ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2014. Вып. 2 (33). С. 42-52
Володина Лариса Олеговна, канд. пед. наук, доцент, Институт теории и истории педагогики РАО (Москва)
Ценности воспитания в русской семье
В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Л. О. Володина
В статье обозначены некоторые результаты историко-педагогического исследования ценностей воспитания в русской семье в период с IX в. до 1917 г., нашедшие свое отражение в обосновании сущности культурно-педагогического идеала воспитания в русской семье современной России. Устойчивым компонентом этого идеала в ходе его исторического развития признается ценностное понятие «православный», с опорой на которое определен и представлен в системе ценностей воспитания в русской семье современной России ряд традиционных национальных духовных и нравственных ценностных категорий. В раскрытии проблемы автор опирается на культурно-исторический опыт русской семьи, представленный в исторических, этнографических, литературоведческих первоисточниках, архивных материалах Русского этнографического музея, архивах Архангельской, Вологодской, Новгородской, Псковской областей. Целесообразность изучения данных материалов в конкретных исторических и территориальных рамках продиктована логикой научного познания, проецирующей первичность историко-педагогических фактов необходимым условием обоснования научных выводов. Такое обоснование стало возможным в результате использования историко-системного метода, необходимость применения которого определена целостным охватом познаваемой историко-педагогической реальности. Содержащиеся в статье данные предусматривают возможность их использования в научно-исследовательской деятельности, организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, их актуализации структурами государственной власти разного уровня в ряде законодательных и нормативных государственных федеральных и региональных документах по семье и семейному воспитанию в целях оптимизации государственной культурной и семейной политики.
Актуализация вопроса ценностей воспитания в русской семье связана с проблемой национальной безопасности, возникшей в условиях глобализации, породившей явления унификации и стандартизации1. Разрушение государственных барьеров способствует, с одной стороны, межкультурному взаимодействию, с другой — размыванию национальных границ и подрыву основ национального суверенитета, акцентирующих значимость национальных духовных приорите-
1 Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2003.
42
тов. В настоящее время наблюдается переосмысление устоявшихся ценностей: те из них, что связаны с комфортностью внутреннего мира человека (брак, семья, целомудрие, интересная работа, общественный труд, Родина), постепенно заменяются прагматическими ценностями индивидуального материального преуспевания (свобода в межличностных отношениях, высокооплачиваемая работа, активность в реализации личностных потребностей). Осуществляемая сегодня государственной властью демографическая политика не может в полной мере изменить ситуацию угрозы национальной целостности, сопровождающуюся неконтролируемыми миграционными потоками: наблюдается трансформация русской семьи в отношении ее главных функций — воспроизводства и социализации.
В условиях позитивной государственной помощи семье (материнский капитал, программа «Родовой сертификат» и др.) возникает вопрос: всегда ли количественные изменения гарантируют качественный результат? Согласно диалектическому закону изменение количественных и качественных показателей рассматривается в их взаимодействии: не только количество приводит к качеству, но и качество вызывает количественные изменения. Усиление внимания к качественным показателям функций семьи (воспитательной) позволяет перенести акцент с процесса воспроизводства на фактор ее духовной составляющей — традиционных национальных духовно-нравственных ценностях семейного воспитания.
Предпринятая нами попытка анализа развития ценностей воспитания в русской семье в контексте историко-культурного становления российского государства, охватывающего период с Древней Руси (IX в.) до 1917 г., сделала возможным обоснование в конкретное историческое время идеала семейного воспитания и соответствующей ему системы духовно-нравственных ценностей:
— добродетельный семьянин (культура Древней Руси IX в. — 990-е гг.);
— семьянин — православный христианин (период становления христианства на Руси — 990-1240 гг.);
— семьянин — православный патриот (период татаро-монгольского нашествия — XIII в. — середина XV в.);
— семьянин — православный патриарх (период становления Московской великокняжеской Руси — середина XV — конец XVII в.);
— семьянин — православный верноподданный государства (эпоха формирования Российской Империи — XVIII в. — первая половина XIX в.);
— семьянин — просвещенный, православный верноподданный государства (период модернизационных реформ вторая половина XIX — начало XX в.).
Как показало исследование, идеал есть отражение доминирующих ценностей воспитания с устойчивым структурным компонентом. Таким компонентом в системе ценностей воспитания русской семьи до 1917 г. было ценностное понятие «православный». Выделение и определение устойчивого компонента воспитательного идеала русской семьи позволило зафиксировать данный идеал как «культурно-педагогический идеал» в значении целостной системы высшего образца подражания, определенной культурно-историческим временем и представленной в педагогическом процессе упорядоченной совокупностью его ценностных смыслов.
Вся аксиосфера семейного воспитания русской семьи была пронизана христианскими понятиями, охватывающими широкий спектр межличностных отношений в семье, обществе, государстве. Источник тому — сильная позиция православной Церкви в ранний период становления русского государства, способной в силу своей высокой культуры, сформировавшейся в передовой стране мира — Византийской Империи, дать продуктивные образцы семейного быта и самой государственности. При этом ассимиляция христианских древнеславян-ских верований, обусловленная устойчивостью норм обычного семейного права, традиционных элементов языческого сознания, способствовала зарождению русской православной культуры и последующей ее интеграции в сферу ценностей семейного воспитания.
Начиная с XIII—XIV вв. (после периода адаптации православных норм к нормам русского семейного права) православие становится той идеологией, способной в сложных исторических условиях (феодальная раздробленность, княжеские усобицы, татаро-монгольское нашествие) через христианские символы и в христианских символах решать политические задачи государства: подъем национального самосознания и сохранение национальной независимости, осмысление национальной целостности и создание государственного суверенитета. В русскую семью православная вера вошла как вера добротолюбивая. Выражением сущности единства Бога и человека выступало понятие добра и его высшее проявление — благо. Вера в Бога как добро (благо) и путь к нему через добро (благо) определяло духовно-нравственное движение к Богу2. В контексте категории «Добро» интерпретировалось и христианское понимание брака.
В настоящее время позитивная динамика обращения к ценностям русской православной культуры подтверждается устойчивым сотрудничеством государства и Русской Православной Церкви по проблемам семейного воспитания, ростом числа актов венчания, крещения, все больше людей участвует в церковных празднествах. Данные явления можно объяснить стремлением к поиску ценностных ориентиров общественного идеала в ситуации идеологического вакуума, возникшей на фоне противоречивости информационного пространства. Однако, как показывают результаты исследований жизненных приоритетов молодежи (возраст 15—18 лет), из 56% лиц, относящих себя к верующим, православные ценности в качестве нравственного идеала называют лишь 8%, из которых более точное толкование этих ценностей встречается у 2,3% респондентов.
С позиции православной культуры каждая ценностная категория изначально имела глубокий сакральный смысл, четкое осознание которого позволяло русской семье выстроить тактику традиционного семейного воспитания, создавая прочную основу национальной целостности и безопасности. В современных условиях факт признания таких ценностей — свидетельство их значимости для общества.
В настоящее время усилия государственных деятелей, ученых, представителей общественных организаций, священнослужителей направлены на осмысление и формулирование национального идеала, где ведущей идеей выступает идея единства светской и православной культур. Опираясь на государственные,
2 Платонов О. А. Русская цивилизация. М., 1995. С. 21.
научно-педагогические и религиозные прогнозы национального идеала, мы предприняли попытку обосновать культурно-педагогический идеал воспитания в русской семье современной России. Таким нам видится «Семьянин — образованная самодостаточная православно-ориентированная личность».
Понимание и принятие молодежью обозначенного идеала в качестве своих ценностных ориентаций предполагает целенаправленную просветительскую работу как со стороны государственных образовательных учреждений при поддержке педагогической науки, так и со стороны Русской Православной Церкви. С целью помощи в направлении подобной просветительской деятельности совокупность духовных и нравственных ценностей, отражающих понятие культурно-педагогического идеала и его содержание, нами упорядочена и представлена в системе (см. таблицу). Это позволяет решить педагогическую задачу осмысления ребенком каждой ценностной категории в контексте целостного представления о высшем образце подражания.
Система духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье современной России
Системные основы духовно-нравственных ценностей воспитания Духовные ценности Нравственные ценности
Семья как субъект национальной культуры
Заглавные духовные ценности семьи: род, нация, общество, государство, природа
1. Культурно-национальная и кровная самоценность семьи Кровное родство (единоначалие) Почитание предков, признательность и благодарность предкам, гордость за принадлежность к своему роду
Ребенок (смысл и высокое назначение семьи) Прилежание, почтение родителей, ответственность за их старость, воспитание в ребенке чувства собственного достоинства личностных идеалов, самодеятельности, инициативности
Детство (сензитивный период становления ребенка как личности) Ответственное отношение родителей к периоду детства, проявляющееся в обеспечении условия для сознательного понимания ребенком себя как личности
Совершеннолетие детей (правоспособность) Осознанная готовность, способность к самостоятельной жизни
Родители (источник продолжения рода) Ответственность перед ребенком за его жизнь, настоящую и будущую
Системные основы духовно-нравственных ценностей воспитания Духовные ценности Нравственные ценности
Мать (духовная настоятельница) Материнство (достоинство матери) Отец (прародитель) Отцовство (кормилец, защитник, покровитель) Доброта, нежность, заботливость, мудрость, справедливость Жалостливость, терпение, предупредительность Способность к воспитанию ребенка Ответственность за семью, мудрость, благочестие, опытность, разумность, проницательность, способность к воспитанию и содержанию ребенка
Родительский авторитет (нравственная значимость в глазах детей) Ответственное поведение в отношении всех членов семьи во всех видах деятельности
Родительство (нравственная зрелость в отношении деторождения) Понимание значимости предназначения семейной жизни, потребность в детях, ответственность за деторождение перед родом, государством, Церковью
Воспитание (педагогическая культура) Сознательность, просвещенность в вопросах воспитания
Родительское благословение (Божья сила для достижения благополучия, успешности) Любовь к ребенку, желание добра в жизни
Родительское наставление (поучение, наказ) Житейская мудрость, опытность
Крестные родители (восприемники от купели) Крестные мать и отец (духовные наставники) Православная мудрость Ответственность за духовное воспитание, благонравие
Дом (кровнородственная локализация) Теплота, гостеприимство, дружелюбие, доброжелательность, чистоплотность, хлебосольство, радушие, щедрость, услужливость
Семейный лад (единение, внутренняя согласованность) Уважительность друг к другу, почтительность, принорав-ливание, уступчивость
Системные основы духовно-нравственных ценностей воспитания Духовные ценности Нравственные ценности
Семейный совет (совместное обсуждение, коллегиальность) Уважительное отношение к мнению члена семьи, справедливость в оценке мнения, равнозначность каждого
Венчание (подаренная Богом благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей) Целомудренность в отношении друг друга и православной веры
Брак (духовно-нравственный союз) Моральная ответственность друг перед другом, физическая и нравственная зрелость как готовность к вступлению в брак
Брачный договор (материальное основание брака) Трудоспособность
Супруги (повенчанная чета, единство духовного и физического) Муж (домовладыка, защитник, советчик) Жена (спутница жизни, советчица) Умение сопереживать Быть достойным уважения, способность к хозяственно-распорядительной деятельности, твердость воли, добропорядочность Привлекательность, чуткость, способность к хозяй-ственн о-экономической деятельности, добродетельность, социальная активность
Супружеское сожительство (душевная и физическая близость) Взаимная привязанность
Любовь (совместная любовь к Богу, взаимо-духовное проникновение) Заботливость, доверительность, жалостливость, искренность
Целомудрие (чистота души) Скромность, стыдливость
2. Природно-географические основы русской семьи и семейного воспитания Жизнь (дар природы человеку) Жизнелюбие, жизнедеятельность
Системные основы духовно-нравственных ценностей воспитания Духовные ценности Нравственные ценности
Природные богатства (всеобъемлющий источник Бытия, Блага Жизни) Почтительность, чуткость, сострадание, бережливость, наблюдательность
Земля (источник жизни, плодородие) Бережное отношение к земле, забота о ее плодородии, знание законов природопользования
Труд (условие жизни) Трудолюбие, потребность трудиться, упорство, старательность, добросовестность, настойчивость, целеустремленность, терпение и настойчивость, энергичность, смекалка, находчивость, мастерство, деловитость, чувство гордости за результаты своего труда, дисциплинированность, самоорганизация, умение спланировать рабочий день, рациональность, добросовестность в труде
Хлеб (средство жизни) Трепетное отношение к хлебу
Здоровье (единство физической и духовной силы) Сила, выносливость, работоспособность, крепость, потребность в сохранении здоровья, ловкость, проворность, привычка к долготерпению, устойчивость, сопротивляемость негативным явлениям внешней среды, высокая адаптация к окружающей среде
Красота (эстетическое наслаждение) Стремление к красивому и изящному
Искусство (творческое осмысление действительности) Избирательность, наблюдательность, чувственность
3. Общественно-государственные основы русской семьи и семейного воспитания Родина (Святая Русь) Патриотизм, героизм, мужество, жертвенность, полезность Родине, верность ей, горячая любовь и верность родительскому краю, знание его истории
Системные основы духовно-нравственных ценностей воспитания Духовные ценности Нравственные ценности
Государство (централизованное правовое единовластие) Законопослушание
Церковь (место единения человека с Богом) Благонравие, почтительность
Гражданин (национальное сознание) Национальная гордость, национальное достоинство, русский патриотизм, чувство долга в отношении военной службы
Образование (разумность в познании человека и общества) Образованная личность, сознательное просвещение
Соборность (братское единство по благодати Божьей) Милосердие, сопереживание, житейская отзывчивость
Добро (полезное деяние) Доброжелательность, до-броделание, добролюбие, добродушие
Вера (мировоззренческая позиция, смысл жизни) Уверенность, целенаправленность, целеустремленность
Надежда (оптимистическая вера в жизнь) Оптимистичность, жизнерадостность, неистощимое терпение, способность вынести низкий уровень жизни, остроумие, умение преодолевать трудности спокойно, с достоинством, твердость характера в преодолении трудностей, сила воли, вера в свои силы противостоять трудностям
Профессия (источник дохода и достатка) Профессионализм, жизненная активность, личная творческая инициатива
Экономическая самостоятельность (условие личной свободы, блага, достатка) Стремление к достатку, хозяйственная предприимчивость, чувство уверенности, уважение чужих полномочий, хозяйственная солидарность
Благотворительность (полезность результатов своего труда) Бескорыстие, отзывчивость, проницательность
Системные основы духовно-нравственных ценностей воспитания Духовные ценности Нравственные ценности
Коллектив (материально-духовное единении) Ответственность, обязательства друг перед другом
Человек (прообраз Божий) Гуманизм, альтруизм
Индивидуальность (нравственная ценность личности, самобытная личность) Самостоятельная деятельность, собственная позиция
Личность (система социально-значимых качеств) Нравственная зрелость, стремление к совершенству, сознательная социально-созидательная деятельность
Доверие (основа межличностных отношений) Уверенность в гуманности поступка другого, доверительность
Свобода (полнота жизни) Свободолюбие, чувство собственного достоинства, духовная самостоятельность
Правда (истинность) Честность, бесхитростность, прямодушие, совестливость, верность слову, искренность
Равенство (равноценность каждого) Признание и уважение прав другого человека, справедливость
Репутация (общественное мнение) Стремление к положительному мнению в обществе о себе, его поддержание, высокие требования к себе
Достоинство (уважение своих высоких моральных качеств, самоуважение) Ощущение собственной значимости в общественном деле, умение признавать в себе и в других положительные качества
Гражданский мир (спокойствие, согласие) Миролюбие, дружелюбие, уважение чужой самобытности, терпимость к чужим мнениям, поведению, умение ладить с другими, немстительность, толерантность
Обращение к ценностям воспитания в русской семье в контексте идеологии Русской Православной Церкви определено историческим признанием роли ее культуры в сохранении национальной целостности и национальной безопас-
ности, позволившей выстроить стратегию традиционного семейного воспитания. Сегодня перед педагогической наукой на основе сотрудничества с Русской Православной Церковью, обусловленного значительным цивилизационным потенциалом православной религии, ставится задача осмысления, принятия и трансляции культурно-педагогического идеала русской семьи, понимаемого в значении «Семьянин — образованная самодостаточная православно ориентированная личность».
Ключевые слова: глобализация, национальная целостность и безопасность, русская семья, ценности воспитания в русской семье, духовные и нравственные ценности воспитания в русской семье, Русская Православная Церковь, идеология Русской Православной Церкви, ценности православной культуры, доминирующие ценности воспитания в русской семье, система духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье, устойчивый компонент системы духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье, культурно-педагогический идеал воспитания в русской семье современной России.
Upbringing values in the traditional Russian family in the context of the Russian Orthodox Church ideology
L. O. Volodina
The article deals with several results obtained in the historical and pedagogical study of upbringing values in traditional Russian families from ancient Slavonic Russia (8th century) to 1917. These results serve as a ground for explaining the cultural and pedagogical ideal of upbringing children in modern Russian families which identifies as its stable component during its historical development the value concept "Orthodox". These results serve as a ground for explaining the cultural and pedagogical ideal of upbringing children in modern Russian families which identifies as its stable component during its historical development the value concept "Orthodox". Based on this concept a number of traditional national spiritual and moral value categories are defined and interpreted in the system of family values in Russian families at present.
Revealing the problem, the author relies on cultural and historical experience of traditional Russian families presented in historical, ethnographical, philological source material and archive materials of the Russian ethnographical museum and archives from the Arkhangelsk, Vologda, Novgorod and Pskov regions. The reasonability to investigate these materials is dictated by the research logic which underlines the priority of historical and pedagogical facts as a necessary condition for making research conclusions. it became possible due to the implementation of historical and systematic approach applied because of its ability to cover the historical and pedagogical reality holistically.
The findings presented in this paper provide opportunities for their use in organising research activities, in developing curricula of different educational institutions, in designing legislative and normative federal or regional documents on family law and on family education by state authorities of different levels in order to optimize state cultural and family policy.
Keywords: globalization, national integrity and national security, Russian family, upbringing values in the Russian family, spiritual and moral values of upbringing children in Russian families, Russian Orthodox Church, Russian Orthodox Church ideology, values of Orthodox culture, dominant values of upbringing in the Russian family, system of spiritual and moral values of upbringing in the Russian family, stable component of the system of spiritual and moral upbringing values in Russian families, cultural and pedagogical ideal of upbringing children in modern Russian families.
Список литературы
1. Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2003.
2. Платонов О. А. Русская цивилизация. М., 1995.