Научная статья на тему 'Районная пресса в информационном поле регионального социума'

Районная пресса в информационном поле регионального социума Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1599
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОННАЯ ГАЗЕТА / ВЕРСИЯ / АУДИТОРИЯ / ТИП / ИЗДАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фролова Наталья Михайловна

Рассматриваются особенности функционирования районного издания в современных условиях информационного рынка на региональном уровне. Определено место районной прессы в системе и степень ее подверженности современным коммуникативным процессам, рассмотрены особенности функционирования электронных версий в данной категории прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Районная пресса в информационном поле регионального социума»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №9/2016 ISSN 2411-7161_

газет: шоу-бизнес, интимные отношения, криминал, телепрограмма. Телепрограмму нельзя назвать полноценной темой, но любая постмодернистская газета без нее лишится немалого процента своей аудитории. К вышеуказанным тематическим пунктам можно добавить установку на сенсацию. В этом суть явления постмодернизма — стремление сломать стереотипы, найдя нечто оригинальное. Сенсационные материалы часто скандальны, что вызывает большую востребованность газеты. Поэтому нередки случаи создания сенсации из незначительного факта, покрытого журналистами слухами, предположениями и выдумками.

А вот длительное существование газеты позволяет выявить постмодернистские черты современной прессы, оглядываясь на издания советского или даже дореволюционного типа.

Помимо внутреннего содержания, постмодерн имеет свой индивидуальный внешний облик. Внешний вид газет определяется рекламностью, тенденцией обратить на себя внимание и удержать потенциального читателя. В современной прессе постмодернизм выражается многопланово, не ограничиваясь тематикой, языком, дизайном газет.

Таким образом, экспансия «массовой культуры» в журналистском метаязыке выражается в следующем:

Постмодернизм выражается практически во всех компонентах, которые образуют средства массовой информации. Массмедиа— продукт массовой культуры, и такое понятие, как «газета постмодерна» нельзя расценивать однозначно негативно. Это вполне естественное явление, как и постмодернистские изменения в русском языке или влияние массовой культуры на одежду человека и т. д. Но любое печатное издание, которое признает за постмодерном право диктовать условия функционирования этого издания, не должно принимать эти условия в качестве единственно верных. СМИ стремятся распространять свой продукт до полного насыщения рынка любыми способами.

Список использованной литературы

1. Ржанова С. А. Риторика средств массовой коммуникации / С. А. Ржанова. - Саранск. : Изд-во Мордов. унта, 1987. - 72 с.

2. Кириллова Н. Б. Медиакультура : от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. - М.: Академический Проект, 2005. - 448 с.

© Ржанова С. А., 2016

Фролова Наталья Михайловна

канд.социол.наук, доцент НИ ГОУВПО « Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева»,

г. Саранск, РФ E-mail: nmfrol@mail.ru

РАЙОННАЯ ПРЕССА В ИНФОРМАЦИОННОМ ПОЛЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИУМА

Аннотация

Рассматриваются особенности функционирования районного издания в современных условиях информационного рынка на региональном уровне. Определено место районной прессы в системе и степень ее подверженности современным коммуникативным процессам, рассмотрены особенности функционирования электронных версий в данной категории прессы.

Ключевые слова: Районная газета, версия, аудитория, тип, издание, содержание, форма.

Районная пресса занимает особое место в общей массе печатной продукции. Есть мнение, что с ростом

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №9/2016 ISSN 2411-7161_

оперативности крупных средств массовой информации, их выходом в глобальную сеть «районка» изживет себя, умрет, не выдержав конкуренции. Однако, несмотря на свертывание рынка газет и журналов, местная пресса по-прежнему востребована огромной частью населения страны по сей день остается одним из главных источников информации. Причем информации тематически и географически близкой для ее непосредственного потребителя. Этим можно обосновать значимость изучения такого типологического пласта, как районная пресса.

Поверхностно анализируя складывающуюся на рынке печатной периодики ситуацию, может показаться, что «районки» все стремительнее уходят в небытие, не выдерживая конкуренции с более оперативными СМИ, выходящими сейчас в пространство социальных сетей и блогов, не отвечая возрастающим интересам читателей. Однако на наш взгляд такая точка зрения не совсем правомерна.

О. А. Воронова замечает: «На современном этапе происходит отчетливое перенесение центра тяжести читательских предпочтений с общефедерального на местный уровень. Крен в сторону регионализации информационного пространства явственно прослеживается в динамике подписных тиражей последних лет. Тенденция к регионализации не только особенность развития отечественных СМИ на современном этапе -это мировая тенденция, имеющая исторические корни в России. Отечественная журналистика зарождалась как журналистика местная, локальная, и первые издания не могли даже по чисто техническим причинам распространяться по всей огромной территории Российского государства» [2].

Это значит, в частности, что районная пресса не только не растеряла свой авторитет со времен СССР, но в некоторой степени и приумножила его. Несмотря на качественное и количественное давление со стороны общероссийских и в первую очередь республиканских изданий, «районка» не умрет, поскольку спрос на поставляемую ею информацию так или иначе будет сохраняться. В. И. Антонова в своем исследовании отмечает: «Население городов и сел во многом различается своими информационными запросами. Городских жителей больше интересуют вопросы политики, культуры, экономики, они чаще приобретают рекламно-справочные издания, газеты рекреативно-гедонистического характера, гендерную прессу. Сельские жители в силу своей круглосуточной занятости - на основной работе, а затем в домашней хозяйственной деятельности - не имеют возможности часами отдаваться различным информационным предпочтениям. Их прежде всего интересует то, что происходит в хозяйствах близлежащих районов, в родном селе. Сельчане довольствуются чтением местных газет, называемых «районками», на страницах которых муссируется информация как российского, так и республиканского масштаба» [1, с. 118].

Районная газета становится универсальным источником информации для большинства сельских жителей. И в этом немалая заслуга работников печати районных изданий, которые стремятся разнообразить тематику публикаций, расширяя проблемно-тематический диапазон. Но главными темами, несомненно, остаются проблемы и события села.

Можно констатировать, что объективная историческая близость районной прессы к своей аудитории в постперестроечный период усилилась благодаря влиянию новых экономических условий. А развитие системы местного самоуправления в Российской Федерации сделало районную газету одним из основных доступных инструментов влияния местных чиновников на жителей районов.

По словам В. И. Антоновой, релевантность интересам читателей - отличительная черта районных периодических изданий [1, с. 124]. Жители села всегда дорожили «своей» газетой. Примечательно и то, что на небольшом форматном объеме районных изданий местные журналисты стремятся отобразить всю полноту и многообразие социальной действительности деревень, сел, районов. «Возможно, не всегда районные газеты устраивают своего читателя по качеству исполнения, но ни одна центральная газета с высот своего взгляда на мир спускаться к читателю не будет. Поэтому «районкам» обеспечена долгая жизнь. Еще одно их немаловажное достоинство - доступная цена. Но это же обстоятельство делает весьма проблематичным рост их качества» [3, с. 112].

Точную характеристику особенностям функционирования районной прессы дает и О. А. Воронова: «Районные издания, идя вслед за читателем, имеют свое, весьма «патриархальное» содержание, свой умеренный стиль, свое лицо, спокойное, без гримас, присущих прессе крупных мегаполисов» [2, с. 36].

Однако основной ее проблемой остается зависимость от местных органов власти, даже если они не

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №9/2016 ISSN 2411-7161_

входят в состав учредителей. «Фактически, районные газеты - это своего рода муниципальные предприятия. Они находятся на современном этапе не в очень благоприятных условиях. Бюджет многих районов находится на нуле, многие местные предприятия не функционируют: дотации мизерны, рекламы мало. Но даже самоокупаемые районные газеты не спешат расставаться с местными властями: вдруг изменится экономическая ситуация, и они останутся без всякой поддержки» [4, с 88].

Время требует от местных СМИ все более активного освоения Интернет-пространства. Сейчас большая часть газет, теле- и радиоканалов Республики Мордовии имеют свои регулярно наполняемые официальные сайты. Часть районных газет также имеют персональные страницы в сети Интернет, в том числе - на новостном портале «Кулят.инфо» и новом домене smotnik.ru. Это позволяет «районкам» выходить на новый уровень взаимодействия с аудиторией, в частности, молодежью.

Среди районных СМИ Республики Мордовии два периодических издания - «Рузаевская газета» и издание Ардатовского района «Маяк» имеют свои официальные интернет-порталы. Остальные «районки» информируют интернет-читателей на отдельной интернет платформе Smotnik.ru. На сегодняшний день активно публикуют свои материалы только три мордовских районных издания: «Торбеевские новости», «Темниковские новости» и «Возрождение» Кадошкинского района, печатающие значительную часть своих материалов из последних номеров.

Газета «Маяк» -феномен среди всех районных газет. Это печатное издание смогло перевернуть сложившееся традиционное представление о типичных «районках» а нашей республике. Данное СМИ смогло зарабатывать с помощью электронной версии своего еженедельника. Услуга электронной подписки позволяет увеличить как географию подписчиков, так и средний возраст читателей.

К сожалению, не все районные газеты регулярно наполняют страницы свежим контентом. Но говорить о массовой гибели местной прессы по крайней мере преждевременно. Она не утратила актуальности и злободневности, по-прежнему популярна в читательской среде; кроме того, местная пресса зачастую является великолепной кузницей кадров, из которой выходят закаленные журналисты-профессионалы.

Таким образом, ситуация с районной прессой, сложившаяся в Республике Мордовии, во многом типична для всего Поволжского региона в целом, традиционно дотационного, зависимого от муниципальной власти и неохотно финансируемого. Поэтому желание журналистских коллективов сохранить достойное «лицо» местной газеты, привлечь внимание молодых читателей, переход к интерактивным формам общения с ними выглядят перспективно и должны всячески поощряться местной властью и региональной администрацией.

Более того, привлечение к сотрудничеству в газете молодых сотрудников и авторов, расширение тематики и проблематики изданий с учетом требований времени, заинтересованность различных бизнес-структур в деятельности местных СМИ поможет районной газете выйти на более высокий технико-технологический уровень и углубить аспекты своего влияния.

Причем в качестве векторов этого влияния можно использовать и некоторые формы работы информационных агентств в режиме он-лайн по привлечению разных групп подписчиков и предложению им пакетов информационных товаров и услуг; резче обозначить креативный и оформительский потенциал изданий.

Список использованной литературы:

1. Антонова В. И. Региональная пресса в системе российской журналистики : типология и жанрообразование / В. И. Антонова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 160 с.

2.Воронова О. А. Динамика типологической структуры региональной прессы / О. А. Воронова // Вестник Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. - 2000. - № 5. - С. 3-24.

3.Пузакова В. А. Корпоративные издания: типология, структура, принципы организации / В. А. Пузакова // Вестник Моск. ун-та. Сер. № 10. Журналистика. - 2004. - № 3. - С. 32-39.

4.Система средств массовой информации России : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. «Журналистика» / [Засурский Я. Н., Алексеева М. И., Болотова Л. Д. и др.] ; под ред. Я. Н. Засурского. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 259 с.

© Фролова Н.М., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.