Научная статья на тему 'Разработка комплексных методов борьбы с коррупцией как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса на региональном уровне'

Разработка комплексных методов борьбы с коррупцией как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SAFETY / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / SUBJECTS OF SMALL BUSINESSES / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / CORRUPTION RESISTANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобошко Владимир Иванович

Рассмотрены мероприятия, способные обеспечить в регионах экономическую безопасность предприятиям малого и среднего бизнеса от криминального давления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of complex methods of fighting corruption as an element of providing economic safety to small and medium businesses at the regional level

Considered events, which could offer regions economic safety to small and medium businesses from criminal pressure.

Текст научной работы на тему «Разработка комплексных методов борьбы с коррупцией как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса на региональном уровне»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСНЫХ МЕТОДОВ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ БОБОШКО,

доктор экономических наук, профессор E-mail: v.boboshko@mail.ru

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены мероприятия, способные обеспечить в регионах экономическую безопасность предприятиям малого и среднего бизнеса от криминального давления.

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономическая безопасность, субъекты малого бизнеса, противодействие коррупции.

Annotation. Considered events, which could offer regions economic safety to small and medium businesses from criminal pressure.

Keywords: small business, economic safety, subjects of small businesses, corruption resistance.

Острая конкурентная борьба, которая возникает между малыми и средними предприятиями одной отрасли, способствует появлению нечестных методов конкуренции, что, в свою очередь, способствует проявлению различных видов преступлений и появлению новых угроз экономической безопасности малого и среднего бизнеса. Для нейтрализации криминальных угроз, исходящих со стороны преступного сообщества и коррумпированных чиновников, необходимо активизировать деятельность правоохранительных органов по борьбе с незаконными действиями в сфере малого и среднего бизнеса.

В первую очередь, необходимо обеспечить единство правовой базы для деятельности малых и средних предприятий, что можно сделать посредством принятия закона об обеспечении экономической безопасности малого и среднего бизнеса, в котором собрать воедино как уже действующие, так и новые нормативные акты, позволяющие регламентировать совокупность проблем малого и среднего бизнеса: финансово-кредитные, налоговые, безопасности, контроля и т.д.

Решить проблему обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса позволит эффективная деятельность органов государственной власти, а также правоохранительных органов по противодействию коррупции. С целью снижения уровня коррупционного риска необходимо следующее.

1. Осуществлять экспертизу законопроектов и других нормативно-правовых актов, в которых затраги-

ваются интересы малого и среднего бизнеса с целью выявления антикоррупционной составляющей с учетом региональных особенностей.

2. Сократить до минимума личное общение юридических лиц и государственных служащих по вопросам предоставления государственных услуг, что можно сделать при помощи электронного обмена информацией. Данная процедура не только снизит вероятность получения взятки должностными лицами, но и значительно ускорит процедуру получения государственных услуг.

Согласно планам, озвученным первыми лицами государства, уже в 2015 г. все государственные услуги (более 1500) должны предоставляться в электронном виде. Только по предварительным расчетам на развитие данного направления в регионы необходимо направить не менее 50 млн руб. из местного бюджета с учетом того, что из федерального бюджета выделено 670 млн руб. на софинансирование программы «Информатизацион-ное общество».

3. Автоматически отстранять от должности государственных и муниципальных служащих в случае выявления значительных несоответствий между расходами и доходами, а также при искажении данных в декларациях.

4. Разработать материальное стимулирование антикоррупционного поведения граждан, а именно:

♦ утвердить механизм поощрения граждан за содействие в пресечении и раскрытии коррупционных преступлений;

HflK ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

♦ утвердить механизм поощрения сотрудников правоохранительных органов в случае предотвращения ими коррупционных преступлений;

♦ установить меру ответственности государственных и муниципальных служащих за несообщение о фактах коррупции;

♦ выработать меры по противодействию корпоративной коррупции;

♦ утвердить перечень должностей государственных и муниципальных служащих с высоким риском совершения коррупционных правонарушений с установлением для них повышенных требований для поступления и прохождения службы;

♦ закрепить административно-управленческие процедуры за независимыми друг от друга должностными лицами для обеспечения взаимного контроля.

На материальное стимулирование антикоррупционного поведения граждан потребуется выделение дополнительных финансовых ресурсов из бюджета регионов.

Следует отметить, что сумма материального стимулирования должностных лиц, выявивших коррупционные действия, должна быть взаимоувязана с размером взятки. Так, если сотрудникам правоохранительных органов удалось предотвратить коррупционное преступление, то в результате они могут быть материально поощрены. Также денежное вознаграждение может быть предусмотрено и для простых граждан.

5. Должен действовать постоянный мониторинг и оценка мероприятий по противодействию коррупции со стороны общества. На сайте УМВД России по региону целесообразно проводить опрос, в рамках которого можно выяснить степень вовлеченности малого и среднего предпринимательства и органов власти в коррупцию, а также получить объективную оценку принимаемых государством мер борьбы с коррупционными появлениями. Также необходимо внедрить методику, которая смогла бы определить рейтинг различных органов власти по уровню коррупционной составляющей.

Исходя из вышесказанного, правоохранительным, специальным государственным и иным органам, осуществляющих борьбу с коррупцией, следует акцентировать свое внимание на мерах предотвращения, профилактики коррупции, поскольку необходимо не только бороться с последствиями, но и минимизировать условия и причины, порождающие коррупцию.

С целью обеспечения экономической безопасности малого и среднего бизнеса от криминального давления,

в том числе и со стороны правоохранительных органов, необходимо осуществить ряд следующих мероприятий.

1. Организовать работу «горячей линии», которая предназначена для выезда группы юристов для оказания экстренной правовой помощи в консультировании, составлении документов (актов, жалоб, заявлений), а также взаимодействия с проверяющими органами на предмет соблюдения законодательства. Такая необходимость проявляется также вследствие того, что за небольшие недочеты в деятельности организации (налоговые ошибки, недостатки в бухучете) проверяющие органы квалифицируют действия руководителей по ст. 159 Уголовного Кодекса РФ «Мошенничество», согласно которой предпринимателю грозит до десяти лет тюремного заключения. Соответственно, та часть руководителей предприятий, которые являются юридически неграмотными, становятся хорошим источником для вымогательства взяток.

Подобный эксперимент в рамках проекта «Неотложной правовой помощи малому бизнесу Москвы» был проведен Московской Торгово-промышленной Палатой совместно с Правительством Москвы. В результате работы такой «скорой помощи», девять проверок из десяти признавались неправомерными и в итоге проверяющие отказывались от своих намерений.

2. Создать региональный «call center» в который может обратиться любой представитель малого и среднего бизнеса, действующий на территории региона с целью официальной фиксации своего заявления. Работа такого «call center» значительно снизит количество неправомерных отказов от регистрации правонарушений. После телефонной регистрации заявления будет осуществляться его переадресация в соответствующее территориальное подразделение МВД.

3. Отказаться от практики, когда эффективность деятельности сотрудников правоохранительных органов оценивается по числу выявленных преступлений, поскольку, несмотря на многократные изменения, до сих пор в приказе МВД обозначены такие показатели как «количество выявленных сотрудниками полиции преступлений экономической направленности, совершенных в крупном либо особо крупном размере, либо причинивших крупный ущерб», и «количество выявленных сотрудниками полиции налоговых преступлений».

Отказ от такой формы отчетности позволит устранить мотивы сотрудников правоохранительных органов к заведению фиктивных дел по статьям о мошенничестве или незаконном предпринимательстве для

258

Вестник Московского университета МВД России

№ 12 / 2014

HflK ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

обеспечения нужных показателей в статистике. Следует сказать, что количество возбужденных дел не должно быть показателем эффективности работы органов МВД, поскольку меньшее число преступлений, скорее всего, является следствием хорошей профилактической деятельности.

4. Необходимо полноценное раскрытие информации со стороны органов МВД по вопросам ведомственной статистики относительно дел, возбужденных против предпринимателей, а также о количестве преступных деяний, выявленных по отношению к представителям малого и среднего бизнеса. Предоставление такой информации позволит выявлять отклонения, которые могут быть связаны со злоупотреблениями. Безусловно, раскрытие информации приведет к критике системы, однако, знание объективных фактов поможет предложить реальные способы решения проблем. Такой сдвиг произойдет быстрее, если государство начнет поддерживать структуры гражданского общества и экспертные центры, которые способны давать компетентную независимую оценку состояния правоохранительной системы.

Подводя итоги всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что создание комплексной системы экономической безопасности малого и среднего бизнеса — задача долговременная. Для ее реализации необходимы не только воля властей и наличие финансовых ресурсов, но и определенный уровень предпринимательского сообщества и общества в целом, который характеризуется весом малого предпринимательства в экономике конкретной территории, механизмом выработки решений по регулированию вопросов, связанных с условиями развития бизнеса, уровнем осознания предпринимателями своей роли и места в экономическом развитии, готовностью муниципальной власти к диалогу с бизнесом, отношением населения к предпринимательству вообще и к малому бизнесу в частности.

Литература

1. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 31 июля 2007 г. № 209 (с изм. от 24 июля 2013 г.) // Российская газета. 2013. 26 июля.

2. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (ред. от 20 марта 2008 г.) // Российская газета. 2008. 26 марта.

3. Бобошко В.И. Перспективы государственной поддержки малого предпринимательства // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2008. № 4.

4. Бобошко В.И., Бобошко Н.М. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2014. № 2.

5. Добуш З.А., Поповиченко Ю.А. Проблемы государственного регулирования экономической безопасности торгового предпринимательства на посттрансформационном этапе развития экономики // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3.

6. Миронова О.А., Бобошко И.В. Противодействие мошенничеству при формировании финансовой отчетности организаций как основное условие обеспечения экономической безопасности // Инновационное развитие экономики. 2014. № 2.

7. Рубцов И.В. Анализ и динамика экономической преступности в России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2009. № 3.

8. Малолетко А.Н., МалолеткоН.Е. Проблемы обеспечения экономической безопасности предприятий гостиничного бизнеса в условиях внедрения инноваций // Инновационное развитие экономики. 2013. № 4—5.

References

1. Federal law «On development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation» dated July 31, 2007 № 209 (var. from 24.07.2013) // The Russian newspaper. Jule 26, 2013.

2. The decree of the RF Government dated 22.04.2005 № 249 «About the conditions and procedure for the provision of the Federal budget funds provided for state support of small business, including peasant (farm)№ (as amended on 20.03.2008) // the Russian newspaper. March 26, 2008.

3. Boboshko V.I. Prospects for state support of small entrepreneurship // Bulletin of the Plekhanov Russian Economic University. 2008. № 4.

4. Boboshko V.I., Boboshko N.M. The role of state regulation of economic security of small and medium business at the present stage of economic development // Bulletin of the Kostroma State University name N.A. Nekrasov. 2014. № 2.

5. Dobush Z.A., Popovichenko Yu.A. Problems of state regulation of economic security trading business on posttrans formation the stage of economic development // Modern problems of science and education. 2013. № 3.

6. Mironova O.A., Boboshko I. V Combating fraud in the financial reporting of organizations as a basic condition of economic security // Innovative development of economy. 2014. № 2.

7. Rubtsov I. V. Analysis and dynamics of economic crime in Russia // Bulletin of the Academy of economic security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2009. № 3.

8. Maloletko A.N., Maloletko N.E. Problems of economic security of enterprises of hotel business in terms of innovation // Innovative development of the economy. 2013. № 4—5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.