Научная статья на тему 'Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов'

Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / QUALITY OF EDUCATION / FUND OF ESTIMATED MEANS / CONTROL AND MEASURING MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вдовина Светлана Александровна

Статья посвящена вопросам разработки фонда оценочных средств по образовательным программам, реализуемым по новым стандартам. Автор предлагает технологический алгоритм разработки фонда оценочных средств, приводит примеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вдовина Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of fund of estimated means in the conditions of realization of federal state educational standards

The article is devoted to the questions of development of fund of estimated means on the educational programs realized according to new standards. The author offers technological algorithm of development of fund of estimated means, gives some examples

Текст научной работы на тему «Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов»

научно-методический электронный журнал

Вдовина С. А. Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Концепт. - 2013. -№ 03 (март). - ART 13064. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС ТТ-49965. - ISSN 2304-120X.

ART 13064

УДК 378.146

Вдовина Светлана Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Ишим-ский государственный педагогический институт им. П. П. Ершова», г. Ишим sav1157@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам разработки фонда оценочных средств по образовательным программам, реализуемым по новым стандартам. Автор предлагает технологический алгоритм разработки фонда оценочных средств, приводит примеры.

Ключевые слова: качество образования, фонд оценочных средств, контрольноизмерительные материалы.

Основополагающим признаком Европейского образовательного стандарта можно считать ответственность вузов за качественное осуществление учебновоспитательного процесса и профессиональную подготовку выпускников, ориентированных на «компетентностный» подход к процессу образования.

Компетентность является психологическим механизмом непрерывного самообразования, приобретения знаний, умений и навыков, формой существования деятельности. Анализ различных точек зрения на определение понятия «профессиональная компетентность учителя» с позиций процессного, личностно ориентированного, компетент-ностного подходов, позволяет, по мнению М. В. Шустовой, определить данное понятие как комплекс нужных психолого-педагогических, предметно-методических знаний, умений, и навыков, способность к их практической реализации [1, с. 64].

Компетентный педагог может эффективно работать и в том случае, когда у него нет конкретных умений - он сам способен спроектировать требуемую ориентировку и выйти из нестандартной ситуации. Такой педагог не утрачивает своей продуктивности и тогда, когда не знает требуемого метода действия - он в состоянии создать такой способ сам. Компетентность, как интегративная личностная характеристика специалиста, складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций и является показателем качества образования.

Проблема повышения качества образования для современной отечественной педагогической теории и практики была и остается актуальной. Ряд авторов качество образования связывает с эффективной профессиональной деятельностью, то есть качество образования по их мнению призвано обеспечить необходимый уровень подготовки специалистов, которые способны к продуктивной профессиональной деятельности, а также владеют технологиями в своей специальности и умеют использовать полученные знания для решения профессиональных задач [2, с. 50].

Факторами, которые существенно влияют на качество образования, являются: содержание образования, то, чему нужно учить, организацию учебно-воспитательного процесса, осуществление контроля и оценки знаний, навыков, умений и компетенций, сформированных у обучающихся. Что же касается государственных образовательных стандартов (ФГОС), то в них отражены лишь некоторые общие требования. Основные же, относящиеся к особенностям и уровням получаемой профессиональной подготовки, должны формироваться и обеспечиваться самим высшим учебным заведением. Возможности, которые сегодня имеет вуз, позволяют создавать эффективные образовательные программы, а ФГОС должны содержать параметры, устанавливающие ми-

Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов

f\j ■Л f\j

http://e-koncept.ru/2013/13064.htm

научно-методический электронный журнал

Вдовина С. А. Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Концепт. - 2013. -№ 03 (март). - ART 13064. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13064

УДК 378.146

нимум важных для государства требований к качеству образования. уровню подготовки (обученности) и развития личности студента в вузе.

Оценка качества подготовленности выпускников включает текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестации. Для проведения аттестации обучающихся и выпускников на соответствие их учебным достижениям рубежным или завершающим требованиям соответствующей основной образовательной программы разрабатываются фонды оценочных средств, которые проектируются и утверждаются вузом.

Фонд оценочных средств (ФОС) это совокупность методических рекомендаций, контрольных измерительных материалов, необходимых для оценивания сформиро-ванности компетенций обучающихся на всех этапах их обучения, а также для итоговых испытаний выпускников на предмет соответствия, либо несоответствия уровня их подготовленности требованиям соответствующего ФГОС ВПО по окончанию освоения реализуемой образовательной программы по направлению подготовки или специальности. Применение оценочных средств призвано обеспечивать средствами эталонных квалиметрических процедур, которые обеспечивают количественные и качественные оценки, их надежность и необходимую сопоставимость.

ФОС разрабатываются вузами с учетом особенностей реализуемых основных образовательных программ, они осуществляют функцию социальной меры качества в системе ВПО, описанной в понятиях: «разновидность деятельности», «квалификационные требования», «профессиональные задачи» и многие другие.

При разработке технологии оценочных средств, по мнению Н. В. Бордовской, нужно руководствоваться определенными исходными «позициями-принципами».

1. Оценка компетенций не должна подменяться оценкой знаний или личностных качеств выпускника. Оценивается степень овладения компетенциями, отраженными в ГОС. Все задания и критерии оценки их выполнения должны быть выражены в формулировках, отражающих готовность к определенному виду будущей профессиональной деятельности.

2. Оценка готовности к будущей профессиональной деятельности не должна подменяться оценкой сформированности только специальными профессиональными компонентами, как и наоборот.

3. Система оценки должна включать систему оценочных материалов, адекватных набору основных видов будущей профессиональной деятельности и всему набору требований - компетенций к выпускнику высшего учебного заведения [3, с. 386].

В процессе проектирования фондов оценочных средств для формирования компетентности студентов необходимо учитывать:

- периодичность осуществления контроля и оценки уровней сформированно-сти компетенций в условиях осуществления текущего, рубежного контроля, а также промежуточной, итоговой государственной аттестации обучающихся;

- последовательность проведения оценки: необходимо спроектировать развитие компетенций по мере возрастания их уровней, а оценочные средства, реализуемые на каждом этапе обучения учитывали это повышение;

- многоступенчатость: сочетание оценки и самооценки, обсуждение результатов и коррекция выявленных недостатков;

- сопоставимость результатов оценивания для всех студентов.

Фундаментом для проектирования и разработки фонда оценочных средств являются:

- валидные контрольные измерительные материалы (КИМ);

- соответствие содержания КИМ уровню и этапу обучения;

http://e-koncept.ru/2013/13064.htm

научно-методический электронный журнал

Вдовина С. А. Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Концепт. - 2013. -№ 03 (март). - ART 13064. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

ART 13064

УДК 378.146

- диагностично сформулированные критерии оценки;

- объективные и надежные процедуры, а также методы оценки;

- подробно описанные рекомендации деятельности по итогам контроля и оценки, предназначенные для преподавателей и студентов.

В процессе создания фонда оценочных средств учебной дисциплины, учебного модуля, итоговой аттестации важным этапом является проектирование контрольноизмерительных материалов. Л. А. Громова, П. А. Бавина, А. В. Кондрашин под контрольно-измерительными материалами понимают целенаправленно разработанные материалы, для осуществления контроля уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся, КИМ определяются в количественных и качественных показателях, которые способны ярко показать степень овладения знаниями, умениями и навыками [4, с. 29].

По мнению авторов, принципами разработки КИМ являются: ориентированность на выявление знаний, умений, владений как результата сформированности компетенции; соответствие всего содержания КИМ и вида осуществляемой учебной деятельности студента, подвергающейся оценке; количественные и качественные метрические показатели, позволяющие измерять деятельность; определение ранга показателей и разработка оценочных шкал, позволяющих выявлять уровни сформированности компетенций [5].

Технологический алгоритм разработки КИМ состоит из пяти этапов.

1. На первом этапе создается матрица соответствия компетенций, задаваемых ФГОС ВПО по изучаемым дисциплинам (модулям), производственным и учебным практикам, НИР, итоговой аттестации.

2. На данном этапе происходит процедура определения (идентификация) для каждой компетенции (в соответствии с созданной матрицей) ожидаемых результатов, выраженных в знаниях, умениях, навыках, т. е. создание паспорта компетенций.

Например, паспорт профессиональной компетенции ПК- 5: готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (направление 050100.62. Педагогическое образование).

2.1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции.

Под компетенцией ПК-5 понимается способность студентов к проектированию и организации оптимального взаимодействия субъектов образовательного процесса, мотивированных на обеспечение качественного учебно-воспитательного процесса.

2.2. Структура компетенции. Бакалавр должен:

- знать сущность, характеристики, типы, формы взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса;

- уметь осуществлять проектирование и организацию взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса;

- владеть педагогическими технологиями проектирования и организации взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса, ориентированных на обеспечение его качества.

2.3. Планируемые уровни сформированности компетенций у студентов-выпускников вуза представлены в таблице (табл. 1).

Рабочие программы дисциплин (модулей), производственных и учебных практик дорабатываются с точки зрения ожидаемых результатов обучения, переосмысливаются в части методов их достижения, контроля и оценки запланированных результатов.

http://e-koncept.ru/2013/13064.htm

КОНТ TF.TTT

Вдовина С. А. Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Концепт. - 2013. -№ 03 (март). - ART 13064. - 0,3 п. л. - URL: http://e-

научно-ллетодический электронный журнал kggg^^sN^SQ^i^OX1 ^ ~ Г°с. ^ № ФС 77

ART 13064 УДК 378.146 ’

Таблица 1

Характеристика уровней сформированности компетенции ПК-5

Уровни сформированности компетенции Содержательное описание уровня Основные признаки уровня

Пороговый уровень Знание сущности, характеристик, типов, форм взаимодействия субъектов учебновоспитательного процесса. Умение проектировать и организовывать взаимодействие субъектов учебно-восп. процесса с учетом целей, условий его осуществления. Владение психолого-педагогическими технологиями проектирования и организации взаимодействия субъектов учебновоспитательного процесса. Знание характерологических особенностей взаимодействия. Умение проектировать и организовывать взаимодействие субъектов. Владение психологопедагогическими технологиями проектирования и организации взаимодействия субъектов

Повышенный уровень Знание сущности, характеристик, типов, форм взаимодействия субъектов учебновоспитательного процесса Умение проектировать и организовывать оптимальное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса с учетом целей, условий его осуществления. Владение психолого-педагогическими технологиями проектирования и организации взаимодействия субъектов учебно-восп. процесса на основе комплекса диагностических методик. Знание характерологических особенностей взаимодействия. Умение проектировать и организовывать взаимодействие субъектов. Владение педагогическими технологиями проектирования и организации взаимодействия субъектов на основе психологопедагогической диагностики.

3. Проектирование видов деятельности студентов и продуктов обучения, ориентированных на ожидаемые результаты образования. Виды деятельности включают аудиторную и самостоятельную работу студентов. Продуктами деятельности являются: разработка тезауруса, аннотированного каталога, кроссворда, плана дискуссии; решение задач, создание моделей и многое другое. Особенно эффективными являются виды деятельности, которые позволяют одновременно обучать и контролировать результат обучения: эссе, тематический портфолио и др.

В состав или в дополнение к рабочим программам дисциплин (модулей), практик, НИР рекомендуется внести методические рекомендации по осуществлению технологической составляющей учебного процесса для преподавателей и студентов (формы занятий, способы обучения, организация самостоятельной работы студентов), используемые для формирования компетенций или групп компетенций.

4. Выявление количественных и качественных показателей результативности продуктов деятельности студентов, демонстрирующих сформированность запланированных компетенций. Методика проведения контроля и оценки компетенций включает:

- требования к выполненным продуктам деятельности (заданиям, выполняемым студентами на всех этапах обучения);

- образцы выполненных заданий (если необходимо), банк типовых заданий;

- критерии оценки их выполнения.

Также могут быть представлены оценки за выполненные продукты деятельности (задания), выставляемые в рамках балльно-рейтинговой системы, шкала перевода.

rv /j ги

http://e-koncept.ru/2013/13064.htm

КОНТ ТЕПТ

Вдовина С. А. Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Концепт. - 2013. -_____________________ _______________ №03 (март). - АКТ 13064. - 0,3 п. л. - Ш1.: Ь|Нр://е-

научно-методический электронный журнал Г°С ^ ЭЛ № ^ 77"

АШ13064 УДК 378.146 " ’

5. Соединение всех подготовленных контрольно-измерительных средств в пакет «ФОС по дисциплине (модулю, практике и др.)». В рабочей программе дисциплины представляется в обобщенном виде перечень всех продуктов деятельности с учетом вида аттестации, оцениваемой компетенции, учебного элемента.

Полезно представить данную информацию в виде таблицы (табл. 2).

Таблица 2

Пример оформления ФОС по дисциплине

Виды аттестации Оцениваемые компетенции Элементы учебного материала/раздел/в есь материал Продукты деятельности Бал- лы

Тест Эссе Разра- ботка, защи- та про- екта Разра ра- бот- ка восп- го ме- ропр. Разра- ра- ботка за- щита порт фолио

Входной контроль + -

Текущий контроль ПК1,ПК8 Раздел 2 + 16

Текущий контроль ПК1,ПК8,ПК14 Раздел 3, Тема 6 + 24

Текущий контроль ПК1, ПК14 Раздел 4 + 16

Текущий контроль ПК1,ПК8,ПК14 Раздел 5, Темы 11-12 + 40

Текущий контроль ПК1,ПК8,ПК14 Раздел 6, Тема 15 + 24

Промежуточная аттестация ПК1 ,ПК8,ПК14 Весь материал + + 80

Всего баллов 200

Когда разработаны ФОС по каждой дисциплине учебного плана они оформляются в единый пакет «Фонд оценочных средств по основной образовательной программе».

Вопрос оценки и отслеживания изменений, происходящих в образовательном процессе, - один из самых сложных в практической и экспериментальной деятельности. Сложность этой проблемы обусловлена недостаточностью научных разработок по данной теме, неопределенностью критериев качества образования, многогранностью и многоаспектностью педагогической деятельности.

Ссылки на источники

1. Шустова М. В. Профессиональная компетентность учителя // Профессиональное образование и наука. - 2009. - № 1. - С. 60-65.

2. Трайнев В. А., Трайнев И. В. Системы и методы стратегии повышения качества пе5дагогического образования: Обобщение и практика. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. - 294 с.

3. Современные образовательные технологии / Под ред. Н. В.Бордовской. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Громова Л. А., Бавина П. А., Кондрашин А. В. Управление проектированием образовательных программ в рамках требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. - 104 с.

5. Там же.

http://e-koncept.ru/2013/13064.htm

КОНТ TF.FfT

Вдовина С. А. Разработка фонда оценочных средств в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов // Концепт. - 2013. -№ 03 (март). - ART 13064. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13064.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал

ART 13064 УДК 378.146

Vdovina Svetlana,

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of Pedagogics Department of Federal Establishment of Higher Education "Ershov Ishim State Teachers’ Training Institute", Ishim Development of fund of estimated means in the conditions of realization of federal state standards

Abstract. The article is devoted to the questions of development of fund of estimated means on the educational programs realized according to new standards.

The author offers technological algorithm of development of fund of estimated means, gives some examples.

Keywords: quality of education, fund of estimated means, control and measuring material.

State Budget educational

ISSN 2304-120X

772304

120135

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412013503

http://e-koncept.ru/2013/13064.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.