Научная статья на тему 'Оценка эффективности системы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса'

Оценка эффективности системы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1765
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобошко В.И.

Рассмотрены современные проблемы экономической безопасности малого предпринимательства и предложены пути их решения. Путем проведения полевого исследования выявлены региональные особенности путем оценки эффективности действующей в различных регионах системы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бобошко В.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS EVALUATION OF THE SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Looked at modern problems of economic safety of small businesses and offered ways to solve them. By the field study revealed regional characteristics by evaluating the effectiveness of existing systems in different regions of the economic security of small and medium-sized businesses.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности системы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Бобошко В.И., д.э.н., профессор

Рассмотрены современные проблемы экономической безопасности малого предпринимательства и предложены пути их решения. Путем проведения полевого исследования выявлены региональные особенности путем оценки эффективности действующей в различных регионах системы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономическая безопасность, субъекты малого бизнеса.

EFFECTIVENESS EVALUATION OF THE SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY OF

SMALL AND MEDIUM BUSINESS

Boboshko V., Doctor of Economics, professor

Looked at modern problems of economic safety of small businesses and offered ways to solve them. By the field study revealed regional characteristics by evaluating the effectiveness of existing systems in different regions of the economic security of small and medium-sized businesses.

Безусловно, можно много рассуждать о мерах, предпринимаемых государством в рамках обеспечения экономической безопасности малого и среднего бизнеса, однако никакие статистические показатели не смогут дать объективной информации о положении малого и среднего бизнеса в регионе, его реальных проблемах, поэтому необходимо путем социологического опроса выяснить интересующие вопросы у представителей малого и среднего бизнеса. В данном случае будет получена более объективная оценка, так как ситуация, складывающаяся в сфере обеспечения экономической безопасности малого и среднего бизнеса, на региональном уровне выглядит неоднородно и весьма разнообразно. Так, с целью выявления региональной специфики был проведен устный опрос, в рамках которого необходимо было оценить эффективность действующей в регионе системы обеспечения экономической безопасности предприятий малого и среднего бизнеса.

Проведение социологического опроса было направлено на решение следующих исследовательских задач: проанализировать сложившиеся в Астраханской области условия для развития малого бизнеса; выявить факторы и проблемы, тормозящие и усложняющие деятельность малых предприятий; оценить деятельность региональных государственных органов, ответственных за развитие и поддержку малого и среднего бизнеса, и негосударственных общественных организаций, действующих на территории Астраханской области; выявить факты криминальных посягательств на экономическую безопасность малого и среднего бизнеса.

Социологический опрос руководителей проходил с августа по сентябрь 2013 года, в котором приняли участие 50 респондентов, представляющих различные сферы малого и среднего бизнеса в основном занятыми в сфере торговли и в меньшей степени в других отраслях экономики региона (промышленности, строительства и т.п.).

В исследовании также принимали участие представители малого бизнеса, функционирующие в Икрянинском, Харабалин-ском, Володарском, Камызякском районах Астраханской области. В опросе приняли участие как предприниматели, бизнес которых функционирует от 1 до 3-х лет (48%), а также свыше 3-х лет (38%),

так и начинающие предприниматели, чьи предприятия функционируют менее года (14%). Проведен анализ основных результатов исследования, которые были получены в ходе обработки анкетных данных.

В ходе опроса, выяснилось, что значительная часть руководителей является «вынужденными бизнесменами», т.е. к этой деятельности их подтолкнули безработица, низкая оплата труда, неудовлетворенность условиями труда и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод, что малый бизнес выступает некой формой социальной защиты населения.

На вопрос с предложением оценить темпы развития малого и среднего бизнеса в Астраханской области за последние 3 года, только 32% опрошенных респондентов отметили, что развитие малого и среднего бизнеса остановилось; считают, что малый и средний бизнес развивается медленно - 60% респондентов, 8% опрошенных характеризуют темп развития малого и среднего бизнеса в Астраханской области как стабильный, на уровне общего развития всех экономических субъектов. В целом респонденты скорее критично оценивают созданные в Астраханской области условия для функционирования малого и среднего бизнеса. «Условия достаточно благоприятные, необходима лишь оперативная корректировка» - так считают лишь 18% опрошенных предпринимателей.

О том, что «благоприятные условия только формируются, требуется создание целостной системы поддержки малого и среднего бизнеса» указали 50% респондентов. Негативную оценку существующим в регионе условиям для развития данного сектора экономики дали 32% предпринимателей: из них 22% выбрали вариант ответа «условия скорее неблагоприятные, требуется устранение самых очевидных помех», 10% - «условий никаких нет, скорее есть выживание и изменений не предвидится». Наглядно полученные ответы представлены на нижеследующем рисунке 1.

Среди предпринимателей, которые высказались по поводу того, что малому бизнесу приходиться выживать в современных условиях, особенно негативно были оценены последние события по увеличению страховых взносов с 26% до 34%. Представители малого бизнеса, функционирующие в селах Астраханской области,

Рис.1 Оценка созданных в Астраханской области условий для функционирования малого и среднего бизнеса

также отметили еще одно обстоятельство. Практически в каждом селе Астраханской области функционирует рыболовная база, занимающая выловом рыбы не только ценных, но и частиковых пород. Именно в области сосредоточены малые предприятия, основная деятельность которых связана с рыболовством. На данных предприятиях работают тысячи жителей Астраханской области, при этом совокупный спрос на рабочую силу в рыболовстве составляет 3,2%.

Принятие новых правил рыболовного лова Волго-Каспийским территориальным управлением Росрыболовства в 2012 году, приравняло рыбаков по статусу к капитану рыболовецкого судна, в результате чего инспекторы рыбоохраны получили право штрафовать рыбаков, как капитанов рыболовецких судов. Порой штрафы достигают месячной зарплаты - 10-15 тысяч рублей. В результате таких нововведений многие бизнесмены вынуждены были прекратить промысел.

Такая ситуация, безусловно, оказала отрицательное влияние на развитие малого бизнеса и уровень занятости населения Астраханской области. Помимо этого введение новых правил также влечет за собой увеличение случаев незаконного вылова рыбы. При этом в Астраханском регионе администрациями сельских поселений не создаются условия для развития малого и среднего бизнеса, не создаются условия для проявления тех рабочих мест, на которых желает и может работать местное население, что, в итоге, способствует миграции работников астраханских сел в г. Астрахань.

Наиболее востребованными формами государственной поддержки малого и среднего бизнеса, по мнение респондентов, являются: финансовая поддержка - 85%; имущественная поддержка - 50%; консультационная поддержка - 44%; поддержка в области повышения квалификации персонала - 30%; поддержка в области инноваций и промышленного производства - 18%; информационная поддержка - 8%; поддержка в области осуществления внешнеэкономической деятельности - 6%. Однако более 75% опрошенных не смогли перечислить органы, которые занимаются вопросами малого и среднего бизнеса в регионе и не осведомлены о формах поддержки, которая ими оказывается. Также большинство представителей малого и среднего бизнеса (более 80%) не знают о существовании бизнес-инкубаторов и тем более не осведомлены об услугах, которые они предоставляют.

В целях исследования руководителям предприятий было предложено выставить оценку (по 5-ти балльной шкале) деятельности региональных государственных органов, ответственных за развитие и поддержку малого и среднего бизнеса. Средний балл оценки составил 3,7.

Деятельность негосударственных общественных организаций предпринимателей (Астраханская торгово-промышленная палата, АРО Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Деловая Россия»; АРО Общероссийской общественной организации «Опора России»), оказывающих поддержку малому бизнесу, действующих на территории Астраханской области, представители малого и среднего бизнеса оценили в 4,5 баллов.

В свою очередь, на вопрос: «Какие проблемы являются наиболее существенными для малых и средних предприятий при обращении к банковским кредитным ресурсам?» респонденты ответили следующим образом:

- 86% опрошенных указали на высокую процентную ставку выдаваемых кредитов;

- 58% опрошенных считают завышенными требования к залоговому обеспечению.

- 45% респондентов указали на длительность и сложность процедуры оформления кредитов;

- 21% отпрошенных отметили краткосрочность выдаваемых кредитов

По мнению 35% респондентов, прошедших опрос, основной проблемой является «нежелание банков работать с малыми предприятиями». Таким образом, по результатам анализа ответов можно сделать вывод о том, что, несмотря на государственную поддержку малого и среднего бизнеса в регионе, все же наблюдается недоступность для большинства предприятий банковских кредитов.

На вопрос о том, подвергался ли бизнес преступным посягательствам, более 50% опрошенных респондентов ответили утвердительно. Как отметили руководители предприятий, по сравнению с 90-мы годами XX века ситуация, безусловно, значительно нормализовалась, но, к сожалению, до сих пор малый и средний бизнес сталкивается с проблемами незаконного способа устранения конкурентов, фактами вымогательства и взяточничества. Причем два последних обстоятельства возникают в деятельности предприятий более часто.

Особенно страдают от преступных посягательств торговые фирмы, которым навязываются правила ведения бизнеса в конкретном районе города. Во-первых, проблемы возникают уже на стадии открытия торговой точки (затягивание регистрации документов), решить которые, по утверждению руководителей предприятий, без взяток не всегда удается. Во-вторых, возникают проблемы с конкурирующими торговыми точками, которые не всегда ведут честную борьбу за покупателей: встречаются кражи, поджоги, угрозы со стороны криминальных группировок. При чем самым «безобидным» методом ведения нечестной конкурентной борьбы является распространение заведомо ложных сведений о предприятии.

К сожалению, 65% руководителей, столкнувшись с преступными посягательствами, в правоохранительные органы не обращались, поскольку не верят в действенную помощь со стороны полиции, боятся реакции со стороны криминальных структур, а также уверены в коррумпированности работников полиции и их причастности к преступным посягательствам. Руководителей предприятий (35%), которые все же обращались в органы внутренних дел, отметили, что такие обращения не дали никаких существенных результатов, поэтому в дальнейшем пытаться получить помощи у полиции они не будут. Исходя из ответа на предыдущий вопрос, неудивительно, что большинство собственников бизнеса рассчитывают в случае возникновения преступных посягательств только на себя и своих друзей. Полученные ответы демонстрирует рисунок 2.

Один из ответов (прибегну к помощи криминальных группировок) является возможным свидетельством того, что руководители малого и среднего бизнеса не только пользуются услугами криминальной «крыши», но и поддерживает с ними достаточно устойчивые связи, чтобы в случае чего обратиться за помощью.

Как выяснилось в ходе опроса, 75% руководителей приходилось делать подарки или давать взятки местным чиновникам, при этом в большинстве случаев от них напрямую этого не требовали, поскольку никаких конкретных предложений не поступало. Однако чрезмерное затягивание решения каких-либо вопросов, вынуждали предпринимателей с помощью подарков ускорять этот процесс, причем нередко передавая «конверты» через посредников.

Так, по мнению руководителей строительных предприятий без наличия связей и денег невозможно получить нужный участок земли или разрешение на строительство, также без «отката» не удастся выиграть ни один конкурс. При «плохих» отношениях с контролирующими органами, предприятие постоянно будет подвергаться

на помощь правоохранительных органов 15%

Рис.2 Помощь, на которую рассчитывают руководители малых и средних предприятий в случае возникновения преступных

посягательств

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% 40% 45% Рис.3 Меры по совершенствованию системы экономической безопасности малого и среднего бизнеса в Астраханском регионе

многочисленным проверкам со стороны пожарной и трудовой инспекции, налоговых органов, причем, даже если вести деятельность без нарушений, всегда найдется повод для нареканий.

В большей степени представителей малого и среднего бизнеса беспокоят такие методы «нечестной» конкуренции как угроза физического насилия над членами семьи, сотрудниками фирмы (45%); силовое и психическое давление (20%); сговор конкурентов: с властями, криминалом (15%); недобросовестная ценовая конкуренция (15%); распространение ложной информации о фирме среди конкурентов (5%).

Как было выявлено в ходе опроса, большинство руководителей (70%) из-за чрезмерного налогового бремени, вынуждены уменьшать оборот своих предприятий, а также выплачивать своим сотрудникам заработную плату «в конвертах». При этом многие руководители опасаются, что демонстрация больших оборотов деятельности привлечет дополнительное внимание со стороны криминальных структур и проверяющих органов.

Также респондентам было предложено ответить на вопрос, какие меры в первую очередь следует предпринять по обеспечению экономической безопасности малого и среднего бизнеса в регионе. Все ответы представлены на рисунке 3.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что в настоящее время еще существует достаточное количество нерешенных проблем в системе обеспечения экономической безопасности малого и среднего бизнеса.

Подводя итоги можно констатировать, что для обеспечения экономической безопасности малого и среднего бизнеса Правительством Астраханской области реализуются следующие направления: оказание финансовой, инвестиционной и имущественной поддержки субъектам малого и среднего бизнеса; обеспечение действенного надзора за соблюдением законодательства о защите прав субъектов малого и среднего бизнеса; проведение антикоррупционных мероприятий с целью снижения административного давления на бизнес; обеспечение мер по препятствию криминальных посягательств на экономическую безопасность субъектов малого и среднего бизнеса.

Однако, несмотря на данные обстоятельства, к факторам, препятствующим развитию малого и среднего бизнеса в Астраханском регионе следует отнести: территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных районов; недостаточно развитую инфраструктуру поддержки и развития малого и среднего предпринимательства; дисбаланс размещения информационных ресурсов; проблему качества продукции и продвижения ее на региональный, российский и международный рынки; дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки; низкую активность органов местного самоуправления по развитию малого и среднего бизнеса; коррупцию местных чиновников и правоохранительных органов; недостаточность мер по борьбе с организованной преступностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, несмотря на возросшее внимание со стороны властей к проблемам малого и среднего бизнеса, существующий сегодня механизм защиты предпринимателей не дает ожидаемых результатов и требует совершенствования.

Литература:

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 31 июля 2007 года № 209 (с изм. от 24.07. 2013 г.) // Российская газета. Федеральный выпуск от 26.07.2013. - №6139

2. Постановление Правительства РФ от 22.04.2005 N 249 «Об условиях и порядке предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства» (ред. от 20.03.2008) // Российская газета. Федеральный выпуск от 26 марта 2008 г. - №4621

3. Бобошко В.И., Разработка механизма эколого-экономического регулирования деятельности малых предприятий ( теория, методология, практика):Дисс. На соиск. уч. степ. д-ра экон. наук/ФГУП « Всероссийский научно-исследовательский институт экономики минерального сырья и недропользования» Москва, 2009

4. Бобошко В.И., Перспективы государственной поддержки малого предпринимател ьства // Вестник Российского экономического университета им.Г.В.Плеханова.- 2008.- №4

5. Бобошко Н.М., Бобошко В.И., Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова . 2014. -№2

6. Суглобов А.Е. Особенности малого бизнеса как субъекта инновационной экономики // Вопросы региональной экономики. 2011.Т.8-№3

7 . Малолетко А.Н., Малолетко Н.Е., Проблемы обеспечения экономической безопасности предприятий гостиничного бизнеса в условиях внедрения инноваций // Инновационное развитие экономики. 2013.-№4-5

8. Налоговое администрирование. Учебник под ред. О.А. Мироновой, Ф.Ф. Ханафеева.- 3-е изд.-Йошкар-Ола.: ООО «Стринг», 2013.-418с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.