Научная статья на тему 'Разработка механизма формирования региональной политики дополнительного профессионального образования'

Разработка механизма формирования региональной политики дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / РЕГИОН / ПОЛИТИКА / LIFELONG LEARNING / SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION / STRATEGY / REGION / POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осокина Ольга Юрьевна

В статье определено влияние дополнительного профессионального образования на социально-экономическое развитие регионов, выявлены потенциальные возможности его развития. Определено значение политики дополнительного профессионального образования с точки зрения стратегии развития региона. Описан процесс формирования политики дополнительного профессионального образования. Определены показатели эффективности региональной политики дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Осокина Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of the mechanism of region policy of supplementary professional education

In this article was tested sphere of influence supplementary professional education for social and economic development of regions and was found potential resources its development. And also was described a decisive importance the policy supplementary professional education in a regional strategy and regional strategy supplementary professional education the factors of efficiency.

Текст научной работы на тему «Разработка механизма формирования региональной политики дополнительного профессионального образования»

РАЗРАБОТКА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Осокина Ольга Юрьевна, начальник управления дополнительного образования и разви-

тия,соискатель

АНО «Владимирский институт бизнеса»

Аннотация. В статье определено влияние дополнительного профессионального образования на социально-экономическое развитие регионов, выявлены потенциальные возможности его развития. Определено значение политики дополнительного профессионального образования с точки зрения стратегии развития региона. Описан процесс формирования политики дополнительного профессионального образования. Определены показатели эффективности региональной политики дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, стратегия, регион, политика.

Контакты автора: dom@vib. vladimir.ru

DESIGNING OF THE MECHANISM OF REGION POLICY OF SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION

Osokina Olga Jurievna, the chief of department supplementary education and development, Graduate student

Vladimir institute of business

The Summary. In this article was tested sphere of influence supplementary professional education for social and economic development of regions and was found potential resources its development. And also was described a decisive importance the policy supplementary professional education in a regional strategy and regional strategy supplementary professional education the factors of efficiency.

Keywords: lifelong learning, supplementary professional education, strategy, region, policy.

Стратегической целью развития Российской Федерации является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции, надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.

В период глобального экономического кризиса специфические черты развития современных российских регионов: диспропорции в развитии; сла-

бая инфраструктурная связанность территории России; конкуренция регионов за предоставление благоприятных экономических условий, привлечение квалифицированной рабочей силы, внешних инвестиций и установление международных экономических связей, - диктуют необходимость поиска наиболее эффективных инструментов управления.

Анализ планирования субъектов Российской Федерации последних лет выявляет общую тенденцию - наличие мероприятий, направленных на повышение квалификации и переподготовку кадров ради достижения стратегических целей развития региона.

Причинами актуализации дополнительного профессионального образования (далее по тексту ДПО) являются: мировая тенденция повышения востребованности персонала с высокой квалификацией и высокая скорость устаревания информации (знания, полученные студентом на 1 курсе, к моменту окончания вуза устаревают примерно на 50%); возможность построения процесса обучения как эффективного управляемого бизнеса (вариативность, жизнеспособность и востребованность ДПО такова, что независимо от привлечения внешних ресурсов через активизацию внутренних этот вид бизнеса принесет значительный экономический эффект); сокращение численности населения в современных российских регионах1 стимулирует развитие ДПО как способа интенсификации труда (демографическая «яма», с одной стороны и конкуренция образовательных учреждений с другой, стимулируют развитие конкурентных преимуществ каждого образовательного учреждения и раскрытие широкого спектра программ повышения квалификации и переподготовки).

Рассмотрение дополнительного профессионального образования в качестве социально-

экономической составляющей развития регионов

1 Так во Владимирской области за 1991-2006 гг. численность населения сократилась более чем на 10%. - Статистика. -Медицинский информационно-аналитический центр г. Владимир. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://medctat.narod.ru/statistika/demoarafia 90-2006.htm;

В период 2000-2005 гг. Владимирская область теряла примерно по 1 % населения в год, что значительно опережало темп сокращения населения в ЦФО и России в целом. - Разработка концепции стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года. Этап 2: Стратегический анализ, определение основных тенденций, выявление рисков и направлений развития региона. Том 1. Стратегические направления развития Владимирской области на основе выявления основных проблем и существующего потенциала. Некоммерческое партнерство «Институт социальноэкономического развития Центрального федерального округа». - Москва, 2007г. - С. 6.

Коэффициент естественной убыли по области составил 8,5 на 1000 человек населения в 2007 году и 8 в 2008 году. -Информационно-методический бюллетень. - Официальное издание администрации Владимирской области (спецвыпуск к областному экономическому совещанию). - №2 (63) 2009. - с. 32.

позволяет установить направления влияния на развитие региона (Рис. 1).

Рис. 1. Схема влияния ДПО на развитие региона.

В качестве направлений прямого влияния необходимо отметить: повышение квалификации специалистов в соответствие с требованиями современной экономики; создание и внедрение системы корпоративных ценностей в трудовой коллектив технологиями ДПО; массовое освоение новых технологий за счет возможностей ДПО; влияние на ценностные ориентиры и мотивацию граждан; формирование социального партнерства на рынке образовательных услуг.

Косвенным влиянием ДПО на производство региона является, на наш взгляд: повышение производительности труда, модернизация материальнотехнической базы, сокращение количества безработных, развитие малого и среднего бизнеса.

Более того, сила влияния, а также возможности развития ДПО в регионе как социальноэкономической системы зависят от того, насколько этот вид профессионального образования будет использован в общем контексте развития региона.

Поскольку, повышение качества ДПО выступает как фактор экономического роста и в то же время экономический рост дает возможность увеличения расходов на образование2, постольку возникает необходимость целенаправленной политики в области дополнительного профессионального образования как на уровне государства, так и на уровне субъектов Российской Федерации, где потребности

2 Экономические отношения в сфере образования, в том числе и дополнительного профессионального, обладают векторной подвижностью в причинно-следственных связях: причины и следствия меняются местами. - Чекмарев В. В. Система экономических отношений в сфере образования. -Кострома. Изд-во Костромского госпедуниверситета им. Н.А. Накрасова, 1998. - с.134.

в вариативности услуг ДПО определены спецификой развития.

Политика ДПО в регионе определена как одна из функциональных политик, направленных на достижение стратегических целей региона. В структуре целей развития субъекта федерации можно выделить стратегическую цель ДПО, направленную на обеспечение оперативной возможности развития кадрового потенциала в краткосрочные периоды в соответствии с актуальными потребностями экономики региона.

Анализ политики развития Владимирской области, а также анализ стратегий развития некоторых регионов Российской Федерации3 свидетельствуют о том, что достижение целей функциональных политик возможно при условии кадрового обновления, переобучения в отрасли. Цели политики ДПО, функциональной политики одного из уровней, в условиях инновационного развития регионов становятся не только одной из целей развития образования как отрасли хозяйствования региона, но и задачей каждой отрасли, предполагающей динамичное развитие.

Поэтому достижение стратегических целей ДПО в регионе не верно выстраивать лишь по вертикали целей. Необходимо построение политики ДПО таким образом, чтобы управленческие взаимодействия связывали отношения между разными уровнями управления и, позволяя сохранять самостоятельность, одновременно, обеспечивали единство управленческой системы. В этой связи необходимо использовать уже складывающиеся в процессе реализации образовательных проектов межотраслевые взаимодействия, вызванные к жизни развитием экономических отношений в образовании. При формировании региональной политики ДПО необходимо учитывать, что в реализацию политики вовлечены участники, отличающиеся и по целям, и по сфере деятельности.

3 Стратегическое планирование в Федеральных округах и регионах - Администрация Новосибирской области. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http ://www. adm.nso. ru/g l ave u/strat/sem 1_1.shtml Стратегии развития регионов - лидеры и аутсайдеры. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

ttp ://www. regnum. ru/news/660122. htm l Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http ://www. aknews .narod. ru/str. rar Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2031. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.adm.sta.ru Разработка концепции стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2027 года. Этап 2: Стратегический анализ, определение основных тенденций, выявление рисков и направлений развития региона. Том 1. Стратегические направления развития Владимирской области на основе выявления основных проблем и существующего потенциала. - Некоммерческое партнерство «Институт социально-экономического развития Центрального федерального округа». - Москва. - 2007г. - с. 53-118.

37G

Задачами разработки механизма региональной политики ДПО являются: определение начальной точки траектории развития при помощи анализа объекта управления -анализ стратегических целей развития региона, анализ сложившегося механизма управления развитием ДПО, анализ влияния участников партнерства на реализацию политики ДПО, экономическое обоснование целевых показателей развития;

разработка экономической модели реализации политики - формирования политики ДПО, отвечающей стратегическим задачам региона и позволяющая добиваться синергетического эффекта от партнерских взаимодействий;

проектирование процесса внесения изменений в управлении ДПО - создание оценочной системы результатов политики ДПО и системы мониторинга развития ДПО. Систему мониторинга можно обозначить базисным элементом обеспечения информационной прозрачности рыночно ориентированной региональной системы профессионального образования. Более того, механизм мониторинга предполагает системный подход к сбору, аккумулированию и обработке статистических и социологических данных, обеспечивающих единство базы выработки управленческих решений для различных субъектов рынка профессионального образования4. Схема процесса формирования региональной политики ДПО представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Схема процесса формирования региональной политики ДПО

В соответствие с предложенной схемой сформулировано основное содержание политики ДПО Владимирской области. Анализ направленности полученного результата позволяет сгруппировать мероприятия политики по трем направлениям: программа регулирования ДПО государственными и муниципальными структурами области; программа освоения новых образовательных методов в вузах и развития менеджмента в образовании; программа перехода к непрерывному образованию (Рис. 3).

4 Минаев Д. В. Методические основы формирования системы мониторинга рынка профессионального образования на региональном уровне. - СПб.: СПбГИЭУ, 2005. - с. 176. - С.4.

Рис. 3. Основное содержание политики ДПО во Владимирской области

Реализация управленческих решений предполагает планирование оптимальных способов осуществления этих решений. Наличие общих интересов среди субъектов образовательного партнерства не препятствует существованию различий даже в рамках одной категории «Предприятие» или НКО, а повышение квалификации специалистов воспринимается как не единственная и не всегда приоритетная задача для участника процесса ДПО. Поэтому необходимо планирование мер, обеспечивающих выстраивание целенаправленной деятельности всех субъектов образовательного партнерства и достижение максимальной эффективности политики ДПО в регионе:

Определение общих приоритетов партнеров по осуществлению образовательных проектов: системный подход; концентрация на слушателе: перенос акцента с предложения на спрос, с формальных институциональных сторон обучения на реальные потребности слушателя; развитие мотивации к обучению как основы для получения образования в течение жизни; признание многообразия целей получения образования;

Формирование единой организационной структуры, координирующей развитие ДПО в регионе;

Создание системы мониторинга как информационной основы формирования и корректировки политики ДПО в регион.

Одним из важнейших управленческих вопросов является оценка эффективности новых управлен-

ческих решений. Поэтому оценку политики ДПО на региональном уровне необходимо определять по следующим показателям: экономическая эффективность для региона в целом и каждого участника образовательного кластера на территории региона; социальная эффективность, состоящая в формализации и оценке «степени удовлетворения» социальных потребностей граждан и проявляется:

в сокращении непроизводительных (безвозвратных) расходов государства на социальную помощь наиболее уязвимых членов общества: безработным и их семьям, эмигрантам, женщинам после отпусков по уходу за ребенком, военнослужащим и членам их

семей;

в повышении уровня профессиональной подготовки граждан и возможности карьерного роста;

в самовыражении через образовательную деятельность и, как следствие, в снижении остроты социального стресса и связанных с ним заболеваний;

в устранении негативных явлений в жизни общества, таких, как алкоголизм и преступность.

Таким образом, необходимо отметить, что перспективы использования образования в течение жизни в качестве способа увеличения человеческого капитала осознаны в настоящем кризисном периоде обществом и государством. Развитие дополнительного профессионального образования рассматривается как инструмент повышения эффективности производства и решения социальных задач в масштабах региона. Партнерство, складывающееся в процессе реализации образовательных проектов, позволяет не только нивелировать расхождение интересов общества, государства и частного капитала, но и использовать синергию сформировавшейся социально-экономической системы для развития в соответствие с требованиями новой экономики.

Список литературы:

Минаев Д. В. Методические основы формирования системы мониторинга рынка профессионального образования на региональном уровне. - СПб.: СПбГИЭУ. - 2005.

Чекмарев В. В. Система экономических отношений в сфере образования. - Кострома. Изд-во Костромского госпедуниверси-тета им. Н.А. Некрасова, 1998.

References:

Minaev D. V. Methodic of creating system of education market monitoring. - SPb: SPbGIEU. - 2005.

Chekmarev V. V. System of economic relationships in educational sphere. - Kostroma: Kostroma Universidad n. Nekrasov. - 1998.

ОТЗЫВ

научного руководителя на статью Осокиной О. Ю.

«Разработка механизма формирования региональной политики дополнительного профессионального образования»

Содержание статьи убеждает в том, что поставленная в качестве исследования научная проблема актуальна и своевременна, поскольку происходящий в настоящее время процесс развития региональной экономики требует соответствующего ресурсного обеспечения, в том числе - кадрового. Формирование экономики знаний повышает скорость прироста информации, используемой в хозяйственной деятельности, а также повышает требования к уровню подготовки специалиста на предприятии. Поэтому эффективным способом повышения квалификации персонала предприятий региона является система дополнительного профессионального образования. Данная система есть важное системообразующее звено концепции «обучение через всю жи^нь» (lifelong learning), реализация которой позволяет рассчитывать на получение дополнительных конкурентных преимуществ индивида (за счет повышения квалификации), организации (за счет положительной рыночной капитализации) и общества в целом (снижение напряженности на рынке труда).

Региональная политика дополнительного профессионального образования в условиях современной рыночной экономики должна соответствовать многим требованиям, среди которых не последняя роль принадлежит перспективности, т. е. нацеленности на будущее развитие, системности и учета влияния социальной составляющей.

С указанной точки зрения представляется обоснованным проведение исследования, направленного на разработку механизмов формирования региональной политики дополнительного профессионального образования.

Научный руководитель д.э.н., профессор Владимирского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.