Научная статья на тему 'Различия ценностных ориентаций россиян и южных корейцев'

Различия ценностных ориентаций россиян и южных корейцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
208
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лю А. В.

Статья посвящена исследованию ценностных ориентации россиян и южных корейцев. Определяются, как общие ценностные смысли, так и ценности, характерные для каждой отдельнойгруппы респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лю А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Различия ценностных ориентаций россиян и южных корейцев»

РАЗЛИЧИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РОССИЯН И ЮЖНЫХ КОРЕЙЦЕВ

© Лю A.B.*

Дальневосточный государственный университет путей сообщения,

г. Хабаровск

Статья посвящена исследованию ценностных ориентации россиян и южных корейцев. Определяются, как общие ценностные смысли, так и ценности, характерные для каждой отдельнойгруппы респондентов.

Человеческое сообщество живет по нормам и правилам, которые устанавливаются согласно этическим критериям. Существуют ценности, которые универсальны применительно к любой культуре и этнической общности, например, жизнь, свобода, любовь, здоровье и т.д. Однако, существуют и такие ценности, которые устанавливаются социальными, политическими, религиозными стереотипами, имеющие различные представления в культурах. По ценностям, присущим к той или иной этнической общности можно судить о психологических особенностях ее народа, о том, что «хорошо» и, что «плохо» в рамках данной системы социальных отношений. Можно судить о жизненной философии того или иного народа, о его моральных приоритетах.

Проблема ценностей волновала человечество во все времена, начиная с античной Греции и заканчивая исследованиями нашего времени. Термин «ценность» или «ценимое» принадлежит Аристотелю, который выделял следующие виды ценностей: «божественные», такие как душа, ум; «хвалимые», т.е. вызывающие похвалу, и «блага-возможности», такие как власть, богатство, сила, красота, которые, по его мнению могут быть использованы как для добра, так и для зла [3, с. 300-307]. Проблема ценностных ориентаций широко исследуется в психологической науке. Так известными учеными, занимавшимися проблемой ценностей были К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, Э. Фромм, Б. Скиннер и др. В отечественной психологии изучение ценностных ориентаций затрагивалось Г.Е. Залесским, Г.Л. Будинайте, Б.Д. Парыгиным, Г.М. Андреевой, А.И. Донцовой, Л.И. Анцыферовой, B.C. Мухиной, A.A. Бодалевой, В.Г. Алексеевой и многими другими исследователями. Авторами рассматривалась роль общественно-социальных отношений в формировании личности и ее ценностных ориентаций.

По мнению Л.И. Анцыферовой, направленность личности на определенные ценности - ценностные ориентации - формирует общество. Именно общество предоставляет человеку набор определенных ценностей, которые человек впитывает в процессе своей жизни [2].

* Старший преподаватель кафедры Корейского языка.

Алексеева В.Г. определяет ценностные ориентации, как форму включения общественных ценностей в механизм деятельности и поведения личности, как ступень перехода ценностей общества в деятельность субъекта [1, с. 64].

По мнению М.С. Яницкого, ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребно-стной сферой и системой личностных смыслов [4].

Роль ценностных ориентаций очень значима в настоящее время, когда происходит различного рода деформация нравственных и этических стереотипов. Изучение ценностных ориентаций поможет глубже понять менталитет народа, его жизненные ориентиры. Особый интерес для нас представляет изучение ценностных ориентаций народов, принадлежащих к различным культурным сферам. В связи с этим мы предприняли исследование ценностных ориентаций россиян и южных корейцев.

В исследовании приняли участие 100 человек, 50 россиян и 50 южных корейцев. Российскую группу составили респонденты, проживающие в г. Хабаровске, к ним относятся мужчины и женщины от 18 до 60 лет. Большую часть корейской группы составили граждане Республики Корея, находившиеся в момент эксперимента на родине, а также студенты, временно проживающие в России, в г. Хабаровске, изучающие русский язык. Возрастные рамки варьировались от 20 до 50 лет.

Организация исследования. Основой эксперимента послужила методика «свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой. Испытуемым предоставлялся список из 73 общечеловеческих ценностей, каждая из которых отражала ту или иную сторону жизнедеятельности человека. Респондентам предстояло выбрать из общего количество десять ценностей, представляющих наибольшую значимость для каждого человека лично. После этого выбранные ценности следовало оценить по двум критериям: «ценность» и «доступность». Критерий «ценность» отражает уровень значимости той или иной ценности для человека, «доступность» отражает степень близости, достижимости донной категории. Критерии оценивались по десятибалльной шкале. Исходя из этого, высчитываюгся следующие итоговые показатели: внутренние конфликты (ВК), внутренние вакуумы (ВВ) и нейтральные зоны (НЗ). Внутренний конфликт означает такое соотношение критериев «ценности» и «доступности», когда первое больше второго на четыре и более балла. Данный показатель характеризуется внутренним дискомфортом, чувством неудовлетворенности и чувством недостижимости желаемой цели. Внутренний вакуум, наоборот, означает соотношение «ценности» и «доступности», когда второй показатель больше первого на четыре и более балла. Данное состояние характеризуется внутренней опустошенностью, чувством перенасыщенности. Нейтральная

зона - это тот показатель, который характеризует полное совпадение «ценности» и «доступности» или расхождение, не превышающее четыре балла.

При анализе полученных результатов мы заостряли внимание лишь на тех ценностях, которые получили наибольшее количество выборов среди респондентов. По этим же ценностям мы рассчитывали показатели внутренних конфликтов, внутренних вакуумов и нейтральных зон. В итоге мы выделили десять универсальных ценностей среди русских и южных корейцев. Результаты анализа представлены ниже.

Таблица 1

Список десяти ценностных универсалий российских и южнокорейских респондентов

Русские Корейцы

Ценности Количество Ценности Количество

Любовь 29 Любовь 27

Терпимость 27 Терпимость 26

Твердая воля 23 Твердая воля 23

Наличие семьи 22 Наличие семьи 23

Деньги 21 Твердость взглядов 23

Любовь к детям 21 Терпение 20

Уважение к людям 19 Деньги 18

Мудрость 16 Спорт 17

Оптимизм 13 Щедрость 14

Твердость взглядов 12 Работе способно сть 14

Из таблицы видно, что первые четыре ценности, такие как: «любовь», «терпимость», «твердая воля» и «наличие семьи» совпадают у русских и корейцев. Это говорит о том, что нравственно-этическая парадигма россиян и корейцев имеет общую направленность. Исходя из этого можно сказать, что данные ценности являются культурными ценностными универсалиями. Что касается ценностей, стоящих после четвертой позиции, то их присутствие свойственно лишь только русским или корейцам. Например, ценность «любовь к детям», набравшая среди россиян 21 голос не вошла в список распространенных ценностей корейцев. В свою очередь корейцы отдают предпочтение «твердости взглядов».

Анализируя список десяти самых распространенных ценностей двух групп респондентов, мы сделали упор на те ценности, которые встречаются только в одной группе. К ним можно отнести ценности, присущие только русским: «уважение к людям», «любовь к детям», «мудрость» и «оптимизм» и ценности корейцев: «терпение», «спорт», «щедрость» и «работоспособность». Исходя из этого, мы пришли к следующему заключению: присутствующие в одной группе, но отсутствующие в другой группе ценности являются отличительной особенностью ценностных представлений русских и корейцев. Данные ценности характеризуют нам идеальный образ жизни, который представляется в модели россиян и южных корейцев.

Образ жизни русских, по их собственному мнению, будет совершенен, если в нем будут присутствовать помимо общих ценностей, еще и индивидуальные категории, такие как: «уважение к людям», «любовь к детям», «мудрость» и «оптимизм». Идеальное общество с точки зрения корейцев будет возможным, если в нем присутствует кроме общих ценностей, еще и такие как: «терпение», «спорт», «щедрость» и «работоспособность». Можно сказать, что для русских в большей степени значимы те ценности, которые отражают духовную сторону жизни, для корейцев важны ценности, отражающие материальную сторону жизнедеятельности.

Интересно будет посмотреть, как сочетаются критерии «ценность» и «доступность» десяти самых распространенных ценностей россиян и южных корейцев. Результаты представлены ниже.

Таблица 2

Показатели внутренних конфликтов, внутренних вакуумов и нейтральных зон ценностных универсалий российских и южнокорейских респондентов

Русские Корейцы

Ценности ВК ВВ НЗ Ценности ВК ВВ НЗ

Любовь 4 0 25 Любовь 10 1 16

Терпимость 18 6 3 Терпимость 12 6 8

Твердая воля 20 1 2 Твердая воля 22 0 1

Наличие семьи 5 2 15 Наличие семьи 3 1 19

Деньги 9 1 11 Твердость взглядов 15 4 3

Любовь к детям 0 0 21 Терпение 8 0 12

Уважение к людям 3 0 16 Деньги 9 0 9

Мудрость 12 4 0 Спорт 10 0 7

Оптимизм 4 0 9 Щедрость 11 3 0

Твердость взглядов 3 8 1 Работе способно сть 5 2 7

Из таблицы видно, что среди российских и корейских респондентов присутствуют те ценности, показатели внутренних конфликтов и внутренних вакуумов которых очень высоки. Начнем с ценности «терпимость». Из 27 человек, выбравших данную ценность, у 18 респондентов выявился внутренний конфликт, это значит, что для русских доступность «терпимости» намного ниже ее значимости. Похожая ситуация прослеживается и у корейских респондентов, из 26 человек, в случае с 12 респондентами выявился также внутренний конфликт по ценности «терпимость». Наивысший показатель внутреннего конфликта, как по российским, так и по корейским респондентам был зафиксирован относительно ценности «твердая воля». Из 23 россиян в случае с 20 испытуемыми был зафиксирован внутренний конфликт. Из 23 корейцев 22 человека также показали наличие данного показателя. Следующая ценность, относительно которой были зафиксированы интересные результаты, является ценность «твердость взглядов». Данная категория фиксирует наличие внутреннего конфликта у

корейцев, но наличие внутреннего вакуума у русских. Это говорит о том, что корейцы стремятся к данной ценности, но ее достижение находится на низком уровне, у русских же, наоборот, имеется переизбыток «твердости взглядов», который не сочетается с ее значимостью. Интересная ситуация обстоит с ценностью «мудрость», относительно которой, было зафиксировано преобладание внутреннего конфликта по российским респондентам. По корейским респондентам преобладание внутреннего конфликта было выявлено по ценности «щедрость».

Подводя итог, можно сказать, что из десяти самых распространенных ценностей россиян, по трем из них было зафиксировано наличие внутреннего конфликта, по одному наличие внутреннего вакуума и по шести оставшимся преобладание нейтральной зоны. Это говорит о том, что общее соотношение «ценности» и «доступности» находится на благоприятном уровне, нет критических расхождений ме^ду «хочу» и «могу». Что касается корейских респондентов, то из десяти распространенных ценностей, в отношении шести из них было выявлено преобладание внутреннего конфликта, по четырем оставшимся была зафиксирована нейтральная зона. Это говорит о неблагоприятном сочетании «ценности» и «доступности» данных категорий, что может быть выражено в следующей оппозиции - «хочу», но «не могу».

Выводы

В ходе эксперимента мы изучили ценностное поле российских и южнокорейских респондентов. В результате мы пришли к следующим результатам:

1. в ценностной сфере русских и корейцев присутствуют универсальные ценности, такие как: «любовь», «терпимость», «твердая воля» «наличие семьи», «деньги» и «твердость взглядов». Первые четыре из них стоят в одной и той же иерархии как в группе российских, так и в группе южнокорейских респондентов. Это говорит об определенной близости русских и корейцев в отношении к некоторым ценностным категориям;

2. помимо универсальных ценностей, в ценностной сфере русских и корейцев присутствуют индивидуальные ценности такие как: «терпение», «спорт», «щедрость», «работоспособность», «любовь к детям», «уважение к людям», «мудрость», «оптимизм». Именно эти ценности являются отражением индивидуальных особенностей русских и корейцев в ценностно-ориентационной сфере. Они говорят нам о том, чем российская модель образа жизни отличается от корейской модели;

3. было зафиксировано большее количество внутренних конфликтов по корейским респондентам, что говорит об определенной неудовлетворенности ценностных мотивов корейских респондентов. По россиянам было выявлено большее количество нейтральных зон, что в свою очередь говорит о более благоприятном сочетании «ценности» и «доступности» в ценностно-мотивационной сфере россиян.

Список литературы:

1. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. - 1984. - Т.5. - № 5. - С.63-70.

2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М., 1989. - С.426-433.

3. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М.: Мысль, 1984. - Т.4. - 830 с.

4. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ И ПАТРИОТИЗМА В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

© Свешникова Д.А.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В последние годы из-за обострившихся ситуаций межэтнической напряженности тема возрождения и развития активной гражданской позиции и патриотизма стала весьма актуальной. Раскрыв механизм формирования активной гражданской позиции и патриотизма у подростков, мы, вероятно, сможем помочь сформировать культуру мира, которая поможет им в дальнейшем жить в гармонии и согласии не только с самими собой, ной с окружающим обществом.

Изучив работы таких отечественных и зарубежных психологов, как А.Р. Лурия [12]; С.Л. Рубинштейн [17]; В.Ю. Хотинец [25]; Г.У Кцоева (Солдатова) [20]; Ю.В. Бромлей [2]; Л.М. Дробижева [4]; Л.ИБожович [1]; И.А. Снежкова [19]; Е.В. Евмененко [5]; C.B. Тысячная [24]; М.А. Козлова [9]; Л.М. Ондар [13]; A.B. Потемкин [15]; Д.В. Ефимова [6]; О.Л. Романова [16]; К.В. Ким [8]; Т.Л. Смолина [18]; А.Н. Татарко [22]; A.A. Иванова [7]; Ж.В. Топоркова [23]; А.О. Шоманбаева [26], Э.Ц Данзанова [3] и других, мы можем предположить, что формирование гражданских и патриотических качеств у подростков происходит вместе с развитием их этнического самосознания. Формирование многих этнических черт человека непосредственно зависит от степени освоения им культуры своего этноса, в которой главными для него выступают ценности и нормы жизни, деятельности и поведения.

В последние годы в отечественной литературе появилось много вариантов определения этнического самосознания.

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.