: предложить рекомендации по созданию поэтапного процесса формирования модели межфункциональной и межорганизационной логистической координации как одного из наиболее важных резервов сокращения затрат на производство крупных бытовых приборов, отличающейся различным «пакетом» логистического сервиса, сопровождающего

транспортировку как операционную логистическую деятельность.

При широких возможностях предприятий для выбора системы транспортного обслуживания товаропотока, на практике пока полностью не решены вопросы согласования и координации доставки, к тому же недостаточно развит уровень логистического сервиса транспортировки. Это порождает логистическую проблему, а именно — несоответствие существующего состояния межфункциональной и межорганизационной координации желательному состоянию.

Одним из новых подходов к решению проблемы повышения эффективности транспортно-логистического сервиса клиентов является совместное управление грузами, состоящее в обеспечении синергии за счет обмена информацией и распределения грузов.

Наиболее важными особенностями систем информационной поддержки процесса транспортировки являются: возможность подбора груза и транспортного средства для его перевозки; планирование рейса и его маршрутизация; максимально четкий контроль транспортного процесса; контроль сроков доставки и др. [3, с. 144]. Реализация потенциала эффективности транспортировки осуществляется на основе совместного управления грузами, долгосрочных соглашений с фиксированными условиями [5, с. 507-508].

Главная задача транспортного обслуживания цепей поставок — это надежность поставок материальных ресурсов, достигаемая за счет оптимизационных решений — минимизации непроизводительного использования материальных ресурсов.

Для участников цепей поставок и транспортных организаций должны быть согласованы термины, определяющие, в частности, виды материалов, сырье (материалы, которые образуют важнейшие составные части готового

продукта), вспомогательные материалы, производственные материалы, отходы, готовые продукты и полуфабрикаты (комплектующие), товары.

С учетом видов перевозимых грузов и условий доставки решается задача выбора транспортного средства как наиболее актуальная при организации и планировании грузовых автомобильных перевозок [4, с. 325]. Логистическая координация — это один из инструментов управления межфункциональными конфликтами в организации [2, с. 54], например, на основе оптимизации транспортно-логистических процессов.

Предлагаемые авторами рекомендации по созданию модели межфункциональной и межорганизационной логистической координации как одного из наиболее важных резервов сокращения затрат на производство крупных бытовых приборов представим состоящими из следующих этапов.

Первый этап. Формулирование основных причин необходимости разработки вопросов межфункциональной и межорганизационной координации: непроизводительные потери; невыполнение обязательств предприятием; слабая согласованность действий подразделений.

Второй этап. Разработка мероприятий для устранения перечисленных причин: использование единых подходов к осуществлению межфункциональной (между отдельными структурными подразделениями предприятия) и межорганизационной (при осуществлении координационной деятельности в цепи поставок) логистической координации на предприятиях; оперативное реагирование на изменение условий; применение адекватных требованиям интегрированной логистики процессов планирования, контроля и координации функционирования предприятий в цепи поставок.

Третий этап. Диагностика состояния координации: предназначена для подтверждения взаимосвязей и взаимозависимостей участников цепей поставок.

Четвертый этап. Выявление уровней межфункциональной и межорганизационной логистической координации в контексте возможных конфликтов. По параметрам внутренних конфликтов реализуется межфункциональная логистическая координация в процессе планирования и управления деятельностью предприятия, в то время как для согласования действий участников цепи поставок — межорганизационная логистическая координация.

Цель координации — обеспечить надежность продвижения товаропотока, опосредованного транспортом, от поставщика к конечному потребителю в соответствии с требованиями логистики.

Пятый этап. Формирование авторского варианта классификации межорганизационных логистических связей по глубине взаимодействий по логистическим функциям «снабжение — производство — сбыт». Цель — усиление степени координации деятельности как внутри предприятия, так и внутри цепи поставок.

Новизна подхода к авторской классификации состоит в том, что она основывается на разграничении уровней межорганизационной и межфункциональной координации.

Шестой этап. Отображение в матричном виде уровней названных видов логистической координации по глубине взаимодействий (рис. 1).

Седьмой этап. Составление модели логистической координации по уровням ответственности и характеристики взаимодействий по логистическим функциям «снабжение — производство — сбыт» (рис. 2).

Рисунок 1 — Уровни межорганизационных логистических связей

по глубине взаимодействий

Автор К. А. Будунов.

Рассмотрим характеристику

межорганизационных логистических связей по глубине взаимодействий более подробно (рис. 2). В зависимости от того, где позиционируется фокусная компания в цепи поставок, считаем необходимым разделять межорганизационные координационные усилия по направленности.

1. По прямой направленности.

I-П Уровень. Координирование с отделом снабжения заказчика. Описывает процессы координации между отделом сбыта фокусной компании и отделом снабжения заказчика. Отображает наиболее низкую степень глубины координации деятельности предприятия-поставщика и заказчика в цепи поставок.

II-П Уровень. Координирование с производством заказчика. Происходит осуществление координационной логистической деятельности службы сбыта фокусной компании и службы производства заказчика.

Ш-П Уровень. Координирование с отделом сбыта заказчика. Отображает наиболее полную глубину межорганизационной логистической координации между фокусной компанией цепи поставок предприятием-заказчиком первого уровня. Взаимодействуют службы сбыта фокусной компании и поставщика первого уровня.

ГУ-П Уровень. Сквозное координирование с заказчиком второго уровня. Осуществляется координирование действий между службой сбыта фокусной компании и службой снабжения заказчика второго уровня.

У-П Уровень. Сквозное координирование с заказчиком п-го уровня. Выполняется процесс координации деятельности службы снабжения заказчика п-го уровня и службы сбыта фокусной компании. Кроме того, в цепях поставок осуществляется совместная межорганизационная логистическая координация предприятий заказчика и предприятий поставщика на равных (паритетных) началах.

Рисунок 2 — Модель логистической координации по уровням ответственности

Автор К. А. Будунов.

2. По обратной направленности.

Г-О Уровень. Координирование с отделом сбыта поставщика. Описывает межорганизационное координационное взаимодействие самого распространенного типа «заказчик — клиент» между отделом сбыта поставщика и отделом снабжения заказчика. Степень межорганизационной координации — самая наименьшая, т. к. заказчик не осуществляет координирование процессов производства и закупок на предприятии поставщика.

П-О Уровень. Координирование с производством поставщика. Происходит взаимодействие службы снабжения

заказчика со службами производства поставщика; осуществляется перечень мероприятий по контролю производственных процессов партий товаров для конкретного заказчика.

Ш-О Уровень. Координирование с отделом снабжения поставщика. Взаимодействуют служба снабжения поставщика и служба снабжения заказчика, который может осуществлять контроль закупочной деятельности, проверку соответствия качества сырья, поступающего на предприятие поставщика первого уровня.

ГУ-О Уровень. Сквозное координирование с поставщиком второго

уровня. Выполняется координирование действий с отделом сбыта поставщика второго уровня. Это позволяет повысить степень скоординированности действий в цепи поставок фокусной компании.

У-О Уровень. Сквозное координирование с поставщиком п-го уровня.

Данный уровень отвечает за осуществление координационной деятельности с предприятиями-поставщиками п-го уровня по отношению к фокусной компании; является примером самой глубокой (полной) степени скоордини-рованности в цепи поставок сырья для фокусной компании.

Также в классификации представлен раздел классификации по осуществлению совместной (паритетной) координации.

Г-С Уровень. Координирование процесса выбора логистического провайдера. Осуществляется координирование процесса выбора поставщика логистических услуг предприятия, выступающего в качестве поставщика, и предприятия - заказчика в цепи поставок.

ГГ-С Уровень. Координирование процесса выбора поставщиков. Осуществляются процессы координации выбора поставщиков, неосновных для цепи поставок материалов и комплектующих, но необходимых для бесперебойного функционирования предприятий цепи поставок (например, выбор поставщика ГСМ для предприятий цепи поставок).

ГГГ-С Уровень. Координирование процесса формирования каналов сбыта. Осуществляется совместное координирование процесса выбора каналов сбыта готовой продукции цепи поставок на паритетных началах предприятий цепи поставок.

Таким образом, применение предложенной модели логистической координации позволяет определить точки ответственности по логистическим операциям, границы ответственности по

логистическим функциям, организовать опосредованное транспортом более четкое взаимодействие между функциональными подразделениями предприятий и предприятиями-участниками цепей поставок.

Библиографический список

1. Альбеков, А. У., Лялюев, С. Ю. Логистическая оценка форм организации материальных потоков в товародвижении // Новые подходы к развитию логистики в формате Россия — член ВТО: отвечая на вызовы. Расширяя возможности (VIII Южно-Российский логистический форум, 12-13 октября

2012 г.) / Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). — Ростов н/Д, 2012. — С. 19.

2. Корпоративная логистика в вопросах и ответах / под общ. и науч. ред. В. И. Сергеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2013. — 634 с.

3. Лобанова, М. Е. Информационная поддержка процессов транспортировки как инструмент управления грузоперевозками // Управление логистическими системами: глобальное мышление — эффективные решения : материалы междунар. науч.-практ. юбилейного X Южно-Российского логистического форума, 10-11 октября 2014 г. — Ростов н/Д : ИПК РГЭУ (РИНХ), 2014. — Т. ГГ. — С. 141-144.

4. Мочалин, С. М., Заруднев, Д. И. Выбор автотранспортных средств в логистике: постановка и результаты решения задачи // Логистика — евразийский мост : материалы VIII Междунар. науч. практ. конф. (г. Красноярск, 16-18 мая

2013 г.). / Краснояр. гос. аграрн. ун-т. — Красноярск, 2013. — Ч. 1. — С. 325.

5. Управление цепями поставок: Справочник издательства Gower / под ред. Дж. Гатторны (ред. Р. Огулин, М. Рейнольдс) ; пер. с 5-го англ. изд. — М. : ИНФРА-М, 2008. — ХХХГУ. — 670 с.

Bibliographie list

1. Albekov, A. I/., Ljaljuev, S. Yu. Logistical evaluation of organization material flows' forms in goods movement // New approaches to the logistics' development in the Russia — a member of the WTO: in response to challenges. Empowering opportunities (VIII South-Russian Logistical Forum, 12-13th of October, 2012) / Rostov State Economic University (RINH). — Rostov-on-Don, 2012. — P. 19.

2. Corporate logistics in questions and answers / ed. by V. I. Sergeev. — 2nd ed., revised and enlarged. — M. : INFRA-M, 2013. — 634 p.

3. Lobanov, M.E. Information support transportation processes as a tool for freight management systems, logistics

management // Global thinking — efficient solutions : International scientific and practical X Jubilee South-Russian Logistics Forum, 10-11 of October 2014. — Rostov-on-Don : PPC of RSUE (RINH), 2014. — Vol. II. — P. 141-144.

4. Mochalin, S. M, Zarudnev, D. I. Selection of vehicles in logistics: setting and results of the problem // Logistics — Eurasian bridge: the International Materials VIII. Scientific. Scient. Conf. (Krasnoyarsk, 16-18 of May 2013) / Krasnoyar. state. Agrarian. University. — Krasnoyarsk, 2013. — P. 1. — P. 325.

5. The supply chain management: handbook of publisher Gower / ed. by J. Gattorna (ed. by R. Ogulin, M. Reynolds) ; 5th eng. ed. — M. : INFRA-M, 2008. — XXXIV — 670 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.