Региональная экономика
119
щих потребностей проживающих на его территории граждан» или «устойчивое экономическое развитие региона - это процесс динамичного наращивания потенциала территорий, мотивации экономических агентов к расширенному воспроизводству, по повышению конкурентоспособности и на этой основе последовательному повышению уровня жизни населения без использования ресурсов будущих поколений».
Итак, устойчивое развитие аграрного сектора возможно при динамичном росте производства конкурентоспособной продукции, активизации воспроизводственных процессов, способствующих повышению уровня жизни населения и социальному развитию общества, снижению интенсивности воздействия на природную среду обитания человека.
Таким образом, динамика развития сельхозтоваропроизводителей в республике продолжает пребывать в кризисном состоянии, а учитывая важность и весомость данной отрасли в экономике региона весьма важным является осознание необходимости действенных усилий по разработке альтернативных сценариев выхода из существующей ситуации.
Список литературы:
1. Ахохов М.Х. Совершенствование организации лизинга сельскохозяйственной техники в республике / М.Х. Ахохов // Развитие системы материально-технического обеспечения регионального АПК. - Ростов-н/Д., 2006. -160 с. - С. 143.
2. Кабардино-Балкария в цифрах. - Нальчик: Госкомстат, КБР, 2013.
3. http://www.pravitelstvokbr.ru/k-br/kbr-main.nsf/html/2_MINISTERST-VOSELSKOGOHOZYAISTVAIPRODOVOLSTVIYA.
4. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/pub-lications/catalog/doc_1140096652250.
5. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/pub-lications/catalog/doc_1138623506156.
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЗАНЯТОСТИ И БЕЗРАБОТИЦЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ)
© Г ордеева А.А.*
Брянский инженерно-технологический университет, г. Брянск
Проведен анализ показателей уровня безработицы и занятости населения в Брянской области в сравнении со среднероссийским. Выявле-
Магистрант по направлению 38.04.01 «Экономика».
120
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
ны проблемы в сфере занятости населения региона. Предложены пути решения этих проблем.
Ключевые слова: уровень безработицы, занятость населения, причины безработицы.
На протяжении своей жизни каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой поиска работы. Проблема занятости является актуальной, как для выпускников учебных заведений, так и для людей, потерявших работу в виду сокращения штата, ситуация осложняется экономической и политической обстановкой в стране и мире, потоком мигрантов из Дальнего и Ближнего зарубежья.
Также данная проблема актуальна в силу того, что от уровня безработицы и занятости зависит социальная напряженность в обществе любого государства. Правительство стремится к тому, чтобы показатель безработицы снижался, а занятости наоборот увеличивался.
Высокий уровень безработицы снижает темпы роста экономических показателей, а также негативно влияет на промышленный потенциал страны. При неполном использовании человеческих ресурсов страна теряет производственные мощности, из-за этого происходит сокращение налоговых отчислений предприятий в бюджет государства, а также к увеличению государственных расходов. Все это ведет к негативным последствиям для страны.
Разработка мероприятий по регулированию занятости населения и безработицы на региональном рынке труда является одной из первых ступеней к решению проблемы увеличения занятости и снижения безработицы в стране.
Самый высокий уровень безработицы в России был зафиксирован в 1996 году, перед началом первого экономического кризиса. В то время не могли найти работу 8,5 % работоспособного населения. Но эта проблема была решена.
Экономически активное население (рабочая сила) - часть населения страны в возрасте от 15 до 72 лет, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Сюда включаются как занятые, так и безработные [2]. Примерами экономически активного населения являются учащиеся, студенты, лица, получающие пенсии по старости и инвалидности и другие.
На основе итогов выборочного обследования по проблемам занятости на 2015 г. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (сумма занятых + безработных) в январе 2015 г. составила 75,9 млн. человек, или 52 % от общей численности населения страны, представлена на рис. 1 [3].
Занятым в экономике лицом считается человек, выполняющий в отчетном периоде работу по найму за вознаграждение, а также приносящий доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. К ним относятся лица, которые
Региональная экономика
121
отсутствовали на работе по разнообразным причинам (ежегодный отпуск, болезнь, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и другие.
В численности экономически активного населения 71,8 млн. человек выделялись: занятые экономической деятельностью и 4,2 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).
Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в январе 2015 г. составил 5,5 % (без исключения сезонного фактора), динамика данных представлена на рис. 2 [3].
Рис. 2. Уровень безработицы по методологии МОТ (в % от экономически активного населения)
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения обследуемого возраста) в январе 2015 г. составил 64,8 %.
122
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
По сравнению с декабрем 2014 г. численность занятого населения в январе 2015 г. (без Республики Крым и г. Севастополя) уменьшилась на 655 тыс. человек или на 0,9 %, численность безработных - увеличилась на 120 тыс. человек, или на 3 %. По сравнению январем 2014 г. численность занятого населения (без Республики Крым и г. Севастополя) увеличилась на 326 тыс. человек, или на 0,5 %, численность безработных - уменьшилась на 86 тыс. человек, или на 2,1 % [3].
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,5 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце января 2015 г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 924 тыс. человек, что на 2,6 % больше по сравнению с декабрем 2014 г. и на 2,7 % - меньше по сравнению с январем 2014 г. (без Республики Крым и г. Севастополя).
В январе 2015 г. 73 % безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в январе 2015 г. составила 24,4 %, среди безработных женщин - 29,9 %.
Способы поиска работы безработными в % к общей численности безработных, без корректировки сезонных колебаний, представлены на рис. 3.
январь 2014г. январь 2015г.
П обращение к друзьям, родственникам, знакомым
□ обращение в государственную службу занятости
□ обращение непосредственно к работодателю П обращение в СМИ, интернет
Рис. 3. Способы поиска работы безработными
Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в январе 2015 г. его использовали 61,4 % безработных. Поиск работы в средствах массовой информации и интернете - второй по популярности способ поиска работы, который использовали 38,9 % безработных [3].
Ситуация в сфере труда, занятости и безработицы в Брянской области в 2013-2014 годах складывалась под влиянием положительной динамики макроэкономических показателей.
Региональная экономика
123
По состоянию на 1 января 2014 года численность постоянного населения составила 1242,6 тыс. человек, в среднегодовом исчислении за 2013 год -1248,1 тыс. человек. Удельный вес городского населения - 69,4 %, сельского -30,6 % [5].
Численность экономически активного населения в 2013 году составила
638,5 тыс. человек, а в 2014 году снизилась на 0,5 тыс. человек, среднегодовая численность занятых в экономике - 547,5 тыс. человек, 2014 - 547 тыс. человек. Изменение численности экономически активного населения Брянской области за 2012-2014 года, представлены на рис. 4.
тыс. человек 645 644 643 642 641 640 639 638 637 636 635 634
2014 периоды, года
2012
2013
Рис. 4. Изменение численности экономически активного населения Брянской области за 2012-2014 года
При этом общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, составила 33,3 тыс. человек (в 2012 году - 32,7 тыс. человек), а уровень безработицы в 2013-2014 году - 5,20 %. На основе представленных данных, спрогнозируем возможность изменения данных показателей в 2015-2017 годах.
В 2015 году численность экономически активного населения не изменится и составит 638,0 тыс. человек, а в 2016-2017 году уменьшится до
636.5 тыс. человек, численность лиц, занятых в экономике области - до
546.5 тыс. человек. Среднесписочная численность работников предприятий и организаций в 2015 году прогнозируется в количестве 342, в 2016 году -342,50, а в 2017 году - 343,8 тыс. человек. Существенного перераспределения работающих на предприятиях и организациях по формам собственности не произойдет [5].
124
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
В прогнозируемом периоде регистрируемая безработица будет оставаться практически на одном уровне. В 2015-2016 году она составит 1,20 %, а в 2017 году - 1,1 % к численности экономически активного населения. Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, также не изменится и составит 33,1 тыс. человек.
Этот прогноз возможен при стабильном развитии экономики, но на основе кризиса в конце 2014 года и начале 2015 года вероятность ухудшения этих показателей огромна.
Увеличение безработицы до 2 % и более. Из причин роста безработицы является снижение спроса, снижение экспорта, автоматически влекущее за собой снижение производства. Целые сектора российской экономики, торговый оборот страны находятся под санкционным давлением, что само по себе действует негативно, плюс вызывает у инвесторов опасения, приводящие к снижению инвестиционной активности, также сказывающемуся отрицательно на производственных мощностях. Шаги Центрального Банка по стабилизации рубля, опять же, влияют, хоть и косвенно, на рост безработицы.
Важной составляющей общего рынка труда является регистрируемый рынок труда, контролируемый государственной службой занятости. В 20132014 годах на областном регистрируемом рынке труда наблюдалась позитивная динамика. Основные показатели, как по общей численности безработных граждан, так и по численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости области, находятся на уровне докризисного периода:
1) общее число безработных сократилось по сравнению с 2013 годом на 1,5 тыс. человек и составило за III квартал 2014 года 31,8 тыс. человек (в 2013 году - 33,3 тыс. человек);
2) снизился и уровень общей безработицы до 4,9 процента (в 2013 году он составлял 5,2 процента).
Снижение показателей зафиксировано и на регистрируемом рынке труда:
1) численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила на 1 октября 2014 года 6561 человек (89,0 % к 1 октября 2013 года);
2) признано безработными за 9 месяцев 2014 года 8655 человек (80,4 % к аналогичному периоду 2013 года);
3) уровень регистрируемой безработицы составил 1,0 процента (1,1 % на 1 октября 2013 года).
Коэффициент напряженности на рынке труда (отношение численности незанятых граждан, состоящих на учете, к количеству заявленных в службу занятости населения вакансий) на 1 октября 2014 года составил 0,7 человека на одну вакансию (0,8 человека - на 1 октября 2013 года).
На протяжении последних нескольких лет сохраняется высокий спрос на квалифицированных рабочих, технических специалистов и инженеров, но одновременно повышаются требования к их квалификации.
Региональная экономика
125
В области наблюдается дефицит водителей, продавцов, медсестер, токарей, слесарей различных специализаций, каменщиков, бетонщиков, монтажников, электрогазосварщиков и др. В сельской местности остро ощущается нехватка трактористов, механизаторов, животноводов, зоотехников, фельдшеров. Из профессий служащих и ИТР наиболее востребованы: специалисты различных отраслей, врачи, бухгалтеры, воспитатели, помощники воспитателей.
Спрос на рабочие профессии в общей потребности экономики области составляет около 87 % от общего количества заявок, тогда как их доля среди обратившихся составляет 59 %. Большая часть заявленных вакансий поступает от предприятий обрабатывающих производств, сельского хозяйства, оптовой и розничной торговли, учреждений образования и здравоохранения, строительных организаций. Невысокий уровень оплаты труда значительной части заявленных в учреждения службы по труду и занятости вакансий, несоответствие заявленных вакансий и структуры безработных граждан, состоящих на учете, по уровню образования, месту проживания и профессионально-квалификационным требованиям не позволяет в минимальные сроки обеспечить их замещение. Надо отметить, что положение на рынке труда осложняется еще и тем, что большинство заявленных вакансий приходится на г. Брянск, Новозыбковский, Клинцовский, Брянский, Дять-ковский, Карачевский и Унечский районы. На эти районы и г. Брянск приходится и основная часть промышленного производства.
Основными клиентами, обратившимися за помощью в трудоустройстве в областную службу занятости, продолжают оставаться лица, которым трудно самостоятельно найти работу, у кого низкая квалификация, малый трудовой стаж, кто не способен самостоятельно справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями (молодежь в возрасте от 16 до 29 лет, инвалиды, женщины, имеющие детей, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание по решению суда и другие).
В целях осуществления регулирования социально-трудовых отношений и государственного управления охраной труда на территории Брянской области осуществляются мероприятия, направленные на развитие социального партнерства, улучшение состояния условий и охраны труда в организациях области.
Брянская область является приграничной территорией и единственным регионом, примыкающим к границам Белоруссии и Украины одновременно.
Негативный процесс оттока местного населения с приграничных территорий разрушает трудовой потенциал приграничных территорий региона, а также ухудшает демографическую структуру населения. При этом, численность населения области, как и в целом в Российской Федерации, сокращается.
По данным территориального органа государственной статистики на 2014 году по сравнению с 2013 годом в Российской Федерации численность родившихся детей увеличилась 46861 человек с учетом Крымского федерального округа, а в 2015 году прогноз по наилучшему варианту увеличение
126
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
этого показателя возможна на 8645 человек, но по наихудшему - снижение на 67915 человек.
Показатель смертности за 2014 год увеличился на 40538 человек. В 2015 году по любому из вариантов прогноза (низкому, среднему или высокому) показатель смертности уменьшается.
В Брянской области в 2015 году прогнозируется увеличение рождаемости населения на 369 человек, а показателя смертности - снижение на 316 человек [5].
Не смотря на улучшение показателей рождаемости и смертности в 2014 и возможно в 2015 году проблема дефицита рабочей силы является актуальной в настоящее время.
Существующий и грядущий дефицит рабочей силы, в условиях конкуренции на рынке труда с близлежащим экономическим мегаполисом (Москва, Московская область), является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Брянской области.
Возможности привлечения трудовых ресурсов из соседних регионов Российской Федерации на сегодняшний день крайне ограничены в силу аналогичных социально-демографических причин.
Основные демографические тенденции формирования трудовых ресурсов свидетельствуют о том, что их воспроизводство уже сегодня проходит в условиях, когда выбытие населения трудоспособного возраста не компенсируется вхождением в эту возрастную группу молодежи.
Увеличение в составе трудовых ресурсов лиц пенсионного возраста частично компенсирует сокращение трудоспособного населения, но с другой стороны, ухудшает качественный состав персонала на предприятиях. Данная ситуация создает определенную напряженность на рынке труда и может стать существенным ограничением для ускорения темпов экономического роста. При этом доля численности детей до 15 лет за последние два годы уменьшилась на 0,7 процентных пункта.
Снижение трудоресурсного потенциала области обусловливает необходимость увеличения иммиграции для его восполнения.
Некоторое восполнение дефицита трудовых ресурсов в регионе обеспечивается за счет иностранных граждан, проживающих на территории региона по разрешениям на работу, которые, в основном, являются гражданами стран ближнего зарубежья и СНГ. Все большую популярность, как форму официального трудоустройства, приобретает патент для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности у физических лиц. Однако данная категория занимает в основном рабочие места, не требующие высокой квалификации, недостаточно владеет русским языком, плохо адаптируется к условиям принимающего сообщества и не заинтересована в длительной трудовой деятельности.
Необходимость привлечения в Брянскую область соотечественников, проживающих за рубежом, обусловлена также и экономическими преобра-
Региональная экономика
127
зованиями, происходящими в регионе. Дальнейшая активная работа с иностранными и российскими инвесторами позволяет прогнозировать последующий рост инвестиций в основной капитал, создание новых рабочих мест и, как следствие, увеличение привлечения работников, в т.ч. высококвалифицированных.
Задача воспроизводства квалифицированных кадров, в том числе привлечение на село молодых специалистов, является актуальной проблемой не только для России в целом, но и для Брянской области.
Путями решения проблем рынка труда Брянской области можно предложить следующее:
1. Организация общественных работ, временного трудоустройства работников, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработными граждан и граждан, ищущих работу.
Организация и проведение общественных работ - явление, широко распространенное в странах с рыночной экономикой. Общественные работы это массовое привлечение государством в лице его местных органов к временной трудовой деятельности безработных граждан.
Общественные работы организуются в целях:
1) материальной поддержки безработных граждан;
2) предотвращения превращения их в людей, не способных к труду и не желающих работать; потерявших нравственные ориентиры и надежды когда-либо занять достойное место в обществе, людей, склонных к противоправным действиям и поступкам, дестабилизирующим общественное спокойствие. Кроме того, государство, его органы на местах получают возможность решать другие, также важные для них проблемы обеспечивать рабочей силой те сферы общественно полезной деятельности, в которых испытывается ее недостаток из-за ограниченности бюджетных средств, выделяемых на развитие инфраструктуры страны, ее социальной сферы и т.п. Выполнение общественных работ посредством концентрации зависимой от государства рабочей силы, испытывающей крайнюю нужду в заработке, иной социальной поддержке, обходится, как правило, дешевле, требует привлечения меньших средств, чем ее свободный поиск на рынке труда.
В этих целях рекомендуется разрабатывать специальные государственные программы, в которых особое внимание должно уделяться созданию возможностей занятости для групп населения, находящихся в неблагоприятных условиях. Эти условия должны предполагать привлечение граждан к общественным работам исключительно на добровольной основе, соответствовать национальному законодательству, в частности, тем его положениям, которые регулируют порядок получения работы, продолжительность рабочего времени, величину заработной платы, продолжительность оплачиваемого отпуска, гигиену и безопасность труда, а также размеры компенсации в случае трудового увечья и профессионального заболевания.
128
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
Также предполагается при организации общественных работ учитывать возраст, состояние здоровья, прежнее занятие и пригодность граждан к данной работе, регламентировать их рабочее время. Для организации планирования проведения общественных работ рекомендуется создавать координационные органы, в первую очередь общегосударственные; оптимизировать выбор времени для их проведения, предусмотреть источники средств и порядок финансирования общественных работ, особые виды работ для различных групп населения (подростки, женщины, работники умственного труда и т.д.), условия привлечения к работам и труда в их процессе.
2. Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы.
Целью стажировки является расширение возможности трудоустройства, трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений на рынке труда, а также приобретения профессиональных навыков, знаний и опыта работы, в том числе граждан, ищущих работу.
3. Оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест.
Центр занятости населения города будет оказывать помощь в поиске работы в других городах РФ и возмещать расходы стоимости проезда, проживания, суточные, в случае трудоустройства.
4. Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
Оказание содействия самозанятости безработных граждан осуществляется в виде предоставления безработному гражданину безвозмездной субсидии на организацию предпринимательской деятельности, а также на дополнительно созданные им рабочие места для трудоустройства безработных граждан. Гражданин предоставляет свой бизнес - план в Центр занятости населения и он будет рассматриваться бизнес-планов по следующим критериям: виды деятельности, которые являются приоритетными для Брянской области; виды деятельности, которые связаны с производством товаров народного потребления и оказанием услуг населению (бытовые и транспортные услуги, услуги по общественному питанию, малые формы сельского хозяйства, туризм, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, услуги по авторемонту, народные промыслы, ремесла и другие); новые технологии сельскохозяйственного производства; конкурентоспособность и целесообразность предлагаемых видов деятельности и по самому главному критерию - создание дополнительных рабочих мест.
5. Усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда.
Для удобства жителей Брянской области с целью повышения доступности и качества оказываемых услуг в области содействия занятости в районе необходимо организовать работу мобильного центра занятости населения. Ведь в Брянской области довольно много деревень, сел, где уже давно отсутствует ра-
Региональная экономика
129
бота в виде колхозов и совхозов, и люди занимаются лишь личным подсобным хозяйством, и на это живут, не имея возможности работать из-за её отсутствия.
Мобильный центр занятости населения - это автобус, оборудованный самым современным компьютерным, аудио-, видеооборудованием, громкоговорящей связью. Пять рабочих мест оборудованы ноутбуками, на которых установлено специальное программное обеспечение службы занятости населения, широкий спектр методик, тестов и программ для проведения профориентационной работы с населением и, прежде всего, с молодежью
6. Помощь в профориентации выпускников учебных заведений.
По статистике Департамента экономического развития Брянской области, только 70 % выпускников смогли устроиться по специальности. Остальные проходят переобучение и встают на учет в центр занятости.
Во-первых, остается неудовлетворенным спрос на рабочие профессии -станочников, слесарей, токарей, а также на учителей, врачей и средний медицинский персонал. Во-вторых, далеко не все заводы и организации готовы принимать будущих выпускников, в том числе и на производственную практику. В-третьих, к переходу на новую систему обучения - бакалавриат и магистратуру - работодатели относят настороженно.
С родителями и будущими студентами нужно проводить профориентационную работу, чтобы они ориентировались на реальные запросы рынка, а не на «модные» профессии.
Незанятая молодежь из числа выпускников общеобразовательных учреждений, не имеющая профессии, специальности и впервые вступающая на рынок труда, должна, как правило, приобретать профессию, специальность в учреждениях профессионального образования до начала трудовой деятельности, так было в советские времена, и эта политика была правильной.
При обращении незанятой молодежи в службу занятости ей, наряду с представлением информации о состоянии и прогнозах рынка труда, профессиях, специальностях, условиях и сроках обучения, оказывается содействие в направлении в образовательные учреждения для получения соответствующего профессионального образования за счет средств государственного бюджета.
В условиях высокого уровня безработицы и дефицита рабочих мест и вакансий приоритетным направлением в предоставлении безработным гражданам образовательных услуг должны стать предпринимательство и самозанятости. На это и необходимо ориентировать обращающихся в центр занятости граждан.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что увеличение уровня безработицы и снижения занятости происходит не только на региональном рынке Брянской области, но и в целом в стране. На протяжении последних нескольких лет сохраняется высокий спрос на квалифицированных рабочих, технических специалистов и инженеров, но одновременно повышаются требования к их квалификации, наблюдается негативный процесс оттока местного населения с приграничных территорий разрушает трудовой потенциал приграничных
130
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
территорий региона, а также ухудшает демографическую структуру населения. В условиях конкуренции на рынке труда Брянской области с близлежащим экономическим мегаполисом (Москва, Московская область), является сдерживающим фактором для развития экономического потенциала Брянской области. Задача воспроизводства квалифицированных кадров, в том числе привлечение на село молодых специалистов, является актуальной проблемой не только для России в целом, но и для Брянской области.
Список литературы:
1. Бреев Б.Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев. - Наука, 2005. - 272 с. - ISBN: 5-02-033411-1.
2. Сулейманова Г.В. Правовое регулирование обеспечения занятости населения. Учебное пособие / Г.В. Сулейманова. - Инфра-М, 2014. - 250 с. -500 экз. - ISBN: 978-5-16-004781-2.
3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим оступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.11.2015).
4. Департамент экономического развития Брянской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.econom.brk.ru/ (дата обращения:
20.11.2015) .
5. Служба занятости населения Брянской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rabota-bryanskobl.ru (дата обращения: 20.11.15).
6. Уровень безработицы в Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ht:tp://уровень-безработицы.рф/ (дата обращения:
05.12.2015) .
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБЪЕМА ПЛАТНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
© Гукежева Л.З.* *, Шокумова Р.Е.*
Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, г. Нальчик
В статье проанализирована динамика объема платных услуг населению, выявлена структура платных услуг, рассмотрен индекс потребительских цен и проанализированы факторы, влияющие на объем платных услуг населению.
Ключевые слова услуга, платные услуги, динамика объема платных услуг, структура платных услуг населению, индексы потребительских цен (тарифов) на отдельные группы услуг.
* Заведующий кафедрой «Статистика и экономический анализ», доктор экономических наук, профессор.
* Доцент кафедры «Статистика и экономический анализ», кандидат экономических наук, доцент.