Научная статья на тему 'Трансформации районных газет в условиях новой экономической и медийной среды (на примере Оренбургской области)'

Трансформации районных газет в условиях новой экономической и медийной среды (на примере Оренбургской области) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1272
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЙОННАЯ ГАЗЕТА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / КОНВЕРГЕНЦИЯ / НОВАЯ МЕДИЙНАЯ СРЕДА / РЕДАКЦИЯ / REGIONAL NEWSPAPER / TRANSFORMATION / ECONOMY / CONVERGENCE / NEW MEDIA ENVIRONMENT / EDITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бабина Ксения Андреевна

На материале 43 районных газет Оренбургской области рассматривается влияние социально-политического, технолого-экономического и новомедийного факторов трансформации районной прессы в течение последних 20 лет. Особое внимание уделяется особенностям функционирования малой периодики в интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATIONS OF REGIONAL NEWSPAPERS IN THE CONDITIONS OF THE NEW ECONOMIC AND MEDIA ENVIRONMENT(ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION)

On material of 43 regional newspapers of the Orenburg region influence of socio-political, tekhnologo-economic and new media factors of transformation of the regional press within the last 20 years is considered. The special attention is paid to features of functioning of the small periodical press on the Internet.

Текст научной работы на тему «Трансформации районных газет в условиях новой экономической и медийной среды (на примере Оренбургской области)»

УДК: 070:93/94 ББК: 76.12

Бабина К.А.

ТРАНСФОРМАЦИИ РАЙОННЫХ ГАЗЕТ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МЕДИЙНОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ)

Babina K.A.

TRANSFORMATIONS OF REGIONAL NEWSPAPERS IN THE CONDITIONS OF THE NEW ECONOMIC AND MEDIA ENVIRONMENT (ON THE EXAMPLE OF THE ORENBURG REGION)

Ключевые слова: районная газета, трансформация, экономика, конвергенция, новая медийная среда, редакция.

Keywords: regional newspaper, transformation, economy, convergence, new media environment, edition.

Аннотация: на материале 43 районных газет Оренбургской области рассматривается влияние социально-политического, технолого-экономического и новомедийного факторов трансформации районной прессы в течение последних 20 лет. Особое внимание уделяется особенностям функционирования малой периодики в интернете.

Abstract: on material of 43 regional newspapers of the Orenburg region influence of socio-political, tekhnologo-economic and new media factors of transformation of the regional press within the last 20 years is considered. The special attention is paid to features of functioning of the small periodical press on the Internet.

В России, как и во всем мире, СМИ в последние десятилетия находятся в процессе трансформации. Изменяются и самые консервативные (в силу своей почти столетней истории и традиционной дотационности большинства из них) и самые географически близкие своим читателям СМИ - районные газеты. При этом наибольшее влияние на процесс трансформации оказывают три фактора: экономический, технологический и социальный, которые в современной действительности оказываются взаимосвязанными.

В течение последнего полвека изучению районной прессы был посвящен не один десяток трудов. Наибольшее значение для последующих исследователей представлял труд Л.Г. Свитич «Типологические особенности районной печати»7 и более ранняя работа -«Районная газета в системе журналистики»2.

В постсоветский период районки исследовали Я.Н. Засурский3, A.A. Грабельников4, В.А. Евдокимов5, Ю.С. Пуля6, изучая их как самостоятельный тип СМИ, развивающийся в информационном пространстве, а также их взаимоотношения с властью.

В последние годы малая пресса вновь интересна для исследователей, но уже в новом ключе и под воздействием новых факторов, в первую очередь экономических и в условиях

1 Свитич, Л.Г. Типологические особенности районной печати: В сб. «Рабочая книга редактора районной газеты» / отв. ред. Я.Н. Засурский. - М., 1988. - С. 34-48.

2 Верховская, А.И., Прохоров, Е.П., Свитич, Л.Г., Фомичева, И.Д., Ширяева, А.А. Районная газета в системе журналистики. - М.: МГУ, 1977. - С. 264.

3 Засурский, И.И. Реконструкция России (масс-медиа и политика). - М.: МГУ, 2001. - С. 286.

4 Грабельников, A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. - М.: РИП-Холдинг, 2000. - C. 334.

5 Евдокимов, В.А. Периодические печатные из-дания в информационном пространстве региона: учеб. пособие. - Омск: Омский гуманитарный институт, 2004. - C. 52.

6 Пуля, Ю.С. Показатели экономической дея-тельности современных районных (городских) газет // Региональная журналистика и актуальные пробле-мы современности: материалы Первых Северо-Западных чтений / отв. ред. А.Д. Кривоносов. - СПб.: СПбГУ, 2003. - C. 66.

рыночных взаимоотношений.

Во все времена районная пресса была не только источником новостей и панорамой местной жизни, но и советчиком, путеводителем в сложных социальных и политических вопросах. Долгое время в Оренбуржье не было своей газеты, и местные жители узнавали новости из столичных изданий. В 1838 году вышли первые номера «Оренбургских губернских ведомостей». Позже появились другие локальные издания, но бурный рост малой прессы произошел в первые годы после Великой Октябрьской революции (так, в

1917 году появляется функционирующая по сей день газета «Бугурусланская правда», в

1918 - «Российская провинция», в 1919 - «Илецкая защита») и в 30-е годы 20 века (1935 год ознаменован рождением половины районных изданий. Среди них: «Причаганье», «Светлый путь», «Сакмарские вести», «Маяк», «Прогресс-Т» и другие). Третья волна появления районной прессы в Оренбургской области прошла в 60-80 годы (1965 год -газета «Степные огни», 1980 - «Ясненский вестник»). Сейчас все районки выходят в формате А3. Большинство объемом в 20 полос («Дёмские зори», «Сакмарские вести», «Степные огни», «Авангард», «Абдулинские просторы», «Степные зори» и другие). На 40 полосах выходят газеты: «Пульс дня», «Илецкая защита», «Сорочинский вестник», «Российская провинция», «Бугурусланская правда» и «Гайская новь». Наименьший тираж на сегодняшний день у газеты «Абдулинские просторы» - 3 000 экземпляров, наибольший у «Бугурусланской правды» - 14 000 экземпляров. В среднем у большинства газет тираж держится на уровне 5000 экземпляров («Демские зори», «Сакмарские вести», «Северная звезда», «Ясненский вестник» и другие).

В новых условиях, вызванных глобализацией, научно-техническим прогрессом, сменой политического курса в нашей стране и изменением экономических взаимоотношений, районной прессе приходится приспосабливаться к новой среде. Малая пресса трансформируется, видоизменяется и ищет новые способы, методы и платформы для взаимодействия с аудиторией, либо спонсоров, для дальнейшего существования издания, ведь, как и 20 лет назад до 90% тиража районок и по сей день распространяется именно по подписке.

По данным «Почты России», во втором полугодии 2014 года в Оренбургской области тиражи сократились на 12%, что значительно ниже, чем в целом по стране, где сокращение тиражей составило в среднем 20% . Уменьшение числа подписчиков изданий в этот период связано с отсутствием дотаций на подписку для печатных СМИ со стороны федерального бюджета и «Почты России», ранее финансировавших на эти цели до трех миллиардов рублей в год. При этом объем подписки еще до снятия дотаций на второе полугодие 2013 года уменьшился на 6,5%. В 2015 году «Почта России» выделила 600 миллионов рублей на поддержку подписной кампании на 1 -е полугодие8. Средства пойдут на предоставление скидок (от 5 до 25%) для издательств и жителей регионов России. В Оренбургском регионе при общем сокращении числа подписчиков есть газеты, которые увеличили свои подписные тиражи. Примерно прежнее количество подписчиков сохранилось у районных газет: «Гвардеец труда» (Новотроицк), «Сорочинский вестник», «Призыв» (Грачевский район), «Прогресс-Т» (Тюльганский район), «На новые рубежи» (Шарлыкский район)9.

Некоторые районки придумывают свои способы повышения подписных тиражей. Так, газета Пономаревского района «Дёмские зори» ежегодно перед началом подписной

7 В Оренбургской области подписные тиражи газет упали на 12% // РИА «Оренбуржье». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ria56.ru/posts/34875893475892374902384209.htm. Дата обращения: 9.07.2014.

8 Почта России выделила 600 млн рублей на поддержку подписной кампании на 1-е полугодие 2015 года // Почта России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/press/ru /home/newscompany/item?newsid=8343. Дата обраще-ния: 21.11.2014

9 В Оренбургской области подписные тиражи газет упали на 12% // РИА «Оренбуржье» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.ria56.ru/posts/34875893475892374902384209.htm. Дата обращения: 9.07.2014.

кампании проводит розыгрыш лотереи среди своих подписчиков, а также организует конкурс на лучшую подписку среди почтовых отделений и почтальонов. Газета Кувандыкского района «Новый путь» смонтировала, озвучила и разместила на своем сайте и в группе в социальной сети рекламный ролик, агитирующий к подписке. В газете Светлинского района «Степные огни» с 1 апреля 2014 года прекратилось обновление информации на сайте в связи с сокращением тиражей, вместо этого в районе были созданы альтернативные пункты, в которых можно подписаться на издание по цене в 2 раза ниже почтовой.

Как видим из последнего примера, одна из причин сокращения числа подписных тиражей - интернет. Экспертами давно выявлена закономерность - чем выше уровень проникновения интернета в регионы, тем стремительнее падают их тиражи. При этом доля пользователей интернетом в общей численности населения области - 18,7% (по данным на 30 сентября 2014 года), что по сравнению с общероссийскими показателями -не много.

Районные газеты в настоящее время переживают кризис. Они вышли в интернет, но лишь немногие смогли в нем остаться. Большинство сайтов просуществовало с 2009-2010 годы по 2011-2013, а после перестали функционировать и обновлять, добавлять информацию. Это связано в первую очередь с экономическими причинами - для малотиражных районных газет не так просто найти рекламодателя для своего сайта, который к тому же не является (в силу малого количества новой информации и визуальной однотипности большинства из них) привлекательным для читателей. Районные газеты в интернете меняли и пробовали разного рода взаимодействия с онлайн-средой - от перепечатки материалов газеты и оригинальных новостей, бесплатного размещения pdf-версий своих газет и выхода в социальные сети до полного выхода из сети. Массовый отказ от сайтов районок произошел в 2012-2013 годы, когда 42 районные и городские газеты (с 1993 года принадлежавшие районным администрациям) проходят этап реорганизации и становятся филиалами ГУП «РИА «Оренбуржье». Единой электронной платформой для всех местных изданий становится сайт RIA56, ставший самым масштабным интернет-проектом в Оренбургской области за все годы. Именно поэтому у большинства районных газет Оренбургской области отсутствуют или перестали функционировать сайты. После прошедших в течение весны-лета 2013 года серии мастер-классов в зданиях районных газет и разъяснений дальнейшей стратегии взаимодействия РИА «Оренбуржье» и районок корреспонденты под руководством редакторов стали практически ежедневно направлять своим новым владельцам материалы. Во вкладке «Печатная пресса» размещаются сокращенные и полные материалы из газет, новости, которые не вошли в печатную версию, рёГ-версии изданий, оригинальные фото. Но с ноября 2014 года после обновления сайта РИА56 вкладка с новостями из районок тоже престала обновляться. Причин для этого несколько.

Как отмечает генеральный директор ГУП «РИА «Оренбуржье» Анатолий Коблов: «Печатная пресса будет жить десятилетиями. [...] Когда мы стали выкладывать интернет-версии каждого номера районных газет, редакции протестовали - от нас уйдёт читатель, упадет подписка. Сейчас на время подписной кампании мы от них отказались, так посетители звонят и спрашивают, почему информации из районов нет. То есть выход в интернет позволил традиционным СМИ расширить аудиторию. Однако работа над самостоятельным сайтом - это всё равно что создание новой газеты»11.

Отметим, что идея создания регионального информационного агентства не нова. Многие приступали к ее реализации в регионе еще в девяностые («Априори», «ОНАКО -

10 Состояние региональной информационной инфраструктуры // Портал Правительства Оренбург-ской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. orenburg-gov. ru/magnoliaPublic/re gportal/ Info/OrbRegion/MassMedia/SostoyanieSMLhtml. Дата обращения: 14.11.2014

11 Виртуальная РИАльность // РИА «Орен-буржье» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://ria56.ru/posts/57457345856836. htm. Дата обращения: 10.10.2014

медиа», агентство «Эфир» ГТРК «Оренбург» и другие). Но всем из них не хватало ресурсной базы. Как отмечает пресс-секретарь - начальник отдела по взаимодействию со СМИ Оренбургского городского Совета, кандидат политических наук Игорь Дмитрачков: «Появлению регионального медиахолдинга «Оренбуржье» и его проекта RIA56.RU предшествовали годы стенаний, отчаяния и бесплодных попыток сохранить прессу в оренбургской глубинке на сколько-нибудь приемлемом уровне. Казалось, ничего уже не может спасти от деградации некоторые районные газеты, навеки сгинувшие в бурном море современных медиатехнологий. Очевидно, что исправить ситуацию могут только жесткие и нестандартные решения, которые и были приняты управлением информационной политики аппарата губернатора и правительства Оренбургской области. Районным газетам впервые предложили стать звеньями областного информагентства, сохранив при этом самостоятельность на местном уровне»12. Вхождение в медиахолдинг во многом повлияло на районную прессу. Рассмотрим поэтапно и более подробно все три этапа трансформации районных СМИ за последние 20 лет.

Социально-политический факторы

В начале 90-х районные газеты проделали огромный путь по преодолению идеологичности. Так, были переименованы многие районные газеты (например: в 1994 году газета «Знамя Коммуны» была переименована в «Абдулинские просторы», а Адамовская районная газета «Целина» нынешнее название газета получила в 1994 году. До этого газета в разное время называлась «Социалистический труд», «Ленинский путь», «Ленинское знамя».). В названии на первый план выносились территориальная принадлежность издания и его информационная направленность. Менялось и содержание: с пропаганды борьбы за коммунизм, на созидание новых демократических ценностей и стремление помочь разобраться читателям в происходящих социально-политических переменах в обществе. В газетах появилось большое количество новостей из экономической, социальной, политической жизни района, в новом ключе стали освещаться вопросы воспитания, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, спорта, культуры. Все материалы стали подкрепляться большим количеством иллюстраций. В демократическом русле изменился язык публикаций, углубился анализ и критика действительности. На смену старым и опытным редакторам пришли более молодые профессионалы, которые меняли формат издания. Уровень газет значительно вырос. Так, материалы районных корреспондентов до сих пор размещаются и в областной газете «Оренбуржье», и в интернет-СМИ Оренбурга и районов области.

В течение 90-х-начала нулевых редакции районных газет переходят на офсетную и цифровую печать, компьютерную верстку, в штатах изданий появляются специалисты новых профессий: компьютерный наборщик текста, цифровой верстальщик и другие. Увеличивается полосность номеров и тиражи малой прессы. Так, в Александровской районной газете «Звезда» с приходом на место главного редактора в 2002 году Т.В. Дранкиной (до этого работавшая заведующей отделом писем, ответственным секретарем газеты) начинается строительство нового здания редакции и переход на печать газеты с черно-белого формата А4 на цветной А3. В августе 2007 года главным редактором «Звезды» была назначена Н.А. Пономарева. При ее руководстве практически за год тираж газеты вырос с 2600 до 3100 экземпляров и сегодня в районе подписчиками газеты являются более 3400 человек, а читателей и того больше. В редакцию поступили новые полиграфические и технические оборудования, что в значительной мере позволило расширить перечень предоставляемых услуг, увеличить кассовые сборы и зарплату работникам предприятия. Отсюда вытекает следующая группа выделенных нами факторов.

Технолого-экономический факторы

12 Региональная журналистика на пороге серьезных перемен // РИА «Оренбуржье» [Элек-тронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria56.ru/posts/regionalnaya_zhurnalistika_na_poroge_sereznykh_peremen.htm. Дата обращения: 10.10.2014

В России с 90-х по сегодняшний день коммерческая деятельность для газет из отдаленных районов никогда не была прибыльной. Поэтому вхождение в ГУП «РИА «Оренбуржье» было залогом их экономической стабильности.

Многие районки сейчас окупают свои тиражи не продажей, распространением по подписке и рекламой, а предоставляя широкий спектр услуг на базе своих типографий. Например, газета «Абдулинские просторы» на базе абдулинской типографии печатает пять периодических изданий, занимается изготовлением бланочной продукции, разнообразной полиграфической и сувенирной продукцией.

Одной из первых в регионе встала на путь технологических преобразований газета Кувандыкского района «Новый путь». В 1994 году издание перешло с линотипного набора и высокой печати на компьютерные набор, верстку и на офсетную печать, что позволило резко улучшить внешний облик издания, расширить оформительские возможности.

В 1998 году в газете Переволоцкого района «Светлый путь» была проведена модернизация полиграфического производства. На смену линотипам и старым печатным станкам пришла современная техника. С приходом в редакцию современного оборудования появились и новые специальности - оператор компьютерного набора, оператор компьютерной верстки. С этого момента газета исполняется на печатных офсетных машинах. Коллектив освоил печатание более сложных заказов: брошюр и книг с большим количеством иллюстраций, в том числе цветных.

В газете Саракташского района «Пульс дня» в 2001 году произошло слияние редакции и типографии. С этого момента начинается новый этап в жизни коллектива -объединение редакции газеты и типографии. Причина слияния как и в других районках: снижение государственного финансирование газеты. После объединения газета идет в рост и уже в 2005 году в редакции появляются новые должности - оператор компьютерного набора и верстки.

С 2006 года «Сорочинский вестник» был переведен на полноцветную печать, газета увеличила объем до 20 полос в неделю. Создание современной материально-технической базы дало возможность внедрить новейшие технологии в производстве газеты, перевести ее на полноцветное исполнение.

Газета Светлинского района «Степные огни» в феврале 2007 года перешла на компьютерную технологию производства и офсетную печать. Как отметили в издании -это стало возможным благодаря реализации областной целевой программы укрепления и переоснащения материально-технической базы предприятий СМИ и полиграфии.

Редакция газеты Северного района «Северная звезда» в октябре 2011 года переехала в новое, комфортабельное здание, где созданы все условия для продуктивной работы коллектива. Сейчас редакция оснащена современной компьютерной техникой, новой мебелью и набором оборудования для оперативной полиграфии. Значительно расширен спектр услуг, предлагаемых населению. Одной из первых в области редакция освоила передачу макетов газетных полос в Бугурусланскую типографию по интернету, что позволило значительно снизить транспортные расходы.

Наиболее успешным и в технологическом, и в экономическом плане можно назвать «Новоорскую газету». Редакционно-издательским домом «Новоорская газета» освоены самые прогрессивные и современные технологии и элементы организации труда. На базе полиграфического цеха печатаются тринадцать газет, в том числе областные. Это «Новоорская газета», адамовская газета «Целина», бузулукская «Российская провинция», «Медногорский рабочий», «Авангард» (Тоцкий район), «Муниципальный вестник Оренбуржья», «Контингент» и другие. Выпускается свыше ста видов различной продукции, от бланков до художественных книг. За последние четыре года на предприятии издано около тридцати художественно-публицистических книг. Предприятие по финансово-экономическим показателям является одним из лучших в области, достигло высокой рентабельности, выходит на самоокупаемость.

Новомедийные факторы (конвергенция, формирование интернет-издания на базе печатного периодического издания, выход в социальные сети).

Эффективное использование современных информационных технологий способствуют обогащению содержания газет, привлечению аудитории и раскрытию творческого потенциала районок.

Так, у газеты Саракташского района «Пульс дня» до марта 2014 года функционировал интересный, яркий, визуально наполненный сайт. Существовала рубрика «видеосюжеты», в которой выкладывались новостные эфиры ТВЦ Саракташ. Можно говорить о конвергенции и слиянии на цифровой платформе трех видов медиа - печатного издания (pdf-версии всех номеров в открытом доступе), интернет-издания (с собственным оригинальным контентом и конкурсами) и телевидения (в 2009 году у «Пульса дня» образовывается новая структура подразделения телестудия «Саракташ»). В интернет-СМИ проводились фотоконкурсы (например: «Съедобное солнышко» из продуктов питания).

Газета Северного района «Северная звезда» на своем сайте создал интерактивную платформу для выражения мнений. Во вкладке «Блоги местных жителей» любой желающий мог вести свой дневник. Сайт издания функционировал с января 2012 года по май 2014. В течение этого времени он постоянно обновлялся, в день размещалось до 7 материалов. А опубликованные на нем тексты набирали почти тысячу просмотров. Похожая судьба и содержание у сайта Матвеевской районной газеты «Новая жизнь». Сайт существовал с июля 2011 года по май 2014 и пользовался популярностью - большинство текстов набирало около 500 просмотров. А материалы «Оценку моей работе поставят матвеевцы» от 26.10.2011 и «Районному Дому культуры - 50 лет» 23.11.2011 - более 1300. На сайте журналисты и жители района так же, как и в «Северной звезде», вели свои тематические блоги. Тематика блогов: финансы, спорт, здоровье, мода, Hi-Tech, стройка и другие.

Отдельно стоит отметить одну из немногих районных газет, которая пожелала сохранить свою независимость. Газета «Бузулукские новости» вышла в интернет в феврале 2010 года. Веб-отдел и печатное издание существуют за счет рекламных сборов и единственное в области за счет краунфандинга - газета разместила на сайте свои реквизиты и просит читателей внести посильную помощь в виде добровольных пожертвований на выпуск газеты, аргументирую свою просьбу так: «Редакция газеты вот уже на протяжении 11 лет предоставляет возможность жителям г. Бузулука и Бузулукского района быть услышанными, поднимать проблемы, которые зачастую не решаются местной властью, доводить до сведения населения информацию о том, как коррумпированными чиновниками, милицией и др. попираются права и свободы граждан. Такая деятельность газеты «Бузулукские новости» может быть эффективной только при условии ее независимости, в том числе и финансовой». На сайте существует множество медийных сервисов, среди которых опросы и РБЛ-версия.

Еще один пример конвергенции и применения районкой видеоформатов - газета «Гайская новь». У издания есть свой канал на видеохостинге «YouTube», который наполняется сюжетами с 2012 года. Видеоновости пользуются популярностью у гайчан и жителей района. Газета оригинальна и в новомедийном способе продаж своих тиражей -свежий номер газеты всегда можно купить через все виды безналичной оплаты на информационном портале ВГае.ру. стоимость номера - за 5 рублей.

У другого районного издания - Адамовской районной газеты «Целина» собственного сайта нет, но есть вкладка на «Первом независимом портале Восточного Оренбуржья Адамовский.РФ» - это своего рода информационное партнерство двух СМИ. На сайте доступна pdf-версия газеты, правда, последнее добавление газет на сайты прекратилось в марте 2014 года. При этом большинство новостей и статей из газеты публикуются на сайте Адамовский.РФ до сих пор (со ссылкой на издание), помимо текста на сайте размещаются фотографии полос газеты и документы (иски, заявления, ответы на

запросы).

У газеты Соль-Илецкиого района «Илецкая защита» в отличие от многих районок сайт не закрылся и ежедневно набирает до 1000 посетителей. В нем присутствует много мультимедийных элементов, например, есть интерактивная лента последних комментариев, фоторопортажи, видео о достопримечательностях города. Также издание работает в новых медиа. В его группе ВКонтакте более 900 участников и 968 записей, а пост «Арбузное счастье» от 14 октября набрал самое большое количество лайков (даже по сравнению с региональными интернет-изданиями): 51 лайк и 2 репоста.

Другие районные газеты Оренбуржья также используют социальные сети для продвижения своего контента:

- газета «Сорочинский вестник» работает над группой в Одноклассниках, размещает контент и проводит акции - последняя по сбору денег для больного ребенка. В группе состоят почти 600 человек.

- газета «Авангард» не создавала своего сайта, а сразу вышла на соцсети - сейчас издание ведет свою страничку в Одноклассниках, в группе более 200 участников.

- у газеты Кувандыкского района «Новый путь» есть страницы ВКонтакте (более 200 подписчиков) и в Одноклассниках (в настоящее время она не обновляется). ВКонтакте добавляется по 2-3 новости с фото и без в неделю. Многие из них собирают лайки и перепосты. Наибольшей популярностью пользуется текст от 23 октября 2014 года «Дюймовочка за рулем джипа» - 38 лайков и 2 перепоста. Паблик существует с 6 ноября 2013 года - за это время он набрал 252 подписчика и 194 новости. На основном сайте издания раз в неделю размещается до семи материалов, много опросов.

- газета Новосергиевского района «Голос глубинки» ведет группу в Одноклассниках (почти 200 друзей), в которой разыгрывает конкурсы, сообщает новости.

Также по сей день активно функционируют и развиваются сайты газет: «Илецкая защита», «Российская провинция», «Вестник труда», «Степной маяк». Стоит отметить, что наименьшее время существовал сайт Красногвардейской районной газеты «Красногвардеец» - в течение 4 месяцев 2011 года.

Районные газеты и в современности - главный источник актуальной информации для жителей глубинки. Вслед за общемировой тенденцией к цифровизации медийного контента малая пресса Оренбуржья также вышла в сеть, но большинство изданий в силу экономических причин, страха потерять тиражи, отсутствия поддержки учредителей, а также понимания значимости данной платформы в новой медийной среде информационного общества обратно перешли в мир офф-лайн. Другие эффективно и экспериментаторски осваивают платформу интернета и новые медиа. Цифровому перевороту предшествовал целый ряд поэтапных трансформаций в районной прессе. За последние годы изменились не только названия газет, но и их объем, тиражи, способ печати и полиграфическое исполнение. В распоряжении журналистов и полиграфистов Оренбуржья сегодня современное компьютерное оборудование, цифровые диктофоны и фотоаппараты, множительная и копировальная техника, позволяющая не только выпускать районную газету, но и оказывать населению различные услуги и, главное, оставаться читаемой и нужной читателям. Но в современной реальности меняется сам читатель и его запросы. Так, в настоящее время только половина респондентов в возрасте 16-24 читают печатные издания. Издательский бизнес должен учитывать особенность грядущего поколения. Как отмечает один из читателей в комментариях о закрытии сайта газеты «Степные огни»: «Очень неприятно удивился, что больше в инете не будут добавляться новости. Сам теперь проживаю очень далеко от Светлого, но постоянно читал обо всем, что происходит на моей родине»13. И таких разочарованных мнений будет появляться все больше. Использование новых технологий в будущем неизбежно. При

13 Газета «Степные огни» / Ваши пожелания, вопросы, письма, обращения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ьйр:Мерше-оаш.ги/?р=3147&сраае= 2#соттей-35488. Дата обращения: 9.11.2014

этом изменятся не только сами районки, их содержание и профессиональные обязанности журналистов, постепенно произойдут более глобальные изменения - уже сейчас поэтапно трансформируется весь социальный институт прессы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В Оренбургской области подписные тиражи газет упали на 12% // РИА «Оренбуржье» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ria56.ru/posts/ 34875893475892374902384209. htm. Дата обращения: 9.07.2014.

2. Верховская, А.И., Прохоров, Е.П., Свитич, Л.Г., Фомичева, И.Д., Ширяева, А.А. Районная газета в системе журналистики. - М.: МГУ, 1977. - С. 264.

3. Виртуальная РИАльность // РИА «Оренбуржье» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://ria56.ru/posts/57457345856836.htm. Дата обращения: 10.10.2014.

4. Газета «Степные огни» / Ваши пожелания, вопросы, письма, обращения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stepnie-ogni.ru/?p=3147&cpage=2#comment-35488. Дата обращения: 9.11.2014.

5. Грабельников, A.A. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. - М.: РИП-Холдинг, 2000. - C. 334.

6. Евдокимов, В.А. Периодические печатные издания в информационном пространстве региона: учеб. пособие. - Омск: НОУ ВПО «Омский гуманитарный институт», 2004. - C. 52.

7. Засурский, И.И. Реконструкция России (масс-медиа и политика). - М.: МГУ, 2001. -С. 286.

8. Почта России выделила 600 млн рублей на поддержку подписной кампании на 1 -е полугодие 2015 года // Почта России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russianpost.ru/rp/press/ru/home/newscompany/item?newsid=8343. Дата обращения: 21.11.2014.

9. Пуля, Ю.С. Показатели экономической деятельности современных районных (городских) газет // Региональная журналистика и актуальные проблемы современности: материалы Первых Северо-Западных чтений / отв. ред. А.Д. Кривоносов. - СПб.: СПбГУ, 2003. - C. 66.

10. Региональная журналистика на пороге серьезных перемен // РИА «Оренбуржье». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria56.ru/posts/regionalnaya_zhurnalistika_na_ poroge_ sereznykh_peremen.htm. Дата обращения: 10.10.2014.

11. Свитич, Л.Г. Типологические особенности районной печати: В сб. «Рабочая книга редактора районной газеты» / отв. ред. Я.Н. Засурский. - М., 1988. - С. 34-48.

12. Состояние региональной информационной инфраструктуры // Портал Правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.orenburg-

gov.ru/magnoliaPublic/regportal/Info/OrbRegion/MassMedia/SostoyanieSMI.html. Дата

обращения: 14.11.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.