Научная статья на тему 'Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения'

Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / COMPETENCE / CONTROL AND EVALUATION TOOLS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колдина Маргарита Игоревна

В статье рассматриваются особенности проектирования оценочных средств в соответствии с реализацией компетентностного подхода, способствующие достижению требований ФГОС ВПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Designing of evaluation tools during implementation of the main educational programs of higher professional education of the new generation

The paper considers the features of design of assessment tools in accordance with the implementation of competence approach, facilitating achievement of requirements of Federal State Educational Standards.

Текст научной работы на тему «Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15137. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15137.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15137

УДК 378.146

Колдина Маргарита Игоревна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования и управления образовательными системами ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород ritius@mail.ru

Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проектирования оценочных средств в соответствии с реализацией компетентностного подхода, способствующие достижению требований ФГОС ВПО.

Ключевые слова: компетенции, федеральный государственный образовательный стандарт, контрольно-оценочные средства, качество обучения.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Переход высшего профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения и разработка в соответствии с ними основных образовательных программ ставят перед высшими учебными заведениями задачу оценки результатов образования на основе компетентностного подхода.

Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО нового поколения являются компетенции, полученные учащимся в ходе обучения, при этом под термином «компетенция» понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Кроме этого в понятие «компетенция» в качестве составных частей входят и знания, умения и навыки, и личностные качества (инициативность, целеустремленность, ответственность, толерантность и т. д.), и социальная адаптация (умение работать как самостоятельно, так и в коллективе), и профессиональный опыт. В совокупности все эти компоненты формируют поведенческие модели, когда выпускник способен самостоятельно сориентироваться в ситуации и квалифицированно решать стоящие перед ним задачи.

Компетентностный подход предусматривает иную роль студента в учебном процессе. В его основе - работа с информацией, моделирование, рефлексия. Студент должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

В связи с этим встает необходимость корректировки учебных программ, приведения их в соответствие с требованиями нового ФГОС: образовательные программы дисциплины должны быть ориентированы на повышение качества подготовки специалистов на основе создания механизмов эффективного освоения студентами компетенций, необходимых в профессиональной деятельности.

При этом если раньше учебные программы дисциплины определяли цели, содержание, объем и порядок изучения дисциплины, то теперь сюда входят перечень результатов образования, формируемых дисциплиной, с указанием соответствующих компетенций, перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций, перечень типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных в дисциплине результатов образования (компетенций) [1].

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15137. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15137.htm. - ISSN 2304-120X.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения предусматривает:

- формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части;

- формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной;

- разработку стандартов без деления их на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП);

- установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ;

- введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы;

- установление объема учебной работы студента основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.

Результаты образования - это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения обучающихся и выпускников, выраженные на языке знаний, умений, навыков, способностей, компетенций, раскрывающие, что должен будет в состоянии делать обу-чающийся/выпускник по завершении всей или части образовательной программы. Основным требованием, предъявляемым к результатам образования, является их оценивание, для чего необходимы некоторые инструменты и методы оценивания, позволяющие определить степень достижения обучающимися установленных результатов образования. А основными единицами оценки качества результата обучения выступают компетентности и компетенции. Компетенции - это динамический набор знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в широком спектре отраслей экономики и культуры. Формирование компетенций осуществляется в процессе решения практических и исследовательских задач, направленных на интеграцию полученного ранее опыта и приобретения нового в процессе совместной деятельности с преподавателем или под его руководством [2].

Оценка результатов образования связана с деятельностью преподавателя, задача которого состоит в том, чтобы обеспечить соответствие методов обучения, процедур и критериев оценивания результатов образования. Поэтому отличительной особенностью компетентностно ориентированной рабочей программы дисциплины (модуля) является то, что в ней преподаватель должен сформулировать ожидаемые результаты освоения дисциплины (модуля) в форме соответствующих уровней знаний, умений, навыков, способствующих формированию у обучающихся компетенций того, что они смогут делать из сферы социальной и будущей профессиональной деятельности после завершения данной дисциплины. Таким образом, заявленные результаты обучения - основа для аргументированного и обоснованного отбора компетентностно ориентированного содержания дисциплины (модуля), форм и методов преподавания, средств и процессов оценивания результатов. Соответствие заявленных результатов с реальными достижениями обучающихся устанавливается с помощью оценочных средств их аттестации, описание которых является неотъемлемой частью программы.

Приобретение требуемых компетенций обучающегося по каждой дисциплине основывается на правильном отборе содержания дисциплины (модуля), выборе адекватных видов занятий (активных, интерактивных форм), технологий преподавания,

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15137. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15137.htm. - ISSN 2304-120X.

форм организации самостоятельной работы обучающихся, средств и методов оценивания результатов.

Согласно ФГОС ВПО и международным документам в области высшего образования, можно выделить два метода оценивания [3]:

- метод прямого оценивания (письменные экзамены, проектные работы, портфолио, аттестация, тест и т. д.), проводящегося непосредственно в ходе образовательного процесса;

- метод косвенного оценивания (опрос работодателей, сравнение с другими вузами, анкетирование выпускников и других заинтересованных сторон, анализ учебных программ, показатели отсева и трудоустройства обучающихся и т. д.).

Неотъемлемой и существенной частью реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования является оценивание успешности ее освоения обучающимся. Основой для разработки вузом контрольно-оценочного инструментария (оценочных средств) служат заданные в диагностируемой форме компетенции выпускника, а также планируемые на их основе для каждой дисциплины (модуля) основной образовательной программы высшего профессионального образования результаты обучения в формате знаний, умений и навыков.

Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системы оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. При таком подходе изменяется и функция оценивания компетентностно ориентированной основной образовательной программы высшего профессионального образования, которая будет заключаться в переходе от оценивания для контроля к оцениванию для развития. В связи с этим функция оценивания сводится не к выявлению недостатков в знаниях обучающегося как самоцели, а к более точному определению направлений улучшения результата. Для этого оценивание должно быть организовано как целенаправленный упорядоченный процесс определения необходимого набора и достигнутого уровня компетенций. Результаты оценки должны быть выражены количественно, независимо от содержания компетенции и от того, насколько просто или сложно компетенции поддаются оцениванию [4].

Другими словами, при компетентностном обучении важными становятся:

- компетенции как результат образования;

- образовательные технологии как способ их формирования;

- оценочные средства как инструмент доказательства достижения заявленных результатов образования (в терминах компетенций).

Полная оценка компетенций выпускника осуществляется на итоговой государственной аттестации. В процессе же текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, как правило, проводится оценивание более локальных результатов обучения -компонентов компетенций (знаний, умений, навыков по дисциплинам или модулям основной образовательной программы высшего профессионального образования).

Однако и в течение всего периода обучения необходимо предусматривать, располагая равномерно и последовательно в ООП ВПО, отдельные формы учебной работы и соответствующие процедуры оценки, направленные именно на формирование комплексов знаний, умений, навыков и моделей профессиональной деятельности, т. е. компетенций. В сочетании с традиционными фундаментальными курсами, создающими необходимую теоретическую основу данного уровня образования, эти формы и процедуры способствуют выработке стереотипов профессионального поведения в различных ситуациях, с которыми выпускник в дальнейшем столкнется на практике [5].

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15137. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15137.htm. - ISSN 2304-120X.

Исходя из этого, оптимальным путем формирования систем оценки качества подготовки обучающихся при реализации компетентностного подхода является сочетание традиционных методов и средств проверки знаний, умений и навыков и инновационных подходов, ориентированных на комплексную оценку формирующихся компетенций. При этом традиционные средства контроля следует постепенно совершенствовать в русле компетентностного подхода, а инновационные средства, в том числе пришедшие из зарубежной практики или иных образовательных систем (общее и среднее профессиональное образование), адаптировать для широкого применения в российской вузовской практике.

Не ставя перед собой задачи охватить весь спектр проблем, связанных с фондом оценочных средств, считаем необходимым лишь рассмотреть общие подходы к его формированию. Вопросы же, связанные с более конкретными задачами, стоящими перед вузами вообще: связь между формированием компетенций (паспортами компетенций) и различными этапами оценки образовательных достижений студента (на уровне дисциплины, на уровне ООП ВПО, на уровне общеуниверситетской и внешней экспертизы качества образовательного процесса и т. д.); в какой мере и с какими целями необходимо трансформировать уже существующую систему оценочных средств (ОС) - что в ней остается неизменным, а что должно быть дополнено и скорректировано; как соотносить традиционные ОС с новыми задачами по оценке компетенций, предстоит решать в ближайшем будущем.

Методическими основами формирования фонда оценочных средств являются:

- структурные матрицы формирования общекультурных и профессиональных компетенций выпускников ООП;

- структурные матрицы оценочных средств для проведения текущего, промежуточного, рубежного контроля и итоговой оценки компетенций выпускников в соответствии с учебным планом вуза по направлению подготовки;

- максимальное приближение системы оценивания и контроля компетенций обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности;

- участие в оценке компетенций обучающихся внешних экспертов (работодателей, обучающихся выпускных курсов, преподавателей, читающих смежные дисциплины);

- использование методов групповых и взаимных оценок (рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися проектов, дипломных, исследовательских работ и др.; экспертные оценки группами, состоящими из обучающихся, преподавателей и работодателей и т. п.);

- использование традиционных и инновационных видов и форм контроля.

При создании фонда оценочных средств необходимо принимать во внимание

ряд факторов [6]:

- дидактико-диалектическую взаимосвязь между результатами образования и компетенциями (различия между понятиями: результаты образования определяются преподавателем, а компетенции приобретаются обучающимися и проявляются только в процессе деятельности);

- компетенции формируются и развиваются не только через усвоение содержания образовательных программ, но и самой образовательной средой вуза и используемыми образовательными технологиями, поэтому и эти параметры должны проходить процедуру оценки;

- при проектировании инновационных оценочных средств необходимо предусматривать оценку способности к творческой деятельности, содействующей подго-

4

о

Huem

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120Х

Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15137. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15137.htm. - ISSN 2304-120X.

товке обучающегося, готового обеспечивать решение новых задач, связанных и недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов профессионального поведения в квазипрофессиональной деятельности;

- при оценивании уровня сформированности компетенций обучающихся должны создаваться условия максимального приближения к будущей профессиональной практике (кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно использоваться работодатели, студенты выпускных курсов вуза, преподаватели смежных дисциплин и др.);

- помимо индивидуальных оценок должны использоваться групповые и взаимооценки: рецензирование обучающимися работ друг друга; оппонирование обучающимися проектов, дипломных, исследовательских работ и т. д.; экспертные оценки группами из обучающихся, преподавателей и работодателей и др.;

- по итогам оценивания следует проводить анализ достижений, подчеркивая как положительные, так и отрицательные индивидуальные и групповые результаты, обозначая пути их дальнейшего развития.

Таким образом, современная система контроля знаний и оценивания компетенций, способствующая достижению требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и эффективному освоению обучающимися основной образовательной программы высшего профессионального образования, должна выстраиваться как комплексный процесс планирования, организации и проведения квалиметрических контрольно-оценочных процедур по заданному набору оцениваемых показателей и критериев. В системе оценочных средств, ориентированных на компетентностный подход, важное место должны занимать создание модели оценивания и комплексные средства оценки, а также необходим целый ряд взаимоувязанных мероприятий по организации контрольно-оценочной деятельности. Для этого разработанные основные образовательные программы в рамках ФГОС ВПО, рабочие программы дисциплин (модулей) и практик, учебные планы и другие учебно-методические материалы надо увязать с моделями обучения, формирования и развития компетенций, их оценивания; разработать средства оценивания, сформировать шкалы оценивания, подготовить рекомендации по интерпретации результатов; разработать направления корректирующих действий в обучении по результатам контроля и мероприятия по совершенствованию самих оценочных средств.

Ссылки на источники

1. Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения. - URL: umu.vspu.ac.ru/files/doc

2. Ефремова Н. Ф. Организация оценивания компетенций студентов, приступающих к освоению основных образовательных программ вузов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

3. Положение о фонде оценочных средств по дисциплине Оренбургского государственного университета (ОГУ). - URL: www.osu.ru/docs/official/markfond.doc.

4. Ефремова Н. Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010.

5. Ефремова Н. Ф. Проблемы формирования фондов оценочных средств вузов // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 3. - С. 17-21.

6. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе / В. А. Богословский, Е. В. Караваева, Е. Н. Ковтун и др. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

5

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Колдина М. И. Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения // Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15137. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15137.htm. - ISSN 2304-120X.

Margarita Koldina,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Professional Education and Educational Systems Management, Nizhniy Novgorod State Pedagogical University afrer K. Minin, Nizhny Novgorod ritius@mail.ru

Designing of assesement tools during implementation of main educational programs of higher professional education of the new generation

Abstract. The paper considers the features of design of assessment tools in accordance with the implementation of competence approach, facilitating achievement of requirements of Federal State Educational Standards.

Key words: competence, Federal State Educational Standard, control and evaluation tools, quality of education. References

1. Evropejskie publikacii po voprosam napisanija rezul'tatov obuchenija. Available at:

umu.vspu.ac.ru/files/doc (in Russian).

2. Efremova, N. F. (2010) Organizacija ocenivanija kompetencij studentov, pristupajushhih k osvoeniju os-novnyh obrazovatel'nyh programm vuzov, Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialis-tov, Moscow (in Russian).

3. Polozhenie o fonde ocenochnyh sredstv po discipline Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta (OGU). Available at: www.osu.ru/docs/official/markfond.doc (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Efremova, N. F. (2010) Podhody k ocenivaniju kompetencij v vysshem obrazovanii: ucheb. posobie, Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, Moscow (in Russian).

5. Efremova, N. F. (2011) “Problemy formirovanija fondov ocenochnyh sredstv vuzov”, Vysshee obrazo-vanie segodnja, № 3, pp. 17-21 (in Russian).

6. Bogoslovskij, V. A., Karavaeva, E. V. & Kovtun, E. N. et al. (2007) Metodicheskie rekomendacii po proek-tirovaniju ocenochnyh sredstv dlja realizacii mnogourovnevyh obrazovatel'nyh programm VPO pri kom-petentnostnom podhode, Izd-vo MGU, Moscow (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 12.03.15 Получена положительная рецензия Received a positive review 14.03.15

Принята к публикации Accepted for publication 14.03.15 Опубликована Published 30.05.15

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Колдина М. И., 2015

www.e-koncept.ru

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.