Разработка и внедрение системы материального стимулирования персонала на примере предприятия гостиничного бизнеса ООО «СТОРИ» г. Владивосток Германова В. С.
Германова Виктория Сергеевна / Germanova Viktoriya Sergeevna - студент, кафедра государственного и муниципального управления,
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток
Аннотация: в статье рассматриваются способы стимулирования персонала, изучаются новые методы мотивации персонала. Изучаются проблемы в мотивации персонала на предприятии ООО «СТОРИ» г. Владивосток.
Ключевые слова: кадровая политика, персонал.
Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
В настоящее время при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.
Вместе с тем, на рынке труда появляются работники, обладающие достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т. е. люди с хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов найти хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера или отсутствия рекомендаций.
Таким образом, и потребности, и мотивация большинства работников нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации.
В быстро меняющемся мире важно не отстать от мировых достижений в мотивации труда.
Важным ресурсом любой организации являются ее сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом и совершают массу ошибок. Отсутствие разработанной системы стимулирования качественного и эффективного труда создает предпосылки снижения конкурентоспособности фирмы, что негативно скажется на заработной плате, социальной атмосфере в коллективе и деятельности организации в целом.
Без стратегии стимулирования труда невозможно дальнейшее существование, не говоря уже о росте и развитии любой организации. Это основа эффективного управления персоналом и важный фактор совершенствования деятельности организации.
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование.
Это связано с тем, что воспитание и обучение, как один из методов мотивирования людей, приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы стимулирования труда персонала на предприятии;
- изучить анализ стимулирования труда персонала;
- рассмотреть методы стимулирования труда персонала в организации.
В данной квалификационной работе были использованы труды следующих авторов: Л. В. Бабаевой, И. Н. Иванова, Э. М. Короткова, Н. В. Лясникова, А. И. Маскаевой, В. Д. Сырова, О. Л. Чулановой и других.
Была проведена разработка системы стимулирования эффективной работы гостиницы ООО «Стори».
Следующие выводы:
1. Разработка системы стимулирования представляет собой комплексный подход в решении повышения эффективности и качества труда. При использовании ее в управлении социальными объектами выясняется, насколько достаточно разработана и действенна система.
Стимулирование труда есть способ управления поведением социальных систем различного иерархического уровня, является одним из методов стимулирования трудового поведения объектов управления.
Стимулирование сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку оно выступает непосредственной причиной их поведения. Ориентация работников на достижение целей организации по существу является главной задачей руководства персоналом. Интересы руководства в эффективной деятельности работников очевидны, как очевидно и то, что время и средства, вложенные в формирование стимулирования сотрудников максимально эффективному труду, будут окуплены.
Существует много подходов для построения стимулирования труда в организации, при этом для каждой отдельной организации они будут различны.
2. Было проведено исследование стимулирования труда ООО «Стори». На сегодняшний день ООО «Стори» является одной из ведущих и динамично развивающихся компаний в сфере туристических услуг.
3. Результатом исследования форм стимулирования работников ООО «Стори» была система с тремя выбранными методами (анализ документов, интервью руководителя отдела и анкетирования персонала).
В результате исследования были выявлены следующие проблемы и недостатки стимулирования сотрудников: отсутствие четких критериев дифференциации заработной платы; отсутствие признания важности выполняемой работы; отсутствие системы поощрения и премирования работников; отсутствие интереса к работе; отсутствие профессионального стимулирования; отсутствие работающей программы социальной поддержки работников компании; непонятны, не сформулированы объективные критерии оценки результатов.
Существующая система компенсаций не стимулирует результативность деятельности специалистов по продажам, т. к. размер переменных (побудительных) выплат впрямую не зависит от результативности их деятельности.
В компании отсутствует положение о заработной плате, в результате чего отсутствуют четкие критерии установления и дифференциации заработной платы работников.
В связи со всеми вышеперечисленными проблемами работники не стремятся к привлечению новых клиентов, действуют по проработанной схеме, не ищут новых способов привлечения клиентов, соответственно не стремятся к оптимизации своего труда.
По результатам анкетирования и беседы с персоналом ООО «Стори» выявили среднюю удовлетворенность трудовым процессом. Руководству организации рекомендуем преобразовать, улучшить систему стимулирования персонала для эффективного трудового поведения работников и повышения производительности предприятия.
4. Для решения вышеперечисленных проблем в третьей главе были предложены следующие рекомендации: расчёт переменной части оплаты труда на основе внедрения системы KPI; разработка новой структуры компенсационных пакетов для сотрудников предприятия.
В результате предложенных мероприятий выручка от реализации услуг увеличилась на 4173 тыс. руб. или на 150 %, себестоимость также увеличилась на 637 тыс. руб. или на 65,45 %, но темп ее увеличения ниже темпа роста выручки, это повлияло на увеличение прибыли от продаж на 2015 тыс. руб. или на 124,46 %. Рентабельность продаж за анализируемый период увеличится на 47 пунктов.
Литература
1. «Конституция Российской Федерации» принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. № 5-ФКЗ).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 N 197-ФЗ, принят ГД ФС РФ 21.12.2001, действующая редакция от 31.12.2014.
3. Агарков А. П. Теория организации. Организация производства: интегрированное учебное пособие для бакалавров. / А. П. Агарков. - М.: Дашков и К, 2014. - 490 с.
4. Андреева, И. Л. Экономика труда: учебник. / И. С. Андреева. - М.: Юнити, 2014. - 294 с.
5. Бухалков М. И. Организация и нормирование труда: учебник для вузов. / М. И. Бухалков. Гриф МО РФ. -М.: Инфра-М, 2014. - 217 с.
6. Булатова А. С. Экономика труда: учебник. / А. С. Булатова. - М.: Юристъ, 2014. - 896 с.
7. Бабаева Л. В. Кадровый менеджмент предприятия / Л. В. Бабаева, И. Н. Киреев. - М.: «Наука»», 2012. -183с.
8. Байтасов Р. Р. Управление персоналом. Конспект лекций: учебное пособие. / Р. Р. Байтасов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 351 с.
9. Бухалков М. И. Организация производства и управление предприятием: учебник. / М. И. Бухалков. Гриф МО РФ. - М.: Инфра-М, 2013. - 511 с.
10. Бычин В. Б. Организация и нормирование труда: учебное пособие. / В. Б. Бычин. Гриф УМО ВУЗов России. - М.: Инфра-М, 2014. - 434 с.
11. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда: учебник для вузов / Б.М. Генкин. - 8-е изд., пересмотр. и доп. (ГРИФ). - М.: Норма, 2013. - 448 с.
12. Генкин, Б.М. Организация, нормирование и оплата труда на промышленных предприятиях: учебник для вузов / Б.М. Генкин. Гриф МО РФ. - М.: Норма, 2014. - 543 с.
13. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие / А.П. Егоршин. Гриф МО РФ. - М.: Инфра-М, 2015. - 489 с.
14. Евтихов, О.В. Управление персоналом организации: учебное пособие / О.В. Евтихов. Гриф МО РФ. - М.: Инфра-М, 2014. - 442 с.
15. Знаменский, Д.Ю. Кадровая политика и кадровый аудит организации: учебник для магистров / Д.Ю. Знаменский, Н.А. Омельченко. - М.: Юрайт, 2014. - 365 с.
16. Жерновская, Е.П. Экономика труда: учебное пособие / Е.П. Жерновская. - М.: Инфра-М, 2014.- 410с.
17. Иванов, И.Н. Организация производства на промышленных предприятиях: учебник / И.Н. Иванов. Гриф УМО России. - М.: Инфра-М, 2013. - 430 с.
18. Игнатьева, А.В. Исследование систем управления: учебное пособие для вузов / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 520 с.
19. Растова, Ю. Н. Экономика организации (предприятия): учебное пособие / Ю.Н. Растова. Гриф УМО МО РФ. - М.: КноРус, 2013. - 280 с.