Научная статья на тему 'Система дополнительного профессионального образования: основные проблемы и перспективы развития'

Система дополнительного профессионального образования: основные проблемы и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3904
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬ НОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / НЕПРЕ РЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРО ГРАММЫ / SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING / CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETITIVENESS / EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалев Владимир Анатольевич

В статье рассматриваются вопросы рефор мирования дополнительного профессиональ ного образования, становление системы непре рывного профессионального образования, состояние и направления развития системы до полнительного профессионального образова ния на примере Кузбасского государственного технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалев Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of additional vocational training: the main problems and development prospects

This article discusses the reform of supplementary professional education, the establishment of a system of continuing professional education, the state and direction of development of the system of additional vocational training on the example of the Kuzbass State Technical University.

Текст научной работы на тему «Система дополнительного профессионального образования: основные проблемы и перспективы развития»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

COMPLEMENTARY EDUCATION IN THE CONDITION OF MODERNIZATION OF EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК/UDC 378.046.4 В. А. Ковалев

V. Kovalev

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

THE SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING: THE MAIN PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

В статье рассматриваются вопросы реформирования дополнительного профессионального образования, становление системы непрерывного профессионального образования, состояние и направления развития системы дополнительного профессионального образования на примере Кузбасского государственного технического университета.

This article discusses the reform of supplementary professional education, the establishment of a system of continuing professional education, the state and direction of development of the system of additional vocational training on the example of the Kuzbass State Technical University.

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательные программы.

Keywords: the system of additional vocational training, continuing professional education, competitiveness, education programs.

Характерной особенностью развития системы отечественного образования является реформирование профессионального

образования, обеспечивающего подготовку специалиста для рыночной экономики, легко адаптирующегося к изменяющимся условиям, профессионально мобильного и способного к реализации своих компетенций. Отсутствие возможностей подготовки такого специалиста единовременно и за краткий период привело к необходимости развития системы непрерывного профессионального образования в интересах формирования интеллектуального и трудового потенциала страны и региона на основе интеграции всех существующих ресурсов, к принятию системных мер по совершенствованию государственной политики в области образования и науки и подготовки квалифицированных специалистов с учетом требований инновационной экономики.

Становление системы непрерывного профессионального образования основывается на внедрении производства в сферу базовой подготовки и на проникновении обучения в производственный процесс, при этом происходит стирание граней между стадиями образовательного процесса, границ между базовой подготовкой и повышением квалификации. В то же время в условиях технологического прогресса, постоянного обновления массива информации возни-

кает потребность в постоянном совершенствовании и развитии накопленных специалистами знаний и опыта. Эти потребности обеспечиваются дополнительным профессиональным образованием (ДПО), которое становится фактором устойчивого социально-экономического развития региона и страны в целом, способствует адаптации работников к непрерывным изменениям в различных сферах жизни общества. Оно является основным связующим звеном между интересами личности, общества и государства, между различными уровнями профессионального образования и отраслями экономики, требованиями работодателей и запросами непосредственных потребителей образовательных услуг

Заинтересованность широких слоев общества в эффективной системе ДПО предопределила ее роль и место в государственной политике в области развития человеческих ресурсов с учетом ситуации на рынке труда, возрастающей потребности реального сектора экономики, производства, непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих и в обучении безработных граждан.

Ведущими принципами, заложенными в основу развития дополнительного профессионального образования, являются: непрерывный характер дополнительного профессионального образования, в том числе инженерного; единство бизнес-управления и образовательного процесса; обеспечение единства профессионального обучения и воспитания; учет интересов личности, общества и государства; интеграция образовательных структур и программ, обеспечивающая преемственность профессионального образования; индивидуализация дополнительного профессионального образования, предусматривающая личностную ориентированность.

В Кузбасском государственном техническом университете дополнительное профессиональное образование осуществляется в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности (ААА № 002086 от 13.10.2011) по всему перечню основных профессиональных образовательных программ, реализуемых вузом.

Внедряется система профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ, реализуемых КузГТУ: в 2013 г. получена аккредитация при Некоммерческом партнерстве «Саморегулируемая организация Союз строительных компаний Урала и Сибири» на право осуществлять повышение

квалификации руководителей и специалистов организаций — членов саморегулируемой организации «ССК УрСиб» (Свидетельство об аккредитации № 19-13); получена аккредитация в качестве Центра по тестированию для аттестации по Единой системе аттестации руководителей и специалистов строительного комплекса НОСТРОЙ (Свидетельство об аккредитации № 367 от 25.04.2013); имеются положительные заключения о реализации дополнительного профессионального образования от Академии педагогических и социальных наук, Межгосударственной ассоциации последипломного образования, Международной ассоциации непрерывного образования (1АСЕ), Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Министерства образования и науки РФ, научно-исследовательских институтов Российской академии образования, Института вычислительных технологий СО РАН (Кемеровский филиал), ФГАОУ ДПО «Кемеровский региональный институт повышения квалификации», Кемеровского регионального ресурсного центра, Великотырновского университета «Св. Кирилла и Мефодия» (Болгария). Университет аккредитован также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда (регистрационный № 2000 от 03.08.2011 г. в Реестре аккредитованных организаций Мин-здравсоцразвития РФ, оказывающих услуги в области охраны труда).

Для решения задач дополнительного профессионального образования организовано взаимодействие Института ДПО, институтов, факультетов и кафедр по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ по всем направлениям подготовки, по отбору и подготовке руководителей и лекторов дополнительных профессиональных программ.

Отработана система повышения квалификации ППС и сотрудников вуза, соответствующая цели, первоочередным задачам, целевым показателям и мероприятиям стратегического развития КузГТУ: ежегодно проходят повышение квалификации в вузах России до 40 преподавателей университета; по программам охраны труда — 130-140 руководителей и специалистов КузГТУ; по программам пожарно-тех-нического минимума — более 60 сотрудников университета. Согласно итогам опроса удовлетворенности предоставленными образовательными услугами 83,8 % слушателей оценили качество обучения как высокое, 10,8 % — среднее.

В 2013 г. КузГТУ вошел в число победителей Президентской программы повышения

квалификации инженерных кадров, а представленная программа «Энергосбережение и энергоэффективность на предприятиях, в организациях и учреждениях» включена в федеральный банк программ повышения квалификации инженерных кадров (пр. Минобрнауки РФ от 30.04.2013 г. № 328). Кроме этого, в Реестр дополнительных профессиональных программ Минобрнауки РФ внесены 47 дополнительных профессиональных программ, реализуемых университетом.

В рамках сетевого взаимодействия с системой профессионального образования области, расширения партнерства с организациями профессионального образования страны и региона объектами экономики успешно реализованы этапы Федерального проекта «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (мероприятие 4 «Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов» задачи 2 «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда»). Представленные результаты исследования прошли многоуровневую экспертизу, получили одобрение и рекомендованы для внедрения в учреждениях профессионального образования страны.

Активно реализуется подготовка профессорско-преподавательского состава (ППС) вуза к внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), систем дистанционного и электронного обучения. С 2012 г. для профессорско-

преподавательского состава вуза проводятся специализированные курсы; всего прошли повышение квалификации 54 человека из 27 кафедр университета (58,7 % всех кафедр вуза), что позволило выполнить требования ст. 16 Ф3-273 от 29.12.2012, приступить к плановой разработке и внедрению электронного контента и средств ИКТ в образовательный процесс вуза. Приобретенное лицензионное программное обеспечение и полученные навыки позволяют преподавателям разрабатывать и внедрять в учебный процесс современные электронные издания учебного назначения, организовывать удаленное компьютерное тестирование, проведение дистанционных семинаров, вебинаров, видеоконференций.

Таким образом, анализ состояния системы дополнительного профессионального образования университета позволяет сделать вывод, что она в целом выполняет стоящие перед ней цели. Новые задачи, обусловленные основными направлениями экономического развития региона, реформированием профессионального образования, расширением структуры и усложнением социального заказа на профессиональное образование, в первую очередь на подготовку инженерных кадров, предполагают необходимость и обязательность модернизации системы дополнительного профессионального образования, требуют обновления системы повышения квалификации инженерных кадров, повышения квалификации и переподготовки преподавателей, создание стимулов для повышения престижа деятельности преподавателей и обеспечения постоянного роста уровня их квалификации.

Тем не менее нерешенными продолжают оставаться задачи модернизации дополнительного профессионального образования высшей школы (табл.).

Таблица

Основные проблемы и возможные пути их решения

Проблемы Возможные пути решения

Низкая степень использования существующего потенциала ППС вуза для реализации дополнительных профессиональных программ (ДПП) Диверсификация программ дополнительного профессионального образования по целям,задачам, заказчикам. Переработка программ по модульной технологии. Обучение ППС вуза по андрагогическим и методическим основам образования взрослых. Привлечение молодых сотрудников кафедр в сферу ДПО университета. Развитие системы стимулирования и мотивации деятельности ППС по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ. Перевод части курсов повышения квалификации в дистанционную форму обучения; внедрение компонентов электронного обучения в 30 %о курсов повышения квалификации

Окончание таблицы

Отсутствие дополнительных профессиональных программ для обучения будущих бакалавров Увеличение количества и расширение тематики дополнительных профессиональных программ, особенно ДПП, обеспечивающих получение дополнительных прикладных квалификаций (ФЗ «Об образовании в РФ» ФЗ-273 от 29.12.12 ст. 10 п. 7). В каждую программу обучения бакалавров включить блок дополнительных профессиональных программ, позволяющих освоить смежные технологии, получить управленческие компетенции и т. п.

Отсутствие надбавок стимулирующего характера за деятельность ППС вуза по реализации программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки Внесение изменений в рейтинговую оценку ППС вуза, разрабатывающих и реализующих дополнительные профессиональные программы при условии их соответствия требованиям работодателей и мировому уровню развития техники и технологий по основным направлениям подготовки бакалавров и специалистов

Обеспечение занятости высвобождающегося ППС вуза при переходе к новым нормативам соотношения количества ППС и студентов вуза Организация целенаправленной подготовки руководителей программ, лекторов и преподавателей по наиболее востребованным заказчиками дополнительных профессиональных программ (по прорывным, инновационным направлениям подготовки), содержание которых должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям. Разработка электронного контента (УМК) по расширенному перечню востребованных дополнительных профессиональных программ и организация тьюторской поддержки дистанционных курсов повышения квалификации

Комплексный подход и системность в реализации заявленных мероприятий обосновали необходимость разработки единого программного документа совершенствования системы дополнительного профессионального образования — Программы развития дополнительного профессионального образования КузГТУ.

Программа развития дополнительного профессионального образования (далее — Программа) разработана на основании решения ученого совета КузГТУ от 24.05.2013, протокол № 12, и является концептуальной и организационной основой для проведения единой политики университета в области дополнительного профессионального образования. Дополнительное профессиональное образование рассматривается в Программе как система непрерывного образования, включающая в себя совокупность взаимодействующих образовательных программ, государственных образовательных и профессиональных стандартов, реализуемых университетом; образовательной инфраструктуры (Института ДПО, институтов и кафедр университета, непосредственно реализующих дополнительные профессиональные программы); органов управления; внешних и внутренних партнеров, потребителей образовательных услуг; организаций, обеспечивающих образовательную деятельность и осуществляющих оценку качества ДПО.

Направления развития, лежащие в зоне ближайшей ответственности, охарактеризованы в Программе следующим образом.

Во-первых, это диверсификация программ дополнительного профессионального образования по целям, заказчикам и направлениям экономического развития региона. В настоящее время 18 % из имеющихся направлений подготовки специалистов реализуют разработанные дополнительные профессиональные программы, однако этого недостаточно.

Во-вторых, переработка программ в соответствии с внедрением модульно-компетент-ностного подхода в обучении, их адаптация к реализуемым основным программам подготовки бакалавров и магистров. Приоритет — пересмотр всей структуры, содержания и технологий реализации дополнительных профессиональных программ с учетом требований работодателей, студентов, прогноза рынка труда, рынка образовательных услуг, а также социально-культурного и экономического развития региона; развертывание гибких программ с разными сроками обучения.

В-третьих, обеспечение модели прикладного бакалавриата ресурсами дополнительного профессионального образования позволит реально осваивать смежные технологии, сочетать инженерное образование, технические и управленческие компетенции, получать расширенные знания в сфере технологий и технологиче-

ского менеджмента в рамках образовательных программ по экономическим и управленческим направлениям высшего образования.

В-четвертых, актуализация содержания дополнительных профессиональных программ с учетом современного мирового уровня научных и технологических знаний, в первую очередь по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, в том числе в сфере подготовки управленческих кадров, должна опираться на развитие системы сетевого взаимодействия университета с образовательными организациями и предприятиями, развивающими высокотехнологичные производства. Необходимо обеспечение взаимовыгодного сотрудничества университета с образовательными организациями и работодателями путем разработки гибких учебных планов, изменяющихся с учетом требований работодателей, создания мест для проведения стажировок слушателей.

В-пятых, качественное обновление преподавательского состава требует своевременного повышения квалификации преподавателей, привлечения молодых сотрудников университета и опытных специалистов производства в сферу дополнительного профессионального образования с одновременным развитием механизмов стимулирования и мотивации, плановой работы по расширению числа руководителей дополнительных профессиональных программ и лекторов.

И наконец, целенаправленная опережающая подготовка ППС вуза по всему перечню наиболее актуальных и востребованных программ, обеспечивающих деятельность преподавателей в рамках требований современной педагогической науки и развития производства, подход, соответствующий одной из задач инновационного развития, целью которой является создание условий для формирования компетенций инновационной деятельности, в том числе способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому («Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 г. »).

Результатом станет обеспечение перехода к современным методам и технологиям обучения, направленным на непрерывное развитие и дальнейшее совершенствование творческого мышления, навыков и мотивации, на выявление проблем, получение новых знаний, которые обеспечат их решение, поиск и обработку информации, самостоятельную и командную работу

и приобретение иных компетенций инновационной деятельности преподавателей и студентов.

Необходимо отметить, что ключевое условие эффективного развития системы ДПО университета — не только высокое качество обучения и многообразие программ переподготовки и повышения квалификации, которые должны быть выведены на уровень передовых стандартов, но и создание механизмов, стимулирующих специалистов предприятий и организаций, ППС вуза, управленческие кадры, а также студентов-выпускников к постоянному повышению своей квалификации. В этих целях требуется создать систему мотивации ППС и сотрудников университета к освоению программ обучения и стажировок на базе российских и зарубежных образовательных организаций, обеспечить взаимодействие с корпоративными и отраслевыми центрами повышения квалификации персонала, центрами сертификации персонала.

Отдельного внимания заслуживает одно из основных направлений решения комплексной задачи по реорганизации системы ДПО университета — разработка и внедрение модели «Корпоративный университет», которая предполагает участие в отраслевых, региональных, федеральных программах развития центров подготовки персонала, создаваемых отдельными компаниями; создание на условиях государственно-частного партнерства отраслевых центров повышения квалификации по перспективным для региона направлениям экономического развития; разработку эффективных тренинг-программ, необходимых для развития инновационных предприятий; создание и обеспечение деятельности корпоративных и отраслевых центров сертификации персонала в части оценки квалификации сотрудников по профессиям в области критических технологий (в первую очередь по угольной отрасли); создание условий для кооперации университета как опорного регионального вуза и предприятий, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.

В этой связи перспективной задачей определено построение эффективной системы обучения взрослых, базирующейся на современных форматах обучения и образовательных технологиях, в рамках которой должны быть поддержаны и могут быть внедрены программы неформального обучения взрослых всех возрастов, расширены предложения вуза на рынке образовательных услуг.

Таком образом «Корпоративный университет» (на базе Института дополнительного про-

фессионального образования КузГТУ) способен обеспечить поддержку образовательных программ обучения взрослых, в первую очередь в области повышения квалификации специалистов и их подготовки по смежным специальностям, в т. ч. по экономике, праву, иностранным языкам, ИКТ, инжинирингу, психологии и другим современным областям знания в рамках совершенствования системы переподготовки граждан в связи с реструктуризацией производственных систем и угрозой безработицы, а также в рамках реализации образовательных программ для пожилых людей. Создание к 2015 г. на федеральном уровне системы ежегодного повышения квалификации до 37 % работающих граждан делает данное направление развития ДПО вуза исключительно актуальным.

Развитие механизмов непрерывного образования невозможно без активного использования сети Интернет, что соответствует современным тенденциям развития образования. В соответствии с новым законом об образовании особое место в современном профессиональном образовании должны занимать именно дистанционные образовательные технологии и электронное обучение (ст. 16 ФЗ-273 от 2912.2012). Актуально создание условий для функционирования информационно-образовательной среды, способной обеспечить освоение образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся, при этом перечень программ обучения должен постоянно расширяться за счет дополнительных и основных образовательных программ, с учетом перечня профессий, специальностей и направлений подготовки, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:

— создание современной системы дополнительного профессионального (непрерывного) образования — переподготовки и повышения квалификации инженерных кадров, — обеспечивающей подготовку квалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов для различных отраслей экономики в соответствии с потребностями промышленных предприятий и организаций региона;

— обеспечение инновационного характера дополнительного профессионального образования за счет обновления содержания и технологий образования, обеспечивающих баланс

фундаментальности и компетентностного подхода, развитие вариативности образовательных программ;

— укрепление имиджа университета и его структурных подразделений, повышение их инвестиционной привлекательности и качества работы для внешних партнеров и заказчиков услуг;

— формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг в сфере ДПО с участием потребителей;

— совершенствование механизмов участия потребителей образовательных услуг, работодателей в контроле и оценке качества повышения квалификации кадров для экономики региона;

— развитие системы партнерства образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации инженерных кадров;

— обеспечение профессиональной занятости высвобождающихся педагогических кадров для реализации заказов предприятий региона на повышение квалификации и переподготовку инженерных кадров и специалистов различной направленности;

— организация образовательного маркетинга, ориентирующего образовательный процесс на повышение квалификации по инженерным специальностям, соответствующим потребностям отраслей экономики региона и обеспечивающим конкурентоспособность работника на рынке труда.

В условиях быстрого устаревания знаний и технологий, применяемых в горной отрасли, возрастающей потребности экономики в квалифицированных руководителях, специалистах и рабочих кадрах, необходимости создания наукоемких конкурентоспособных производств Кузбасский государственный технический университет будет обеспечивать востребованность не только качественного базового образования, но и придаст интенсивность развитию дополнительного профессионального образования, предусматривающего расширение спектра оказываемых дополнительных профессиональных образовательных услуг, повышение качества базового образования, опережающее обучение выпускников, специализированное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

Более того, придерживаясь современных трендов, дополнительное профессиональное образование рассматривается нами как составная часть научно-образовательного бизнеса университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.