Научная статья на тему 'Формы стратегического поведения провайдеров в цепях поставок'

Формы стратегического поведения провайдеров в цепях поставок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
4PL-ПРОВАЙДЕР / СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР / 3PL-ПРОВАЙДЕР / ВЕДУЩИЙ ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОСРЕДНИК / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ И КООРДИНАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПРОВАЙДЕРОВ / 4PL-PROVIDER / SYSTEM INTEGRATOR / 3PL-PROVIDER / LEAD LOGISTICS PROVIDER / LOGISTIC INTEGRATION AND COORDINATION / SUPPLY CHAIN MANAGEMENT / STRATEGIC BEHAVIOUR OF THE PROVIDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пименова М.В., Галкина Ю.В.

Рассмотрены формы стратегического поведения провайдеров и их роль в повышении логистической интеграции и координации в цепях поставок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS OF STRATEGIC BEHAVIOUR OF THE PROVIDERS IN THE SUPPLY CHAINS

Forms of the strategic behaviour of the providers and their role in promotion of the logistic integration and coordination in the supply chain are examined.

Текст научной работы на тему «Формы стратегического поведения провайдеров в цепях поставок»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

1) показатели динамики денежных потоков;

2) показатели качества денежных потоков;

3) показатели сбалансированности денежных потоков;

4) показатели рентабельности на основе чистого денежного потока;

5) показатели эффективности использования денежных средств.

Показатели динамики определяются по всем видам деятельности предприятия, характеризуют изменение величины потоков во времени и позволяют планировать приток и отток денежных средств в предстоящем периоде. Превышение темпов роста положительного денежного потока над темпами роста отрицательного денежного потока отражает тенденцию прироста и чистого денежного потока и наоборот.

Показатели качества денежных потоков позволяют оценить структуру притока, оттока и чистого денежного потока и определить участие различных операций в формировании денежных потоков предприятия.

Показатели сбалансированности денежных потоков позволяют оценить соответствие притока и оттока денежных средств для поддержания платежеспособности предприятия.

Показатели четвертой и пятой групп отражают сумму чистого денежного потока на каждый рубль задействованного капитала, а также сумму полученной прибыли на каждый рубль денежного потока [2].

При дефиците денежного потока его объем можно сбалансировать за счет:

1) привлечения дополнительного собственного или долгосрочного заемного капитала;

2) совершенствования работы с краткосрочными активами;

3) избавления от непрофильных долгосрочных активов;

4) сокращения инвестиционной программы предприятия;

5) снижения затрат [3].

Объем избыточного денежного потока можно сбалансировать за счет:

1) увеличения инвестиционной активности предприятия;

2) расширения или диверсификации деятельности;

3) досрочного погашения долгосрочных кредитов.

Повышению эффективности использования денежных средств в цепях поставок будет способствовать и ускорение платежного оборота за счет увеличения размера скидок дебиторам, сокращения срока товарного кредита, предоставленного покупателям, ужесточения политики по востребованию задолженности, снижения процента неплатежеспособных покупателей за счет ужесточения критериев оценки их кредитоспособности.

Библиографические ссылки

1. Афанасенко И. Д. Логистика снабжения : учебник для вузов. Минск : БГТУ, 2015. 336 с.

2. Микулич Л. Б. Закупочная логистика. М. : Ин-фра, 2013. 305 с.

3. Тишкова А. П. Логистика: проблемы и перспективы в Беларуси. Минск : БГТУ, 2013. 103 с.

References

1. Afanasenko I. D. Purchasing logistics : textbook for high schools. Minsk : BSTU, 2015. 336 p.

2. Mikulich L. B. Procurement logistics. Moscow : Infra, 2013. 305 s.

3. Tishkov A. P. logistics problems and prospects in Belarus. Minsk : BSTU, 2013. 103 p.

© Мишкова М. П., 2016

УДК 658.7

ФОРМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРОВАЙДЕРОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

М. В. Пименова1*, Ю. В. Галкина2

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

2ООО «Синтез Н», Российская Федерация, 660077, г. Красноярск, ул. Взлётная, 38 E-mail: PimenovaMarina@yandex.ru

Рассмотрены формы стратегического поведения провайдеров и их роль в повышении логистической интеграции и координации в цепях поставок.

Ключевые слова: 4РЬ-провайдер, системный интегратор, 3РЬ-провайдер, ведущий логистический посредник, логистическая интеграция и координация, управление цепями поставок, стратегическое поведение провайдеров.

FORMS OF STRATEGIC BEHAVIOUR OF THE PROVIDERS IN THE SUPPLY CHAINS

M. V. Pimenova1*, J. V. Galkina2

Логистика и управление цепями поставог^на предприятии

'Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation 2Ltd. Company "Synthesis N" 38, Vzletnaya Str., Krasnoyarsk, 660077, Russian Federation E-mail: PimenovaMarina@yandex.ru

Forms of the strategic behaviour of the providers and their role in promotion of the logistic integration and coordination in the supply chain are examined.

Keywords: 4PL-provider, system integrator, 3PL-provider, lead logistics provider, logistic integration and coordination, supply chain management, strategic behaviour of the providers.

Современное ускорение прироста масштабов производства и торговли вызывает необходимость создания эффективной, надежной и устойчивой системы товародвижения [1; 2]. Отсутствие логистической интеграции и координации в цепи поставок вызывает увеличение степени неопределенности в работе, рост задержек поставок, усложнение процесса планирования. Чтобы избежать этих проблем, необходимо объединение компании с ее контрагентами (поставщиками, покупателями и посредниками) в процессе управления материальными и сопутствующими потоками для максимального и качественного удовлетворения клиентов согласно их специфическим запросам. Такая интеграция позволит всем субъектам цепи поставок совместно использовать важную для них информацию о наличии заказов, уровнях запасов и т. д. Системы, применяемые для объединения контрагентов цепи поставок, состоят из систем планирования, сетевых коммуникаций и электронного обмена данными (EDI).

В процессе налаживании связей между организациями каждая из них может прийти к пониманию того, что получение лучших результатов будет достигнуто при взаимодействии с другими участниками. В этом случае возможно заключение долгосрочных обязательств, которые дадут гарантию сохранности взаимных выгод в следующих периодах. Это является базой для формирования стратегического союза или партнерства.

Интеграционная модель позволяет собрать воедино весь логистический функционал при координации деятельности, реализуемой самостоятельными, но наделенными общей ответственностью звеньями. Межорганизационная координация позволяет согласовывать деятельность звеньев цепи поставок для реализации поставленных целей.

В качестве «хозяина» логистического процесса рассматривают фокусную компанию, создающую в своей организационной структуре управления отдел логистики, назначением которого является администрирование логистической системы, выстраиваемой в пределах цепи поставок. Такой отдел занимается согласованием действий всех контрагентов, устранением возникших и предотвращением возможных конфликтов.

Однако в последнее время функции межорганизационной логистической координации все чаще передаются логистическим посредникам. Многие компании испытывают трудности при выборе типа логистического исполнителя в цепи поставок. Поиск и определение контрагента должны проходить в соответст-

вии со стратегией организации и стоящими перед логистикой задачами.

В зависимости от предоставляемых услуг и степени интеграции с клиентом различают следующие основные типы логистических посредников: узкофункциональные поставщики базовых логистических услуг (LSP), поставщики комплекса основных и дополнительных логистических услуг (3PL-посредники), ведущие логистические посредники (LLP), системные интеграторы (4PL-посредники) [3].

Узкофункциональные логистические поставщики базовых логистических услуг оказывают отдельные классические логистические услуги (транспортно-экспедиторские, складские, страховые, таможенные и др.) на основе заключения разовых или краткосрочных контрактов.

В рамках единого оператора 3PL-посредники, при их интеграции и координации, оказывают комплекс базовых и дополнительных логистических услуг на основе договорных отношений, сформированных на контрактной основе.

Ведущие логистические посредники в логистической системе расположены между 3PL- и 4PL-звеньями. Их появление является реакцией на возникновение посредников «четвертой стороны». Как и 3PL, ведущие логистические провайдеры имеют в наличии свои активы, но при этом располагают дополнительными инструментами, которые обеспечивают открытость их работы и предоставляют доступ к оптимизационному моделированию (системному планированию, управлению товарными остатками, межорганизационной координации). В цепях поставок клиентов это дает возможность оказывать поддержку при принятии решений. Договорные отношения с LLP носят долгосрочный характер.

Системный интегратор (4PL-провайдер) - это менеджер в цепи поставок, который объединяет и согласовывает в логистике ресурсы, технологии и мощности своей компании и других посредников с целью оказания потребителям комплексного решения. У системных интеграторов нет собственной инфраструктуры, их ключевым активом являются IT-инстру-менты. Как показывает практика, использование поставщиков 4PL приводит к повышению основных финансовых показателей компании. Стоит отметить, что наличие в системе единого центра может приводить к двояким последствиям. С одной стороны, 4PL-оператор помогает в разработке оптимальных вариантов по повышению качества логистического сервиса, минимизации общих затрат и логистических рисков

Решетневс^ие чтения. 2016

внутри системы. С другой стороны, 4PL-провайдер диктует организациям и предприятиям свои стандарты работы в кооперировании поставок, разработке ценовой политики, установлении объемов заказов и сроков поставок, а иногда и стратегии развития. В этих условиях сдерживается развитие участников цепи поставок, снижается их конкурентоспособность.

Отношения с данным типом посредников относятся не к договорным, а к партнерскими, в которых стороны риски и доходы делят совместно.

Таким образом, на мировом рынке логистических услуг происходит смещение акцента от посредника, владеющего имуществом, к посреднику, владеющего информацией.

Сегодня самым распространенным видом партнерства на рынке услуг УЦП являются стратегические альянсы, одним из участников которых, как правило, и выступает оператор 4PL. Глобализация, высокие темпы технологического развития и инноваций, а также рост стоимости на исследования и разработки делают необходимым формирование альянсов [4].

Основными причинами создания горизонтальных альянсов на Западе можно назвать проникновение на новые рынки услуг, рост и усиление географической сети, выход на новые рынки преимущественно за пределами европейских стран [5].

В условиях низкой государственной поддержки, административных барьеров, отсутствия источника капиталовложений, малодоступности кредитных ресурсов, проблем с получением земельных участков, формирование стратегических альянсов между посредниками 3PL и ведущими логистическими посредниками LLP может стать эффективным решением задачи создания конкурентоспособных системных интеграторов, оргструктуры которых будут соответствовать международным стандартам.

Библиографические ссылки

1. Дмитриев А. В. Межфункциональная логистическая координация на рынке транспортно-

экспедиторских услуг // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Экономика и менеджмент». 2015. № 3. С. 151-158.

2. Панферов Д. И. Интеграция логистики [Электронный ресурс] // Планово-экономический отдел. 2011. № 6.

3. Слукина С. А. Инфраструктура и логистика промышленных предприятий. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. 88 с.

4. Андреев М. В., Иващенко А. В. Программная платформа для оператора 6PL // Программные продукты и системы. 2015. № 3 (111). С. 171-174.

5. Ботнарюк М. В. Партнерские взаимоотношения -императив ведения логистического бизнеса // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 1. С. 53-57.

References

1. Dmitriev A. V. Mezhfunktsional'naya logis-ticheskaya koordinatsiya na rynke transportno-ekspeditorskikh uslug [Logistics Cross-Functional Coordination Model for freight Forwarding Activities]. Vestnik YuUrGU. Seriya "Ekonomika i menedzhment" [Bulletin of the South Ural State University. Ser. Economics and Management]. 2015, vol. 9, no. 3, p. 151-158. (In Russ.)

2. Panferov D. I. Integratsiya logistiki [Integration logistics]. Planovo-ekonomicheskiy otdel. 2011, no. 6. (In Russ.)

3. Slukina S. A. Infrastruktura i logistika promyshlen-nykh predpriyatiy [Infrastructure and logistics of industrial enterprises]. Ekaterinburg. Ural. Univ. Publ., 2015, 88 p. (In Russ.)

4. Andreev M. V., Ivashchenko A. V. Programmnaya platforma dlya operatora 6PL [A software platform for 6PL provider]. Programmnye produkty i sistemy. 2015, no. 3 (111), рp. 171-174. (In Russ.)

5. Botnaryuk M. V. Partnerskie vzaimootnosheniya imperativ vedeniya logisticheskogo biznesa [Partnerships as imperative of making logistical business]. Ob-shchestvo: politika, ekonomika, pravo. 2011, no. 1. рp. 53-57. (In Russ.)

© Пименова М. В., Галкина Ю. В., 2016

УДК 658.7

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИДЕОЛОГИИ ЭКОНОМИКИ ВПЕЧАТЛЕНИЙ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ СЕРВИСЕ

Д. А. Прокопович

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: dmap@mail.ru

Представлены приоритетные возможности и базовые способы создания клиентских впечатлений в логистическом обслуживании. Показаны возможности конвертации «театрализации» обслуживания в стратегические конкурентные преимущества цепи поставок.

Ключевые слова: логистический сервис, экономика впечатлений, «театрализация» обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.